Матрица риска - Михай Ничисои
Михай Ничисои является частным спекулянтом на основных валютных рынках. Активно вовлеченный в управление спекулятивными фондами, Михай также осуществляет рассылку бюллетеней небольшому числу своих клиентов каждый день, начиная с середины 2002г.
Я могу предположить, что, для многих трейдеров риск является всего лишь нематериальным параметром, а стоп-ордера существуют традиционно просто потому, что прошлые поколения трейдеров их использовали.
Между тем, что касается меня, то риск - это отдельный наиболее важный вопрос, по которому мои оценки позиций никогда не прекращаются.
В то время как многие другие рассматривают прибыль опять же в нематериальной структуре - то есть, часто как упущенные возможности, я вместо этого рассматриваю риски. Я всегда предполагаю, что не могу и не буду правым в своих собственных прогнозах рынка, и что всегда есть что-то, что может пойти не так, как надо.
Часто способ, которым я торгую на рынках, выбран как один из тех, что использует наиболее близкие стоп-ордера. Хотя графики, которые я отслеживаю постоянно - это дневные и даже недельные, большинство моих торговых позиций начинается с защитными стоп-ордерами. Может даже с более жесткими, чем может себе позволить внутри-днев-ной трейдер.
За эти годы я пришел к тому, чтобы рассматривать рынок скорее как матрицу риска определенных возможностей, нежели в категориях традиционного технического или фундаментального анализа. Матрица, где узкие окна торговых возможностей открываются и закрываются нечасто, а скорее редко, в пределах которых рынки яростно продолжают предыдущий тренд или так же яростно разворачивают его за счет периодов низкой изменчивости. Мои стоп-ордера (первоначальные, по крайней мере) имеют ключевую "техническую" связь с этими периодами низкой изменчивости. Я также рассматриваю рынок как шахматную доску, на которой обычно есть скопление мнений и движений, но сидя за которой я не обязан делать ходы, если не могу их сделать, когда и как захочу. За свои годы торговли я также выработал способность рассматривать это "скопление мнений и движений скорее в абстрактных терминах. Например, я очень редко думаю о внезапном повышении изменчивости рынка, на котором я не спекулировал как о расстраивающей потерянной торговой возможности, а думаю скорее как об изменении картины, которое может предложить мне "технические" и связанные с риском условия для личной реакции. Это не говорит о том, что у меня нет врожденной страсти к действию, потому что время от времени способ, которым я позволяю себе предпринимать активные действия, означает, что я должен быть более активным, чем кто-либо еще. Однако, в большинстве случаев я также пассивнее, чем любой другой - и это также является неотъемлемой частью моей стратегии, и возможно первичной ее частью.
Однако, я думаю, что предпосылка перепутана со следствием. Очень близкие и жесткие стоп-ордера не являются предпосылкой, а скорее следствием. Реальная предпосылка - это попытка удержать общий спад на чрезвычайно низком уровне.
Также мои длительные наблюдения показали мне, что для большинства трейдеров, естественным статусом является нахождение в рынке. Для меня же, это ровно наоборот - мое естественное состояние - нахождение вне рынка, просто наблюдая за ситуацией. Только в некоторые моменты я позволяю себе активно участвовать в рыночном действии.
Другая предпосылка, которую я нашел очень популярной, заключается в том, что в торговле увеличение используемых рычагов должно автоматически приравниваться к увеличению предполагаемого риска. В словаре слово "агрессивный" в одном из своих вариантов означает "по отношению к инвестициям стремление к большему доходу за счет принятия на себя повышенного риска".
Тем не менее, я полагаю, что можно быть "агрессивным" в своих спекуляциях, не обязательно увеличивая уровень принимаемого риска. В этом и состоит суть моего торгового стиля, который должен приводить меня в пози-
цию, когда популярное "уравнение соответствия" не имело бы места.
Я думаю, что популярная концепция заключается в том, что более высокие рычаги автоматически ведут к более высокому риску, и что стоп-ордера должны обязательно быть больше по мере того, как временной масштаб наблюдения рынка становится больше.
Это не обязательно относится к способу моей торговли. Я действительно следую большим движениям, поскольку они возникают на дневных, иногда недельных графиках. Однако, я выбираю только редкие места на графиках, где я чувствую, что может произойти увеличение импульса рынка за счет периода низкой изменчивости и ценовых диапазонов.
Такой выбор позволяет мне иметь чрезвычайно близкие (первоначальные) стоп-ордера в большинстве моих входов в рынок. Это означает, что хотя начальный риск может оставаться на очень низком уровне, используемые рычаги могут быть не такими уж низкими.
Подобным образом я приближаюсь к почти идеальной ситуации, когда доходы от прироста капитала могли быть значительны, в то время как потенциальный спад может оставаться на весьма низком уровне. Это очень селективный подход, но в конце концов, я заметно интересуюсь скорректированной на риск возможностью делать деньги, а не утверждением какой-либо личной связи с популярными и традиционными концепциями относительно торговли.
