Таблица 4
Отношение верующих к планированию в сфере экономики
(% поддерживающих)
Социально-демографические показатели опрошенных |
Предлагаемые альтернативные решения |
|||
Продолжить линию на отказ от планирования экономики |
Восстановить элементы гос-планирования |
Не знают |
||
Возраст, лет |
||||
30 лет и моложе |
13,6 |
56,6 |
29,8 |
|
от 31 до 50 лет |
7,8 |
72,5 |
19,7 |
|
51 год и старше |
4,2 |
76,2 |
19,6 |
|
Уровень образования |
||||
ученая степень |
25,0 |
75,0 |
- |
|
Высшее |
12,0 |
70,0 |
18,0 |
|
среднее специальное |
8,6 |
68,6 |
22,8 |
|
среднее общее |
4,7 |
73,0 |
22,3 |
|
неполное среднее |
1,8 |
74,1 |
24,1 |
|
без образования |
- |
60,7 |
39,3 |
|
Место проживания |
||||
мегаполис |
11,9 |
60,2 |
28,0 |
|
областной центр |
8,1 |
71,6 |
20,3 |
|
районный центр |
8,2 |
75,9 |
15,9 |
|
сельский населенный пункт |
5,3 |
68,3 |
26,3 |
Среди верующих имеет место тенденция зависимости поддержки отказа от планирования и возраста респондентов. Дифференциация взглядов самой молодой и самой старшей групп существенна: у старших поддержка отмечается в 3 раза реже, в то время как фактор проживания в мегаполисах и на селе обусловливает менее значительное различие (в 2 раза). Кроме того, поддерживающих линию на отказ от планирования экономики среди верующей молодежи в 2 раза больше, чем положительно оценивающих приватизацию среди них же, что, думается, свидетельствует об определенной позиции: “конечно, приватизация проведена по-воровски, но реформы продолжать надо”.
Продажа земли. В поддержку свободной продажи земли (табл. 5) выступило 26,5% верующих, против - 55,5%, затруднились с ответом - 18%. Наблюдается практически полное единодушие представителей различных групп верующих (за исключением, пожалуй, группы без образования) в отношении земельного вопроса, закон о котором на сегодня является одним из самых ожидаемых.
Возможно, каждая группа на данном этапе видит свои преимущества от введения купли-продажи земли и, поэтому думается, после принятия закона произойдет дифференциация на довольных и недовольных.
Предпринимательство. За усиление государственного контроля за предпринимательской деятельностью (табл. 6) высказалось 68,7% верующих, в то время как за снятие всех ограничений в предпринимательстве и контроля за предпринимательством - только 12,4%, затруднились ответить 18,9%.
Позиция верующих, относительно необходимости контроля за предпринимательством (табл. 6), свидетельствует о довольно настороженном отношении основной массы к предпринимательству, приближаясь по показателям к позиции в отношении приватизации. Возможно подобное положение вещей диктуется пережитками “классового подхода”, в рамках которого предприимчивый человек зачислялся в разряд воров и жуликов.
