Правовой статус мещан был ограниченным, так как они не представляли для казны такого фискального интереса, как купцы.
Города Тобольской губернии в экономическом отношении носили полусельскохозяйственный характер. На окраинах городов проживали городские крестьяне, которые занимались сельским хозяйством и промыслами. Они являлись главными поставщиками сельскохозяйственной продукции на городские рынки.
Интерпретируя Полное собрание законов, Тарловская В.Р. дает следующее представление о социальном статусе городских крестьян:
Свидетельства |
За особый билет на лавку |
|
1 |
2 |
3 |
За право торговли купцам I.1-й гильдии В цене свидетельства заключается по 45 с капитала 2000руб., наводного и сухопутного сообщения 200 руб. Итого: 2200 руб |
2200 руб. |
В столицах 100, в прочих местах 75 руб. |
II. 2-й гильдии: 4% с капитала 800 руб.; наводные, сухопутные сообщения 80 руб. |
880 руб. |
Также как I. |
III.3-й гильдии 2,5 % с капитала 200 руб.; наводные, сухопутные сообщения 20 руб. в льготных губерниях в цене свидетельства заключается 1,5% с капитала 120 руб.; наводные, сухопутные сообщения 12 руб. |
220 руб. 132 руб. |
Также как I и II 50 руб |
IV. За право торгующего мещанина: - в столицах;
|
120 руб. 80 руб. 60 руб. 60 руб. |
50 руб. 30 руб. 20 руб. 20 руб. |
V.за право торгующих крестьян: 1-го рода 2-го рода 3-го рода 4-го рода 5-го рода 6-го рода |
2.600 руб. 1100 руб. 400 руб. 150 руб. 40 руб. 25 руб. |
В столицах 100 руб. В прочих местах 75 руб. В столицах 75 руб. В прочих 50 руб. |
VI.Приказчик 1-го класса Приказчик 2-го класса |
80 руб. 40 руб. |
Данные таблицы показывают, что самой высокой была цена крестьянских свидетельств первого рода, а самая низкая у крестьянских свидетельств шестого рода. Не выходя за границы одного сословия, правительство предоставляет разные возможности для торговой деятельности. Тем самым пытаясь втянуть в рыночные отношения широкие слои населения, в которых видело новые объекты фискального обложения.
Стоимость свидетельств для мещан и для купцов 3-й гильдии варьировалась в зависимости от местности, где происходила торговля. Но цена свидетельств для купцов 3 гильдии примерно в 2 раза выше, чем у мещан.
Цена свидетельств за право торговли купцов 1 и 2 й гильдий оставалась стабильной. Причём свидетельство для купцов 1-й гильдии стоило в 2,5 раза больше, чем для 2-й гильдии.
Государство стимулировало развитие торговли и промыслов, чтобы удовлетворить свой фискальный интерес, то есть собирать налоги в рамках каждого сословия.
Участники торгово-промышленной деятельности различались сословными правами, социальным статусом и степенью участия в предпринимательской деятельности.
Наиболее втянутыми в рыночные отношения являлись представители купечества. Ядром мелкого и среднего предпринимательства были мещане. Торговые городские крестьяне постепенно монополизируют торговлю на городских рынках. По закону 1815 года чиновникам запрещалось заниматься предпринимательством, поэтому только уйдя в отставку, некоторые из них вступали на этот путь.
У военных не хватало времени на торгово-промышленную деятельность, они находились на государственной службе, за которую получали высокое жалованье. Тем не менее, отставные военные, как и чиновники, приняли небольшое участие в предпринимательстве. Малочисленное дворянство в силу того, что не обладало в Сибири ни большой собственностью, ни землёй и не имело психологического настроя, слабо проявило себя в торгово-промышленной деятельности.
С 1731 по 1820 годы продажа соли была монополией казны. В основном ямышевская соль привозилась из Тобольска в Сургут и Берёзов (ежегодно до 1000 пудов) и продавалась в казённых лавках по 19-20 копеек за пуд. Государство получало с каждого проданного пуда соли примерно 10 копеек прибыли.
В 1820 году издаются «Правила о свободе внутренней торговле солью»,1 что означало отмену государственной монополии на соль.
В 1822 году были изданы правила для соляного управления в Сибирских губерниях. Право вольной продажи соли предоставлялось людям всех состояний, за исключением служащих по соляному управлению, чиновников и служителей, их семейств.
Устанавливалась вольная и казённая продажа соли. Оптовые подряды на развоз казённой соли не допускались.2
В связи с этим доходы казны от продажи соли на севере начали сокращаться, а к 1835 году среди доходных статей «соляные» деньги здесь уже отсутствуют.
Государственные органы всячески стремились сохранить рыболовные угодья края за аборигенными жителями. Для этого они в 1805 году запрещают заключать арендные договора более, чем на 1 год, требуют в обязательном порядке согласия аборигенных старшин и князцов на эти акты.1
В 1831 году подтверждаются правила свободной торговли с иногородцами, изданные Сперанским М.Н. в 1820 году. Необходимость этого возникла в связи с тем, что местная полиция подвергла эту торговлю, главным из которых было то, что к иногородцам можно было проникать только по билетам, выданным земской полицией. Ясачная комиссия установила, что торговля по билетам перешла в одни руки и цены выросли в 5 раз.
От остяков посыпались жалобы на действия местной полиции и ясачная комиссия сочла эти жалобы справедливыми.2
В 1844 году вышел закон, устанавливающий сроки торговли с инородцами: с 1 июля по 1 сентября, был введён запрет торговцам иметь склады и магазины у инородцев. В то же время на основе «Положения об инородцах» учреждались казённые магазины. Это мероприятие преследовало двоякую цель: во-первых, «доставление необходимого пособия по продовольствию и промыслам кочующих и, во-вторых, умерение вольных цен на необходимые потребности.»3