Глава V. МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РИСК
В настоящее время мировая практика выработала широкий спектр методов по управлению рисками. Многие из них требуют специальных разработок и материальных затрат. Поэтому необходимо четко представлять, что ожидается от процесса управления рисками. Перед тем как начать применение какого-либо из методов, необходимо провести количественную и качественную оценку риска, то есть соотнести вероятность наступления неблагоприятных событий и возможный ущерб. После этого фирма принимает решение о принятии риска или отказе от него. Компании необходимо определить, имеются ли у нее возможности для воздействия на риск.
Внедрение системы управления рисками помогает компании прогнозировать наступление рисковых событий. В свою очередь, это служит основой для снижения возможных потерь.
Реакции фирмы на риск и возможные способы снижения рисков можно объединить в пять больших групп. Это: избежание риска, принятие риска на себя, сокращение потерь, трансферт (передача) рисков другому хозяйствующему субъекту и страхование (рисунок 26).
Методы управления риском

Рисунок 26
Авторы по-разному подходят к обозначению способов воздействия на риск. Одни из них называют их методами уменьшения рисков, другие - методами нейтрализации. Встречаются также такие названия, как приемы управления рисками, факторы уменьшения риска, способы обработки риска. Несмотря на такое многообразие названий, их можно структурировать в несколько групп. Все эти подходы наглядно представлены в таблице 23.
<14> Смирнова Е. Производственный риск: сущность и управление // Управление риском. 2001. N 2.
Рассмотрим пример. Весенний паводок ежегодно размывает железнодорожное полотно, что может привести к наступлению рискового события - крушению поезда. В этом случае устранить данную угрозу можно следующими способами:
- Укрепить полотно. Однако это мероприятие может оказаться слишком затратным.
- Регулярно проверять железнодорожные пути и проводить их ремонт. Этот вариант предполагает возможность наступления рискового события (принятие риска). Негативные последствия стараются уменьшить. К примеру, снизив на этом участке дороги скорость движения.
Как показывает пример, компания может принять возможность наступления рискового события, принять ущерб, а может разработать мероприятия по их снижению.
Служба риск-менеджмента должна разработать план действий в рисковых ситуациях. Данный документ содержит подробные программы действий в случае наступления неблагоприятного события. Например, в каждой компании имеется план эвакуации людей при пожаре. Чтобы провести работы по снижению размера ущерба или ликвидировать последствия наступления рисковых событий, компании необходимо располагать резервами.
Пример. Компания решает выпустить на рынок новую услугу. Подготовленная программа новой услуги имела все необходимые технико-экономические обоснования, а финансовые показатели были заложены в бюджет компании. При реализации проекта возникли два значительных риска:
риск недостаточности доходов, которые будут ниже прогнозируемых;
риск роста фактических расходов сверх запланированных.
Причина крылась в том, что при подготовке бизнес-плана по этой услуге не были учтены риски, которые влияют на эффективность проекта. При возникновении операционных рисков в ходе взаимодействия различных уровней управления никакие меры не принимались.
В итоге доходы компании оказались ниже прогнозируемых, так как в расчетах не учитывалось изменение клиентской базы за счет перераспределения конкурирующих услуг. Фактические расходы превысили запланированный объем, так как в расходной части проекта не учитывался ряд дополнительных затрат.
Действия компании.
В дальнейшем компания стала учитывать риски при разработке и внедрении новых проектов. В оценке доходной части проекта активное участие принимают маркетологи. Теперь при составлении плана поступления денежных средств они также учитывают перераспределение потребителей конкурирующих услуг, которые предлагает компания.
Одобрение проекта происходит в случае роста доходов компании в целом, а не по одной отдельной услуге. При расчете расходов делается поправка на риск роста цен и появления незапланированных расходов.
Теперь компания учитывает все возможные риски при внедрении нового проекта, а также отслеживает изменения в течение всего его цикла.
Грамотное управление рисками позволяет руководителю проекта заблаговременно увидеть возможные опасности и вовремя на них среагировать. Таким образом, для минимизации рисков проекта как при его планировании, так и в процессе его реализации менеджеру проекта необходимо постоянно осуществлять выявление рисков и разрабатывать реагирования на возможные события рисков.
Пример. Вернемся к примеру маслосыродельного завода "Ритм", риски которого мы анализировали в главе "Виды рисков". Для их минимизации будем использовать следующие методы:
1. Устранение причин (источников) риска.
- Отказ от услуг сомнительных организаций и фирм.
- Увольнение недобросовестных (неквалифицированных) работников.
- Обучение персонала.
- Замена ненадежной техники и технологий надежными.
- Получение исчерпывающей (полной) информации об интересующем объекте.
2. Отказ от достижения цели, сопряженной с более высоким риском, или ее изменение.
Оценка риска. Признание его недопустимо высоким. Отказ от реализации цели (проекта).
- Оценка риска. Признание его недопустимо высоким.
- Изменение цели, например путем усовершенствования проекта.
- Обеспечение возможности изменения (корректировки и уточнения) цели в процессе ее выполнения (использования дополнительной информации).
3. Передача риска.
- Страхование.
- Заключение контрактов (договоров) на выполнение работы с другой организацией.
- Получение гарантий. Например, от третьего лица за невыполнение обязательств контрагентов.
- Заключение форвардных сделок (в том числе опционов) по покупке и продаже товаров.
4. Снижение риска возможного недостижения цели.
- Эффективный менеджмент в процессе реализации рискованных решений, включающий:
- маневрирование ресурсами и технологиями;
- усиление контроля за технологической и производственной дисциплиной;
- гибкая система поощрений (мотивация);
- сбор, обработка и использование дополнительной информации в процессе реализации решений;
- покупка дополнительных ресурсов, необходимых для выполнения целей в изменившихся условиях, и т.д.
- Диверсификация производства и сбыта.
- Создание системы материальных и финансовых резервов, обеспечивающих выполнение цели в изменившихся условиях.
- Ужесточение санкций за невыполнение договорных обязательств контрагентами.
- Локализация риска (установление ограничений на максимальный объем сделок с одним клиентом и т.д.).
5. Компенсация последствий риска.
- Создание финансовых резервов для компенсации возможных убытков.
- Создание материальных резервов для компенсации недополученной продукции.
- Покупка недополученной продукции.
- Отказ от принятия жестких обязательств по поставке продукции, производимой в условиях риска.
- Обучение персонала работе в кризисной ситуации.
- Государственная помощь.
Для обеспечения эффективности функционирования маслосыродельного завода требуется создать систему управления, направленную не только на получение дохода, но и на поддержание высокого уровня устойчивости, что возможно с помощью учета факторов риска при принятии управленческих решений.
Чтобы снизить неблагоприятные последствия рисковых событий, в практике управления предприятием нужно использовать алгоритмы учета и минимизации рисков при разработке и реализации решений. В соответствии с критерием приемлемости риска они предусматривают методику отбора, применения приемов воздействия и оценку их эффективности.