Таблица 5
Отношение верующих к свободной продаже земли (% поддерживающих)
Социально-демографические показатели опрошенных |
Предлагаемые альтернативные решения |
|||
Разрешить свободную куплю-продажу земли |
Запретить свободную куплю-продажу земли |
Не знают |
||
Возраст, лет |
||||
30 лет и моложе |
46,8 |
29,4 |
23,8 |
|
от 31 до 50 лет |
25,4 |
56,6 |
18,0 |
|
51 год и старше |
15,3 |
70,4 |
14,3 |
|
Уровень образования |
||||
ученая степень |
35,0 |
40,0 |
25,0 |
|
высшее |
34,3 |
46,4 |
19,3 |
|
среднее специальное |
28,1 |
55,1 |
16,8 |
|
среднее общее |
22,3 |
59,4 |
18,4 |
|
неполное среднее |
17,9 |
66,1 |
16,1 |
|
без образования |
3,6 |
74,4 |
25,0 |
|
Место проживания |
||||
мегаполис |
37,3 |
43,2 |
19,5 |
|
областной центр |
29,5 |
51,9 |
18,7 |
|
районный центр |
24,1 |
57,3 |
18,6 |
|
сельский населенный пункт |
18,9 |
65,5 |
15,7 |
Таблица 6
Отношение верующих к государственному контролю за предпринимательской деятельностью (% поддерживающих)
Социально-демографические показатели опрошенных |
Предлагаемые альтернативные решения |
|||
Снять все ограничения и контроль за предпринимательской деятельностью |
Усилить госконтроль за предпринимательской деятельностью |
Не знают |
||
Возраст, лет |
||||
30 и моложе |
19,6 |
55,3 |
25,1 |
|
от 31 до 50 |
13,5 |
70,3 |
16,2 |
|
51 и старше |
6,6 |
74,9 |
18,5 |
|
Уровень образования |
||||
ученая степень |
30,0 |
50,0 |
20,0 |
|
высшее |
14,2 |
69,1 |
16,7 |
|
среднее специальное |
14,2 |
68,1 |
17,7 |
|
среднее общее |
8,2 |
70,3 |
21,5 |
|
неполное среднее |
9,8 |
67,9 |
22,3 |
|
без образования |
7,1 |
75,0 |
17,9 |
|
Место проживания |
||||
Мегаполис |
10,2 |
69,5 |
20,3 |
|
областной центр |
13,7 |
68,0 |
18,3 |
|
районный центр |
12,7 |
68,6 |
18,6 |
|
сельский населенный пункт |
11,0 |
69,4 |
19,6 |
Таким образом, налицо очевидная консервативная тенденция в оценке верующими людьми настоящего и будущего российской экономики. В целом негативная оценка результатов рыночных реформ в России и уровня жизнь большинства верующих россиян, а также ориентация на свойственное для традиционной и самой многочисленной в России конфессии - православию - видение экономической, хозяйственно-предпринимательской деятельности предопределило ответы верующих. Патернализм, ориентация на традиционные ценности открытое неприятие нового, как правило ассоциированного с западным типом хозяйствования и обосновывающими его протестантскими идеологическими моделями характерны для сознания российских верующих в целом, независимо от пола, возраста, уровня образования.
Конечно, молодежи свойственно в некотором смысле более прагматическое видение экономических проблем и приверженность более прагматическим ценностям, ориентация на занятия предпринимательской деятельностью, желание зарабатывать достаточное количество денег, чтобы суметь обеспечить не только себя, но и семью, вырастить детей и т.п.4 Естественно, в этом смысле молодые верующие отличаются от пожилых: молодежи гораздо легче “вписаться” в рыночные отношения, ее не так обескураживают приватизация, либерализация цен и другие экономические мероприятия, проводимые в современной России и все более отдаляющие ее от советского прошлого. И если у старшего поколения российских верующих политика реформ в целом и отдельные ее аспекты вызывают, как правило, однозначно негативную оценку, то религиозно ориентированная молодежь (не говоря уже о внерелигиозной) гораздо гибче реагирует на все происходящее в этой сфере.
В сознании верующих очевидно превалирование этических норм и ценностей авторитарного общества над ориентацией на свободное общество, правовое государство, экономическую выгоду, целесообразность, земные блага и достижения, которые данной группе россиян традиционно представляются несовместимыми с их представлениями о нравственно значимом или хотя бы оправданном. Показательны в этом отношении возникающие в сознании верующих ассоциации, связанные с теми или иными экономическими понятиями. Положительный отклик у верующих вызывают следующие понятия: "Предприниматель" – у 59,9%; "приватизировать" – у 22,8; "собственность" – у 84,5; "копить" – у 66; "Доллар" у 45; "частник" у 57,1; "рынок" у 52,4% респондентов.
У неверующих, соответственно, у 56,4; 27,6; 81,3; 62,3; 51,1; 61,3; 56,6%.
