d9e5a92d

Перемещение экономического и политического центра в северо-восточную Русь


Во время монголо-татарского ига усугубляется феодальная раздробленность между южнорусскими княжествами и северо-восточными, а Новгород и Псков и вовсе обособились (XIIIXIV вв.). Северо-восточная Русь претерпела серьезные изменения. Из разоренных монголами городов Владимира, Суздаля, Ростова, Переяславля, Юрьева население уходит в более безопасный лесной район реки Москвы и верхнее течение реки Волги. Московское и Тверское княжества от этого только выиграли.

Переселенцев в Волжско-Окское междуречье охотно принимали крупные землевладельцы местное боярство, князья и духовенство.
В период правления на Руси Золотой Орды происходит большое развитие монастырей в междуречье Волги и Оки. Нашествие монголов людям казалось наказанием Божьим за грехи, поэтому многие уходили в обители или уединенные места для покаяния, т. е. «уходили из мира». Сначала монастыри были бедные, затем у них стали появляться богатства и собственные земли, для обработки которых требовались работники. Иго заставило людей искать спасения и помощи в монастырях, так как ордынцы их не притесняли (духовенство у них почиталось), а князья освобождали от подати людей, переселившихся на церковные земли. Поэтому вынужденные переселенцы охотно шли в монастыри, образовывая близ них села и слободы.

Ими прокладывались дороги и заводились новые торговые отношения. У монастырских стен в определенное время собирались ярмарки, куда съезжалось множество народа даже с отдаленных областей. Большую известность получила Макарьевская ярмарка, начинавшаяся у Макарьевского Желтоводского монастыря.
Монастыри в то время играли важную роль, оказывая помощь поселенцам и активную деятельность в хозяйственной жизни страны. Они служили так же оплотом веры на Руси (особенно в тяжелые для страны периоды), так как за их укрепленными стенами русские неоднократно отбивались от неприятеля.
В XIIIXVI вв. было выстроено 235 новых монастырей. Самые известные из них построенный в 1377 г. Троице-Сергиев монастырь, а также Ипатьевский, Саввино-Сторожевский, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов. В Москве создаются Спасо-Андрониев, Данилов, Симонов, Новоспасский монастыри.
Наряду с волжско-окскими землями активной колонизации подверглось и Заволжье. Так возник город Пронск, превратившийся в центр самостоятельного княжества.
Переселение людей в преимущественно лесные области междуречья Волги и Оки привело к изменению земледельческой системы. Перестройка сельского хозяйства в XIIIXV вв. и внедрение пашенного земледелия после расчистки лесных участков под поля, плюс рост большого количества деревень привели к новому способу обработки земли трехполью. Это качественно повышало степень эффективности использования пахотных земель, а соответственно и прокорм населения.
Благодаря новой системе полеводства, продолжающейся внутренней колонизации Северо-Восточной Руси выходцами из разных регионов, а также выгодному геополитическому и экономическому положению Твери, Нижнего Новгорода и Москвы продолжался процесс формирования русского государства с постепенной сменой его политического центра.
16. Перемещение экономического и политического центра в северо-восточную Русь

Перемещение центра древнерусского государства было не случайно. На ранней стадии развития Руси успешная торговля с Закавказьем, Хорезмом, Багдадом и Византией, обеспечивающая благополучие молодого государства, являлась «выходом» русских в большой мир. Но уже в XII в. она не имела такого первостепенного значения, как раньше.

Киев, считавшийся тогда торговыми воротами Руси, постепенно приходил в упадок, хотя и оставался в то же время первопрестольным городом. Со смертью Владимира Мономаха князья, озабоченные лишь собственным благополучием, старались действовать в угоду своим интересам. Отсюда возникла борьба за великое княжение, которая сильно подрывала и без того падающее величие города. Происходило сильное обнищание киевлян.

Негативным фактором служило и то, что государственная столица Киев находилась на окраине страны. Падающее торгово-экономическое положение Киева, постоянная для него угроза со стороны степей и многое другое подвигло к перенесению центра в более безопасное и спокойное место с хорошими водными путями Северо-Восточную Русь.


В то время как значение Киева уменьшалось, происходило интенсивное развитие русских северо-восточных земель. Если в XXI вв. Суздальская земля была глухой и с малым количеством населения (в основном финскими племенами), то к концу XII в. здесь существовало множество городов: Переславль-Залесский, Тверь, Звенигород, Устюг, Углич, Владимир-на-Клязьме, Юрьев-Польской, Дмитров, Москва, Суздаль, Ростов, Ярославль и др. Дело в том, что Ока и Волга еще с давних пор имели огромное значение для Руси.