Для снижения рисков производства молочной продукции рекомендуются следующие методы и приемы: диверсификация видов деятельности, отраслей, рынков, партнеров, инвестиций; страхование; самострахование; соблюдение технологий; применение высокожирного молока; сбор и использование информации; использование производственных и рыночных контрактов; организация финансового менеджмента; обеспечение научной организации труда работников предприятия; подбор и грамотная расстановка персонала; обучение и повышение квалификации работников.
Определение потенциальных рынков и возможного объема реализации продукции - один из самих сложных вопросов. Следует отметить, что правильность решения этой задачи во многом обусловливается эффективностью государственной политики федеральных и местных органов власти и управления по защите производителей. Спрос на молочную продукцию не является постоянным. Следовательно, предприятию важно располагать возможностью варьировать структуру производства при изменении платежеспособности населения.
Маслосыродельный завод, используя одно и то же сырье, может сравнительно быстро менять ассортимент выпускаемой продукции, учитывая спрос и рыночную конъюнктуру. Если заводу, к примеру, не хватает сырья, он может заместить выпуск части молочных продуктов продуктами немолочной группы (соками, напитками).
Нейтрализации рисков, кроме того, способствует тщательный выбор поставщиков молочного сырья и торговых предприятий, реализующих молочную продукцию. Отсутствие надежных контрагентов, недостаток долгосрочных контрактов, экономическая зависимость от поставщиков и небольшой рынок сбыта - важнейшие факторы, которые могут вызвать риск и привести к сокращению прибыли завода.
Устранить все риски в деятельности молочного завода, естественно, невозможно. Но грамотно выстроить политику в области управления рисками вполне ему по силам. Проводя периодическую оценку рисков, препятствующих достижению намеченных планов, и принимая меры по воздействию на риски, можно рационально организовать бизнес.
Пример. Рассмотрим мероприятия по снижению риска в страховой компании. Их условно можно разделить на организационные и технические.
Организационные мероприятия включают:
1) охрана объекта страхования (при страховании имущества, в отдельных случаях при страховании личности);
2) соблюдение технологии производства, графика регламентных работ, техники безопасности (при страховании промышленных объектов, при страховании персонала);
3) соблюдение санитарно-гигиенических норм, отказ от вредных привычек (при личном страховании);
4) соблюдение правил эксплуатации (при страховании промышленного оборудования).
К техническим мероприятиям относятся:
1) оснащение объекта страхования техническими системами оповещения, установка сигнализации, системы слежения, пожаротушения (при страховании промышленных объектов, складов);
2) укрепление объекта. Создание противопаводковых систем, ливневых стоков (при страховании зданий и сооружений);
3) проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий (при личном страховании).
Подводя итог, следует отметить, что выделяется множество методов воздействия на риски предприятия при осуществлении инновационной деятельности. Выбор конкретных способов минимизации риска зависит от опыта руководителя и возможностей предприятия. Для достижения наиболее эффективного результата используется не один, а совокупность методов.
К наиболее часто выделяемым методам относятся диверсификация и страхование риска. Если речь идет об отечественных предприятиях, то это, пожалуй, единственные методы, используемые ими с целью воздействия на риск. Эти методы являются приемлемыми, но имеют ряд недостатков. Так, страхование риска слишком упрощает работу, которая должна постоянно проводиться с целью удержания уровня риска в заданных границах.
Избежание риска
Метод избежание риска основан на отказе фирмы от взаимодействия с собственностью, видом деятельности или лицами, с которыми данный риск связан. Решение об отказе от того или иного риска может быть принято как на стадии подготовки решения, так и на стадии реализации проекта, в котором фирма уже принимает участие. Отказ от деятельности, в которую уже вложены средства, влечет за собой дополнительные потери. Поэтому важно принимать такие решения на первоначальной стадии проекта. Например, чтобы устранить риск для жизни, человек может отказаться летать на самолете. Избежать риска фирма может, отказавшись от сомнительного контракта.
Такой способ воздействия на риск наиболее простой. Он предполагает полное снижение потерь, но в то же время не позволяет получить прибыль в полном объеме. Поэтому, принимая решение об отказе от риска, необходимо обратить свое внимание на следующие вопросы:
- возможно ли полностью избежать риск (для малых фирм это маловероятно);
- как соотносятся предполагаемая прибыль и убытки (прибыль может оказаться значительно выше возможных потерь. В этом случае данный метод не используется);
- приводит ли отказ от одного риска к возникновению других (так, отказ от риска, связанного с авиаперевозками, может повлечь риск, вызванный железнодорожными или автомобильными перевозками)?
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отказ от рискованных операций применим только по отношению к крупным рискам. Например, банки, стремясь снизить свои риски, выдают крупные кредиты только под залог недвижимости.
Для финансового предпринимательства отказ от риска равносилен отказу от прибыли.
Данный метод подразделяется на:
- Поглощение.
- Лимитирование.
Метод поглощения применяют, когда сумма ущерба мала и ею можно пренебречь. Он состоит в признании ущерба и отказе от его страхования.
Лимитирование предполагает установление лимита, то есть неких предельных сумм (расходов, продажи, кредита). Он активно применяется банками при выдаче ссуд, при выдаче договоров на овердрафт. Хозяйствующие субъекты используют его при продаже товаров в кредит, определении сумм вложения капитала.
Стратегия компании в области рисков продиктована стратегией деятельности предприятия. Как правило, чем агрессивнее стратегия, тем выше может устанавливаться плановый показатель. При агрессивной политике пределом потерь рассматривается капитал предприятия, а при консервативной - прибыль.
Выделяют следующие виды лимитов:
- Структурные лимиты.
Структурные лимиты поддерживают соотношение между различными видами операций: кредитование, ценные бумаги. Они устанавливаются в процентном соотношении к совокупным активам и поддерживают общие пропорции при изменении размеров совокупных активов. Размеры структурных лимитов устанавливаются политикой банка в области рисков. Им не присущ жесткий характер.
- Лимиты контрагента.
Они включают три подвида:
а) лимит предельного риска на одного контрагента (или группу контрагентов);
б) лимит на конкретного заемщика или эмитента ценных бумаг;
в) лимит на посредника (покупателя, продавца, брокера).
- Лимиты открытой позиции.
При совершении крупных сделок, связанных с открытой позицией (валютные операции, акции), риск потери и ошибки возрастает. Поэтому заключение и оформление сделок должны проводить старшие по должности. В сделках на открытой позиции квалификация и опыт дилера имеют первоочередное значение.
- Лимиты на исполнителя и контролера сделки.
Данный вид лимитов ограничивает полномочия лиц, непосредственно совершающих, оформляющих и контролирующих операции.
- Лимиты ликвидности.
Задача данного вида лимитов - ограничить риск недостатка денежных средств для своевременного исполнения обязательств.
Система финансовых нормативов, обеспечивающих лимитирование, должна включать:
- предельный размер (удельный вес) заемных средств, используемых в хозяйственной деятельности;
- минимальный размер (удельный вес) активов в высоколиквидной форме;
- максимальный размер товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю;
- максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность.
Пример. Одним из способов снижения кредитного риска является установление кредитных лимитов. Однако этого недостаточно. В дополнение к этому приему необходимо осуществлять регулярный мониторинг клиентской базы, отслеживая кредитоспособность клиентов. Также целесообразно периодически пересматривать установленные лимиты.
