Сохраняя свои индивидуальные хозяйства в качестве производственных ячеек, крестьяне на основе личной заинтересованности создают снабженческие, сбытовые, перерабатывающие и пр. кооперативы, а союзы (центры) этих кооперативов устанавливают экономические связи крестьянских хозяйств с городскими промышленными, торговыми предприятиями, банками и даже с зарубежными фирмами, закупающими сельскохозяйственные товары.
В результате уже частичное кооперирование ведет к глубоким организационным и технологическим изменениям в аграрном производстве, одновременно развивается внутрикооперативная демократия и повышается кооперативная сознательность крестьянства, в деревне складывается кооперативный аппарат, основанный на местной самодеятельности и более совершенный по сравнению с государственными предприятиями.
Некоторые исследователи теоретического наследия Чаянова считают, что к середине 20-х годов он пришел к идее кооперативной коллективизации, или самоколлективизации, т.е строго добровольного кооперирования, отрицающего командные методы. Однако научные идеи Чаянова в нашей стране в те годы были признаны вредными и преданы забвению Сам выдающийся ученый был объявлен идеологом кулачества и необоснованно репрессирован.
После тотальной коллективизации крестьянских хозяйств исследования кооперативных проблем почти прекратились. Лишь в конце 80-х годов, незадолго до распада Советского Союза, эти проблемы вновь привлекли к себе внимание ученых и практиков.
Именно тогда была выдвинута концепция кооперативной формы предпринимательства Наиболее ярким представителем этого направления кооперативной мысли был экономист-аграрник академик Владимир Тихонов (1927-1994). один из разработчиков Закона о кооперации в СССР 1988 г
В своей книге "Кооперация за и против" (1991) и других работах он вскрыл причины и механизм деформации кооперативов в условиях государственного социализма и в числе первых выдвинул задачу формирования в стране саморегулирующегося кооперативного сектора экономики Тихонов писал, что для этого надо дать простор кооперативному предпринимательству Кооперативное производство он определил как типичную форму свободного предпринимательства, а кооператора - как свободного товаропроизводителя Необходимо развивать кооперацию и в сфере услуг, и в промышленности, и особенно в сельском хозяйстве Тихонов считал, что нужны небольшие сельскохозяйственные, крестьянские кооперативы, которые значительно более эффективны, чем любой колхоз или совхоз
Предпосылками развития кооперативного предпринимательства и создания конкурентоспособного кооперативного сектора, по мнению Тихонова, являются рыночная экономика, строгое соблюдение Закона о кооперации, отношения сотрудничества между государством и кооперацией, когда первое выступает в роли заказчика, а вторая - подрядчика Тихонову принадлежит идея расширения кооперативного сектора за счет превращения государственных предприятий в народные, хозяевами которых должны быть трудовые коллективы
2.7. СОВРЕМЕННЫЕ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ РОЛИ КООПЕРАТИВОВ
На исходе XX века в мире существуют самые различные учения о кооперативном движении и их многочисленные модификации Рассмотрим лишь две-три наиболее широко известные концепции
После ликвидации колониальной системы в Азии, Африке, Латинской Америке образовались независимые государства - так назывемые развивающиеся страны Общая экономическая отсталость, преобладание примитивного сельского хозяйства, новая демократическая обстановка в этих странах явились своеобразной почвой для идей кооперации На кооперацию обратили свое внимание и политические лидеры молодых государств
Так, первый премьер-министр независимой Индии Джавахар Лал Неру (1889-1964), придававший кооперативам большое значение, в ответ на вопрос, что следует сделать, чтобы поднять уровень жизни населения этих стран, сказал "Организовать просвещение, здравоохранение и кооперацию"1
В молодых национальных государствах кооперативное движение нередко рассматривают как альтернативу и капитализма, и социализма, нe как некий средний, третий путь социального развития В Индии, Нигерии, Мексике и некоторых других развивающихся странах в теоретические модели национального социализма (индийского, африканского и пр ) иногда включают те или иные варианты "кооперативного социализма" Роль и возможности традиционных сельских общин и кооперативов обычно преувеличиваются, они объявляются не только средством преодоления нищеты путем взаимопомощи, но и орудием социального переустройства общества в целом При этом одни авторы кооперативных концепций считают необходимой государственную поддержку кооперации, другие значение такой помощи отрицают