3.1. Предпринимательский потенциал России.
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей . Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи . Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
К сожалению, в России ситуация все еще остается иной. Традиционная коммунистическая модель общественного развития всегда базировалась на необходимости подавления предпринимательского духа в обществе и предпринимателя как носителя такого духа. Опыт перестройки (особенно ее начального периода) показал, что отказываясь на словах от традиционной коммунистической модели общественного развития, фактически мы во многом продолжаем именно эту линию. Мы уже достаточно отчетливо осознали, что, оказывается, мало провозгласить тезис, разрешающий предпринимательство, что мало принять какие-то законы, способствующие этому... Удивительное дело разрешение получено, а "предпринимательского бума" не наблюдается! Почему? Разве страна бедна ресурсами? Или кризис перепроизводства? Что, у нас нет людей, способных осуществлять значительные предпринимательские проекты?
Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно переходит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. За предпринимательством в России будущее, процесс накопления критической массы неизбежно приведет к "предпринимательскому буму".
Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно негативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.
С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной доля государства, как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим сохраняется сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.
Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, 61% российской бизнес - элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников.
Довольно пестрым является и неноменклатурный сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в мелкорозничной и челночной торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. К сожалению, немалая часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего теневого бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Криминальные структуры втягивают в свою орбиту и вполне чистый бизнес, облагая его всевозможными поборами. Рэкет стал почти неотъемлемой частью российского предпринимательства 90-х гг.
Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных, но и цивилизованных предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная дать нынешним и будущим российским предпринимателям не только современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.
Другой ключевой фактор осознание предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.
Еще одна важная задача перевести большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.
В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.
3.2. Особенности развития инновационного предпринимательства и обоснование дополнительных мероприятий по управлению рисками.
Инновационный риск особенно важен в современной предпринимательской деятельности, которая находится на этапе увеличения капиталов, используемых как для производства существующих товаров и услуг, так и для создания новых, ранее непроизводимых.
Инновационный риск это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:
Инновационное предпринимательство это процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организационный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур,
Предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность - особый инструмент предпринимательства.
В настоящее время сложилось понимание предпринимателя как новатора; "Задача предпринимателей реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле через использование новых технологических достижений для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности"'.
В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства: инновация продукции; инновация технологии; социальные инновации.
Первый вид инновационного предпринимательства инновация продукции представляет собой процесс обновления потенциала предприятия, обеспечивающий увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке. Второй вид инновация технологии это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем получаемой прибыли. Применение социальных инноваций расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей.
В широком смысле инновационной является любая разновидность истинного предпринимательства, ибо последнее по определению основывается на новаторстве, творчестве, нестандартных и рисковых подходах. Вместе с тем инновационное предпринимательство выступает как особый вид бизнеса, результатом которого становится специфический товар нововведение (инновация). В соответствии с формулой, принятой Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), нововведение это трансформация идеи в рыночный продукт или услугу, в новый или улучшенный производственный процесс или в новый метод оказания социальной услуги.
Инновационные фирмы различных размеров и направлений деятельности, составляющие основу инновационного сектора экономики, это организации, разрабатывающие нововведения с целью их продажи на рынке. В литературе широко употребляются и другие, близкие по смыслу термины, имеющие различные оттенки: наукоемкая фирма; технологичная фирма (technology firm); высокотехнологичная фирма (high-technology firm; фирма новейшей технологии (new technology-based firm). Общее для всех этих понятий то, что они характеризуют фирмы, осуществляющие НИОКР, разрабатывающие и производящие продукты и услуги при высокой концентрации новых сложных технологий.
Инновационный сектор экономики представлен несколькими сегментами. Во-первых, - корпоративными структурами (сюда входят научно -исследовательские подразделения крупных компаний или их внутренние венчуры, являющиеся инновационными предприятиями, выделенными из состава корпорации на период создания и коммерческого освоения нововведения и управляемые через специальные отделы). Во-вторых, государственно - общественными образованьями (в том числе учебными заведениями, университетскими исследовательскими центрами, и т.п.). В-третьих, малыми инновационными фирмами (МИФ).