Избежание риска присуще в большей степени руководителям консервативного типа, которые не склонны к инновациям, не уверены в своей интуиции и профессионализме, а также в квалификации своих работников.
Избежание риска предусматривает полное устранение угрозы или источника риска, которое может быть достигнуто путем внесения изменений в решения по организации проекта.
Принятие риска на себя
В инновационной деятельности компании очень часто приходится принимать риск на себя. Такой подход предусматривает принятие на себя финансовых последствий от наступления неблагоприятного события. В этом случае должны быть рассмотрены два варианта:
вероятность наступления риска;
величина потерь.
Риск подлежит принятию, когда он находится в приемлемых границах (то есть ниже границы терпимости) либо когда невозможно применить другие методы воздействия на риск. Принятие риска вовсе не означает, что он будет оставлен без внимания. Такие риски должны постоянно находиться в зоне контроля.
Компания игнорирует риск, если у нее нет информации о нем (например, он не был учтен при принятии решения).
При принятии риска следует учитывать возможные потери. Они могут быть как постоянного характера (их можно предвидеть), так и вызванные единичными рисками. Такие риски надо вовремя выявлять и применять по отношению к ним другие методы воздействия. Они несут значительный размер возможных потерь.
Для уменьшения последствий проявления риска на предприятиях создаются резервные фонды. Они создаются в соответствии с уставом предприятия и действующим законодательством. В них с установленной периодичностью происходит отчисление средств. Создание резерва на покрытие непредвиденных расходов помогает управлять соотношением между потенциальными рисками, влияющими на сохранение платежеспособности предприятия, и величиной средств, необходимых для ликвидации последствий проявления риска. Резерв средств позволяет фирме регулировать отрицательный эффект убытков.
Резерв не должен использоваться компанией для компенсации затрат, понесенных в результате неудовлетворительной работы. Текущие расходы резерва должны постоянно отслеживаться и оцениваться, чтобы обеспечить наличие остатка на покрытие будущих рисков.
Некоторые компании в рамках резервного фонда создают внутренний резерв на непредвиденные обстоятельства. Естественно, что психологически сложно часть денег, которые
могли бы приносить прибыль, изъять из оборота компании. Тем не менее резервные ликвидные активы гарантируют сохранность компании от потерь, хотя и не приносят прибыли.
Чтобы определить размер резерва, рассчитывают среднюю величину - сумму потерь за 5 лет делят на среднегодовые суммы. Такой расчет дает компании информацию для планирования ее доходов. В дополнение к этому с помощью него можно узнать прибыль, полученную от правильного управления экономическими рисками. Сопоставление предполагаемых и реальных потерь помогает при оценке рисков в будущем периоде, что также способствует усилению контроля за возможными потерями.
При осуществлении нового производственного проекта в рамках общего резерва необходимо предусмотреть специальный резерв. После завершения части проекта сравнивают плановые и фактические расходы. Это позволяет увидеть тенденции использования непредвиденных расходов. Неиспользованная часть выделенного резерва на покрытие непредвиденных расходов возвращается в резерв проекта.
Нейтрализации рисков также способствует формирование целевых фондов. Примером подобных фондов являются фонд страхования ценового риска, фонд уценки товаров на предприятиях торговли, фонд погашения дебиторской задолженности.
К действенным мероприятиям в этой области относится также организация системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов. Размер потребности в страховых запасах устанавливается в процессе их нормирования.
Кроме того, для успешного принятия риска на себя компании необходимо располагать планом действий при наступлении неблагоприятных событий. При их наступлении наличие такого плана снижает затраты.
Один из подходов к принятию риска на себя - сдерживание риска в определенных границах. Однако у такого отношения к рискам есть свои недостатки. Пока объем потерь не достигает установленной границы, они покрываются из резервов компании. Но может наступить такой момент, когда риск выйдет из зоны контроля и перестанет поддаваться управлению. Практика предприятий показывает, что потери продолжают расти до тех пор, пока на них не начинают оказывать воздействия. Используя такой метод, компании нужно совместно с ним применять программу по предотвращению потерь, а также постоянно контролировать величину возможного ущерба.
Преимущества сдерживания риска в определенных границах - простота подхода и низкие операционные расходы. При его использовании не требуются услуги специалистов по анализу и управлению рисками. Покрытие потерь за собственный счет может принести налоговый эффект компании. Наличие ущерба сокращает налогооблагаемый доход, а следовательно, и сами налоги. То есть сумма потерь уменьшается на величину денежных средств, которая сэкономлена на налоговых платежах. Для получения подобной экономии необходима тщательная калькуляция возможных потерь и затрат на их компенсацию.
Смягчение риска
Сокращение риска в инновационной деятельности может быть достигнуто несколькими способами:
- увеличение точности предсказания возможных потерь;
- накопленный опыт в данной области.
С точки зрения совершенствования методов управления рисками практический интерес представляет использование двух методов:
1) сегрегация (разделение активов);
2) комбинация (объединение активов).
Суть метода сегрегации заключается в сокращении потерь при наступлении риска путем разделения активов. Число неблагоприятных событий, однако, может возрасти. Поэтому все их проявления надо тщательно контролировать. Рост количества случаев риска приводит к проявлению закона больших чисел, который увеличивает возможности фирмы к предопределению рисковых случаев. Это также служит сокращению экономических рисков.
Активы могут быть разделены:
1) разделение активов по применению (например, хранение свободных денежных средств фирмы в различных банках, хранение взрывоопасных веществ в небольших количествах в различных бункерах);
2) разделение активов по собственности (например, собственность может быть записана на различные фирмы, входящие в корпорацию).
Комбинация активов происходит на базе внутреннего роста компании (например, увеличение парка автомобилей) либо на базе централизации бизнеса, то есть при слиянии двух или более коммерческих фирм (у новой коммерческой организации будет больше активов). Как правило, слияние фирм происходит в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка. Этот шаг сокращает
возможные потери, так как снижается число единиц, которые подвержены экономическому риску и находятся под контролем в одной организации.
Для сокращения возможных потерь применяется еще один метод - диверсификация бизнеса. Он базируется на разделении активов фирмы с последующей комбинацией возможных потерь. Данный метод повышает сохранность инвестиций за счет реструктуризации инвестиционного портфеля в целом. Снижение портфельных рисков происходит за счет разнонаправленности инвестиций. Портфели, состоящие из рисковых финансовых активов, формируются таким образом, что если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточным, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль. Это спасет фирму от убытков.
Например, инвестор приобрел акции в 5 акционерных обществах. Это увеличивает вероятность получения им среднего дохода в 5 раз, и соответственно, в 5 раз снижает риск по сравнению с вложением средств в акции одного общества.
Различают следующие виды диверсификации:
- диверсификация деятельности - увеличение используемых технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции, ориентация на различные социальные группы;
- диверсификация рынка сбыта - работа одновременно на нескольких рынках сбыта (потери на одном из них могут быть компенсированы прибылью на других);
- диверсификация закупок сырья и материалов - взаимодействие с несколькими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от отдельных контрагентов.
