d9e5a92d

Каждый человек уникален


2. Упражнение выполняется в малых группах. Для всех приводится пример какой-либо дурной привычки (злоупотребление алкоголем, курение, использование наркотиков, зависимость от азартных игр, переедание, привычка опаздывать, чрезмерная раздражительность и т.д.). Задача всех участников упражнения предложить позитивные решения (каждый по каждому пункту), то есть, предложить новые, более выгодные и приносящие повышение самооценки привычки.
 
13. Каждый человек уникален.
 
 
Этот главный принцип своим существованием во многом обязан уникальной личности Милтона Эриксона, самого известного гипнотизёра 20-го века. Великий мастер, кроме всего прочего, не различал цвета (кроме пурпурного), страдал тональной глухотой и дислексией (нарушением речи), дважды перенёс паралич вследствие полиомиелита. М.Эриксон научился рассматривать свои особенности, как особые качества, позволяющие ему владеть эффективными навыками и умениями. Этот человек оставил за собой серьёзное наследие. Его последователи и ученики, которым удалось получить уроки у самого мастера, вспоминали своего учителя, как очень жизнелюбивого и доброго человека.

Лично я уверен, что Милтон Эриксон глубоко принимал и отстаивал в своей психотерапевтической деятельности право каждого человека на собственную уникальность и полноту жизни. Жизнь так непросто далась самому мастеру, потому он и ценил её во всех проявлениях. С этих позиций М.Эриксон работал со своими пациентами, помогая использовать им свои особенности как основу для саморазвития.
 
Каждый человек уникален. Каждый человек такой же, как все. И то и другое утверждения верны.

Потому следует определить пространство индивидуальности. Сначала условно разделим человека на врождённую и приобретённую составляющие. Затем сделаем акцент на ресурсе уникальности.
Врождённо человек приобретает уникальную психофизическую конституцию и, возможно, весь диапазон психических способностей, также как и любой другой человек. Людей можно сравнить с клетками человеческого организма. Все клетки несут в себе одинаковое ДНК, но одно и то же ДНК в разных клетках по-разному задействовано. Активность разных участков ДНК приводит к специализации клетки.

Одна клетка становится клеткой печени, другая кровяной, третья костной и т.д. Похоже, что каждый человек также несёт в себе свою специализацию. Один и тот же опыт по-разному отражается в сознании разных людей и последующих психофизических реакциях.

По мнению автора, уникальная психофизическая конституция конкретного человека содержит в себе не только наследственность, но и сложную комбинацию циклических ритмов на момент рождения. Это своего рода заказ на человека в сообществе (клетку в организме). Данная сложная комбинация циклических ритмов бессознательно определяет поведенческие модели и предпочтения.

Автор книги выражает надежду, что психология как наука придёт к этому открытию, которое давно не секрет для многих специалистов.
Приобретает человек весь комплект необходимых навыков и умений для сосуществования с себе подобными в социальном мире. Это мышление, речь, письмо, культурные ценности и многое другое. Приобретённые навыки и умения взаимодействуют друг с другом в социальных ролях.

Социальная роль проживается конкретным человеком в образе самого себя, в том, как он себя представляет и в том, как он видит свои задачи. Поэтому автор книги предлагает следующую модель для исследования и понимания уникальности личности или социальной составляющей индивидуальности человека:
 
1) Внутренний сценарий.
 
2) Режиссура.
3) Актёрское исполнение.
4) Зрительская реакция.
 
Внутренний сценарий (1) представляет собой набор задач, подчинённых главной сверхзадаче. Во внутреннем сценарии нет рациональных алгоритмов, он глубоко чувственный по своей сути. Формируется сценарий с раннего детства, с мечты и грёз, которые предваряют жизненные и социальные интересы.

Достижение сверхзадачи предполагает целеустремлённость и обретение сверхмогущества, то есть, способности реализовывать сокровенные желания. Подчинённые задачи предваряют достижение главной. Они, своего рода, тактические победы.



Каждая такая тактическая победа усиливает предвкушение главной победы (над судьбой) и приближает к сверхмогуществу. По-сути, человек существует ради этой энергии и строит свою жизнь, как средство её получения. Иначе человек зачахнет (депрессивно саморазрушится) в прямом и переносном смысле из-за чувства беспомощности перед силами судьбы и низкой самооценки. Самооценка во многом зависит от исполнения сокровенных желаний. Задачи и сверхзадача ассоциативно (с раннего детства) закрепляются интенсивным позитивным чувственным откликом в психологической структуре конкретного человека.

Другими словами, ради получения интенсивно переживаемой эйфории предвкушения сверхмогущества человек направляет свою деятельность (действия, мысли и чувства) в русло достижения задач и сверхзадачи. Суть человека – его сверхзадача. Если увидеть и понять сверхзадачу конкретного человека, то откроется доступ к его энергоресурсам. Это важно понимать.

