Куликова Е. Е. - Управление Рисками
Глава I. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ВИДЫ РИСКОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Риск: опасность или возможность?
Любая предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Для того чтобы расти и расширяться, компании постоянно вынуждены меняться. Причины изменений могут быть различны: снизился спрос на продукт, изменились предпочтения потребителей, появились новые технологии и т.д. Чтобы достичь успеха и победить в конкурентной борьбе, приходится внедрять в производство новые продукты, предлагать новые услуги и, как следствие этого, иметь дело с риском.
В процессе своей деятельности компании часто сталкиваются с ситуациями, которые предполагают несколько возможных вариантов решений. Проанализировав их, компания выбирает либо более рискованное (но и более доходное) мероприятие, либо более надежное. Известно, что чем больше прибыль, получаемая предприятием, тем выше вероятность потерь. Это своеобразная закономерность.
Предпринимательская деятельность, с одной стороны, предполагает, что есть шанс получить прибыль, но, с другой стороны, есть и риск оказаться в убытке. В каждом виде бизнеса есть набор параметров, которые характеризуют способность фирмы к развитию и достижению целей. К ним можно отнести прибыль, долю рынка, объем оборотов и другое. Однако для разных предпринимателей все эти характеристики бизнеса имеют разную значимость. Поэтому важно оценить не только величину и вероятность потерь, но и актуальность риска.
Для многих людей понятие риска ассоциируется с опасностью, с вероятностью неблагоприятного исхода события. Если мы говорим: "есть риск упасть", то это значит, что существует вероятность падения, то есть вероятность ухудшить свое положение по сравнению с сегодняшней ситуацией. Риск также связан с понятием ущерба. Например, риск пожара представляет собой только возможность наступления определенного неблагоприятного события (например, возгорания застрахованных построек).
Например, Масленчиков Ю.С. <1> вводит следующее определение: "Риск - действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери или неуспеха.
<1> Сенько В. Меняющийся подход к риск-менеджменту в крупных компаниях// Управление риском,2001, N 3.
В книге Стояновой Е.С. <2> приводится следующее определение: "Риск - это вероятность возникновения убытков или неполучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом".
<2> Стоянова Е.С., Штерн М.Г. Финансовый менеджмент для практиков: крат. курс. - М.: Перспектива, 1998. - 238 с.
Риск находит свое проявление через ущерб, то есть связан с вероятностью гибели или повреждения объекта. И чем меньше изучены риски, тем больше ущерб. В связи с этим возникает потребность в сборе и анализе информации о различных неблагоприятных явлениях с целью выяснения общих тенденций развития и закономерностей их проявления.
Для предпринимателя важно знать действительную стоимость риска, которому подвергается его деятельность. Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины убытков или затраты по возмещению убытков и их последствий. Правильная оценка риск-менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представить объем убытков и наметить путь по их уменьшению.
Затраты на покрытие ущерба делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты легко оценить. К ним относятся затраты на ремонт поврежденного имущества, выплаты за ущерб третьим лицам. Косвенные затраты оценить труднее. Они включают в себя потерю имиджа, потери из-за брака, затраты, связанные с ухудшением здоровья персонала, потери из-за прерывания деловой активности.
Потери, которые может понести компания при попадании в негативную ситуацию:
- экономические;
- потеря репутации;
- потери времени.
К экономическим потерям относятся как материальные, так и нематериальные потери. Это потери, связанные с ресурсами компаний - люди, имущество, сырье. Например, при выходе из строя компьютерной сети компании можно рассчитать денежные затраты. А вот с подсчетом нематериального ущерба могут возникнуть сложности.
Потеря репутации для компании - это очень важная потеря. Однако измерить ее проблематично. Например, потеря банком своего доброго имени означает отток клиентов. Ведь кто будет вкладывать свои деньги в банк, если они не будут там находиться в безопасности? Репутация банка в этом случае может рассматриваться как доверие общественности к сохранности денег.
При оценке потерянного времени учитывают время, которого не хватило работникам из-за неблагоприятного события.
Например, для любого строительного проекта характерны риски. В результате их воздействия может либо снизиться выручка от реализации, либо увеличиться себестоимость строительства.
Вероятность может быть выражена в количественных и качественных терминах. Качественное измерение предназначено для идентификации рисков и для установления ближайших приоритетов.