В практической деятельности возможны случаи, когда диверсификация увеличивает риск. Например, если компания вкладывает средства в деятельность, где ее влияние ограничено.
Объединение рисков и их диверсификация - методы, которые активно используют страховые компании и инвестиционные фонды.
Эффективными способами снижения риска в инновационной деятельности являются:
- анализ и оценка инновационного проекта;
- проверка контрагентов по проекту;
- планирование и прогнозирование инновационной деятельности;
- тщательный подбор персонала.
В инновационной деятельности компании большое значение имеет обеспечение защиты коммерческой тайны. Утечка информации из фирмы о новом разрабатываемом инновационном проекте подтолкнет конкурентов к проведению исследований в этой области. В конечном итоге это может обернуться крупными потерями для фирмы-инноватора. Чтобы создать систему защиты коммерческой тайны, на предприятиях должен осуществляться жесткий контроль за доступом к информации. В его основе лежат правовые нормы Российской Федерации и организационнораспорядительные документы, действующие в организации.
Одним из наиболее эффективных методов этого типа является использование стратегического планирования и прогнозирования. Этот метод заключается в периодической разработке сценариев развития предприятия и оценке будущего состояния рыночной конъюнктуры. Естественно, для создания прогнозов необходимо постоянно отслеживать информацию обо всех изменениях, происходящих во внутренней и внешней среде предприятия.
Компания может использовать в качестве борьбы с риском методы целенаправленного маркетинга. Для этого она использует различные маркетинговые методы и приемы: сегментация рынка, оценка емкости рынка, анализ конкурентов, организация рекламной кампании.
Страхование
Страхование - один из наиболее удобных и распространенных методов воздействия на риск. Его можно отнести как к способам сокращения, так и к способам передачи риска.
Страхование позволяет защитить объект риска от случайных воздействий. Потребность в страховании обусловлена наличием факторов риска и необходимостью покрытия ущерба. Многообразие форм проявления риска и тяжесть последствий его проявления создают предпосылки для защиты объектов собственности. Исторически сложились типы и виды страхования, отражающие особенности рисков и формы его проявления. Тем не менее рынок страховых услуг продолжает развиваться. Появляются все новые и новые виды страхования, обеспечивающие защиту от специфических рисков.
В процессе страхования принимают участие два субъекта: страхователь и страховщик. Сущность страхования сводится к форме предварительного резервирования ресурсов, которые предназначены для компенсации ущерба. Страхователь перечисляет некоторый объем финансовых средств (который, однако, меньше объема ожидаемого убытка) в пользу страховщика. Страховой фонд представляет собой резерв денежных и материальных средств, формируемый за счет взносов страхователей и находящийся в оперативно-организационном управлении у страховщика. Размер страховых взносов и выплат зависит от страхового тарифа. Результатом заключения договора страхования является передача риска от страхователя к страховщику. То есть страхование есть по существу передача определенных рисков за определенную плату. Выигрыш компании заключается в отсутствии непредвиденных ситуаций в обмен на некоторое снижение прибыльности.
Цель страхования не в уменьшении вероятности возникновения рискового события, а в возмещении материального ущерба от проявления рисков. В то же время страхование предполагает проведение мероприятий по снижению вероятности наступления неблагоприятных событий, которые не всегда достигают желаемой цели. Для страхования предназначены массовые виды рисков, которым подвержены многие организации и индивиды. Вероятность их проявления известна с высокой степенью точности. Страхование заключается в распределении ущерба между всеми его участниками.
Для страхования характерно целевое назначение создаваемого денежного фонда, то есть его ресурсы расходуются на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях.
Страхование предусматривает:
1. Обращение в страховую компанию.
2. Перераспределение потерь среди группы предпринимателей, подвергшихся однотипному риску (самострахование).
В зависимости от системы страховых отношений выделяют:
- сострахование;
- двойное страхование;
- перестрахование;
- самострахование.
Сострахование предусматривает участие двух или более страховщиков в страховании одного и того же риска. Они выдают совместные либо раздельные договоры страхования на страховую сумму в своей доле. Страховщик, участвующий в состраховании в меньшей доле, придерживается условий страхования, одобренных страховщиком, имеющим наибольшую долю.
Двойное страхование базируется на страховании одного и того же риска у нескольких страховщиков, когда общая страховая сумма превышает страховую стоимость. Страховщики несут ответственность в пределах страховой стоимости страхуемого интереса пропорционально страховой сумме по заключенному договору страхования. В США действует другой принцип. Ответственность в этой стране несет страховщик, который заключил договор страхования первым. Последующие страховщики несут ответственность только в том случае, если страховая сумма по первому страхованию оказалась ниже действительной стоимости застрахованного риска. То есть ответственность второго страховщика ограничивается разницей между суммой страхового возмещения, которую выплатил первый страховщик, и страховой стоимостью риска.
Перестрахование заключается в передаче отдельных объектов или части риска на страхование от одного страховщика к другому. Если страховщик не покрывает свои обязательства по страхованию за счет собственных средств, он прибегает к процедуре перестрахования. При наступлении страхового случая ответственность возлагается на перестраховщика в объеме принятых им обязательств.
Самострахование - это создание страхового фонда непосредственно самим хозяйствующим субъектом. К самострахованию обычно прибегают крупные фирмы. Если предприятие часто подвергается однотипному риску, оно может заранее откладывать средства, из которых покрываются убытки. Тем самым можно избежать дорогостоящей сделки со страховой компанией. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются фонды возмещения возможных убытков, которые могут быть в денежной или натуральной форме.
К примеру, фермеры создают натуральные страховые фонды: семенной, фуражный. Создание подобных фондов вызвано вероятностью наступления неблагоприятных климатических и природных условий.
Денежные страховые фонды создаются на случай покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженности. Их создание является обязательным для акционерных обществ. Это обязательство для них установлено на законодательном уровне.
Как предприятия, так и граждане для страховой защиты своих интересов могут создавать общества взаимного страхования. В процессе подготовки плана проекта и контрактных документов происходит перераспределение риска. Ответственность за конкретный риск возлагается на ту сторону, в зоне чьей ответственности может произойти событие, которое может вызвать потери. Каждая из сторон при этом свои потери минимизирует.
Страховые общества могут создавать страховые пулы, то есть объединения страховщиков для совместного страхования определенных рисков. Они создаются для страхования опасных, крупных или малоизвестных рисков.
Страхование выполняет следующие функции:
1) рисковая (она выражается в возмещении риска. В ее рамках происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования в связи с последствиями случайных страховых событий);
2) предупредительная (финансирование за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска);
3) сберегательная (страхование помогает сберечь финансовые средства при возникновении неблагоприятного события);
4) контрольная (осуществление контроля за целевым формированием и использованием средств страхового фонда).
Страхование может осуществляться в обязательной и добровольной формах.
Для потребителей страховой услуги важным является своевременное и в полном объеме получение страхового возмещения. Это один из главных вопросов. Однако многие об этом забывают, отдавая приоритет цене страхового покрытия и попадая в зависимость от более дешевых, но менее надежных поставщиков страховой услуги.