Формулировка сверхзадачи, как правило, социально не адаптирована. Вслух людям свойственно произносить некие компромиссные цели, являющиеся осторожным вариантом из-за необходимости соизмерять личные интересы с реальными возможностями. Настоящая идея сверхзадачи ближе к идеям величия, абсолютного превосходства и богоподобия.

Обычно настоящую идею сверхзадачи человек удерживает в подсознании, чтобы избежать катастрофического чувства беспомощности и удара внешней реальности по самооценке.
 
Режиссура (2) это управление судьбой. Есть правила игры внешней реальности, но не все возможности видны невооружённым взглядом. Правила игры внешней реальности надо изучать, получать образование, внимательно следить за событиями и анализировать внешние и скрытые факторы.

С другой стороны следует тщательно изучать самого себя. Для конкретного человека событие возникает на стыке внешней и внутренней реальности. И только от конкретного человека зависят методы, подходы, технологии, принципы и мировоззренческие представления о том, как надо реализовать задачи и сверхзадачу.

Режиссёрски, в предлагаемых обстоятельствах, мы выстраиваем себя как личность, вырабатываем у себя определённые черты характера, привычки, знания, навыки и умения. Режиссура в данном случае – это стратегия, которая развёрнуто отвечает на вопрос – кто мы такие в этом мире.
Актёрское исполнение (3) ближе к житейской тактике. Человек, как актёр работает с образом самого себя. Именно в образе человек предстаёт в самых разных жизненных ситуациях. Обычно образов не бывает много. Безусловно, это обедняет диапазон возможных самопроявлений человека.

Актёрское амплуа важно расширять, что вполне удаётся, когда человек любопытен к тем, кто его окружает и с удовольствием копирует своих знакомых в тех ситуациях, когда их образы более удачны с точки зрения особенности момента. Человеку врождённо дана потрясающая способность копировать и перевоплощаться. От этого внутреннее Я человека нисколько себя не умоляет, так как внутреннее Я никакого отношения не имеет к личности человека.

Личность человека представляет интересы внутреннего Я во внешнем, социальном мире. Личность всегда инструмент, способ, средство. В гипнотическом трансе любой человек довольно легко может перевоплощаться в другой образ и действовать, мыслить и чувствовать совершенно иначе. Главное, чтобы образ был в интересах сценария и отрежиссирован.

Смена образа на более удачный может дать мощный позитивный сдвиг в жизнедеятельности конкретного человека.
Зрительская реакция (4) подобна зеркалу, в котором человек видит самого себя. Однако это зеркало далеко не всегда отражает то, что человек хочет видеть. Факторов отражения много. С одной стороны, человек вовлечён в сложный баланс ролей.

С другой стороны, восприятие одного человека другим человеком зависит, прежде всего, от субъективных представлений другого человека. То есть, меня воспринимают не так, как мне хочется, а в зависимости от субъективного опыта и предпочтений того, кто меня воспринимает. Зеркало не правдиво и не обманчиво.

Оно как бы отражает заказ на героя в специфической конфигурации социальных ролей. Другими словами, меня воспринимают не во всём многообразии моей уникальности, а сугубо с точки зрения интересов людей в группе в данный момент. Человек может быть смешным и странным в одной ситуации, опасным и непредсказуемым в другой. При этом и там и там он был одинаков.

Зеркало зрительской реакции имеет свои объективные правила, не зависящие от наших субъективных желаний. Чтобы получить желаемую реакцию (отражение) важно внятно представлять спрос на героя. Иначе взаимоотношения с окружающими людьми могут превратиться в бесконечную битву с ветряными мельницами.

Люди никогда не увидят Вас, им нужен герой со страниц собственных романов. Этот аспект фундаментален, если гипнотизёр хочет быть эффективным коммуникатором.
Возвратимся к уникальной психофизической конституции конкретног человека, а также сложной врождённой комбинации ритмов бессознательного, определяющей поведенческие модели и предпочтения. По мнению автора, для каждого человека характерны индивидуальные циклические ритмы существования, с которыми связаны некоторые формы жизнедеятельности. Это значит, что производится биохимическая регуляция деятельности и жизненных интересов. Одни интересы находят внутренний отклик и получают чувственную поддержку, другие нет. Очевидно, здесь задействованы сложные ассоциативно-рефлекторные процессы.

В итоге, человеку сложно заниматься тем, что не отвечает его биохимическим интересам и не находит положительного чувственного отклика. Компенсация может происходить в специфических моделях действий, мыслей и чувств, задачей которых является сброс напряжения. Так возникают фикс идеи, странные привычки и предпочтения, а также самые разные проявления неадекватности.

В гипнотической практике за каждой странностью следует искать невыраженную в актуальной жизнедеятельности важную внутреннюю потребность.



Содержание раздела