Вероятность в качественных терминах
слабовероятные маловероятные вероятные почти возможные
возможные
Рисунок 1
Однако качественная оценка не дает ответа на вопрос: сколько следует потратить средств на проведение мероприятий по нейтрализации рисков. В этом случае используют вероятность, выраженную в количественных терминах. Если вероятность равна нулю, то это говорит о невозможности наступления данного события. При вероятности, равной единице, существует 100% гарантия того, что данное событие произойдет. Чем меньше вероятность риска, тем легче и дешевле можно организовать снижение последствий этого риска. Значительная вероятность риска предполагает значительные потери и требует существенных затрат на снижение последствий такого риска, и наоборот.
Вероятность в процентном выражении
0% 25% 50% 75% 100%
Рисунок 2
Опасность риска для компании будем оценивать по 5-балльной шкале (иногда используют 10-балльную).
Вероятности наступления события будем оценивать следующим образом:
Таблица 1
Классификация рисков по вероятности возникновения
Виды рисков
Вероятность возникновения (Р)
Количественный подход
Качественный подход
Pq (баллы)
Р (в долях единицы)
Слабовероятные
1
0,0<Р<=0,1
Событие может произойти в исключительных случаях
Маловероятные
2
0,1 < Р <= 0,4
Редкое событие, но, как известно, уже имело
место
Вероятные
3
0,4 < Р <= 0,6
Наличие свидетельств, достаточных для предположения возможности события
Почти возможные
4
0,6 < Р <= 0,9
Событие может произойти
Возможные
5
0,9 <Р< 1,0
Событие, как ожидается, произойдет
Таблица 2
Классификация рисков по величине потерь
Виды рисков
Величина потерь
I (балл)
в % от плановой прибыли
Минимальные
1
0% <I<= 10%
Низкие
2
10% <I<= 40%
Средние
3
40% < I <= 60%
Высокие
4
60% < I <= 90%
Максимальные
5
90% < I <= 100%
Данное разделение рисков весьма условно. Интервалы на шкале вероятности зависят от предпочтений оценщика. Однако предлагаемый подход помогает перейти от качественных показателей к количественным.
Можно выделить следующие зоны риска:
Зоны риска
Критическая зона (потери => прибыли)
Безрисковая зона Зона допустимого риска
(все потери <= прибыли)
Рисунок 3
Пример. Строительная организация "Шарм" является одновременно проектировщиком, генподрядчиком, заказчиком и инвестором. В подобной ситуации организация берет на себя риск потери собственных средств. Следовательно, выполняя строительные проекты, она может оказаться в одной из зон риска.
Совершенно другое по сути определение риска приводит В.М. Гранатуров <3>, считая его наиболее полным: "Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи, отклонения от цели".
<3> Буянов В.П. Учет рисков в экономических решениях коммерческой фирмы // Управление риском, 2003, N 2.
Такое определение несколько необычно. Поскольку риск довольно сложно отождествить с деятельностью. Ведь, как известно, деятельность предполагает наличие риска.
В словаре Ожегова <4> дается следующее определение риска. Риск - это возможная опасность и риск - действие наудачу в надежде на счастливый исход. Сразу встречаем две трактовки понятия "риск" - как возможность и как действие.
<4> Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика, 2003. - 271 с.
Следует отметить, что риск связан с конкретным объектом. Любой риск имеет определенный объект проявления. По отношению к объекту проявляются и изучаются факторы риска. Анализ факторов риска в комплексе с другими мероприятиями позволяет добиваться предотвращения или существенного снижения негативных последствий осуществления (реализации) риска.
Если спросить у руководителя какой-нибудь компании о его отношении к риску, то чаще всего можно услышать негативный ответ. Но если продолжить разговор, то станет понятно, что риск дает возможность проявлению шанса, который соотносится с благоприятным исходом. Вместе с исчезновением риска исчезнет и сам бизнес.
Понятия риск и шанс противоположны друг другу, но вместе с тем они находятся в тесной взаимосвязи. Ведь риск не следует рассматривать только как убыток. Он дает некий толчок бизнесу, приводит его в движение. Наличие шанса предполагает возможность перехода на более высокий уровень. Именно оценка шанса в конечном итоге заставляет инноватора принять решение о нововведении. То есть шанс является движущим мотивом инновационной деятельности. Однако, выработать политику по отношению к рискам в инновационной деятельности нелегко. Даже простые сделки могут быть связаны со значительными рисками. В этой связи важно определить политику в отношении рисков. Она должна быть направлена не на полное уничтожение рисков, а на точечные воздействия на каждый из них.