По этим рекам двигались русские купцы со своими товарами для торговли с Востоком, еще в IX в. доходившие до самого Багдада.
В новом центре Руси Владимире-на-Клязьме формируются новые черты русской государственности, духовности и культуры, в том числе и ставший важным для последующего бытия культ Богородицы. Это произошло во многом благодаря чудотворной иконе Божьей Матери, привезенной владимирским князем Андреем Боголюбским из Киева, и построенным в новой столице церквям. Эта икона впоследствии стала привлекать много богомольцев, многие из которых оставались здесь, и стала одной из величайших русских святынь под названием Владимирской Божьей Матери.
Среди жителей новой столицы были не только переселенцы княжеского или боярского рода, но и простые граждане. Переселение осуществлялось поистине всенародно с перенесением во Владимирскую Русь близких сердцу названий городов и селений. Это было не легко, так как Владимир от Киева находился далеко, а путь проходил через лесные дебри, в которых приходилось прокладывать себе дорогу (в те времена Владимирская земля именовалась Залесской).
Многие из новых жителей были людьми деятельными, не боящимися невзгод, обладающими высокой киевской культурой, чем очень разнились с коренными жителями этих мест финскими народностями. Об этом факте можно судить по воздвигнутым за короткий срок великолепным храмам, сохранившимся до наших дней. Сюда шли градостроители, земледельцы, художники-иконописцы, ремесленники, книгописцы и зодчие.
Новая молодая столица заложила основу нового этапа в формировании российской государственности. Перенесение «центра» вглубь страны способствовало сохранению и дальнейшему развитию русской культуры.

17. Новгород Великий в системе европейской торговли

В результате продвижения русских славян на севере возник Новгород Великий. Несмотря на низкое плодородие земель, город занимал очень выгодное для торговли положение. Он находился среди водных путей, с помощью которых можно было попасть как в дальние земли Севера, так и на юг, в Грецию. Его удачным месторасположением воспользовались предприимчивые купцы, которые обеспечивали богатство и процветание Новгорода с помощью торговых отношений. После нашествия монголов Киев лидер русской торговли был разрушен, а торгово-экономические связи прерваны.

В связи с этим обстоятельством Новгород перенял пальму первенства у стольного града, став на какое-то время главным торговым городом Руси.
В период феодальной раздробленности сформировались крупные межобластные рынки, функционирование которых сложилось по естественной географической особенности и начавшейся специализации отдельных районов. Главным товаром в то время везде служили хлеб и соль, цены на которые были везде разные. Сильные колебания происходили во время обострения усобиц, когда блокировались торговые пути, и в период неурожаев.

Из-за бедных земель новгородцы ввозили зерно со стороны. Свои продовольственные ресурсы Новгород пополнял за счет других районов Руси или же за счет импорта из Германии, хотя немецкий хлеб часто стоил намного дороже. В русские земли из Новгорода поставлялись моржовый клык, речной жемчуг, наиболее ценные сорта пушнины.
Закупая товар в русских городах, новгородские купцы перепродавали его иностранцам, и наоборот иностранные товары развозились ими по всей Руси. Были у новгородских купцов свои патрональные храмы, некоторые даже за пределами Руси (в Балтике на острове Готланд, в Ревеле и др.). Для вступления в купеческое общество, находящееся при таком храме, необходимо было внести определенную плату.

Получив таким образом наследственное звание «пошлого купца» (т. е. внесшего платеж), можно было рассчитывать на признание собратьев и в дальнейшем претендовать на почетное место купеческого старосты. Патрональные храмы наделялись властью определенными привилегиями: объединяли зажиточных купцов; здесь хранились казна, эталон веса, документы, товары; на храмовой площади вершился суд по купеческим тяжбам. За это купечество щедро одаривало храмы. По особым праздникам купцы устраивали совместные пиры «братчины», которые не раз воспевались в русских былинах. Часто торговля велась вскладчину, что подтверждается найденными новгородскими берестяными грамотами XIIXIV вв.

Число купцов-складников, торговавших одним и тем же товаром, не превышало 45 человек.
Дифференцированное в имущественных и социальных правах новгородское купечество постепенно распалось на несколько групп, отличающихся по богатству и положению. Самыми состоятельными и влиятельными были купчины Иванской корпорации, занимающиеся кроме основной деятельности еще и ростовщичеством. Они имели хорошие дома и собственные земли.

Эти удачливые предприниматели и стали прообразом знаменитого былинного Садко.

Интересные записи



Содержание раздела