Например, тариф на страхование имущества опасного производственного объекта на зарубежном перестраховочном рынке может составлять от 0,05% до 1%. Стоимость имущества крупной промышленной компании - несколько миллиардов долларов. Следовательно, разница в размерах страховой премии за один и тот же набор рисков может отличаться на несколько миллионов долларов в зависимости от эффективности системы управления рисками предприятия.
Компания может регулировать размер страхового тарифа путем проведения тендера между страховыми компаниями. Кроме того, снижения страхового тарифа можно достичь при проведении внутреннего производственного аудита и обосновании страховщику реального уровня риска, а также исключая из покрытия риски, не присущие данному предприятию. Чтобы снизить риск контрагента, связанный с невыполнением страховщиком своих обязательств, компания разрабатывает и внедряет методику лимитирования рисков, приходящихся на одну страховую компанию. Эффект достигается за счет диверсификации страхового портфеля предприятия. В департаменте по управлению рисками необходимо иметь сотрудника, профессионально обученного страховому делу. В этом случае он сможет отнести на страхование особо опасные риски, установить размер страхового взноса в интересах компании, избежав излишней его оплаты.
Трансферт (передача риска)
Одним из методов уменьшения риска является трансферт (передача риска). Очень часто передача риска осуществляется на основе договора купли-продажи. Во многих из них трансферт выгоден обоим участникам сделки. Если коммерческая компания передает риски, которые, с ее точки зрения, значительные, то сторона, принимающая эти риски, может оценить их как малозначительные. Как правило, лицо, принимающее на себя риски, обладает лучшими возможностями для сокращения потерь.
Способы передачи риска:
1) заключение контрактов;
2) организационная форма бизнеса;
3) хеджирование.
Выделяют следующие виды контрактов:
1. Строительные контракты.
При заключении строительного контракта риски по нему принимает на себя строитель. К ним, например, можно отнести задержку поставки материалов, низкую квалификацию персонала, забастовки. Контракт также может включать штрафы (штраф за задержку при сдаче готового объекта).
2. Аренда.
При договоре аренды собственник имущества берет на себя часть риска. Например, риск повреждений собственности принимается им полностью. Риск же снижения коммерческой ценности объекта возлагается на арендатора лишь в пределах срока аренды.
Договор аренды устанавливает фиксированную плату для арендатора и фиксированный доход для арендодателя. Однако при увеличении срока аренды возрастает риск изменения коммерческой стоимости объекта. Причем он распространяется как на арендатора, так и на арендодателя. Через договор аренды арендодатель может переложить часть рисков на арендатора. Например, риск повреждения имущества можно передать путем указания в договоре ответственности за арендуемую собственность.
3. Контракты на хранение и перевозку грузов.
Риски, возникающие при перевозке и хранении грузов, принимает на себя транспортная компания. Объем передаваемых рисков обозначен в договоре. Правда, транспортная компания берет на себя не все риски. Например, риск снижения рыночной цены, даже если падение цены
вызвано задержкой доставки товара, если сроки доставки не оговаривались. Ответственность перевозчика помимо договора устанавливает законодательство.
Еще одним способом передачи риска является договор на консигнацию товара. Такой контракт помогает владельцу товара снизить риски, связанные с изменением рыночной конъюнктуры.
4. Контракты на продажу, обслуживание, снабжение.
Подобный контракт предполагает передачу рисков от потребителя, купившего товар, к производителю. Это происходит через установленную производителем гарантию на товар (устранение дефектов, замена недоброкачественного товара). Кроме того, есть и другие виды договоров, обеспечивающих передачу рисков. Одним из них является договор на сервисное обслуживание техники.
5. контракт-поручительство.
В этом контракте принимают участие три лица: поручитель, принципал и кредитор. Суть передачи риска заключается в том, что поручитель гарантирует кредитору, что принципал возвратит свой долг. Таким способом часть риска переносится на поручителя, остальную часть берет на себя принципал.
Поручителем может быть физическое или юридическое лицо. Чаще всего в их роли выступают специализированные организации, многие из которых помимо поручительства еще вовлечены в страховой бизнес.
Сделка приносит кредитору двойную выгоду: способствует передаче рисков и предотвращению потерь. Выгода принципала в получении кредита.
Организационная форма бизнеса может рассматриваться как способ передачи риска. При ограниченной ответственности владельцы компании передают возможные потери, которые превышают активы фирмы, кредиторам бизнеса. В акционерном обществе мы можем наблюдать передачу рисков от руководителей компании к акционерам, которые в свою очередь могут передавать их биржевым дельцам.
Существует еще один способ передачи риска - хеджирование. Оно включает в себя, прежде всего, операции на валютных рынках, позволяющие застраховаться от изменения валютного курса.
Выделяют два вида хеджирования:
- хеджирование на повышение.
Оно применяется при необходимости страхования от возможного повышения цен в будущем и связано с покупкой срочного контракта. Покупная цена определяется заранее. Например, цена товара через полгода возрастет. Хеджер покупает срочный контракт по сегодняшней цене, а через полгода в момент покупки товара продает его. Таким образом, он страхует себя от роста цен.
- хеджирование на понижение.
Эта операция связана с продажей срочного контракта. Допустим, цена товара через полгода понизится. Хеджер продает срочный контракт сегодня по высокой цене. Через полгода в момент покупки товара покупает такой же срочный контракт по снизившейся цене. Таким образом, он страхует себя от снижения цены.
Пример. Компании необходимо закупить 100 баррелей нефти через три месяца. Она боится, что цены возрастут по сравнению с сегодняшним днем. Закупить нефть сейчас компания не может из-за отсутствия хранилища. В этой ситуации компания покупает 10 фьючерсных контрактов по 45 долл, и продает их, когда будет заключать договор на поставку
Дата
Нефть
Фьючерсы
Январь
Цена нефти - 50 долл, за баррель
Покупка 10 фьючерсных контрактов по
45 долл.
Апрель
Покупка 100 баррелей по 70 долл.
Продажа 10 фьючерсных контрактов по
65 долл.
Прибыль - 20 долл.
Конечная цена закупки получается 70 - 20 = 50 долл, за баррель. То есть прибыль, которую мы получили на фьючерсном рынке, была ликвидирована убытками на реальном рынке.
Хеджер стремится снизить свои риски, связанные с неопределенностью цен на рынке, через покупки или продажи срочных контрактов. Именно они дают возможность зафиксировать цену и сделать доходы более предсказуемыми.
Пример. Российский импортер закупает товары в США. Для оплаты поставок компания использует фьючерсы. Импортер должен оплатить товар в долларах. Если цена доллара по
отношению к рублю повысится, то импортеру придется затратить большую сумму в национальной валюте. Операции с фьючерсами уменьшают риск колебания курса валют.
Страховые компании не предоставляют защиту предприятию от изменения цен. Снизить ценовые риски можно только с помощью фьючерсной биржи.
Пример. Компания не может продать товар немедленно. Она продает фьючерсные контракты на него. После продажи товара фьючерсы выкупаются. Если произошло падение цен, то компания бы понесла убыток при продаже наличного товара, однако выкуп фьючерсных контрактов даст прибыль, которая примерно будет совпадать с убытком. Если же на рынке цены вырастут, то прибыль в результате изменения цены будет ликвидирована убытками от фьючерсных контрактов. Так происходит сглаживание ценовых колебаний.
