d9e5a92d

Данные Психоделических Исследований


Гроф считал, что вероятность того, что человеческая разумность развилась из химического ила первобытного океана благодаря всего-навсего случайной последовательности механических процессов равна вероятности того, что вихрь, пронесшийся над помойкой случайно соберет Боинг-747. Гроф считал, что современная наука, насколько он с ней знаком, не может объяснить некоторые эксперименты с гипнозом, сенсорной изоляцией и перегрузкой, сознательным контролем внутренних состояний, биообратной связью и акупунктурой, различные восточные и шаманские практики и, др. В этих рассуждениях Грофа, как и у всех западных психоаналитиков, наблюдается элементарная профессиональная безграмотность.

Совершенно не зная работ Бехтерева, Ухтомского, Лурии, Кандыбы, Казначеева, Гуляева, Ромена, Инюшина, Меделянов- ского, Судзуки, Йогендры, Шульца, Лозанова, Годика и др., Гроф самым бессовестным образом утверждает, что-то насчет современной науки, с которой он, как мы видим, совершенно не знаком. А ведь мы упомянули только самых крупных ученых мира, кроме них есть тысячи добросовестных исследователей, работы которых доктор медицины должен знать, например, исследования Кирлиан, Охатрина и др.
Во многих рассуждениях Грофа отсутствует понимание работ собственных учителей Фрейда, Юнга, Адлера, Фромма и др.
Уровень научного мышления Грофа, как только он пытается теоретизировать, показывает отсутствие строго экспери- ментального материала во всех случаях, кроме исследований с психоделическими препаратами.
Весь мир знает, что русские атлеты и современные спортсмены побеждают с значительным отрывом, например, в профессиональной борьбе - Иван Поддубный, разорвавший на куски японского суператлета - чемпиона восточных чемпионов; в демонстрации абсолютной силы - Иван Зайкин, согнувший в галстук рельс; в демонстрации абсолютной координации и ловкости - русские спортсмены, абсолютные чемпионы мира по гимнастике; в демонстрации интеллектуальных и психических возможностей человека - русские чемпионы мира по шахматам и недосягаемые для иностранцев игроки клуба Что? Где? Когда? и т.д. Что-то не видно ни одного американского атлета, хотя бы среди призеров первенств мира по штанге и т.д.

Откуда же у Грофа и ему подобных профессоров такое неуважение, к восточным ученым и в том числе русским, что он их не замечает. Почему мы знаем работы Грофа, а он наши не знает? Мы с пониманием относимся к тому, что он американец - представитель очень молодого государства, но все же - надо считаться с международными цивилизованными представлениями о науке и методах, которыми можно вести исследования, прежде чем делать такие серьезные обобщения, которые он себе позволяет.

Неужели обмануть или украсть что-нибудь у русских, как например, секреты топлива для ракет, это и есть американ- ский стиль научного сотрудничества?
И все же, Гроф человек очень талантливый, поэтому продолжим разговор о его научных взглядах.
Гроф считает, что данные психоделических исследований позволяют утверждать, что аналогичные измененные состояния сознания возникают в современных видах западной психотерапии и телесной терапии, не использующих психоделики: в юнгианском анализе, психосинтезе, неорайхионизме, гештальтной практике, модифицированных формах первичной терапии, в управляемом воображении с использованием музыки, рольфинге, различных техниках второго рождения, техниках возвращения к прошлой жизни, парапсихологических исследованиях Раина, Мерфи, Эйзенбад, Криппнера, Тарта, Грина, Хастингса, Тарга, Патхофа и др., а также в танатологии и ЛСД-терапии.
Гроф считает, что психоделики являются катализаторами ментальных процессов. Вместо того, чтобы вызывать типичное медикаментозное состояние, они активизируют предшествующие матрицы или потенциалы человеческого ума. Под действием этих препаратов человек переживает не токсический психоз, по существу никак не связанный с функциями психики в нормальном состоянии, а фантастическое внутреннее путешествие в собственное бессознательное.

Эти препараты раскрывают и делают доступным непосредственному восприятию широкий диапазон обычно скрытых явлений, относящихся к неотъемлемым способностям человеческого ума и играющим важную роль в нормальной психической деятельности. Поскольку психоделический спектр охватывает весь диапазон человеческих переживаний, он включает и все упоминавшиеся ранее феномены немедикамен- тозных методов - церемоний туземцев, духовных практик, эмпирической психотерапии, лабораторных экспериментов, пара- психологических исследований, биологически экспериментальных и предсмертных состояний и др. В то же время усиливающие и катализирующие свойства психоделиков позволяют добиваться необычных состояний сознания экстраординарной интенсивности и ясности в контролируемых условиях и с высоким постоянством.



