Проводить многие часы за компьютером, изучая сложные алгоритмы и разрабатывая новые программы, перестало быть прерогативой математиков и специалистов в других технических областях ныне это часть повседневной работы нового поколения трейдеров. По мере поистине “сейсмических” перемен, происходящих в мире торговли акциями, трейдеры будущего видятся уже не капитанами футбольных команд, а членами шахматных клубов. По словам Дэниэла Мэтиссона (Daniel Mathisson), возглавляющего отдел стратегий электронного трейдинга в фирме Credit Suisse First Boston, сейчас в торговых залах биржи все чаще можно видеть не стереотипных трейдеров, образы которых уже набили оскомину зрителям американских фильмов, а “тощих парней” с технических факультетов.
С того момента как на биржах впервые появились компьютеры, многие рыночные “гуру” начали предрекать, что трейдеры исчезнут, поскольку их заменят машины, холодно и анонимно осуществляющие подбор соответствующих продавцов и покупателей. Хотя этот сценарий пока не реализовался, эра типичных “героев” Wall Street этаких киношных воплощений американской мечты с крепкими локтями, расталкивающих на своем пути всех и вся, по всей видимости, близится к концу.
Команда Мэтиссона, подобно множеству других технически “подкованных” специалистов, число которых на фондовом рынке все время увеличивается, создает программы, позволяющие сделать компьютер инструментом для принятия решений на уровне небольших различий в ценах, - задача, традиционно выполняемая трейдерами. Так как условия работы на рынке акций становятся все более жесткими, а прибыли достаются все тяжелее, фирмы, ведущие отчаянную борьбу за долю рынка, обращаются к более сложным трейдинговым методам, надеясь с их помощью выжать больше денег из каждой транзакции. В обстановке, когда малейшее преимущество может привести к значительным изменениям в соотношении рыночных сил, неудивительно, что познания в таких областях, как математика, физика и компьютерные технологии, начинают выходить на первый план как главные качества, нужные трейдеру, оттесняя такие традиционные свойства, как смекалка и хорошая интуиция.
По словам Майкла Флуда (Michael Flood), директора-распорядителя агентства по подбору руководящего состава фирм Westwood Partners, трейдер будущего, очевидно, должен будет обладать ученой степенью по физике или математике и знанием нескольких языков программирования. Разумеется, это не означает, что люди, имеющие чутье на выгодные сделки, станут ненужными, однако в целом в сфере трейдинга, определенно, происходит сдвиг в сторону “количественных” мерил профпригодности. `
Пока прогресс в области высоких технологий изменяет лицо брокерской индустрии, фондовый рынок переживает тяжелые времена. Двухлетний спад, в результате которого акции скатились с уровней рекордных максимумов и рухнули до многолетних минимумов, нанес разрушительный удар по многим компаниям Wall Street, резко снизив объемы торгов и приведя к массовым увольнениям сотрудников. По данным Ассоциации индустрии ценных бумаг (Securities Industry Association, или SIA), численность рабочих мест в индустрии ценных бумаг достигла рекордной отметки 776400 в феврале 2001 г., после чего в прошлом году было сокращено 32700 позиций. Крупные фирмы, подобные Merrill Lynch и Credit Suisse First Boston, уволили тысячи сотрудников в ходе осуществления планов по реструктуризации бизнеса.
По словам Джона Гиси (John Giesea), президента Ассоциации трейдеров по ценным бумагам (Securities Traders Association), хотя сложно оценить, сколько увольнений затронуло конкретно сферу трейдинга, ясно, что отрасль находится сейчас в середине одного из самых “черных” десятилетий за всю свою историю. Ничего подобного Гиси, ветеран Wall Street, имеющий за плечами 30-летний опыт работы, даже не мог предположить. Он склонен рассматривать сложившуюся ситуацию как “самый серьезный вызов трейдинговому сообществу”.