Хеджирование помогает обеспечить гибкость при планировании. Благодаря фьючерсным контрактам на несколько месяцев предприятие может прогнозировать свою деятельность. Хедж минимизирует колебание прибыли, вызванное изменением цен. При этом у компании не возникает необходимости менять политику запасов.
Несмотря на все преимущества, хеджирование имеет ряд недостатков:
- базисный риск.
Компания, совершая операцию хеджирования, устраняет ценовой риск и принимает риск, связанный с владением базисом. Базисный риск возрастает при росте отличий сорта товара и спецификации фьючерсного контракта.
- издержки.
Заключение фьючерсного контракта предусматривает операционные расходы и расходы на клиринг. Кроме того, есть еще издержки, связанные с процентами на маржевые суммы.
- несовместимость товарного и фьючерсного рынков.
Фьючерсные контракты не всегда совпадают с условиями обязательств на товарном рынке.
- лимиты цен.
В связи с ограниченностью фьючерсного рынка дневными колебаниями цен могут возникнуть ситуации, когда хеджер не сможет открыть или ликвидировать позицию в определенные дни из-за искажения соотношения цен товарного и фьючерсного рынков.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РИСКИ. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
Персонал.
Персонал представляет один из наиболее важных ресурсов компании. С ним могут быть связаны следующие риски:
1. Безопасность и гигиена труда.
Несчастные случаи могут быть вызваны самыми различными причинами. Одной из них является опасное состояние предприятия. Оборудование, система работ, ремонт и обслуживание машин могут причинить вред человеку. Например, нахождение вблизи движущегося станка. Также причиной несчастного случая могут быть опасные действия кого-то из сотрудников. Например, рабочий взбирается на 20-метровую высоту по перекладинам. Для предотвращения несчастных случаев в дальнейшем необходимо помимо непосредственной причины установить глубинную причину.
Очень часто глубинная причина заключается в отсутствии управленческого контроля. Несчастный случай может привести к тяжелым травмам или смерти.
Как воздействовать на риск.
Сотрудники должны быть теоретически подготовлены, то есть знать, как надо вести себя при наступлении неблагоприятного события. Рабочие, связанные с опасным оборудованием или выполняющие опасные работы, должны иметь навыки оказания первой медицинской помощи. Компания должна отслеживать все несчастные случаи, которые происходят на производстве, и на основе этого учета повышать безопасность производственного процесса. Объективное информирование о потенциальных грозящих авариях, ошибках и нарушениях должно поощряться. Хорошо, если в компании разработаны и применяются специальные инструкции и тренинги, нацеленные на минимизацию вредоносных действий.
Необходимо предусмотреть следующие средства защиты: контроль доступа, проверка системы видеонаблюдения, хранение ключей, наблюдение за использованием телефона.
Для обеспечения безопасности водителей используют следующие процедуры: тренинг для водителей, регулярное техническое обслуживание транспортных средств, знание системы одностороннего движения (при заграничных командировках), умение применять лекарственные препараты. Компания должна поддерживать высокие требования к качеству автомобиля (эргономичность расположения приборов управления, защита от столкновений, шумопоглотители). Во время движения водители должны отказаться от разговора по мобильному телефону, еды, питья и курения. Им следует соблюдать правила дорожного движения для обеспечения безопасности поездки.
2. Работоспособность и благополучие персонала.
Болезни сотрудников могут привести к простою компании, особенно если заболевшему своевременно не подыскать замену, которая, в свою очередь, увеличивает нагрузку на персонал. Естественно, вы не сможете защитить сотрудников от всех болезней, но снизить вероятность производственных заболеваний вполне вам по силам.
Как воздействовать на риск.
Ряд заболеваний, таких как расстройство опорно-двигательного аппарата, заболевания, порождаемые стрессами из-за перегрузок и перенапряжения, потеря слуха из-за шумов, возникают вследствие плохой организации работы. Для минимизации риска компании необходимо улучшить рабочую обстановку и рабочее место сотрудников.
3. Риск занятости.
Переход на другую работу ключевого сотрудника может нанести большой урон компании (особенно если он обладает особой квалификацией и опытом). Компании потребуется время, чтобы найти ему замену и обучить нового сотрудника. Кроме того, уход сотрудника может привести к утечке коммерческой информации к конкурентам. В подборе персонала также скрыты опасности. Новый человек может не прижиться в коллективе, его профессиональные навыки могут не соответствовать рабочему месту. Поручение рабочему выполнять не свои профессиональные обязанности приводит к потере им своей квалификации и интереса к работе.
Как воздействовать на риск.
Материальная мотивация по удержанию сотрудника не всегда приводит к должному эффекту. Совместно с ней необходимо разрабатывать и применять методы морального стимулирования персонала. Учет рекомендаций сотрудников по проекту и обсуждение перспектив компании будут способствовать большему их вовлечению в деятельность компании и формировать привязанность к ней. Создание системы преемственности и взаимозаменяемости сотрудников приведет к преодолению трудностей при увольнении человека. При подборе персонала важно адекватно оценивать всех кандидатов, в том числе и с точки зрения их совместимости с трудовым коллективом. Имеет смысл подумать о принятии части сотрудников на аутсорсинге. Прибегание к услугам внешних специалистов возможно в таких областях, как ведение бухгалтерского учета, маркетинг, юриспруденция. Однако, прежде чем принять такого специалиста, необходимо оценить уровень его компетентности.
4. Профессиональные навыки.
Квалификацию персонала нужно постоянно совершенствовать. Окружающий мир постоянно предъявляет требования к повышению знаний и умений (внедрение информационных технологий, нового оборудования).
Как воздействовать на риск.
Чтобы поддерживать навыки сотрудников и повышать их знания, их необходимо направлять на обучение (стажировки, семинары). Информацию о новшествах можно получить, читая периодическую литературу по профилю компании, посещая выставки, конференции, симпозиумы. Вновь принятому сотруднику назначается куратор, который обеспечивает передачу знаний ему и контролирует процесс его адаптации в новом коллективе.
5. Специфические риски предпринимателя.
Очень часто бизнес опирается на одного-двух сотрудников. Их идеи играют ключевую роль в деятельности компании. Для ведения бизнеса важно защитить этих людей.
Как воздействовать на риск.
В данном случае прибегают к фундаментальным основам бизнеса: планированию действий и преемственности, распределению времени. Рекомендуется застраховать ключевых сотрудников (временная или постоянная утрата здоровья). Компании необходимо поддерживать баланс между рабочим временем и временем отдыха. Не нужно заставлять персонал работать в праздничные и выходные дни. Праздники и короткие передышки помогают снять стрессы и отдохнуть. Предусмотрите время на отпуска. Защитить идеи и интеллектуальную собственность можно через патентное законодательство, прибегая к услугам юриста. Он зарегистрирует авторское право. В компании можно организовать преемственность (возможно, с учетом членов семьи).
6. Насилие на работе.
