d9e5a92d

Некоторые Рекомендации Йогов


Первый закон живописи Се Хе (479-542 до н.э.) говорит о том же: Созвучное ци рождает жизнь. Тогда художник воплощает истинный образ, когда его индивидуальное ци вибрирует в ритме мирового.

Наступает душевный резонанс - то состояние единства, понимания без слов, которое китайцы называют хэ.
Если ци, обладающее естественным ритмом, рождает жизнь, стало быть, ци, не обладающее таким ритмом, сокращает жизнь. А сознательно подойти к пониманию и приложению этого закона может только человек (дао-человек). Именно человеку дано привести все существа к совершенству, гармонизировать мир.

Таково его назначение в эволюции мира. Вот почему к следующей эволюционной ступени - Космосу мир идет через человека. (Сравните у Конфуция: Не путь может расширить человека, а человек может расширить путь).
Развитие даосизм получил в трактатах: Лао-цзы, Чжуан- цзы, Хуайнань-цзы, Баопу-цзы (автор Гэ-хун).
Гэ-хун утверждал, что только обретение дао может принести бессмертие (чан шэнбу сы) и долголетие (шоу; янь мин; ян син). Мудрецов, посвятивших этому свою жизнь, называли совершенными людьми (чжань жзнь) или дао-человеком, бессмертным: Хранящие Сокровенное Одно, могут, соединив мысль и тело воедино, разделяться, превращаясь в трех людей. Достигнув утроения, они могут вновь изменить свое число вплоть до удесятирения... Это называют принципом разделения.

Когда тело умножено, тогда человек сам может видеть в своем теле три души хунь и семь душ по, небесные души и души земные (ди чжень).
Одним из интереснейших методов является специальная гимнастика дао-инь (гимнастические упражнения), а также специальная дыхательная практика - син-ци. Одно (дао) имеет в теле человека дань-тяни - резервуары ци, Киноварные поля, вместилища жизненной энергии, энергии дыхания и т.д. - нижний дань-тянь вмещает цзин, средний - ци, верхний - шэнь, т.е. три цветка. Сравним с индийским учением о колесах-чакрах, средоточия энергии - праны, резервуарах ее, которые наполняются за счет притока праны по каналам - нади. Учение о таких каналах есть, и хорошо развито и в даосизме (они играют большую роль и в теории иглоукалывания).

Учение о чакрах еще в эпоху Упанишад гласило: там, где нади в теле сходятся вместе, подобно спицам в середине колеса, там внутри он - Атман, движется, становясь многоразличным. Здесь под Атманом (Я, абсолютный субъект), понимается опять-таки явление Брахмана в теле человека, ибо выше говорится (Мундака-упанишада): Знай его одного как Атмана, его, в кого вплетены небо, земля и мысль вместе с всеми пранами.

Нижнее Киноварное поле соответствует свадхистхана-чакре, среднее - манипура-чакре, пространство между бровями - аджна- чакре, а верхнее Киноварное поле - сахасрара-чакре. НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЙОГОВ
1. Техника ритмического дыхания. Ритмическое дыхание - необходимое условие любого опыта, будь-то влияние на самого себя или на внешний объект.
Главное внимание следует обращать на ритм, который важнее, чем длительность вдоха (16 дыханий и более). Надо практиковать упражнение, пока не удастся достичь мерного размаха дыхания и пока ученик не почувствует ритма вибрирующих движений во всем теле. Порядок выполнения упражнения следующий:
- Сядьте прямо в удобную позу. Грудь, шея и голова должны составлять одну прямую линию. Плечи слегка откиньте назад, руки спокойно положите на колени.

Йоги находят, что действие ритмического дыхания труднее достигается, если грудь выпячена, а живот втянут. - Медленно вберите воздух полным вдохом, отсчитав 6 ударов пульса. - Задержите дыхание на 3 удара пульса.
- Медленно выпустите воздух через нос, отсчитывая 6 ударов пульса.
- Пауза на 3 удара пульса.
- Повторите цикл: 6-2-6-3 (Существуют и другие формулы ритмического дыхания, например: 4-2-6-2. ). Упражнение выполняется до легкой степени утомления. Утомляться нельзя!

Собираясь закончить упражнение, необходимо проделать очищающее дыхание йогов, оно дает чувство отдыха.
2. Порядок освоения упражнений по развитию глубины сосредоточения: шакти; арупа; рупа; переход в состояние рума; привлечение энергии (праны); перемена крово- обращения; зарядка организма энергией (праной); возбуждение деятельности мозга; великое психическое дыхание йогов; самадхи; последовательность умственных состояний, которые становятся все более простыми, пока не завершаются в бессознательности - асампражднята-самадхи, т.е. сосредоточение, не имеющее формы мысли. Длительная глубокая медитация; мысленное внушение; телепатия.