Просматривается двойственное отношение верующих к основным категориям, ассоциирующимся в их сознании с рыночным хозяйством. С одной стороны, в отношении таких понятий как “предприниматель”, “приватизировать”, “доллар”, “частник” и “рынок” позиция верующих более консервативна, в то время как в отношении понятий “копить” и “собственность” они высказываются более положительно, чем неверующие. Последнее, на наш взгляд, обусловлено рядом факторов ментального характера, предполагающих наличие в сознании верующих противоречия между декларируемой негативной оценкой рыночной экономики и позитивным отношением к личному накоплению и обогащению. Это позволяет определить социально-экономический тип верующего россиянина как “консервативного стяжателя”, для которого свойственны критическое отношение к власти и проводимой ею экономической политике и, в то же время, на бытовом уровне - использование конкретных результатов этой политики.
Вместе с тем, хотелось бы отметить не слишком существенное различие между позициями верующих и неверующих при оценке тех или иных экономических понятий (в пределах 6%), что свидетельствует о слабой зависимости между типом мировоззрения и хозяйственно-экономической ориентацией. В данном случае в наибольшей степени это определяется социальным статусом респондентов (уровнем доходов, образованием, возрастом и т.п.): причиной обращения к Богу как к защитнику и спасителю от всех невзгод и трудностей, как правило, выступает социально-экономическая неустроенность человека, его “невписанность” в новый социально-экономический контекст и невостребованность обществом, а не наоборот.
Проведенный анализ свидетельствует: несмотря на заявления православных лидеров в отношении поддержки, при определенных условиях, хозяйственно-предпринимательской деятельности, православные верующие весьма консервативны в своих экономических пристрастиях. Это находит отражение как в их отношении к основным сторонам рыночной экономики на уровне ценностных установок, так и на бытовом уровне в предпочтении определенных типов хозяйствования. Традиционная народная этика, основанная на религиозно-православных предпосылках, в советский период была, по существу, уничтожена, а новой хозяйственной этики, исходящей из нерелигиозных мотивов, из необходимости работать ради “светлого будущего коммунизма”, в полной мере создать не удалось. Трудовая активность во многом поддерживавшаяся командно-административными методами и общественным энтузиазмом, и это наглядно продемонстрировала советская история, имеет преходящий характер.
Перед современным российским государством и обществом стоит задача создания трудовой этики, способной помочь окончательному переходу к рыночным отношениям.
Подводя общие итоги исследования можно констатировать, что в России группа верующих имеет вполне отделенные хозяйственные и рыночные ориентации, выраженные в следующем:
во-первых, преобладание тенденций патернализма и консерватизма;
во-вторых, построение собственной хозяйственной деятельности на принципах самообеспечения, напрямую связанной с ожиданием активных действий со стороны государства (введение государственного контроля над ценами, пересмотр итогов приватизации и т.п.);
в-третьих, своеобразное “половинчатое” восприятие рыночных реформ как на уровне действий, так и на уровне идей, особенно, для так называемого “консервативного” типа верующего;
в-четвертых, с приходом нового поколения молодых верующих, нарастание предпосылок для изменения отношения этой социальной группы к рынку и экономическим реформам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 За этим религиозно-идеологическим противоборством отчетливо просматривается различие в понимании моделей дальнейшего экономического развития России: столкновение идеи свободного рынка и государственного регулирования экономики.
2 Более подробно и глубоко указанные группы в России исследованы в ряде содержательных монографий [3, 4].
3 Исследования, проводимые в 60-80-е гг. в Советском Союзе также подтверждали эту тенденцию [5], однако они содержат более детальное дробление в рамках групп неверующих и атеистов (например, “индифферентные”, “пассивные атеисты”, “активные атеисты” и др. [6]).
4 Как отмечает известный исследователь религиозной ситуации в современной России профессор Хельсинского университета К. Каариайнен, “вопрос о будущем религии в России остается открытым”, поскольку “большинство молодежи ориентировано на предпринимательскую активность и прагматические цели, а не на религию” [3, p.187]4.