Выделаете передачу раппорта. Вечером через 30-40 мин после того как ребенок заснет, мама садится возле постели и устанавливает контакт с ним:
"...Внимание... я касаюсь твоей руки... Ты слышишь только мой голос... Это я... твоя мама... Как мы с тобой договаривались... ты спишь, не просыпаясь... внимательно слушаешь мой голос... а я беседую с тобой... и советую тебе... как вести себя по-новому..."
Этот прием часто используется при лечении ночного энуреза и неврозов у детей, а также для устранения нежелательных моментов в поведении ребенка, развития его творческих способностей или решения школьных проблем.
Родители имеют право создавать и будущее своего ребенка, передавая ему только самое лучшее, делая его таким, каким хотят увидеть его талантливым, умным, счастливым.
Установление раппорта в утренние часы перед пробуждением
Вечером перед сном врач говорит пациенту:
"...У вас есть определенные проблемы, которые я могу помочь вам решить... Поэтому завтра утром во время сна вы услышите мой голос... Я прикоснусь своей рукой к вашей, и мы побеседуем с вами..."
Утром, за час до пробуждения пациента, вы тихо подходите к кровати спящего, садитесь на стул и через 1-2 минуты тихим голосом, согласуя его с ритмом дыхания пациента, начинаете проводить внушение:
"...Продолжай спать... просыпаться не надо... Внимательно слушай мой голос... Ты хорошо слышишь мой голос... и продолжаешь спать... не пробуждаясь..."
Формула внушения повторяется 2-3 раза. Одновременно вы слегка прикасаетесь к кисти пациента и легко поглаживаете ее:
"...Ты спишь... и хорошо слышишь мой голос... мои лечебные слова... Я буду тебя обучать... разным полезным вещам... Я буду беседовать с тобой... и все мои лечебные слова... как бы изнутри... будут оказывать свое... лечебное воздействие...
...Продолжай спать... просыпаться не надо... и внимательно слушай мой голос..."
Затем вы проверяете качество раппорта, спросив у спящего, как его зовут, сколько ему лет. После чего можете задать интересующий вас вопрос. Вопросы надо задавать так, чтобы спящий мог отвечать коротко "да" или "нет".
Для стабилизации гипнотического сна желательно сделать каталепсию руки. Если во время сеанса происходит поиск решения проблемы, то лучше сделать левитацию руки, а потом дать внушение:
"... Пока ваша рука... будет медленно... бессознательно опускаться вниз... откуда-то глубоко изнутри... квам придет понимание... решения вашей проблемы... Или пока ваша рука... медленно опускается вниз... ваше тело проделает внутреннюю работу по изменению... и излечению..."
С помощью внушения можно перевести пассивный сон в активный, для того чтобы вызывать образы и вести лечебный диалог.
Каждый день сеансы проводить не следует. Мы рекомендуем 1-2 раза в неделю.
Сказка для наведения гипнотического транса у детей
Сейчас я хочу... чтобы ты себя почувствовал очень-очень маленьким котенком... который лежит рядом со своей большой и теплой мамой-кошкой и которому очень хорошо лежать рядом с ней... чувствуя с одной стороны теплую-претеплую маму... а с другой стороны чуть-чуть холодок... чувствуя прикосновения лап и языка к своей шерстке.
И вот, если ты совсем немножко, на время притворился таким котенком, тогда я хочу поиграть с тобой в одну игру...
...Как будто мы стоим на самом верху огромной лестницы. Лестницы, которая ведет от того места, где мы обычно живем, вниз... глубоко... глубоко... в страну снов... В страну, где ты обычно гуляешь, когда спишь.
Мы будем спускаться по этой лестнице вниз. И на каждой ступеньке будем всфечать что-то новое и необыкновенное. Ты будешь узнавать то, чего раньше не знал...
И это будет... действительно интересно...
И начиная такое путешествие, я хочу... чтобы мы с тобой... оба... глубоко вздохнули... и прочистили все внутри чистым воздухом... Вздохнули вот так (и делайте шумный вдох)... очень глубоко... так, чтобы свежий воздух вошел в нас... а потом, выйдя... унес с собой... ломоту в плечах... Чтобы плечи стали спокойными... чтобы шея стала спокойной... чтобы руки и ноги... стали спокойными и тяжелыми... как... у... тигра... который лежит на дереве... перед охотой... Олени придут еще не скоро...
Он лежит и ждет их... не шевеля... ни единым мускулом... и даже ни единой волосинкой... своей шкуры.
Итак... мы стоим наверху... длинной лестницы... Вот мы делаем один шаг... вниз... Мы делаем один шаг вниз... и попадаем... в такую страну... где мы с тобой... похожи... уже не на кошек... и не на тигров... а на рыжих клоунов...
Рыжих клоунов... которые надувают... огромные шары... Один клоун надувает... зеленый шар...
А другой надувает красный шар... И эти шары увеличиваются в размерах... и они уже больше клоунов... и больше цирка... И они такие легкие... что начинают уносить клоунов в небо...
И все, затаив дыхание, смотрят, как взлетают на шарах... два клоуна... все дальше и дальше от земли... Все дальше и дальше вверх от земли... Высоко вверху... между облаками... где их овевает только... теплый ветер... откуда они видят всю землю... Все города и все речки на ней... И вот они улетают... все выше... и выше...
Выше... и еще выше.
И мы с тобой... может быть, тоже смотрим на них... удивленными глазами... А потом спускаемся... еще на ступеньку вниз... сделав опять... перед этим... глубокий... глубокий... вдох... и выдох... И вот мы становимся... чуточку легче... пока наше тело становится... чуточку тяжелее... И вот мы попадаем... в царство моря...