В инновационной деятельности определение риска во многом зависит от ожиданий и веры в успех риск-менеджера.
Экономическая сущность риска может быть рассмотрена в различных аспектах. Понятие "риск" имеет различные трактовки в литературе, что усложняет изучение данного явления. Почему же люди воспринимают риск по-разному? На это есть следующие причины:
- информативность.
Людям свойственно переоценивать те события, о которых часто сообщается в средствах массовой информации. И наоборот, события, о которых мало информации, недооцениваются;
- методы подачи информации.
Если информация подается в "сухих" цифрах, опасность может недооцениваться. Однако если приводятся реальные примеры происшествий, то риск может быть и переоценен. Например, автомобильные катастрофы. Когда речь идет о конкретных транспортных происшествиях, то люди начинают считать автомобильный транспорт очень опасным;
- проявление отрицательных последствий спустя время.
Например, отрицательное воздействие курения на организм человека проявляется только спустя время.
Ложные данные, слишком ограниченная или чрезмерно преувеличенная информация ведут к неправильной оценке действительного риска. Всестороннее же изучение закономерностей, отражающих восприятия риска отдельными людьми и группами населения, помогает достоверно прогнозировать вероятностное поведение людей, их реакции на принятие и осуществление решений, содержащих риск.
Для коммерческой фирмы всегда нежелательны два события:
Снижение прибыли.
Снижение рыночной стоимости компании.
Признаки риска
В результате исследования источников литературы можно выделить следующие признаки
риска:
Признаки риска
Опасность, угроза
Вероятность <-
Возможность
Отклонение <
Изменение
Неопределенность, неясность

Единство обстоятельств и индивидуальногрупповых предпочтений
Перспектива
Действие
Надежда
Ситуативная
характеристика
действия
Рисунок 4
Результаты, представленные на данном рисунке, отражают неоднозначное толкование понятия "риск", что свидетельствует о неразработанности понятия риска.
Риск и неопределенность
Каждый человек в течение своей жизни сталкивается с проблемами, которые не имеют однозначного решения. Возникшая неопределенная ситуация предполагает возможность выбора из нескольких альтернатив. Принимая решение в таких условиях, человек попадает в ситуацию риска.
Неопределенность - это состояние неоднозначности событий в будущем и невозможность их спрогнозировать, что вызвано неполнотой или неточностью информации.
С одной стороны, ряд авторов понимает под неопределенностью особое явление, которое предшествует или сопутствует риску, с другой стороны, воспринимает ее как фактор риска.
Очевидно, что инновационная деятельность увеличивает неопределенность в связи с изменением производственных процессов. Рост неопределенности повышает риск неудачного результата инновации.
Ярким примером принятия решения в условиях неопределенности может быть решение о разработке нового очень сложного оборудования. На его разработку требуется длительное время, за которое конкурентами могут быть совершены открытия, исключающие применение этого оборудования, либо разработано более совершенное оборудование.
Снижения неопределенности результатов инновационной деятельности можно достичь путем создания базы данных об инновационных проектах и накопления информации о реализованных инновациях.
Создание однозначных условий протекания бизнеса - желаемое явление для предпринимателей. Однако состояние полной неопределенности в реальной жизни невозможно. Это происходит потому, что в любом случае можно либо собрать дополнительную информацию по явлению, либо принять решение на основе накопленного опыта и интуиции.
Важную роль в риск-менеджменте играет наличие информации. Если компания располагает полной информацией, она может сделать лучший прогноз и снизить риск. Информация является ценным товаром, за который предприниматели готовы заплатить большие деньги. Стоимость полной информации равна разнице между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала (когда имеется полная информация) и ожидаемой стоимостью (когда информация неполная).
Необходимая информация может быть получена из различных источников, как внешних (статистические данные министерств, данные социологических исследований и т.д.), так и внутренних (внутренние отчеты и исследования). Для того чтобы выпустить на рынок новый продукт, необходимо провести маркетинговое исследование, изучить спрос и потребности потребителей, рассчитать примерные объемы продаже зависимости от конъюнктуры рынка.