Рассматриваемому сектору экономики присущи высокие темпы роста. Так, общее количество инновационных фирм в США в 1976 1986 гг. возросло с 53,7 до 88,4 тыс., т.е. увеличилось в 1,6 раза, а на начало 90-х годов составило около 100 тыс. Большая часть этих фирм представлена МИФ: в тех же США в различных сферах инновационного бизнеса они составляют от 70 до 98% всех предприятий, и на них приходится от 16 до 20% занятых. Такие фирмы являются технологическими лидерами в отраслях двух типов: в динамичных, с быстро меняющейся технологией, и в эмбриональных, только зарождающихся (в остальных отраслях, как правило, техническое развитие осуществляют крупные компании). Так, в сфере программного обеспечения 98% фирм малые; в отрасли фотоники и оптики 97; в наукоемком сервисе и сфере контроля и измерений по 96%).
В России процесс создания МИФ начался в конце 80-х годов и прошел несколько этапов со сменой организационно-правовых форм и приоритетных видов деятельности. На этих этапах возникали: научно-технические кооперативы (НТК); центры научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ); совместные инновационные предприятия; фирмы-посредники между временными творческими коллективами и заказчиками научно-технической продукции, занимавшиеся внедрением нововведений; фирмы, обеспечивающие процесс компьютеризации страны на базе импортной вычислительной техники, периферийного оборудования и средств связи. До начала приватизации малые формы научно-технического профиля являлись теми или иными структурными подразделениями государственных предприятий или организаций. В ходе же приватизационной кампании стали возникать частные инновационные предприятия: АО (товарищества) на материально-технической и финансовой базе государственных предприятий или предприятий арендного типа (создававшихся на основе НИИ, вузов и госпредприятий). Начался процесс превращения государственных НИИ и КБ в частные малые инновационные фирмы.
В официальной российской статистике последние отдельно не учитываются, однако косвенное представление об их численности и ее динамике можно составить по соответствующим данным о малых предприятиях в отрасли наука и научное обслуживание (тыс.): в 1991 г. 10, в 1992г.36, в 1993 г. 65, в 1994 г. 52, в первом квартале 1995 г. 47, или 5,6% общего количества малых предприятий в стране. Таким образом, динамика малого инновационного предпринимательства соответствует тенденции эволюции российского малого бизнеса в целом и характеризуется, в частности, замедлением роста после 1994г.
Ключевую роль в становлении малого инновационного предпринимательства призвана сыграть система институтов его поддержки, или инновационная инфраструктура. Она, судя по опыту стран развитой рыночной экономики, включает три главных функциональных блока. Это блоки: а) специализированных организаций поддержки и обслуживания МИФ; б) центров выращивания последних; в) зон (территорий) инновационного предпринимательства. При этом элементы первой группы можно рассматривать в качестве объектов общей рыночной инфраструктуры, а второй и третьей объектов инфраструктуры как малого бизнеса в целом, так и малого инновационного предпринимательства в частности.
К первому функциональному блоку относятся следующие подсистемы: 1) информационного обеспечения; 2) экспертизы; 3) финансово-экономического обеспечения; 4) сертификации наукоемкой продукции; 5) патентования и лицензирования; 6) подготовки и переподготовки кадров; 7) лизинговые центры; 8) консультационная служба (маркетинг, менеджмент и др.); 9) фирмы специализированных услуг (бухгалтерских, аудиторских, рекламных и др.); 10) фирмы-технологические (научно-технические) посредники. Все названные подсистемы находятся в России в начальной фазе становления (пожалуй, относительно продвинутым можно считать состояние информационного обеспечения, подготовки кадров и консалтинговых услуг).
Второй и третий функциональный блоки инновационной инфраструктуры представлены центрами выращивания (инкубаторами) бизнеса, в том числе малых инновационных фирм, а также научными и технологическими парками. Имеющиеся данные о количестве действующих парков и инкубаторов существенно расходятся. Согласно одним источникам, в РФ на начало 1996 г. функционировали 27 технопарков и 65 инкубаторов инновационного бизнеса, объединенных в ассоциацию Технопарк, созданную в 1990 г. По другим данным, на конец 1995 г. имелось всего 42 объекта, включая научные и технологические парки, инкубаторы бизнеса и инновационные центры.
В общем, формирование инновационной инфраструктуры в России так или иначе уже идет по всем трем функциональным блокам, хотя недостаточно быстро. Правообеспечение, финансирование и кадры специалистов это, стоит повторить, главные проблемы, однако не менее острым можно, думается, считать дефицит координирующего государственного воздействия на развитие охарактеризованной инфраструктуры.