Ответы на вопросы читателей:
Вопрос: Многие трейдеры отвергают фундаментальный анализ даже при дневной торговле, и сосредотачиваются больше на техническом анализе. Исходя из вашего опыта, как вы оцениваете значение фундаментального и технического анализа при дневных торговых стратегиях? Можно ли сказать в каких случаях преобладает фундаментальный или технический анализ?
Михай: Очень интересный вопрос. Лично я полагаюсь на доступную информацию, и на личную долгосрочную специализацию. Цена - это то, что я всегда имею прямо перед собой. Это совершенно открытая и легко доступная информация, и поэтому ни у кого в этом не может быть конкурентного преимущества. В случае с ценой, я начинаю с того же, с чего все другие в мире. С другой стороны, "фундаментальная" информация, включая, но не ограничиваясь, запланированными и неожиданными экономическими, политическими и другими видами новостей, не имеет тех же особенностей, что цена.
Думаю, что должен добавить несколько слов о том, как я торгую на рынках. Мой торговый стиль предполагает нечастые попытки спекулировать, где я чувствую неэффективность рынка, т.е. когда по моим оценкам спрос и предложение находятся в серьезном "дисбалансе". Исходя из моего опыта, есть определенные периоды, когда перестановка этих двух рыночных сил может быть вызвана исключительно нарушением их равновесия, с небольшой или никакой связью с "фундаментальной" информацией.
Некоторые могут возразить, что понятие "дисбаланса" является техническим. Тем не менее, я полагаю, что технический анализ является (или скорее стал) переоцененным аспектом торговли. Он заставляет многих людей полагать, что он имеет способность прогноза, что, на мой взгляд, является ложным предположением. Я считаю, что технический анализ просто передает текущий статус рынка и может обеспечить параметры риска принимаемого торгового решения, но он не может сказать точного прогноза относительно будущего.
Во-вторых, слишком популярные, десятилетние поиски "Чаши святого Грааля" в техническом анализе, скорее всего, не по простому совпадению настоятельно поощрялись несметным числом брокеров и поставщиков различных услуг. Это не что иное, как подталкивание трейдеров к высокочастотному скальпированию.
Вы можете спросить, как, при таком циничном взгляде на технический анализ, я могу его использовать и получать при этом положительную доходность? Еще раз, по моему мнению, технический анализ дает очень немного, но в определенные редкие периоды, этого "немного" вполне достаточно. Именно поэтому, я не делаю попытку обработать все доступные данные - я только высматриваю горстку элементов, которые я чувствую как потенциально полез-
ные, чтобы дать мне преимущество в моих собственных "технических", "фундаментальных" и "рисковых" категориях.
В настоящее время, "фундаментальный" компонент моей торговли главным образом сводится к ежедневной проверке, часто в американскую сессию, того, какими вышли запланированные экономические отчеты. Затем я сравниваю эти отчеты с тем, как реагировала цена, и высматриваю расхождения, или чрезвычайное согласие в популярных СМИ о направлении и импульсе определенного рынка.
Я приведу пример из своего недавнего торгового опыта. В самом начале мая этого года я разослал своим клиентам сообщения, что возможна покупка по паре EUR/GBP. Тем не менее, я продолжал оставаться в стороне в течение почти двух недель, ожидая аномальных данных, которые помогут мне принять торговое решение по этому кросскурсу. 17 мая, когда я почувствовал, что популярные финансовые СМИ уже стали весьма медвежьими по евро, Министр финансов Франции высказался о проблеме недавнего укрепления евро. То, что курс EUR/GBP рухнул в этот день из маленького, всего в несколько дней, ценового скопления, сформированного на дневном графике, возможно, могло быть воспринято как "логическая" причинно-следственная связь. Тем не менее, я не делал ничего. До этого момента я только смотрел на "логичность" рынка, к которому я, возможно, не имею никакого определенного интереса. Однако, всего несколько часов спустя, когда я перезапустил свои системы 18-го мая, я должен был признать интересное появление некоторых "аномальных" или "нелогичных" элементов в ощущении "логичности" этого кросс-курса, что заставило меня предположить, что сила медведей этого рынка, возможно, уже была исчерпана.
Среди весьма медвежьего консенсуса СМИ о евро 18-го мая, евро фактически отскакивала и восстанавливалась. В тот же день курс EUR/CHF завершил модель "Двойное основание" на дневном графике (одна из самых специфических графических моделей технического анализа, а также одна из наиболее любимых моих торговых установок), в то время как курс EUR/GBP сформировал маленький бычий "харами" в тот же период.
Соответственно, я наконец получил "технические" и "фундаментальные" компоненты решения о покупке. Что еще более важно, 18 мая я также смог разместить достаточно близкий (первоначальный) стоп-ордер, что является необходимым условием моего активного участия в торговле.