Но трудности, переживаемые американской экономикой, и мощный спад на фондовом рынке являются только частью проблемы, так как натиск электронных торговых систем сам по себе способствует дегуманизации бизнеса в прямом смысле слова, приводя к замене труда людей трудом машин. Примеров тому не перечесть. В частности, в прошлом году Нью-йоркская фондовая биржа, NYSE, которая является самой крупной фондовой биржей мира, уволила 150 клерков трейдингового подразделения, известных как “floor reporters” (репортеры из биржевого зала), поскольку их заменили автоматические системы. Около одной трети трейдинговых операций на рынке Nasdaq ныне осуществляется посредством электронных систем, а в некоторых биржевых залах, где раньше царила какофония телефонных звонков и выкриков участников торгов, теперь можно услышать только негромкие звуки, производимые щелканием мышек и ударами пальцев по клавиатуре.
Приход на биржу компьютеров также повлек за собой резкое увеличение темпов ведения торгов. По словам Ланса Зиппера (Lance Zipper), директора-распорядителя по торговле акциями в фирме Brean Murray Co, работающего в качестве трейдера 45 лет, нынешние торги и торги, осуществлявшиеся трейдерами при помощи телефона, различаются как “день и ночь”. С тех пор как Зиппер пришел в бизнес, время, необходимое для совершения сделки, сократилось с 5-10 минут до нескольких секунд.
Ведение операций с такой головокружительной скоростью предполагает наличие у трейдера рефлексов видео-игрока, одновременно с математической точностью расчетов, которой позволяет достичь использование компьютера. Джеймс Вольк (James Volk), один из директоров по институциональному трейдингу в фирме D.A. Davidson Co., говорит, что, когда трейдер работает в системе Nasdaq, он фактически играет в электронную игру. Тот, кто играет быстрее и разрабатывает наилучшую стратегию, лучше всех выполняет работу и получает наиболее высокие результаты. Однако достижение высших уровней мастерства даже в сложных видео-играх, таких как Resident Evil или Doom, еще не гарантирует получения работы на Wall Street, если только кандидат не обладает навыками компьютерного инжиниринга, позволяющими создавать подобные игровые программы.
Планка требований, предъявляемых к уровню трейдинговых навыков, повышалась в течение многих лет, однако она особенно резко рванулась вверх в результате осуществленного в прошлом году перехода рынка акций на котировки, выраженные в десятичных дробях. Этот переход создал дополнительные трудности для многих дилеров, ведущих операции с ценными бумагами, особенно для традиционных дилеров Nasdaq, известных как маркет-мейкеры.
Маркет-мейкеры часто получают прибыль за счет спреда, т.е. разницы между ценами покупки и продажи ценной бумаги. После перехода на десятичные дроби акции могут изменяться в цене всего на один цент, тогда как раньше минимальный размер изменения цены составлял 1/16 доллара, или примерно шесть центов. Уменьшение различий между ценами покупки и продажи снижает прибыли, получаемые дилерами, которым приходится, таким образом, искать более изощренные способы для достижения своих целей. Брайан Пиэрс (Brian Pears), руководитель отдела по торговле акциями в фирме Victory Capital Management, говорит, что сейчас уже невозможно делать деньги старыми методами. Следующее поколение трейдеров будет вести торги совершенно иначе, чем это делалось в последние 25 лет.
По словам Дугласа Хэнслипа (Douglas Hanslip), принципала в агентстве по подбору высших менеджеров Korn/Ferry International, хотя пока наличие научных степеней еще не превратилось в необходимое условие для приема на работу в качестве трейдера, знание сложнейших трейдинговых методов день ото дня становится все более важным фактором. Инвестиционные банки и дилеры по акциям стремятся разграничить свою деятельность в условиях высокой конкуренции. Они усиливают ориентацию на конкретные виды операций, автоматизируют бизнес маркет-мейкеров в сфере торгов по наличным инструментам и увеличивают объемы торгов по деривативам на базе акций.
В наши дни маркет-мейкеры должны обладать глубокими познаниями о секторе, в котором они ведут торги, быть сведущими в технологиях и уметь быстро “переваривать” огромное количество необходимой информации. По словам Мэтиссона, традиционно трейдеры всегда хорошо разбирались во всем, что касалось цифр, но основательного технического образования им не требовалось. Сейчас наличие такого образования постепенно становится если не необходимым, то все более и более ценным.