Пример. Предприниматель стоит перед выбором, сколько закупить товара: 50 единиц или 100 единиц.
При закупке 50 единиц товара затраты составят 120 руб. за единицу, а при закупке 100 единиц - 100 руб. за единицу.
Предприниматель данный товар будет продавать по 200 руб. за единицу. Однако он не знает, будет ли спрос на него. Весь не проданный в срок товар может быть реализован только по цене 100 руб. и менее.
При продаже товара вероятность составляет "50 на 50", т.е. существует вероятность 0,5 для продажи 50 единиц товара и 0,5 для продажи 100 единиц товара.
Прибыль составит при продаже 50 единиц товара 4000 руб. [50 х (200 - 120)], при продаже 100 единиц товара 10 000 руб. [100 х (200 - 100)].
Средняя ожидаемая прибыль 7000 руб. [(0,5 х 4000) + (0,5 х 10 000)].
Ожидаемая стоимость информации при условии определенности составляет 7000 руб., ожидаемая стоимость информации при неопределенности - 5000 руб. (покупка 100 единиц товара: 0,5 х 10 000 = 5000 руб.).
Тогда стоимость полной информации 7000 - 5000 = 2000 руб.
Таким образом, для более точного прогноза необходимо получить дополнительную информацию о спросе на товар. Компания должна заплатить за нее 2000 руб. Компаниям выгодно вкладывать средства в изучение спроса и рынка сбыта, даже с учетом того, что прогноз может оказаться не совсем точным.
Существуют ситуации, приближенные к полной определенности. Например, в развитых странах менеджер может достаточно точно рассчитать затраты на производство продукции на ближайшую перспективу.
Примером принятия решения в условиях риска является принятие решения о страховании. Руководитель компании может принять решение о страховании или отказе от страхования, посчитав вероятность наступления страхового случая. Ведь статистика страховых случаев ведется очень полно. Руководитель же страховой компании на основании этих же данных определяет сумму возможных страховых выплат и сумму, на которую необходимо заключить страховые полисы для покрытия возможных убытков и получения прибыли.
Например, перед руководителем автотранспортного предприятия "АВТО" стоит вопрос: на какую сумму застраховать автомобильный парк? Допустим, из статистики известно, что каждый десятый водитель попадает в аварию один раз в год, а сумма ущерба одной аварии - 70 000 руб. В компании имеется 100 машин. Значит, в аварию может попасть 10 машин, и ущерб может составить 700 000 руб. Располагая этими данными, руководитель может принять решение о страховании на такую сумму.
Риск и инновации. Расхождение и взаимосвязь
С развитием рыночных отношений в России инновационная деятельность стала движущим фактором успеха компаний независимо от формы собственности и сферы их деятельности. Именно внедрение инновационных технологий или выпуск новых товаров предприятием имели решающее значение для него в конкурентной борьбе. Занять достойное место на рынке фирма может только тогда, когда она неуклонно и последовательно проводит инновационную деятельность. При этом результативность инновационной деятельности прямо зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им.
Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с неопределенностью и связанным с ней риском. Многие нововведения связаны с финансовыми затратами, вложением капитала. Поэтому на первом плане у любого инновационно-активного предприятия - построение системы управления рисками. От успешности решения данной задачи зависят результаты реализации всего инновационного проекта.
Очень трудно предвидеть, какая инновация будет иметь успех на рынке, а какая не будет пользоваться спросом. Поэтому инновационным предприятиям в первую очередь следует тщательно анализировать инновационные проекты для того, чтобы избежать возможных ошибок на самой ранней стадии - стадии отбора проектов.
Пример. Одной из последних мировых инноваций является появление iphone. Это устройство - сочетание трЗ-плеера, мобильного телефона, 2-мегапиксельной фотокамеры и интернет-коммуникатора с 8 гигабайтами памяти. У него нет ни одной кнопки; все операции выполняются при помощи чувствительного к прикосновениям дисплея. Даже высокая цена на новинку и необходимость адаптации к российским сетям не останавливала россиян от покупки. Покупатели готовы были платить двойную цену за телефон, на который не распространялась гарантия. Анонс продукта Apple вызвал такое бурное обсуждение в СМИ, которое превратилось практически в бесплатную рекламную кампанию.