Поэтому Гроф с 1954 года провел более 3000 ЛСД-сеансов и просмотрел отчеты о более 2000 сеансов, проведенных в США и Чехословакии.
За многие годы клинической работы с психоделиками с использованием психолитической и психоделической терапии на различных больных и здоровых людях у Грофа создалось впечатление, что многочисленные наблюдения в ходе психодели- ческой терапии невозможно адекватно объяснить в терминах современной науки и в контексте существующих на Западе нейрофизиологических моделей мозга. Гроф считает, что не осталось сомнений в том, что современное понимание Вселенной, природы, реальности и человека является поверхностным, неверным и неполным.

Для доказательства своей правоты Гроф приводит краткое описание характеристик полученных им измененных неординарных состояний сознания.
В психоделических и иных сеансах необычных переживаний можно испытать драматические эпизоды самого разного рода, причем с живостью, реальностью и интенсивностью, сравнимыми с обычным восприятием материального мира или превосходящими его. Хотя зрительный аспект этих эпизодов стоит, пожалуй, на первом месте, надо сказать, что вполне реалистичные переживания могут быть и во всех других сенсорные областях. Иногда отдельные мощные звуки, голоса людей или животных, целые музыкальные последовательности, интенсивная физическая боль и другие соматические ощущения или отчетливые вкус и запах могут доминировать в переживании или играть в нем важную роль. Способность к формированию понятий может подвергаться при этом сильному воздействию, а интеллект может создавать интерпретации действительности, не свойственные данному человеку в обычных состояниях сознания.

Кроме того, необычные состояния сознания сопровождаются мощными эмоциями в разных диапазонах.
У многих психоделических переживаний есть одно общее качество, присущее и повседневной жизни с ее последовательными событиями, происходящими в трехмерном пространстве и линейном времени. Однако также типичны и доступны дополнительные измерения и эмпирические альтернативы. Психоделическое состояние несет в себе многоуровневое и многомерное качество, и ньютоно-картезианские последо- вательности внутренних событий кажутся произвольными вставками в сложном континууме беспредельных возможностей.

В то же время они обладают всеми характеристиками, которые ассо- циируются с восприятием материального мира объективной реальности. Гроф считал, что психоделические состояния, сопровождаются видениями, ощущениями по всем рецепторам и эмоциональными переживаниями, включая механизмы памяти намного глубже, объемнее чем в реальном мире.

Причем переживания и видения могут идти многомерно, многозначно и одновременно в нескольких изменениях, но в одном времени. То есть, одновременно идут несколько фильмов с разными сюжетами и сознание эйдетически нормально все это воспринимает.

Гроф уверен, что эта внутренняя реальность является частью единой общей Реальности, в которой внешняя реальность и наш опыт и знания занимают лишь самую малую часть. Это суфийская точка зрения на природу человека и природу Реальности и Бога, жаль что Гроф с нею не знаком и выдает ее за свою, хотя суфии об этом говорят уже тысячи лет, начиная со 2-го тыс. до н.э. (Саади Ширази, Фаридуддин Аттар, Джалалуддин Руми, Ибн аль Араби, Мухаммед, Ибн Рушд, Раймонд Луллий, Роджер Бэкон, Аль-Газали, Абу Бакр, Тубан Абд аль-Файз, Джами, Мисри, Худжвири, Омар Хайям, Аль-Тургаи, Калабадхи, Нури и др.).
Гроф утверждает, что участники ЛСД-сеансов часто говорят об образах, но у этих образов нет качества застывших фотографий. Они находятся в постоянном динамическом движении и обычно передают некие драматические события и действия. Но и термин внутреннее кино, который так часто возникает в отчетах об ЛСД-сеансах, не вполне верно описывает их природу.

Психоделические видения действительно трехмерны и обладают всеми качествами обыденного восприятия. Они кажутся происходящими в определенном месте и могут восприниматься с различных направлений изображения и выборочный фокус на различных уровнях и планах эмпирического континуума; восприятие или реконструкция тонкого строения; зрение через прозрачную среду представляемых объектов - таких, как клетка, тело эмбриона, части растения или драгоценного камня. Произвольный сдвиг фокуса является только одним из механизмов стирания и прояснения образов.

Картины также могут проясняться, когда устранены искажения, вызванные страхом, защитой и сопротивлением или когда содержанию позволено развиваться в континууме линейного времени.



Содержание раздела