К насилию (физическому и словесному) можно отнести: запугивание, домогательства, угрозы и телесные повреждения. Оно приводит к душевным и физическим травмам, а в отдельных случаях и к смерти. Согласно законодательству работодатель обязан защищать своих служащих.
Как воздействовать на риск.
Прежде всего компании необходимо выделить индивидуумов и группы, которые могут быть подвержены данному риску. Далее разрабатываются меры контроля, включающие: использование систем видеонаблюдения, охранных систем и кнопок тревог, проведение тренингов по технике безопасности.
7. Трудовой коллектив.
Трудовой коллектив, понимающий цели бизнеса, - важный актив в деятельности компании. Однако возникновение внутри него конфликта может привести к расколу и снижению производительности труда. Грамотное управление персоналом устраняет конфликты, обнаруживая порождающие их причины.
Как воздействовать на риск.
Департамент по управлению персоналом должен использовать анкетирование и инструменты по управлению климатом для оценивания морального настроя коллектива. Контакты в форме консультаций способствуют повышению компетентности и мобилизации сотрудников на достижение общих целей. В процессе оценки персонала нужно выявлять неформальные группы и их лидеров. Система оплаты труда и премирования должна быть понятна сотрудникам. Руководитель должен хвалить подчиненных за хорошую работу.
Имущество.
Финансы.
1. Доходность.
Целью деятельности компании является получение прибыли. Если доходов компании недостаточно, чтобы покрыть расходы и долги, это может привести в конечном счете к банкротству компании. Такой процесс можно наблюдать в том случае, если управление затратами выходит из-под контроля. Неверное распределение затрат может исказить цену продуктов и услуг.
Как воздействовать на риск.
Чтобы отследить все изменения в бизнесе, необходимо иметь хорошо организованную систему отчетности. Финансовые операции должны быть ориентированы на ключевые финансовые пропорции и показатели эффективности (операционная маржа, возврат с капитала). Точные расчеты затрат помогают лучше оценить стоимость продуктов.
2. Ликвидность.
Даже хорошая бухгалтерия не может гарантировать достаточной ликвидности, на которую влияют различные изменения в доходах и расходах. Запаздывание расчетов с крупными клиентами, задержка выплат и долги компании отражаются на ее ликвидности.
Как воздействовать на риск.
Как и доходность, ликвидность должна опираться на ключевые пропорции и показатели. Контроль за ликвидностью ведется с помощью бюджета ликвидности. В нем предусматривают время оплаты отпусков, налогов и других платежей. Платежеспособность клиентов нужно регулярно отслеживать и проверять.
3. Леверидж.
Невозможно вести бизнес только на заемном капитале. Слишком большая доля заемного капитала не позволяет компании противодействовать снижению доходности.
Как воздействовать на риск.
Компания должна продать достаточное количество непривилегированных акций. В этом случае ее леверидж возрастет. Высокий леверидж говорит о большой способности компании противостоять риску (высокая самообеспеченность, небольшое внешнее финансирование и выплата процентов). Одним из признаков здорового бизнеса является низкое бремя долгов.
4. Источники финансирования.
Если компания утратила контакты с инвесторами, это может создать дополнительные трудности в период времени, когда потребуется дополнительное финансирование. Крупный заем капитала снижает способность компании противостоять рискам (например, возможному снижению доходности). Если целесообразно, компания может использовать субсидии и другие виды финансовой помощи.
Как воздействовать на риск.
Компания должна постоянно поддерживать связь с банком, инвесторами и спонсорами.
Недвижимость и оборудование.
1. Машины и оборудование.
Если технические характеристики машины или оборудования не соответствуют требованиям, качество продукта может пострадать. Старое или ненадежное оборудование может снизить эффективность производства. Оно может выйти из строя, что прервет технологический процесс. Трудности могут возникнуть с отсутствием механика или запасных частей. Однако избыток запасных частей, в свою очередь, приводит к завышению издержек.
Как воздействовать на риск.
Компании необходимо тщательно планировать инвестиции в оборудование. Чтобы минимизировать простои оборудования, надо организовать регулярное профилактическое обслуживание. Для выполнения наиболее важных операций технологического процесса нужно иметь резервное оборудование и системы.
2. Сырье и материалы.
Если компания получает сырье от одного поставщика, существует большая вероятность срыва производства. При слишком долгом хранении сырья (особенно в плохих условиях) происходит снижение его качества. Свойства же некоторых веществ создают опасности. Например, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества. Сырье, поступающее от нескольких поставщиков, различно по качеству.
Как воздействовать на риск.
Чтобы обезопасить себя от срыва производства, компания должна взаимодействовать с несколькими поставщиками. У них следует проверить систему контроля качества.
3. Помещения.
Размер помещений компании определяется ее деятельностью. Если компания располагает недостаточным по размеру помещением, то теснота создаст проблемы, если слишком большим то увеличит расходы на их обслуживание. Помещения могут не соответствовать и по другим причинам: плохое отопление и освещение, требуется ремонт, маленькие двери. Если компания арендует помещения, она должна учитывать срок аренды и возможный рост цен на нее. При анализе помещений их расположение также играет главную роль (близко или далеко от транспорта). Как производственные, так и офисные помещения должны быть оборудованы средствами жизнеобеспечения (например, туалеты, горячая и холодная вода).
Как воздействовать на риск.
Если помещение не подходит компании по каким-либо причинам, необходимо подыскать другое. Работа более безопасна в тех помещениях, которые имеют более хорошее обслуживание и хорошее окружение.
4. Качество продуктов и услуг.
Производители и поставщики обязаны обеспечить должное качество своим продуктам и снабдить их инструкциями. Некачественный товар может нанести вред потребителю, а нечеткие инструкции привести к неправильному использованию продукта и, как следствие, к несчастным случаям. Несоблюдение этих требований приводит к судебным разбирательствам и материальной ответственности.
Как воздействовать на риск.
В соглашениях на покупку и на продажу должны быть прописаны критерии, которым должен удовлетворять продукт или услуга. Наличие эффективной системы контроля качества у компании говорит о ее надежности. Повышению качества также способствует планирование.
Форс-мажорные обстоятельства.
1. Пожар.
Выделяют следующие пожароопасные факторы: горючие вещества, высокотемпературные процессы, горячие поверхности. Нужно помнить, что даже небольшой пожар может легко перейти в неуправляемый.
Как воздействовать на риск.
Меры контроля предусматривают: минимизацию горючих материалов и источников возгорания, установление источников раннего обнаружения (детекторы тепла и дыма), систему оповещения в здании. Система раннего обнаружения помогает безопасно эвакуироваться. В каждом здании разрабатывается схема эвакуации, запасные выходы и зоны безопасности. В здании должно находиться противопожарное оборудование (огнетушители).
Проведение тренинга сотрудников и регулярная проверка противопожарного оборудования способствуют снижению этого риска. Хорошее обслуживание зданий, регулярная проверка и ремонт электрооборудования, правильное хранение горючих материалов также минимизируют риск пожара.
Чтобы снизить риск поджога, надо организовать наблюдение за пространством, окружающим здание, обеспечить хранение отбросов, отходов бумаги и горючих материалов в надежном месте.
2. Протечки.
