d9e5a92d

Меньшие включенные структуры


1. Становится активным участником гипнотического процесса
2. Выбирает глубинную структуру, которая репрезентирует значение, удовлетворяющее его, обеспечивая таким образом удовлетворительное следование.
3. Использует свои нормальные лингвистические механизмы обработки информации с трансдеривационным поиском значений.
МЕНЬШИЕ ВКЛЮЧЕННЫЕ СТРУКТУРЫ
Следующие две категории поверхностных структур - встроенные вопросы и встроенные команды, которые включают в себя другую структуру, могут составить ценный ресурс для внесения внушений и для построения потенциала ответа с помощью провоцирования процессов доминантного полушария. Здесь будут обсуждаться две эти категории -встроенные команды и встроенные вопросы.
ВСТРОЕННЫЕ ВОПРОСЫ
Встроенные вопросы служат цели построения потенциалов ответа клиента тем, что поднимают вопросы, не допускающие очевидного ответа со стороны клиента. Они очень часто являются пресуппозицией некоторой другой команды и служат вовлечению доминантного полушария, заставляя его использовать внутренний диалог для ответов на вопросы. или попыток ответить на них, или даже попыток угадать, должно ли оно отвечать на вопросы, или даже, более того, может ли оно ответить на них, и в случае, если вопрос не был в действительности задан.

Некоторые примеры послужат цели прояснить это высказывание.
Мне интересно было бы знать, знаете ли вы, какая рука поднимется первой. Мне любопытно знать, действительно ли вы можете найти ваше колено в темноте. Я не знаю, знаете ли вы, входите вы или нет в транс. Я взвешиваю, как вам понравится перспектива гипноза. Мне любопытно, когда вы впервые решили увидеть меня и что вы действительно хотите для себя.

Все из вышеприведенных поверхностных структур имеют общую характеристику поднимания вопроса без требования явного ответа от клиента. Это наиболее легко выполнимо конструированием относительно вопроса утверждения в такой форме:
Х (глаголы или глагольные формы, подразумевающее вопрос) осведомлен ли У о (вопрос)
Я гадаю, осознаете ли вы тяжесть своих век.
Мне любопытно, знаете ли вы, которая из ваших рук поднимется первой.
Точно так же Х может быть говорящим от имени любого другого человека. Пример:
Джону интересно, знаете ли вы, какая из ваших рук поднимется первой. - может быть любая фраза, как: интересно, любопытно, не знаю, т.п.;
связка ли - может быть любое условие, как: ли, если, ли или нет;
ИЛИ может быть словом вопроса, как: о, как, что, когда, почему, зачем:
Мне любопытно, зачем вы пришли сюда, и знаете ли вы сами, зачем. где глаголы вопроса - любые глаголы и глагольные формы, которые позволяют следовать за ними встроенным вопросам. Эти встроенные вопросы наиболее эффективны, когда они состыкованы вместе с целью максимального отвлечения доминантного полушария. Это позволяет гипнотизеру заключать такие встроенные вопросы ясной командой, желательной для гипнотизера, таким образом используя потенциал ответов, который гипнотизер выстроил у клиента, например:
Меня занимает, почему вы хотите войти в транс, и мне даже еще более любопытно знать, думаете вы или нет, что вы можете (сделать это), я не знаю, знаете ли вы, что скоро вы закроете свои
глаза; по-настоящему я даже не знаю, знаете ли вы что-либо о трансе вообще. Я взвешиваю это, и мне весьма любопытно узнать, знаете ли вы даже, как полностью релаксировать.
ВСТРОЕННЫЕ КОМАНДЫ
Встроенные команды служат цели высказывания предложений клиенту в непрямой форме, таким образом, затрудняя для него сопротивляться любым образом. Это составляет паттерн поверхностных структур, которые включают в себя команду точно так же, как предшествующий паттерн включал вопрос. Например:
Дети способны, Фред, сесть и отдохнуть.
Я могу, Фред, дышать глубоко, когда я говорю, но ты не обращаешь внимания, не так ли.
Люди должны, Фред, сидеть все время в кресле, отдыхая. Растения могут, Фред, чувствовать себя комфортными и отдохнувшими.
Это четыре предложения поверхностных структур - один тип встроенной команды. Они конструируются помещением имени клиента после модального оператора, такого как:
может, мог бы, должен, способен


Это существенное, хотя и не необходимое условие встроенной команды. Также они могут быть сконструированы использованием инфинитивной формы некоторого предиката, как:
видеть, чувствовать, двигаться
Многие люди хотят ясно прочувствовать, что я имею в виду. Форма встроенной команды:
Многие люди хотят, Фред, ясно прочувствовать... Мне хочется, Фред, чтобы ты почувствовал себя отдохнувшим. Моя мама часто говорит мне, Фред, дышать глубоко и медленно. Встроенные команды могут быть также даны прямым и непрямым цитированием.

