d9e5a92d

Вадим Семкин - Не слушай пения сирен!



Тема психологии, внутренних переживаний инвестора не нова, но всегда актуальна. Многие пробовали себя в спекуляциях, да не все остались в рынке. Одна из причин неудач - слепая вера в прогнозы и предсказания, которыми пестрит Интернет. Только выжившие в рынке понимают, что единственно верное решение -не поддаваться эмоциональному настрою. Внутренние переживания инвестора напрямую связаны с влиянием биржевой толпы.

Вадим Семкин - Не слушай пения сирен!


Словно летишь...

В литературе по биржевой деятельности часто встречается сравнение, что наслаждение от игры - больше, чем от секса или пилотирования реактивного самолета. Есть даже теория, что предчувствие этих ощущений подталкивает к спекуляции.

Пути, которые приводят нас на финансовые рынки, у всех разные, и по-разному мы выигрываем.

А вот проигрываем - одинаково. Одинаково испытываем боль от потерь и ищем чудодейственные способы, чтобы победить. Отрицаем много простых, но полезных решений из багажа более удачливых коллег. Одинаково пересекаем грань между деловым риском и азартной игрой. Скрываем свои неудачи от самих себя.

Успех или неудача на рынке зависят от наших чувств, отношения к прибыли и риску, к страху и жадности, от того, как мы переносим возбуждение от игры.

Животные

Название самой главной улицы финансового мира Уолл-Стрит пошло от стены, которая в свое время находилась в конце Манхэттена и преграждала животным путь за поселение. Память о животных сохранилась на рынке до сих пор в виде обозначения определенных групп участников:

быки - покупатели, выигрывающие от повышения цен;

медведи - продавцы, зарабатывающие на падении цены;

свиньи - олицетворение жадности;

овцы - пассивные и боязливые последователи тенденций и намеков разного рода аналитиков и консультантов.

Делают рынок быки и медведи. Свиньи и овцы - не более чем источник заработка профессионалов.

Все вместе эти группы создают огромную толпу, которая под воздействием разных факторов шатается из стороны в сторону.

Толпа постоянно меняет свое состояние от эйфории до депрессии. Испытывает шторм и штиль. Образно ее движение можно представить как хаотичное движение молекул. Чтобы оказаться в биржевой толпе, совсем не обязательно находиться в каком-то определенном общественном месте. Влияние общественного мнения можно ощутить и на расстоянии.

Толпа

За общепризнанными мотивами наших действий лежат подсознательные причины, которые мы не признаем. За этими тайными причинами есть много других, еще более тайных, которые мы игнорируем. Подавляющая часть наших действий является результатом скрытых (подсознательных) мотивов, которые недоступны нашему наблюдению.

Попадая в биржевую толпу, объятые желанием заработать и страхом проиграть, мы напрочь теряем

собственное мнение и уступаем общественному, а оно, увы, не всегда стабильно и уж тем более не всегда объективно.

Толпа нуждается в готовых решениях и легко их генерирует, какой бы глупостью они не оказывались в результате. Лидером становится тот, кто первым начнет движение в противоположную сторону. Порой эти движения в ту или иную сторону бывают очень значительными и стремительными.

Такая же ситуация и на рынке. Толпа жаждущих прибыли, подстегиваемая страхом, надеждами и собственным брокером, создает себе лидера и начинает покупать или продавать. Сдвигая тем самым цену.

Изменение цены подстегивает к действиям менее агрессивных членов толпы - свиней и овец. Цена начинает меняться более интенсивно, вовлекая в этот свал все новых и новых участников. Создается тенденция, которая отражает, в каком направлении, закрыв глаза, несется рыночная толпа.

В какой-то момент появляется лидер. Скорость движения начинает постепенно затухать. Оптимистично настроенные участники продолжают совершать действия в том же направлении.

Внешний информационный фон поддерживает положительные настроения толпы. Крупные участники потихоньку разгружаются. И рынок останавливается.