В результате поломки оборудования, разрыва водопроводной трубы, аварии может случиться протечка. Кроме того, может произойти наводнение. Утечка других жидкостей (за исключением воды) также приводит к ущербу. Некоторые жидкости могут причинить вред человеку и вызвать возгорание, загрязнение окружающей среды и порчу имущества.
Как воздействовать на риск.
Опасные вещества следует хранить согласно правилам хранения (их хранилища должны быть окружены насыпью для сдерживания возможных утечек). Вода не будет разрушать крыши, трубы и водосточные канавы, если их своевременно прочищать и восстанавливать. При хранении продуктов во дворе следует помнить о возможности его затопления вследствие сильного дождя.
Все трубы в помещениях должны быть маркированы с обозначением вещества и направления движения. На случай утечек должны быть приготовлены абсорбирующие материалы, емкости и средства личной защиты для работы с опасным веществом.
3. Поломки оборудования.
Любая машина или оборудование может со временем сломаться. Если компания не располагает запасными частями, то срыв производства обеспечен. Невнимательное отношение к оборудованию приводит к поломкам и снижает качество производимой продукции.
Как воздействовать на риск.
Для предотвращения поломок и обеспечения безопасности машины и оборудование должны использоваться по назначению. Допустимые нагрузки или мощности не должны превышаться. Организация профилактического обслуживания увеличивает срок службы машин. Постоянный контроль за их состоянием увеличивает надежность машин. Компания должна иметь в наличии запасные части на случай внезапной поломки.
4. Информационные риски.
Компании используют компьютер для решения многих задач (планирование и управление производством, составление счетов и базы данных заказчиков). Поломка оборудования, вирус или пожар могут уничтожить важнейшую информацию.
Некоторая информация является конфиденциальной. Небрежное обращение с документами увеличивает вероятность утечки информации.
Как воздействовать на риск.
Компании нужно делать резервные копии файлов и хранить их отдельно от других файлов. Копирование конфиденциальных документов должно осуществляться согласно инструкции, чтобы обеспечить их безопасность и сохранность. Нужно предусмотреть систему дублирования. Некоторые операции иногда целесообразно делать вручную.
5. Криминальная деятельность.
Наличие у компании дорогого оборудования и материалов может привлечь воров. Особенно привлекают грабителей плохо освещенные и плохо охраняемые склады. Контейнеры с мусором и другие горючие материалы, которые располагаются у стен здания, притягивают внимание поджигателей. Из небрежно брошенной бумажки можно узнать коммерческую информацию.
Как воздействовать на риск.
Наличие охраны, системы видеонаблюдения, надежные замки способствуют снижению данного риска.
6. Транспортные потери.
Чтобы товар не пострадал во время транспортировки, он должен быть хорошо упакован. Следует иметь в виду, что если ваш товар вытечет во время транспортировки, то придется нести расходы по очистке окружающей среды. Нужно тщательно выбирать транспортную компанию, чтобы избежать задержек с доставкой заказчику.
Как воздействовать на риск.
Компания должна изучить все возможные варианты транспорта и выбрать для себя подходящий. Транспортные риски можно застраховать.
Предпринимательская деятельность.
1. Совершенствование деятельности.
В основе деятельности компании лежит предложение товара или оказание услуги. Если компания неконкурентоспособна, она не будет долго существовать. Чтобы победить в конкурентной борьбе, необходимо вкладывать средства в совершенствование продуктов и услуг, а также учитывать потребности покупателя.
Как воздействовать на риск.
Компании необходимо разработать ассортиментную политику. Ассортимент продуктов должен основываться на анализе рынка и потребительского спроса и включать продукты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла. Его расширение надо контролировать. Кроме того, важно отслеживать действия конкурентов.
2. Зависимость.
Деятельность одной компании часто зависит от деятельности других. Сбой работы в одной компании может привести к срыву работ в другой. Причиной срыва могут быть: дефицит сырья, поломка машин, отключение электроэнергии, пожары, падение спроса, затоваривание и т.д. К примеру, даже временные задержки поставок от субподрядчиков могут вызвать остановку в производстве.
Как воздействовать на риск.
Компании нужно проанализировать и установить все ситуации, которые могут привести к срыву производства. Затем рассмотреть страховые программы по защите от этого риска.
3. Соглашения и обязательства.
Заказчики полагают, что покупаемые ими продукты должны удовлетворять установленным характеристикам и стандартам качества.
Как воздействовать на риск.
В договоре купли-продажи должны быть установлены все спецификации продукта или услуги. Соглашение должно быть оформлено письменно, и в нем должны быть четко прописаны права и обязанности сторон, а также ответственность за нарушение договора. Для его составления прибегают к услугам юриста.
4. Свалки и отходы.
В результате любой деятельности возникают отходы. На бизнес возлагается ответственность за их утилизацию. Если возникают опасные отходы, то должны быть приняты специальные меры по их захоронению. На государственном уровне устанавливаются ограничения по выбросам в окружающую среду.
Как воздействовать на риск.
Компании необходимо выяснить, возможно ли полезное использование ее отходов. Ее отходы могут быть сырьем для кого-то. В свою очередь, компания также может использовать чьи-то отходы в качестве сырья.
Контрагенты.
1. Заказчики.
Если компания пренебрегает нуждами заказчика и недооценивает связи с ним, это может привести к потере заказа. Удовлетворяя запросы в первую очередь крупных заказчиков, компании не следует забывать и про мелких (со временем и он может стать крупным). Задержка выплат заказчиками снижает ликвидность компании. Быстрое увеличение числа заказов приводит к перегрузке производственных мощностей.
Как воздействовать на риск.
Частью маркетинга являются торговые выставки и рекламные мероприятия. Большие компании часто нуждаются в партнерах и субподрядчиках.
2. Субподрядчики и поставщики.
Если компания взаимодействует с одним субподрядчиком или поставщиком, то любые изменения в его деятельности могут нарушить работу компании. Задержка поставок или потеря качества продукта субподрядчика может привести к срыву контрактов и потере клиентов. Неясные границы ответственности между субподрядчиком и компанией способствуют созданию неприятных последствий. Несчастные случаи, которые произошли по вине субподрядчиков, могут подорвать репутацию компании и привести к крупным потерям. Поэтому важно тщательно выбирать субподрядчиков и поставщиков.
Как воздействовать на риск.
О надежности поставщика говорит наличие у него системы контроля качества и обеспечения безопасности труда. Соглашения о поставке должны быть оформлены письменно. В них должны быть четко обозначены все обязательства. Страховая ответственность включается в соглашение. Для тех поставщиков, которые играют важную роль в деятельности компании, должны быть альтернативные варианты.
3. Власть.
Чтобы открыть свой бизнес, нужно обратиться в органы власти за получением разрешений и лицензий. Невыполнение законов, стандартов и отсутствие разрешения приводит к судебным разбирательствам.
Как воздействовать на риск.
Проверять помещения имеют право пожарные службы, службы по защите окружающей среды и правоохранительные органы. Надежный и опытный бухгалтер поможет минимизировать риски, связанные с налоговым законодательством, и правильно выстроит финансовую политику компании.
Содержание раздела