Главными факторами успеха товара являются:
- соответствие продукта требованиям рынка (наличие у него отличительных свойств, способствующих лучшему его восприятию со стороны потребителей);
- достаточные ресурсы компании для разработки и производства товара;
- наличие (еще до начала разработки) четкого видения нового товара;
- точно определенный целевой рынок;
- высокое качество исполнения товара, его рыночная привлекательность;
- тесная взаимосвязь между производством и маркетингом на всех этапах создания нового товара.
Вернемся к успеху iphone. Производители сумели совместить в этом продукте все потребности целевой аудитории, сумели угадать желания потребителей и реализовать их. Именно поэтому появление iphone было таким ожидаемым. Покупатели восторженно отнеслись к продукту, сочетающему в себе необходимые функции.
Однако риск потерпеть поражение в инновационной деятельности очень велик. В такой ситуации главной задачей предприятия становится решение вопроса, как повысить свои шансы на успех. Чтобы не допустить ошибку, компания должна уделять внимание исследованию рынка, выявлению факторов успеха на нем и способам продвижения своей продукции. Цена подобной ошибки велика.
Пример. Самолеты Concorde (британо-французский проект), компьютеры PCjr (компания IBM), видеомагнитофоны Betamax (Sony) и электромобили С5 (dive Sinclairs) так и не смогли завоевать расположение потребителей и утвердиться на рынке. Они потерпели поражение в борьбе за свое "место под солнцем" и принесли убытки компаниям.
В чем же причина неудач? Рынок может не принять ваш товар. Издержки производства окажутся слишком большими. Технология или конструкция разрабатывались не столь тщательно. Либо ваш товар не обладает уникальными свойствами перед утвердившимися на рынке аналогами. Неправильное позиционирование, завышенная цена или плохо организованная рекламная кампания могут оказаться ключевыми факторами провала. Причин не рисковать можно перечислять довольно много и долго. Но прибыль... она достанется тому, кто сумеет преодолеть все трудности.
В основе управления рисками в инновационной деятельности компании лежит тот факт, что при реализации инновационных проектов потери неизбежны (и они вовсе не обязательно должны быть экономическими). Да, потери возникают, но ведь их величину можно ограничить. Используя методы управления риском, воздействуя на него различными способами, можно сделать сопоставимыми потери от внедрения инновации и того выигрыша в виде прибыли, который она принесет. Поэтому одним из основных вопросов при управлении рисками является сравнение и оценка полезности и меры риска при реализации инновации.
В условиях неопределенности, сопутствующей инновационной деятельности, возникает необходимость в разработке таких методов принятия и обоснования решений в области инновационной деятельности, которые обеспечивали бы ограничение потерь из-за несоответствия планируемого и реального процессов реализации нововведений. В этом и состоит основная задача теории управления инновационными рисками.
Для характеристики эффективности инновационной деятельности применяют категорию -полезность инновации. Она позволяет количественно описать соотношение затрат и усилий на реализацию инновационного проекта, с одной стороны, и его результатов - с другой.
Понятие риска в инновационной деятельности включает не только наличие рисковой ситуации и ее осознание, но и принятие решения на основе количественного и качественного анализа риска. Таким образом, сущность предпринимательского риска предполагает принятие решений, отвечающих критериям оценки риска.
В настоящее время не существует единого подхода к трактовке понятия "риск" в инновационной деятельности. Практически у ка>кдого автора свое понимание данного понятия, что усложняет исследование данной проблемы на предприятии. Авторы расходятся даже в понимании объекта инновационного риска. Одни считают таким объектом проект, другие - научно-техническое и инновационное производство, третьи - отрасль, предприятие, четвертые - их сочетание.
Под инновационной деятельностью предприятия будем понимать всю совокупность мероприятий, не осуществляемых на данном предприятии ранее. А под риском в инновационной деятельности предприятия - совокупность экономических, политических, экологических, моральных и других последствий, которые могут произойти в результате осуществления принятых хозяйственных решений в условиях неопределенности при осуществлении инновационной деятельности.
Где взять идею?
Основная информация, которая необходима для разработки товара, идет непосредственно от рынка. Компания может использовать информацию, полученную как от потребителей (отзывы клиентов о качестве, рекламации), так и от конкурентов. Торговые представители и дилеры также могут дать важную информацию для улучшения продукта. Выявлению потребностей клиентов способствуют опросы, проводимые в местах продаж и по телефону. Идеи о новых товарах могут быть получены на конференциях, семинарах, специализированных выставках.