Это одна из излюбленных и наиболее часто используемых Эриксоном форм косвенной подачи команды. Осуществимо это помещением команды в контексте либо прямой, либо непрямой цитаты из некоторого другого времени, места или ситуации. Например:
Я привык иметь дело с пациентами, которые говорили бы, что чувствуют себя отдохнувшими.
Они наиболее эффективны, когда они также аналогово маркированы выделением команды и внимательным взглядом на слушателя, если его глаза открыты.
Непрямая встроенная команда:
Мои друзья говорят мне, что чувствуют себя комфортно и расслабляются, когда мы находимся вне города. Прямая встроенная команда:
У меня был пациент, который однажды сказал мне: “Милтон, почешите ваш нос” . Это не произвело на меня большого впечатления. Но он настойчиво говорил мне: “Сделайте это сейчас”. Другим примером может быть:
Смысл так трудно понять; что это значит, особенно когда кто-нибудь говорит: “Не шевелитесь” или “Не говорите”.
Что имеют в виду, когда говорят: “Закроите сейчас ваши глаза”. Что имеют в виду, когда говорят: “Посчитайте про себя в обратном порядке от 20 до 1”.
Все из вышеописанных меньших включенных структур, и вопросы, и команды, служат ценным инструментом гипнотизеру для подачи косвенным образом предложений и, в то же время, для отвлечения и использования доминантного полушария. Встраивание вопроса или команды есть просто включение вопроса или команды в большую поверхностную структуру, которая служит для их смещения . Стиль, таким образом представленный, является грамматическим подходом; однако, эффект будет тот же, когда встраивание происходит неграмматическим путем. В действительности, оно может быть более эффективным, будучи представленным в неграмматической форме.

Это будет работать на дальнейшее отвлечение и перегружение доминантного полушария. Например, рассмотрим следующую комбинацию всех меньших структур, как грамматических, так и неграмматических:
Меня занимает, понимаете ли вы или нет, что вы можете чувствовать себя комфортным и отдохнувшим, да, сейчас, я имел друга, который обыкновенно говаривал: “Вы можете узнать что-нибудь, если только вы дадите себе шанс отдохнуть, и мне занимательно, знаете ли вы или нет, что вы можете, Фред, чувствовать себя отдохнувшим, и мне очень любопытно узнать, осознаете ли вы полностью, что вы можете, Фред, знать то, что вы можете или хотите знать сейчас. Мне также хочется, хотя я и не знаю, хотите вы знать это или нет, можете ли вы, Фред, закрыть глаза и испытывать ощущение отдыха прямо сейчас.
ПРОИЗВОДНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
Когда каждый из нас использует естественные языковые системы для коммуникации, то он подразумевает способность слушателя слышать наши поверхностные структуры и декодировать их из последовательностей звуков в значение. Другими словами, мы предполагаем способность слушателя восстановить репрезентацию глубинной структуры из представленной нами поверхностной.

Дополнительно к этому восстановлению глубинной структуры из поверхностной мы часто предполагаем определенные добавочные возможности вроде того, что слушатель извлечет смысл из предложенного нами. Здесь проявляется к
10-992 145
естественная способность говорящего-слушающего, к примеру, создавать контекст, в котором предложение, репрезентируемое нами, могло бы иметь некоторую прагматическую ценность. Эриксон в своей работе употребляет две из этих дополнительных способностей, или способностей к формированию произвольных значений со стороны слушателя.

Это пресуппозиция и разговорные постулаты. Мы представляем сущность пресуппозиции в “Структуре Магии”-I, как одно из различений в мета-модели (гл. 3 и 4)
В недавних работах по лингвистике трансформационисты начали исследовать, как пресуппозиции действуют в естественном языке. Определенные предложения, будучи употребленными, подразумевают, что определенные другие предложения должны быть истинны для того, чтобы в первых предложениях можно было найти смысл.

Например, если я слышу, что вы говорите: /37 / здесь на столе кошка я могу выбрать, верить мне, что здесь на столе есть кошка, или нет, и, в любом случае, я могу найти смысл в том, что вы мне говорите. Однако, если я услышу что вы сказали: /38/ Сэм осознал, что здесь на столе есть кошка, я должен подразумевать, что здесь на столе действительно есть кошка, для того, чтобы извлечь хоть какой-то смысл из того, что вы говорите. Это различие явно видно, если я включаю негативный элемент в само предложение: /39/ Сэм не осознает, что здесь на столе есть кошка.

Это показывает, что, когда высказано предложение, имеющее противоположное значение, такое, которое отрицает, что-то, что было сказано вначале, - правда, все же должно предполагаться наличие на столе этой злосчастной кошки для того, чтобы вычленить смысл из предложения. Предложение, которое должно быть истинно, чтобы некоторое другое предложение имело смысл, называется пресуппозицией второго предложения.



Содержание раздела