d9e5a92d

Организационное построение потребительской кооперации в россии


В-третьих, союз установил обширные деловые связи с заграницей. Для ведения экспортно-импортных операций он открыл свои конторы и склады за рубежом — в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Копенгагене, Стокгольме, Константинополе, Харбине, Шанхае, Иокагаме, Кобе и других городах. На внешних рынках МСПО сбывал сельскохозяйственные продукты, животноводческое сырье, пушнину, а закупал там преимущественно промышленные товары широкого потребления, а также рис, кофе, чай, пряности, сельди.
Побочным результатом многогранной хозяйственной деятельности потребительской кооперации было воспитание опытных, предприимчивых руководителей, способных со знанием дела организовать работу оптовых складов и магазинов, пекарен и столовых, умеющих безубыточно торговать внутри страны и на внешних рынках.
МСПО проводил также широкую организационно-кооперативную работу, которая тогда именовалась неторговой, нехозяйственной. Главное заключалось в том, что стала наконец преодолеваться разобщенность, разрозненность обществ потребителей, теперь они получали от союза квалифицированную -помощь, инструктаж и наставления по вопросам торговли, постановки счетоводства, проведения ревизий, организации собраний пайщиков и т.д. Постепенно накапливался коллективный опыт, вырабатывалось единство будущей системы потребительской кооперации.

В 1903 г. МСПО приступил к изданию журнала "Союз потребителей", с 1910 г. он издает для пайщиков-горожан журнал "Объединение", ас 1914 г. - для села журнал "Общее дело". Вся эта разнообразная работа сыграла важную роль в развитии кооперативной самодеятельности "низов".
В тот период кооперативное самоуправление делало свои начальные шаги. Совершенствовалось управление и Московским союзом. Еще в 1906 г. для осуществления неторговой деятельности в МСПО создается особый орган - секретариат, который сразу же занялся кооперативной пропагандой и инструктированием.

Через десять лет в секретариате МСПО и в местных организациях потребительской кооперации работал корпус инструкторов численностью свыше 1000 человек.
В 1912 г. была осуществлена реорганизация важного выборного органа союза - его бюро. На этой основе образовался новый выборный орган - большое бюро, которое позднее получило название совета; созданное малое бюро, или коллегия распорядителей, впоследствии стало представлять собой исполнительный орган - правление. Большое бюро включало и членов малого бюро (правления).

В мае. 1916 г. собрание уполномоченных МСПО признало целесообразным преобразовать Московский союз из союза потребительских обществ в союз союзов; крупные потребительские общества, объединяющие свыше 10 тыс. пайщиков, продолжали входить в МСПО Юридическое оформление преобразования МСПО во Всероссийский центральный союз потребительских обществ (Центросоюз России) произошло лишь спустя более чем два года.
Ценным направлением деятельности МСПО была подготовка кадров В 1912 г он впервые участвует в организации постоянно действующих кооперативных курсов при Московском народном университете имени Альфонса Шанявского (подвижника российского просвещения), а в следующем году при этом университете союз открыл постоянную школу для подготовки служащих потребительских обществ МСПО занимается широкой издательской деятельностью' до 1917 г. он выпустил около 7 млн. экземпляров книг, брошюр, листовок.
Противоречивой была проводимая в потребительской кооперации культурно-просветительная и агитационно-пропагандистская работа.
С одной стороны, руководители МСПО и местных союзов, будучи мелкобуржуазными демократами, рассматривали потребительскую кооперацию как особую некапиталистическую форму собственности, хозяйствования и управления. Поэтому просветительная, пропагандистская работа означала внедрение в сознание пайщиков фантастических идей использования кооперации для мирного преобразования общества в "кооперативную республику". В этом смысле меткое ленинское определение "старые кооператоры" целиком относится к крупнейшим деятелям потребительской кооперации, которые были сторонниками одного из вариантов "кооперативного социализма"


