d9e5a92d

В поддержку свободной продажи земли




Таблица 4
Отношение верующих к планированию в сфере экономики
(% поддерживающих)


Социально-демографические показатели опрошенных
Предлагаемые альтернативные решения
Продолжить линию на отказ от планирования экономики
Восстановить элементы гос-планирования

Не знают
Возраст, лет




30 лет и моложе
13,6
56,6
29,8

от 31 до 50 лет
7,8
72,5
19,7

51 год и старше
4,2
76,2
19,6
Уровень образования




ученая степень
25,0
75,0
-

Высшее
12,0
70,0
18,0

среднее специальное
8,6
68,6
22,8

среднее общее
4,7
73,0
22,3

неполное среднее
1,8
74,1
24,1

без образования
-
60,7
39,3
Место проживания




мегаполис
11,9
60,2
28,0

областной центр
8,1
71,6
20,3

районный центр
8,2
75,9
15,9

сельский населенный пункт
5,3
68,3
26,3



Среди верующих имеет место тенденция зависимости поддержки отказа от планирования и возраста респондентов. Дифференциация взглядов самой молодой и самой старшей групп существенна: у старших поддержка отмечается в 3 раза реже, в то время как фактор проживания в мегаполисах и на селе обусловливает менее значительное различие (в 2 раза). Кроме того, поддерживающих линию на отказ от планирования экономики среди верующей молодежи в 2 раза больше, чем положительно оценивающих приватизацию среди них же, что, думается, свидетельствует об определенной позиции: “конечно, приватизация проведена по-воровски, но реформы продолжать надо”.
Продажа земли. В поддержку свободной продажи земли (табл. 5) выступило 26,5% верующих, против - 55,5%, затруднились с ответом - 18%. Наблюдается практически полное единодушие представителей различных групп верующих (за исключением, пожалуй, группы без образования) в отношении земельного вопроса, закон о котором на сегодня является одним из самых ожидаемых.

Возможно, каждая группа на данном этапе видит свои преимущества от введения купли-продажи земли и, поэтому думается, после принятия закона произойдет дифференциация на довольных и недовольных.
Предпринимательство. За усиление государственного контроля за предпринимательской деятельностью (табл. 6) высказалось 68,7% верующих, в то время как за снятие всех ограничений в предпринимательстве и контроля за предпринимательством - только 12,4%, затруднились ответить 18,9%.
Позиция верующих, относительно необходимости контроля за предпринимательством (табл. 6), свидетельствует о довольно настороженном отношении основной массы к предпринимательству, приближаясь по показателям к позиции в отношении приватизации. Возможно подобное положение вещей диктуется пережитками “классового подхода”, в рамках которого предприимчивый человек зачислялся в разряд воров и жуликов.
Таблица 5
Отношение верующих к свободной продаже земли (% поддерживающих)


Социально-демографические показатели опрошенных
Предлагаемые альтернативные решения
Разрешить свободную куплю-продажу земли
Запретить свободную куплю-продажу земли

Не знают
Возраст, лет




30 лет и моложе
46,8
29,4
23,8

от 31 до 50 лет
25,4
56,6
18,0

51 год и старше
15,3
70,4
14,3
Уровень образования




ученая степень
35,0
40,0
25,0

высшее
34,3
46,4
19,3

среднее специальное
28,1
55,1
16,8

среднее общее
22,3
59,4
18,4

неполное среднее
17,9
66,1
16,1

без образования
3,6
74,4
25,0
Место проживания




мегаполис
37,3
43,2
19,5

областной центр
29,5
51,9
18,7

районный центр
24,1
57,3
18,6

сельский населенный пункт
18,9
65,5
15,7



Таблица 6
Отношение верующих к государственному контролю за предпринимательской деятельностью (% поддерживающих)


Социально-демографические показатели опрошенных
Предлагаемые альтернативные решения
Снять все ограничения и контроль за предпринимательской деятельностью
Усилить госконтроль за предпринимательской деятельностью