Мы видим перед собой... три моря... Одно из них... море звуков... и море тишины... и море песен... и море сказок... и море стихов... море всех-всех голосов... и всех-всех звуков... какие только бывают на свете.
...А второе море... море картин... море цветов... море видов... огромное-огромное море картинок... всего, что может увидеть глаз...
И третье море... море чувств... красивое-красивое море... самых лучших чувств... которые только можно испытывать... на свете...
...И вот у нас есть маска... и у нас есть трубка, и мы можем нырнуть в какое-нибудь из этих морей... В море красок... или в море звуков... или в море чувств...
В море чувств под водой живет Осьминог, у которого нет ни глаз, ни ушей... а только щупальца руки, которыми он умеет делать все-все: и рыб ловить, и по дну лазить... и с тобой разговаривать...
...А вот в море звуков... живет дедушка Ухо... Его огромное ухо... гораздо больше его самого... Он все-все на свете слышит...
.. .А в море картин... живет Дракон, с такими острыми глазами... что из них сыпятся искры...
И вот, если ты хочешь посмотреть, что там, то мы с тобой опускаемся еще на одну ступеньку... опускаемся еще на одну
ступеньку... По дороге к стране снов... Делаем глубокий-глубокий... вдох... и выдох...
...И спустившись вниз... еще на одну ступеньку... мы попадаем в подводный мир. Странный... чудный... подводный мир... где кроме моего голоса... не слышно... ничего... Где мы с тобой... как водолазы... медленно идем по дну... идем по дну... и видим подводные чудеса, русалок, царя... морского царя Нептуна... царя рыб... морских коньков... морских игл, медуз, водорослей...
И все такое молчаливое, все немножко блестит, все так зовет к себе... И если мы хотим, мы можем погулять здесь немножко по морскому дну. И поиграть в то, что мы рыбы, или в то, что мы русалки, или в то, что мы киты.
Поиграть с подводными волнами... Чувствуя легкость и плавность движений. Ведь если мы рыбы, мы движемся так легко. И наши тела так пластичны, изящны и красивы. И тогда мы можем плыть еще глубже... и еще глубже, дальше от земли... вниз на одну ступеньку...
Вниз на одну ступеньку... сделав вдох... и выдох...
...И вот наши тела... уже не человеческие... и не рыбьи... Они стали травою... они стали травою... И мы играем в то, что мы цветы... цветы на лесной поляне... что мы цветы маленькие... желтые... красные... голубые... какие ты захочешь.
Мы маленькие цветы... и нас тихо колышет ветерок. Мы смотрим вверх, вверху мы видим огромное небо... Мы смотрим вниз... под нашими ногами... лежит... лист... старый-престарый лист... который упал здесь... еще позапрошлой осенью...
Мы смотрим друг на друга... Он очень красивый... невероятно красивый... Ты, может быть, похож... на подснежник... а я на гусиный лук...
Тогда ты немного голубенький... а я желтый... или наоборот... И это неважно... Тогда мы еще раз... смотрим себе под ноги... Что мы там видим... что мы там видим... Мы делаем еще один волшебный вдох... и волшебный выдох...
И спускаемся на ступеньку... вниз... вниз... еще ниже... Одна ступенька вниз... в страну снов...
...И вот мы становимся... волшебниками... Нас с тобой позвали звери... на лесной пожар... Мы быстро летим туда... над лесом... очень далеко...
Мы летим на лесной пожар... И наши
одежды развеваются на ветру... И мы прилетаем как раз вовремя... чтобы из какого-нибудь волшебного... флакона с водой... или какими-нибудь волшебными лепестками... или какими-нибудь специальными зонтиками... или просто взмахами своих плащей... потушить лесной пожар... и спасти всех зверей... птиц... растения...
И вот мы спускаемся... еще на одну ступеньку... еще на одну ступеньку вниз... сделав вдох... и выдох... Как хорошо, что так спокойно... можно идти вниз... Как хорошо... что мы спокойно можем идти вдвоем...
И вот на этой ступеньке... мы с тобой... два героя сказки... И нам с тобой нужно разыскать иглу... иглу... в которой что-то прячется, вроде смерти Кащея Бессмертного... И мы не знаем точно, что... но это что-то ужасно важное... и это нужно обязательно найти... И вот мы ищем, ищем эту иголку... чувствуем, что она где-то рядом... где-то спряталась...
И мы совсем недавно помнили, где она... и ее нужно найти... нужно найти спрятанную иголку... и отломить от нее кончик... отломить от нее кончик... Кто первый найдет... эту иголку... и почувствует... где она... а потом дотянется... и крепко сожмет эту иголку руками... и тогда... раз... и отломит кончик...
И тогда, наверное... и царевна выйдет... и дворец злого волшебника рухнет... И мы все вместе поедем домой... на Сером Волке... или еще на каком-нибудь таком же... добром и симпатичном звере... Как хорошо, что можно вместе бродить... по разным странам... и спуститься еще... на одну малюсенькую ступеньку... вниз... сделав вдох... и выдох...
Еще чуть-чуть ниже... еще чуть-чуть глубже и ближе... к стране замечательных снов... И может быть, даже уже отчасти... попав туда...
Сделав такое наведение гипнотического транса, можно переходить к специальным лечебным внушениям.
Заканчивая эту главу о сне и его лечебных возможностях, мы хотели бы напомнить: "Все существующее сон, а все что не сон, не существует".