Становление инновационного предпринимательства тесно сопряжено с развитием практики венчурного (рискового) финансирования. В широком смысле под ним подразумеваются все вложения в рискованные с точки зрения финансовых результатов проекты, прежде всего в области высоких технологий. В узком смысле оно означает долго- или среднесрочные инвестиции в виде кредитов или вложений в акции, осуществляемые венчурными фондами с целью создания малых быстрорастущих компаний. Чаще всего малые рисковые (или венчурные) предприятия связаны со сферой НИОКР, поэтому для их обозначения используется фигурировавший выше термин малые инновационные предприятия. Венчурные фонды существуют в нескольких организационных формах, главной из которых является специализированная независимая фирма венчурного капитала (ФВК). Далее по значимости идут венчурные фонды крупных корпораций, инвестиционные компании малого бизнеса, научно-исследовательские партнерства с ограниченной ответственностью, являющиеся формой совместного финансирования НИОКР
Через свои венчурные фонды корпорации осуществляют рисковое финансирование малых фирм, выступающее формой интеграции последних с крупными структурами. С учетом этого обстоятельства перспективы развития в России венчурного финансирования важно, думается, увязать прежде всего с реализацией возможностей становящихся финансово-промышленных групп. Налаживание их взаимодействия с малыми инновационными фирмами способствовало бы смягчению противоречия между невостребованностью колоссального научного потенциала российских ученых и необходимостью кардинального обновления технической основы почти всех отраслей народного хозяйства. Государство призвано создать адекватную этой задаче внешнюю среду, а также осуществлять прямую финансовую поддержку приоритетных венчурных разработок. Важную роль способны сыграть специальные фонды финансирования, инициируемые государством и объединениями предпринимателей, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и т.д.
3.3. Предпринимательская деятельность на предприятии по месту работы.
Предприятие "Фокус-Центр" в которой я работаю, как и большинство российских фирм, подвержено влиянию внешней среды. Также как и большинство российских фирм предприятие испытывает огромные трудности. До августа 1998 года, когда был объявлен дефолт, наше предприятие было одним из крупнейших в России, которое занималось фотобизнесом. Около 30 магазинов и фотолабораторий находилось только в Москве. Огромное количество филиалов было в других городах: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Саратове, Курске, Туле, Воронеже и др. Существовали филиалы и государствах ближнего зарубежья. В частности на Украине и в Казахстане успешно функционировала сеть фотомагазинов, работающих под торговой маркой "Фокус", система контроля качества "Кодак-Экспресс". Наша компания занималась оптовыми и розничными продажами фотоматериалов фирмы "Кодак" на территории России и стран ближнего зарубежья. Помимо фотоматериалов компания также занималась продажами товаров сопутствующих фотографии. Это огромное количество всевозможных альбомов, фоторамок, элементов питания. Фирма занималась продвижением товаров под маркой "Кодак" на российском рынке, так как "Кодак" помимо фотоматериалов выпускает большое количество и других товаров, таких как видеокассеты, фотоаппараты, всевозможные магнитные носители, элементы питания, аксессуары для компьютеров, в частности специальную термобумагу для нового направления в технике фотографии. На фирме проводились различного рода семинары, которые давали сотрудникам огромное количество новой полезной информации. Что стоит упомянуть о первых автоматических камерах фирмы "Кодак". В 1995-1996 годах был огромный "торговый бум" на эти фотоаппараты. Наши магазины продавали до 40 фотоаппаратов в день. Прибыли фирмы были огромные. На каждый вложенный доллар прибыль составляла более10 долларов. Стоимость Фотографии для покупателя 10 15 см составляла 0,35$. Фирма несколько раз в месяц закупала вагонами фотоматериалы, которые свозились на центральный склад и которые по заявкам заведующих магазинов немедленно доставлялись на торговые точки. Огромные деньги тратились на рекламу по телевидению и радио. В 1997 году на День города фирма участвовала в шоу организованном мэром Москвы на Ленинских горах. Фирма могла позволить себе устраивать всевозможные банкеты, презентации. Деньги текли рекой. Налоги практически не платились. Зарплата оформлялась как дивиденды и перечислялась на расчетный счет в банке. После чего сотрудники снимали свои деньги со счетов по кредитным карточкам. Был раздут до неузнаваемости управленческий аппарат. Огромное количество менеджеров, управляющих магазинами, всевозможных служб, типа отдела по "человеческим ресурсам", суть которых сводилась на бумаге к тому, чтобы сотрудники могли поделиться своими наболевшими проблемами. На деле же все оборачивалось тем, что после таких обращений сотрудника увольняли, а заведующий магазином получал выговор. На торговых точках работало большое число высококвалифицированных операторов, продавцов, заведующих. А "на верху" сидели люди, которые ничего не понимали в производственном процессе, и при этом получали огромные деньги, имели большое количество всевозможных льгот типа бесплатных поездок в санаторий, путевок со скидкой в страны дальнего зарубежья, оплаты жилья и прочее.