Не знают
Возраст, лет




30 и моложе
19,6
55,3
25,1

от 31 до 50
13,5
70,3
16,2

51 и старше
6,6
74,9
18,5
Уровень образования




ученая степень
30,0
50,0
20,0

высшее
14,2
69,1
16,7

среднее специальное
14,2
68,1
17,7

среднее общее
8,2
70,3
21,5

неполное среднее
9,8
67,9
22,3

без образования
7,1
75,0
17,9
Место проживания




Мегаполис
10,2
69,5
20,3

областной центр
13,7
68,0
18,3

районный центр
12,7
68,6
18,6

сельский населенный пункт
11,0
69,4
19,6


Таким образом, налицо очевидная консервативная тенденция в оценке верующими людьми настоящего и будущего российской экономики. В целом негативная оценка результатов рыночных реформ в России и уровня жизнь большинства верующих россиян, а также ориентация на свойственное для традиционной и самой многочисленной в России конфессии - православию - видение экономической, хозяйственно-предпринимательской деятельности предопределило ответы верующих. Патернализм, ориентация на традиционные ценности открытое неприятие нового, как правило ассоциированного с западным типом хозяйствования и обосновывающими его протестантскими идеологическими моделями характерны для сознания российских верующих в целом, независимо от пола, возраста, уровня образования.



Конечно, молодежи свойственно в некотором смысле более прагматическое видение экономических проблем и приверженность более прагматическим ценностям, ориентация на занятия предпринимательской деятельностью, желание зарабатывать достаточное количество денег, чтобы суметь обеспечить не только себя, но и семью, вырастить детей и т.п.4 Естественно, в этом смысле молодые верующие отличаются от пожилых: молодежи гораздо легче “вписаться” в рыночные отношения, ее не так обескураживают приватизация, либерализация цен и другие экономические мероприятия, проводимые в современной России и все более отдаляющие ее от советского прошлого. И если у старшего поколения российских верующих политика реформ в целом и отдельные ее аспекты вызывают, как правило, однозначно негативную оценку, то религиозно ориентированная молодежь (не говоря уже о внерелигиозной) гораздо гибче реагирует на все происходящее в этой сфере.
В сознании верующих очевидно превалирование этических норм и ценностей авторитарного общества над ориентацией на свободное общество, правовое государство, экономическую выгоду, целесообразность, земные блага и достижения, которые данной группе россиян традиционно представляются несовместимыми с их представлениями о нравственно значимом или хотя бы оправданном. Показательны в этом отношении возникающие в сознании верующих ассоциации, связанные с теми или иными экономическими понятиями. Положительный отклик у верующих вызывают следующие понятия: "Предприниматель" – у 59,9%; "приватизировать" – у 22,8; "собственность" – у 84,5; "копить" – у 66; "Доллар" у 45; "частник" у 57,1; "рынок" у 52,4% респондентов.

У неверующих, соответственно, у 56,4; 27,6; 81,3; 62,3; 51,1; 61,3; 56,6%.
Просматривается двойственное отношение верующих к основным категориям, ассоциирующимся в их сознании с рыночным хозяйством. С одной стороны, в отношении таких понятий как “предприниматель”, “приватизировать”, “доллар”, “частник” и “рынок” позиция верующих более консервативна, в то время как в отношении понятий “копить” и “собственность” они высказываются более положительно, чем неверующие. Последнее, на наш взгляд, обусловлено рядом факторов ментального характера, предполагающих наличие в сознании верующих противоречия между декларируемой негативной оценкой рыночной экономики и позитивным отношением к личному накоплению и обогащению. Это позволяет определить социально-экономический тип верующего россиянина как “консервативного стяжателя”, для которого свойственны критическое отношение к власти и проводимой ею экономической политике и, в то же время, на бытовом уровне - использование конкретных результатов этой политики.

