Бретт Стинбергер - Навстречу переменам

Бретт Н. Стинбергер - доктор философии и профессор Психиатрии в Медицинском Университете в Сиракузах, шт. Нью-Йорк. Он также является активным трейдером и пишет статьи по рыночной психологии. Автор книги "Психология торговли " 2003г., доктор Стинбергер опубликовал более 50 статей по краткосрочным подходам к изменению поведения трейдеров.
В одной из своих статей я упоминал о проблеме повторения, в качестве одного из основных вызовов для любых усилий по проведению психологического тренинга (см. в прошлых выпусках журнала). Как мне справедливо указали некоторые читатели, развитие навыков и приобретение опыта связаны самым непосредственным образом с практикой. То же самое влияние практики относится к личностному изменению. Повторение закрепляет все изученные знания.
Однако, имеется другой основной барьер для изменения, который помогает объяснить ситуации, в которых тренинги не работают. Психологи, консультанты и врачи имеют тенденцию подходить к своей работе с ограниченным набором методов для формирования изменений. Применяя этот ограниченный набор методов, они не в состоянии признать, что люди, с которыми они работают, могут быть в очень различных стадиях процесса изменения.
Такие специалисты, как Прочаска, Норкрос и ДиКлементе в своих обширных исследованиях в отношении стадий психологического изменения пришли к выводу, что люди очень сильно отличаются по своей готовности к таким изменениям.
В стадии "перед рассмотрением", трейдеры не сознают проблему и могут даже опровергать ее - напоминает наркомана, который не признает признаки своей зависимости. Этот трейдер может обвинять внешние силы в своих проблемах или вообще отвергнуть наличие проблемы. Такие трейдеры редко самостоятельно ищут помощи, но могут быть направлены своими торговыми фирмами или родными и близкими. По этой причине, человек, находящийся в данной стадии обычно не имеет сильной мотивации к изменению. Роль психолога состоит в том, чтобы помочь человеку исследовать свои действия и их последствия и двигаться к рассмотрению изменения.
В стадии "рассмотрения" присутствует смешанная мотивация к изменению. Перспектива изменения вызывает реакцию "да, но". Например, я знаю, что должен пройти курс психологического тренинга, но у меня так мало времени в течение дня; я знаю, что мой брак не состоялся, но я не хочу растить детей одна и т.д. Изменение для человека в стадии "рассмотрения" является подавляющим, создавая внутреннее противоречие. Работа психолога в этой стадии сводится к тому, чтобы помочь трейдеру развивать более ограниченные, реальные, безопасные цели, которые могут служить фокусом для его действий.
Некоторые трейдеры входят в тренинг уже на следующей стадии "действия". Они знают, что у них есть проблема, и они готовы ее решать. Они испытали последствия этой проблемы и больше не хотят продолжать действовать в рамках своих старых моделей. Эти трейдеры готовы к применению психологических методов, которые помогают сконцентрироваться на изменении, вроде познавательных методов реструктурирования или методов фокусирования на решении.
Однако, как уже упоминалось в моих прошлых статьях, первоначальное изменение представляет собой лишь одну часть процесса тренинга. В финальной стадии "поддержания", трейдеры работают над удержанием своих достижений, отрабатывая их, и доводя их до автоматизма. Цель заключается в том, чтобы предотвратить повторение проблем. Здесь, также, роль психолога существенно меняется. Вместо того, чтобы вводить новые методы изменения трейдера, психолог помогает трейдеру идентифицировать но-
вые возможности, чтобы расширить развитые навыки и обеспечить эффективную обратную связь в отношении этих усилий по изменению.
Психологи с ограниченным набором методик, по сути, работают лишь с третьей стадией ("действие") изменения. Проблема заключается в том, что не все трейдеры готовы к изменению. Если психолог пытается применить методы стадии "действия" по отношению к трейдеру, находящемуся в стадии "рассмотрения", то трейдер, в этом случае, будет казаться немотивированным и сопротивляться изменениям. Однако, проблема, в действительности, заключается не только в мотивации. Скорее, трейдеру необходим процесс исследования, чтобы помочь ему выработать жизнеспособные цели и стать готовым к действию. Многие люди отказываются от своих встреч с психологами или консультантами, потому что они просто не готовы к тому, что предлагает их помощник - они не чувствуют себя услышанным или понятым.
Точно так же, ограниченный в методах психолог введет усилия по изменению трейдера, но не будет иметь соответствующих методов, чтобы предотвратить повторение прежних проблемных моделей. Игнорируя стадию "поддержания", изменения, которые они создают, являются временными - они не внедряются, как часть продолжающегося репертуара действий. Это является проблемой, даже для очень опытных психологов. Исследование показывает, что результаты рекомендаций и терапии обычно выглядят намного лучше сразу после проведения курса психологической помощи, нежели шесть месяцев или год спустя. Слишком часто, акцент делается на выработку изменений, а не на их поддержание.
Обычно целью моей первой встречи с трейдером является оценка его готовности к изменениям. Если эта готовность достаточно низкая (он находится в стадии "перед рассмотрением" или "рассмотрения"), я буду работать в исследовательском ключе, чтобы помочь этому человеку увидеть проблему, которые могут у него быть, и начать продумывать ограниченные цели, чтобы приступить к определенным действиям. Напротив, если трейдер находится в стадии "действия", я буду рад предложить ему комплекс различных методов - поведенческих, познавательных, биологической обратной связи, самогипноза и концентрации на решении, чтобы добиваться намеченного изменения. Когда трейдер уже сделал значимые изменения, моя роль состоит в их выделении, и узнать, как они произошли, а затем расширить этот процесс на новые аспекты исполнения, чтобы снизить возможность повторения.
В психологических тренингах, как в одежде - один размер не подходит всем подряд. Трейдерам важно знать, где именно они находятся в плане готовности к изменениям и найти правильные действия, которые помогут им продвинуться в следующую стадию.
Содержание раздела