Такая предпринимательская деятельность на фирме, в конце концов, дала о себе знать. К концу 1998 года существовало уже огромное количество конкурентов. Причем фирмы, как правило, организовывались бывшими сотрудниками нашей компании, которых по каким либо причинам увольняли из фирмы. Имея большой опыт и квалификацию, эти сотрудники очень быстро "поднимались на ноги". Причем по-другому организовывали производственный процесс. Переходили на фотоматериалы более "дешевых фирм", отказывались от сертификации фотопроцессов, открывали сеть приемных пунктов, а не сеть магазинов. Известно, что за приемный пункт приходится платить значительно меньшую арендную плату, в отличие от фотомагазина. Можно и не открывать приемный пункт, а договориться с продавцами в торговых ларьках, чтобы продавцы принимали заказы, тогда вообще не придется платить арендную плату. 5-6 приемных пунктов дают такой же объем работы на минилабораторию, как и один полноценный фотомагазин.
После 17 августа 1998 года фотография пришла в упадок. В 1999 году был огромный спад. Фотография не является вещью первой необходимости. Что обычно фотографируют? Это праздники, вечеринки, свадьбы, путешествия, детей. Люди перестали, как раньше ездить отдыхать за границу, меньше стало свадеб. Объявленный дефолт очень сильно повлиял на развитие фотобизнеса в России и в частности на нашей фирме. В конце августа 1998 года предприятие понесло огромные убытки. Это было связано с тем, что около 90% всей продаваемой продукции закупалось за доллары. Исключение составляли лишь некоторые виды рамок и альбомов. Законодательными актами было запрещено поднимать цену в рублях на продаваемы товары больше определенного предела. Получалось, что цена товара, по которой он продавался, была ниже той по которой он закупался. Товар не успели снять с продажи. А как известно в первые дни после 17 августа 1998 года в магазинах сметалось все, что там продавалось, даже самый залежалый товар. Не выдержав конкуренции, фирма распалась на несколько независимых предприятий. Было уволено более половины сотрудников работающих на фирме. В одном из таких предприятий приходится сейчас работать и мне. Как мы стараемся держаться на плаву? Наша компания небольшая. Нам не нужен огромный управленческий аппарат. Ищутся всевозможные методы снижения внутренних производственных затрат. Это сокращение управленческого аппарата, совмещение должностей. Так как фототовары в настоящий момент не так популярны как 3-4 года назад происходит диверсификация торговли. Помимо фототоваров фирма продает радиотовары, хотя и в небольшом ассортименте, детские игрушки, прекомпьютеры, перочинные ножи, брелки, зажигалки. В большом количестве продаются фотоматериалы других фирм, а не только фирмы Кодак. В отличие от прошлых лет больше товаров стало закупаться у российских производителей. Это касается фоторамок и альбомов. Более половины из них произведено в России. По возможности фирма старается не закупать товары, а брать их на реализацию. Что в значительной мере снижает риски. Впрок ничего не покупается. Если заканчивается какой-либо товар, то, как правило, на нашем центральном складе товара такого нет. Поэтому заведующие магазинов заранее делают заявку на товар, который по всей вероятности в ближайшее время закончится в магазине. Формируется свой круг потребителей нашей продукции. Фирма проводит рекламные акции, чтобы привлечь клиентов к нашей продукции. Это всевозможные купоны, по которым можно заказать льготную фотопечать. Все заказы делаются в течение 1 часа по обычной цене. Это дает о себе знать. За несколько месяцев работы магазина "Братиславский", в котором я работаю дневная выручка увеличилась в несколько раз.