Вместе с тем, хотелось бы отметить не слишком существенное различие между позициями верующих и неверующих при оценке тех или иных экономических понятий (в пределах 6%), что свидетельствует о слабой зависимости между типом мировоззрения и хозяйственно-экономической ориентацией. В данном случае в наибольшей степени это определяется социальным статусом респондентов (уровнем доходов, образованием, возрастом и т.п.): причиной обращения к Богу как к защитнику и спасителю от всех невзгод и трудностей, как правило, выступает социально-экономическая неустроенность человека, его “невписанность” в новый социально-экономический контекст и невостребованность обществом, а не наоборот.
Проведенный анализ свидетельствует: несмотря на заявления православных лидеров в отношении поддержки, при определенных условиях, хозяйственно-предпринимательской деятельности, православные верующие весьма консервативны в своих экономических пристрастиях. Это находит отражение как в их отношении к основным сторонам рыночной экономики на уровне ценностных установок, так и на бытовом уровне в предпочтении определенных типов хозяйствования. Традиционная народная этика, основанная на религиозно-православных предпосылках, в советский период была, по существу, уничтожена, а новой хозяйственной этики, исходящей из нерелигиозных мотивов, из необходимости работать ради “светлого будущего коммунизма”, в полной мере создать не удалось. Трудовая активность во многом поддерживавшаяся командно-административными методами и общественным энтузиазмом, и это наглядно продемонстрировала советская история, имеет преходящий характер.

Перед современным российским государством и обществом стоит задача создания трудовой этики, способной помочь окончательному переходу к рыночным отношениям.
Подводя общие итоги исследования можно констатировать, что в России группа верующих имеет вполне отделенные хозяйственные и рыночные ориентации, выраженные в следующем:
во-первых, преобладание тенденций патернализма и консерватизма;
во-вторых, построение собственной хозяйственной деятельности на принципах самообеспечения, напрямую связанной с ожиданием активных действий со стороны государства (введение государственного контроля над ценами, пересмотр итогов приватизации и т.п.);
в-третьих, своеобразное “половинчатое” восприятие рыночных реформ как на уровне действий, так и на уровне идей, особенно, для так называемого “консервативного” типа верующего;
в-четвертых, с приходом нового поколения молодых верующих, нарастание предпосылок для изменения отношения этой социальной группы к рынку и экономическим реформам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Булгаков С.Н. Православие. М., 1991.

  2. Писемский В., Калашнов Ю., Малофеева Е., Платонова Е. Православие и экономика // Журнал Московской патриархии. 1992. № 9.

  3. Kaariainen K. Religion in Russia after Collapse of Communism. Lewiston - Queenston - Lampeter: The Edwin Mellen Press, 1998.

  4. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К .Каариайнена и Д.Фурмана. М-СПб.: Летний сад, 2000.

  5. См., например, Яблоков И.Н. Социология религии. М.: 1979. С.143-144.

  6. См., например: Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. С.143-144.



1 За этим религиозно-идеологическим противоборством отчетливо просматривается различие в понимании моделей дальнейшего экономического развития России: столкновение идеи свободного рынка и государственного регулирования экономики.
2 Более подробно и глубоко указанные группы в России исследованы в ряде содержательных монографий [3, 4].
3 Исследования, проводимые в 60-80-е гг. в Советском Союзе также подтверждали эту тенденцию [5], однако они содержат более детальное дробление в рамках групп неверующих и атеистов (например, “индифферентные”, “пассивные атеисты”, “активные атеисты” и др. [6]).
4 Как отмечает известный исследователь религиозной ситуации в современной России профессор Хельсинского университета К. Каариайнен, “вопрос о будущем религии в России остается открытым”, поскольку “большинство молодежи ориентировано на предпринимательскую активность и прагматические цели, а не на религию” [3, p.187]4.

Интересные записи



Содержание раздела