Я действительно признаю скорее ограниченную роль технического и фундаментального анализа в моей торговле. Всегда каждая из этих двух категорий выбрасывает скопление намеков, ключей, "логичных" и "нелогичных" элементов. Моя роль заключается в том, чтобы, основываясь на имеющейся информации, решить, когда "немного" остается немногим, а когда дает мне преимущество.
Вопрос: Какой совет вы бы дали тем, кто только начинает торговать на рынках?
Михай: Учитесь говорить рынкам "нет", вместо того, чтобы говорить "да" - это всегда самая трудная часть для почти каждого трейдера.
Вопрос: Как можно минимизировать свой риск при торговле на рынках?
Михай: Могу только сказать, как непосредственно я это делаю. Я регулярно проверяю наличие "аномальных" дней в тренде. Иногда эти определенные дни имеют низкую изменчивость, которая позволяет мне устанавливать действительно близкие стоп-ордера. Моя цель всегда состояла в использовании стольких рычагов, сколько возможно, хотя не подвергая риску более 0.5% моего торгового капитала. Это не может быть сделано, если не иметь очень близких защитных стоп-ордеров. Конечно, это означает очень нечастое вхождение в рынок и множество "глупых выходов", не говоря уже о том, что серьезный "дисбаланс" рыночных сил время от времени может привести к значительному числу промахов, так как чрезвычайно трудно играть при экстремальных ограничениях на продолжительном основании. Но, по моему мнению, хорошая торговля сводится всего к горстке сделок в год. Я не лучше чем любой другой, только быстрее в отступлении.
Вопрос: Как долго вы удерживаете позиции?
Михай: У меня нет стандартной нормы. В большинстве случаев мои начальные стоп-ордера, хоть и на дневном графике, являются чрезвычайно близкими, поэтому, если я
должен выйти, я выйду очень скоро. Также удерживание позиции зависит от используемых рычагов. Если у меня есть кредитные рычаги, которые возможны при чрезвычайно близких стоп-ордерах и хорошей технической уверенности и спустя 48 часов после моего входа в рынок я уже достигну эффективного соотношение доходности к риску, то я могу выйти без всяких колебаний. В других случаях, я имею тенденцию держать позиции с внешним финансированием дольше, даже в течение нескольких недель.
Вопрос: Минимизация риска часто подразумевает торговлю на более краткосрочных временных масштабах, на каких временных графиках вы торгуете? И какое соотношение риска к доходности вы рассматриваете приемлемым для заключения сделки?
Михай: Совершенно верно, традиционно считается именно так. Однако, есть ситуации, в которых большие движения происходят из периодов низкой изменчивости. Другими словами, размещая стоп-ордер на традиционном краткосрочном графике, можно оценивать прибыль на гораздо большем временном периоде. Мое обычное рассмотрение рынков происходит на дневных графиках. Я принимаю свои торговые решения только в американскую сессию. Ожидаемое соотношение доходности к риску является отдельной темой. Однако, я всегда стремлюсь к разумному риску, хотя перенос этого на соотношение доходности к риску является очень относительным. Доходность, особенно в случае с ориентировочными целями по прибыли может быть только ожидаемой. Но фактически я стремлюсь к непропорционально высокой прибыли относительно рисков и стараюсь игнорировать другие возможности. Одни из моих недавних позиций достигали соотношение доходности к риску от 7:1 до 10:1.
Вопрос: Я иногда размещаю стоп-ордер в 20 пунктов и цель в 10 пунктов. Это приемлемо?
Михай: Это вполне приемлемо. Я знаю такой способ торговли и могу хорошо понять причины, почему это так популярно. Вы можете делать деньги таким способом на предопределенном временном периоде. Но для меня, постоянное соотношение доходности к риску 1:2 является чересчур уязвимым. Моя цель всегда минимизировать мою уязвимость, результатом чего и стал мой стиль очень селективной, нечастой торговли с очень низким уровнем риска и получением непропорционально высокой прибыли.
Вопрос: Если стоп-ордер будет слишком близким каждый раз, то не разрушит ли вереница потерь уверенность трейдера и не нанесет серьезный удар по его будущей торговле? Как этого можно избежать?
Михай: Я хорошо знаю этот, почти "мистический" страх, который особенно часто проявляется перед выходом важных экономических новостей. Я не вижу противоречия в этом. Просто для моего способа спекулировать, начальный стоп-ордер, хотя и размещается очень близко, является "ключевым" в рамках моей собственной "технической" уверенности. Этот стоп-ордер размещается на рынке, чтобы доказать, прав ли я или нет во всех деталях торгового решения, которое он защищает - если он срабатывает, то я отступаю и делаю переоценку ситуации, находясь в стороне.
Я снова могу говорить только основываясь на своем собственном опыте. За прошлые 30 месяцев ведения своей торговли на модельном счете, я испытал длительные полосы потерь. Однако, та же самая политика жесткого ограничения риска пока позволяла с лихвой восстанавливать все потери без серьезного спада.
Содержание раздела