Появляются медведи. В отсутствие покупок, подталкиваемый медвежьими продажами рынок под собственным весом начинает медленно сползать вниз.

В определенный момент оставшиеся участники, осознав разворот рынка, пытаются максимизировать прибыль и минимизировать убытки, то есть закрывают свои прежние позиции, способствуя движению вниз. Медведи увеличивают продажи, усиливая падение. Рынок в свободном полете. Сквозь медвежий рев можно различить жалкое блеянье овец и хрюканье свиней. Потом находится новый лидер...

Мания

История знает немало примеров маний толпы. В книге Чарльза Маккея «Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы» описывается несколько таких явлений, включая тюльпаноманию в Голландии в 1634 году.

Тюльпанное сумасшествие началось как рост цен на цветочные луковицы. Длительный период роста цен убедил состоятельных голландцев в том, что тюльпаны будут продолжать расти в цене. Многие начали выращивать тюльпаны, бросили свой бизнес и стали торговать цветами. Банки принимали луковицы в залог. Спекулянты процветали. В конечном итоге мания рухнула. Панические продажи оставили огромное количество нищих и потрясенную нацию.

Влияние толпы трудно переоценить. Люди становятся простодушней и импульсивней, возникает потребность в лидере, эмоции преобладают над разумом. Успех на рынке - это независимость.

Рост российского фондового рынка 1996-1997 годов - яркий пример мании. Главный девиз был: «Покупай, потому что Россия недооценена». Сейчас опять этот лозунг в ходу, в несколько интерпретированном виде.

Причина любви к финансовым спекуляциям - в эффекте «легких денег». Нет ничего лучше прикупить акций и, ничего не делая, зарабатывать на росте стоимости. Еще одна причина - стремление к возбуждению и развлечениям. Причем развлечения получают все - и кто выигрывает, и кто проигрывает.

Можно радоваться росту рынка, но невозможно злиться на него. Нельзя его наказать, подобно древнему персидскому царю Ксерксу, который приказал своим солдатам высечь море за то, что оно потопило его корабли. Каждый приходящий на финансовый рынок уверен, что он сможет зарабатывать неплохие деньги. Но действительность к новичку жестока. По статистике, 90% начинающих инвесторов проигрывают. Иначе - они кормят оставшиеся 10%.

Очень сложно отобрать деньги у того, кто не хочет их отдавать. Здесь уместным будет сравнение с рекламой, предлагающей пойти в наемники, стать солдатом удачи, поездить по свету, увидеть других людей и - убить их. Знаменитый спекулянт США 20-х годов Джесси Левирмор полностью разорялся, по меньшей мере, три раза. И три раза он снова становился миллионером. Четвертый раз был последним, он застрелился.

Логика

Никакие умные методики в самых умных книгах не помогут. Метод, известный всем, - это уже отработанный вариант. Поделитесь ли вы информацией, которая приносит доход? Я думаю, нет.

Профессиональные участники, используя общедоступные методы анализа, всегда будут расставлять капканы и устанавливать ловушки. «Спокойный, как лед, олимпийский расчет» - вот главный девиз спекулянта.

Понимание того, что основными делателями российского фондового рынка являются иностранцы, очень важно. У российских участников нет денег поддерживать рынок. Соловьиные трели аналитиков и брокеров не должны оказывать никакого влияния. Мнения аналитиков в одном направлении - это повод как минимум остановиться и оглядеться. А лучше открыться в противоположном направлении. Ведь есть анекдот: аналитик - это человек, который приходит после очередного падения и говорит: а хотите знать, почему это произошло?

Логика действия инвестора на финансовых рынках - это древнегреческий миф о сиренах, которые пели так прекрасно, что моряки, заслышав их голоса, прыгали за борт и тонули. Когда Одиссей захотел послушать сирен, он приказал команде привязать себя к мачте, а самим залепить уши воском. Вы тоже хотите послушать, о чем поют сирены?... |в?

Вадим Семкин



Содержание раздела