Компании следует отслеживать даже самые незначительные изменения на рынке. Допустим, ваш постоянный клиент снизил объем своих заказов или перестал вовсе с вами сотрудничать. Это говорит о том, что ситуация на рынке изменилась. Возможно, на рынке появился товар, предлагаемый по более выгодным условиям.
Источники новых идей могут появиться и внутри предприятия. Если в компании существует соответствующая система стимулирования, то ее сотрудники заинтересованы в выпуске товара-новинки.
Например, служащие компании "Тойота" ежегодно предлагают около 2 млн идей (примерно 35 идей на одного служащего), более 85% которых претворяется в жизнь. Компания "Кодак" награждает служащих, представивших лучшие идеи, денежными премиями и подарками.
Для выработки идей фирма может обратиться в специальные агентства или консультационные компании.
Пример. Для контроля работы менеджеров отдела продаж и получения информации об отношении клиентов к вашей продукции можно использовать следующую форму. Она помогает проанализировать ситуацию на рынке и может послужить источником новых идей.
Таблица 3
Форма взаимодействия с контрагентами
Дата
Менеджер
N
Название
организации
Контактное
лицо
Телефон
Результаты переговоров
Положительные
Отрицательные
Выставить
счет
Перезвонить
Отказ
(причина)
Из данной формы можно узнать, что не устраивает потребителя, а что пользуется спросом.
Новый товар можно разработать и не вкладывая большие средства. Ярким примером этого служат действия компании "Май", которая нашла удачный маркетинговый ход. Эта компания выпускает чай под торговой маркой "Майский чай". Изучив мнения потребителей чая, компания выяснила, что потребители предпочитают крупнолистовой, нерезаный чай. Тогда она стала первой поставлять крупнолистовой цейлонский и индийский чай в Россию по доступной для населения цене. Этот чай проигрывал в качестве, но компания учла главные ожидания потребителей, чай был крупнолистовой. То обстоятельство, что это были крупные листы чая, собранные практически со всего куста, оказалось менее важным. Ведь многие покупатели не подозревают, что высококачественными являются только четыре верхних листа чайного куста и не так важен их размер.
Где взять средства?
Практически все инновационные проекты требуют значительных средств на их реализацию. Поэтому полагаться только на собственные средства не всегда могут даже крупные предприятия. Возникает логичный вопрос: где взять средства? Ни для кого не секрет, что финансирование таких проектов весьма рискованно. Предприниматели оценивают неопределенность как отрицательное явление. Но она может сулить и дополнительные возможности. Главная из них - получить большую прибыль при успешном внедрении инновационных проектов. Это и толкает предпринимателей на риск.
Рынок венчурного капитала состоит из двух секторов: из венчурных фондов, в основном, и неформального сектора, представленного индивидуальными инвесторами.
В связи с большим риском один венчурный фонд может одновременно финансировать несколько инновационных проектов, что обеспечивает распределение риска. В результате этого за счет успешно реализованных проектов он получает в среднем высокую норму прибыли. Кроме того, инновационные предприятия могут часть средств получить в форме инновационного кредита.
В последние годы в России стали появляться и частные инвесторы, готовые вложить средства в инновационный продукт. Это так называемые бизнес-ангелы. Об этом рынке известно гораздо меньше, чем о венчурных фондах.
Бизнес-ангелы предоставляют предпринимателям денежные средства на длительный срок без залога и поручителей, а взамен получают долю в компании. Иногда решение о финансировании бизнес-ангел принимает на основании положительного впечатления о предпринимателе и уверенности в успешности проекта. Чтобы получить инвестиции от бизнес-ангела, необходимо представить бизнес-план или описание своего проекта.
Они предпочитают финансировать проект на самой первой его стадии. Бизнес-ангелы, помимо финансового обеспечения, приносят в компанию свой опыт. Они участвуют в бизнесе, дают профессиональные консультации и предоставляют поддержку. Цель бизнес-ангела -дождаться максимальной стоимости бизнеса и продать свою долю, получив значительную прибыль.
Наиболее известным примером успешных проектов, инвестируемых бизнес-ангелами, являются вложения в компанию "Apple". Вложив в нее 91 тыс. долл., инвестор получил 154 млн.