ИНДИЙСКАЯ ТЕХНИКА ТРАТАКА
Полная концентрация на внешнем объекте (в отличие от внутреннего) называется концентрацией с открытыми глазами, или тратакой. Тратака - это самьяма (фиксация, внушение и ощущение), пристальное сосредоточение внимания на каком- нибудь объекте - глазной комплекс йогов.
Овладение искусством концентрации на внешнем объекте с открытыми глазами занимает у индийцев главное место после внушения. Тратака (внешняя самьяма) сдерживает и контролирует внутренние вибрации ума и необходима для достижения мастера в пратьяхаре и йоганидре.

Рассмотрим подробно древнеиндийскую психотехнику.
1. Носовой взгляд (Пасаджра дришти). Непосредственно влияет на всю центральную и периферическую нервную систему через зрительный и обонятельный нервы посредством ассоциатив- ных связей, идущих от различных нервных клеток в центральной нервной системе (ЦНС).

Поэтому этот взгляд следует практиковать медленно и осторожно! После первоначальной инструкции у опытного инструктора.
Носовой взгляд будит кундалини шакти (скрытую потен- циальную энергию человека, по мнению йогов), находящемуся в потенциальной форме в сушумне (ЦНС). Тратака стимулирует все центры в мозге посредством черепных и спинальных нервных центров, особенно зрительного и обонятельного центров, посредством ассоциативных связей. Ученик начинает ощущать удивительные запахи вокруг себя.

Прекращаются и исчезают все болезни головы. Удивительная память - это побочный продукт практики Тратака. Благодаря этой практике ученик овладевает способностью контролировать свою психику и физиологию.

Углубляется саморегуляция.
Техника исполнения. Наполовину прикрыв глаза, направьте взгляд на кончик носа. Практикуйте это регулярно утром и вечером. Если глаза устают и слезятся, закройте их полностью и медитируйте в течение 1 мин. в этом состоянии на отдых. Когда усталость пройдет - продолжайте тренировку.

Иногда, вначале. Вы можете испытать различные реакции: головную боль, головокружение. Не беспокойтесь - это реакция и она проходит.

Когда вас одолевает какая-нибудь реакция - медитируйте, закрыв глаза, на звуке ом (анахата надам).
Время занятий надо увеличивать постепенно, начинать следует с 5 мин.
2. Фронтальный взгляд (бхрумадья дришти). Является сильным, концентрирующим ум, упражнением.
Техника исполнения: поверните ваши полуприкрытие глаза по направлению к междубровью, межбровному пространству и зафиксируйте. Носовой и фронтальный взгляды возбуждают ЦНС и автономную НС через различные связи черепных нервов (особенно иннервирующих нос, глаза, лицо, шею). При носовом взгляде фиксация, внушение и ощущение потока сознания (самьяма) направлены непосредственно на кончик носа и через него к ЦНС, а при фронтальном взгляде - на третий глаз (так называемой открытый глаз сознания).

При носовом взгляде верхняя половина глаз закрыта, а нижняя - открыта. При фронтальном - наоборот.
3. Тратака на внешнем объекте. Необходимо сделать черную точку на белом фоне или белую - на черном. Установить удобно перед собой. Необходимо думать, что это символ бесконечной природы и устремить свой взгляд и сознание на высшую природу и высшее сознание. Смотреть до легкого утомления, затем, отдохнув с закрытыми глазами, снова смотреть на точку не мигая, без напряжения и усталости.

Заниматься постоянно систематически, в течение месяцев, пока не получите длительной тратаки (до 30 мин.).
4. Тратака на голубой свет. Сидя или лежа, удобно направить взгляд на слабую синюю лампочку или на голубой свет от лампочки, установленной сзади объекта концентрации. Взгляд устойчивый и непрерывный. Вначале выполняется пратьяхара (отвлечение чувств от объекта, расслабляете ноги, живот, грудь, шею, руки, голову; чувствуете, как они расслабляются).

Ощущаете - мышцы энергетизированы, в теле ощущается магнитная пульсация, все сильней и сильней. Постепенно ощущение тела исчезает.

Тело анестезировано, рот обвис. Вы входите в сампраджнята самадхи (высшая степень созерцания и сосредоточенности).

Выполняя дхарану, дхьяну и самадхи (фиксацию сознания, внушение и ощущение потока сознания), стараетесь и достигаете слияния своего сознания с высшим (растворением сознания).
Это упражнение подчиняет Вашему сознанию - воле - Ваше подсознание, по мере тренировок, все сильнее и сильнее.
Йога учит также методам достижения Йоганидры и контролю ума до приобретения способности осуществления самадхи, т.е. состояния высшего сознания, состояния, когда в процесс осознания включен весь потенциал бессознательного (подсознательного). Древняя йога учит, что при выполнении самовнушений надо быть всегда абсолютно уверенным, что именно у Вас все хорошо получается, быть в состоянии ожидания и энтузиазма.

Это состояние должно предшествовать каждому упражнению в практических занятиях, в том числе и обучаясь тратаке. Приведем две словесные формулы самовнушения: 1-я - для достижения Йоганидры, 2-я - для достижения самадхи.



Содержание раздела