С другой стороны, культурно-просветительная работа, проводимая путем организации кооперативных очагов культуры - народных домов, библиотек и кружков самообразования, объективно способствовала распространению среди населения знаний, идей кооперации и единения, развитию самодеятельности и народной инициативы, превращению потребительских обществ, их выборных органов в школу общественной жизни.
Потребительской кооперации не была чужда и благотворительная деятельность Некоторые кооперативы выделяли средства в ^ помощь школе, церкви и приюту В годы мировой войны был создан кооперативный фонд помощи жертвам войны.
Кооперативные принципы давали пайщикам возможность участвовать в общих делах, приобретать практический опыт управления кооперативным хозяйством. И еще: рядовых членов потребительских обществ больше всего привлекали материальные выгоды от кооперативной деятельности и меньше интересовали программы идеологов кооперации относительно создания в будущем "кооперативной республики".
Сама потребительская кооперация после 1907 г. становится "полем" политической борьбы различных левых партий социалистического направления за усиление своего идейного влияния на членов кооперативов. Почти во всех крестьянских и во многих рабочих потребительских обществах "главными идеологами" являлись представители партии социалистов-революционеров (эсеров) и партии меньшевиков (крыла социал-демократии). В крупных городах и промышленных центрах (Петербург, Москва и Подмосковье, Иваново-Вознесенск, Урал, Красноярск, Иркутск) рабочая потребительская кооперация находилась под сильным влиянием партии большевиков (радикальной социал-демократии).

Организации потребительской кооперации всегда находились под "отеческим" попечением полиции, но особенно усиленно она опекала те кооперативные общества, в которых обнаруживалась политическая деятельность.
Перед каждым потребительским обществом и его членами всегда существовал свободный выбор в отношении вступления в тот или иной кооперативный союз. Поэтому только экономическая целесообразность и стремление к единству кооперативных рядов могли быть аргументами в пользу членства в союзе. Некоторые потребительские общества долгие годы оставались "дикими" (вне союза), хотя объединительная тенденция являлась общей, доминирующей (рис.

3).



Рис. 3. Организационное построение потребительской кооперации в России.

Сеть кооперативных лавок, первичных потребительских обществ и их союзов складывалась постепенно благодаря усилиям миллионов кооператоров и представляла собой налаженный хозяйственный аппарат. Удельный вес потребительской кооперации в товарообороте страны в 1913 г. составлял 2,1 %, в 1916 г. - около 7 %, а в 1917 г. - в пределах 12-13 %.
Организации потребительской кооперации осуществляли свою деятельность в нелегких условиях: они испытывали политическое недоверие со стороны властей, постоянно нуждались в кредитах, им приходилось вести конкурентную борьбу с частными торговцами. Как экономические организации потребительские общества в такой непростой обстановке действовали очень разумно, активно собирали паи, сокращали торговлю в кредит, старались не делать больших долгов, поощряли забор товаров пайщиками, ускоряли оборачиваемость своих средств (капитал оборачивался от 7 до 15 раз в год). В итоге общества работали не то что безубыточно, а сплошь и рядом прибыльно.

Правда, крупные потребительские общества выплачивали в виде промыслового налога в пользу казны 1/5, а иногда и большую часть своей прибыли; зато мелкие "потребиловки" с основным капиталом до 10 тыс. руб. от налога освобождались.
И все-таки потребительские общества не просто выживали, а неизменно добивались успеха в предпринимательской деятельности. Основой успеха были их самостоятельность, независимость, самодеятельный характер, демократическое управление, работа в интересах широких слоев. Среди всех видов кооперативов преобладали потребительские общества.

Потребительской кооперации принадлежали 55 % всех кооперативных обществ и 70 % общей численности пайщиков России.
С начала XX века в стране было проведено несколько всероссийских съездов представителей всех видов кооперации. В работе съездов активное участие принимали делегаты потребительской кооперации.
Всероссийский кооперативный съезд (Москва, 1908 г.) в числе других рассмотрел вопросы, касающиеся организации и деятельности потребительских обществ В основу работы последних съезд решил положить рочдейлские принципы
Всероссийский кооперативный съезд (Киев, 1913 г ) обсудил проект закона о кооперации, вопрос о союзном строительстве и др По второму вопросу съезд поддержал "централистов', т е тех, кто полагал, что МСПО должен быть союзом отдельных потребительских обществ, которые при необходимости могут объединяться и в местные кооперативные союзы "Федералисты", наоборот, считали, что МСПО должен объединять только губернские союзы, членами которых являются мелкорайонные союзы и отдельные потребительские общества Эта точка зрения съездом была отвергнута.

Интересные записи



Содержание раздела