d9e5a92d

Ситников И. - Либо ты один либо тебя съели



Голод на профессиональную трейдерскую литературу налицо. В компании Nat invest securities стихийно возник авторский коллектив: Иван Ситников, Вячеслав Гаврилин и Владимир Лукашевич. Авторы решили обобщить опыт работы российских трейдеров на американском фондовом рынке.

Книга постоянно видоизменяется, и ее окончательный вариант еще не доработан. Но, учитывая огромный интерес читателей Валютного спекулянта к психологии рынка и продолжая тему статьи В. Лукашевича в 7 журнала [1], публикуем отрывки из будущей книги Искусство и ремесло дэйтрейдинга.

Психологические основы рынка

Альтруистов на финансовых рынках нет. Любой из тех, кто там присутствует, вне зависимости от весовой категории, пришел на рынок ради прибыли.

Трейдеров зачастую обвиняют во всех смертных грехах развитого капитализма. Гнев политиков обрушивается на хомо спекулянтус всякий раз, когда разваливаются очередные мифы о саморегулировании современных рынков, и когда издержки народа становятся слишком велики для поддержания неизменного блеска 32-зубой улыбки заправил Уолл-Стрита.
Во время благоденствия - все нормально, но в периоды снижения доходов, предвосхищения грядущих кризисов, биржевики-дармоеды начинают раздражать всех и вся, начиная от президента и Конгресса и заканчивая грозными ФБР и ЦРУ. Хомо спекулянтус оправдываются рисками, которые им приходится принимать на себя во имя всеобщего блага и процветания отдельно взятых биллов гейтсов.
Неспециалисту крайне трудно понять специфику финансовых операций и способы получения прибылей. В жесткой конкурентной среде никто не предрасположен делиться с вами секретами процветания.

Все ждут от вас ошибок, просчетов и недальновидности, хотя бы из тех соображений, что прибыли берутся не из воздуха - их приносят на рынок инвесторы-непрофессионалы.
В этом суть самой раскрученной финансовой игры на планете -очень привлекательной, перспективной и... выгодной игры! Вы изучили правила, варианты и всевозможные нюансы по анализу и принятию решений и уже готовы нажать на Enter.

Но - не торопитесь!
Без учета психологии поведения участников рынка, понимания их мотивации, реакции на всевозможные события вы априори окажетесь в проигрыше. Это что касается всех участников рынка.

Вторая, и не менее важная часть, - ваша личная психологическая подготовка: знание своих сильных и слабых сторон, умение использовать свои слабости для победы.

Среда

Среда - это не день недели, это сфера обитания спекулянта, включающая всю надстройку, которая, в свою очередь, кормится от событий финансовой сферы. Попробуем описать ее с позиции психологии.
Кроме крупных финансовых учреждений, делателей рынка, этих монстров аккумуляции средств - хеджевых и пенсионных фондов, крупнейших банков и просто инвесторов с миллиардами долларов, -а также мелкой рыбешки, наподобие нас с вами, на рынке еще присутствует ее величество публика. Это все те, кто делает ставки. Вокруг рынка также крутится, кормится и процветает самая разношерстная тусовка: телекомпании, газеты, аналитики, консультанты, психологи, обучатели всех мастей и рангов и прочая, и прочая, и прочая.

Все они в меру способностей и доходов создают миф о рынке. Все они предназначены для влияния на малограмотную публику. Эта надстройка процветает несмотря ни на что, солнце на рынке или буря -меняется только тональность ее чирикания.

Интересы этой группы граждан совпадают с интересами брокерской индустрии и Уолл-Стрита в целом. Они вместе побуждают инвестора совершать как можно больше сделок покупки и продажи.
Чтобы игра не была вялой, нужно много шума, ажиотажа, разноголосицы. Запутанные, запуганные и дезориентированные этой разноголосицей непрофессиональные инвесторы в перерывах между приемом транквилизаторов смотрят новости: А не случилось ли чего с моими деньгами в Microsoft?

А не подешевеет ли AOL?. Они звонят специалистам, консультантам, брокерам, они подписываются на прогнозы и совершают массу других не совсем осмысленных телодвижений во все периоды существования рынка.
Как создается игра? Вы считаете, что будет дешеветь, я - наоборот. На рынок как из рога изобилия сыплются приказы на покупки и продажи. Задачей делателей рынка остается только обнаружить зоны максимальных объемов сделок, а когда они исчерпаются, - перемещаться к другим резервуарам заявок.

Замечательно, гениально просто! Развод сдал, развод принял. Начинаем генерировать свежие новости.

Вы не совсем понимаете, что такое развод? Дадим определение.
Развод - интеллектуальное выражение своего мнения другому участнику беседы, объяснение с популярной и логической точек зрения, почему все произойдет именно так, а не иначе, понимая про себя, что все произойдет как раз иначе, а не так.


В этом спектакле все роли так или иначе определены и легко просчитываются. Но главный лох спектакля, и он же его король, - народ, самая многочисленная и наивная категория. Из-за него всегда и во все известные исторически-акцио-нерные времена возникают коллизии и драматические перипетии.

Когда крысолов играет на дудочке сверхдоходов - у публики возникает эйфория, и она, с радостью следуя за манком, вляпывается в тюльпаномании и прочие аферы.



Когда эти финансовые пирамиды становятся понятными, публика откатывается в ужасе: Все пропало! - и, сметая все на своем пути, панически покидает фондовый рынок. Все остальное время публика находится в состоянии тревожной неопределенности - подобно кошке, которую хозяева выставили за дверь и которая скребется обратно (вынюхивая и изучая новости), пытаясь понять, что происходит за дверью, и предполагая худшее: хозяева, закрывшись от нее, втихомолку пожирают мышей!
Прежде чем обсуждать эти явления в преломлении к краткосрочным спекуляциям, введем несколько постулатов.

Постулаты

1. Никто не может манипулировать рынком долго.
2. Толпа сметает всех.
3. Сильный съедает слабого.
4. Либо ты один, либо тебя съели.
5. Все теории одинаково истинны (ложны - на выбор).
6. Лучшее мнение - его отсутствие (или предпочтение вместо убеждения).
Никто не может манипулировать рынком долго
Если бы на рынке не присутствовала столь многочисленная армия инвесторов, сговоры и подпольные соглашения, безусловно, были бы возможны. В 20-30-е годы спекулянты, подобно легендарному Джеку Ливермору, могли манипулировать рынком. Последняя широко неизвестная неудача подобного рода - катастрофа братьев Хант, пытавшихся контролировать рынок серебра.

Увы, рынки стали слишком большими. Однако не исключено, что на коротких отрезках времени возникают ситуации, когда специалисты и маркет-мейкеры манипулируют рынком, извлекая из этого пользу.

Когда ситуация благоволит им, и они имеют возможность вести за собой рынок, ваша задача - не попасть под раздачу.
Но даже в моменты, когда на рынке лидируют профессионалы, публика остается главным действующим лицом. Почему так происходит?

Публика склонна переоценивать значимость событий под влиянием комментаторов и новостей - ее реакция не совсем адекватна. На волне покупок можно задрать цену до нереальной, на волне продаж - занизить до уровня ниже приличного.
Когда не происходит таких событий, но рынок, тем не менее, мечется в диапазонах торговли, это означает, что специалисты и маркет-мейкеры пытаются поймать зоны с максимальными объемами торговли. Если не срабатывает и это - они будут пробовать исполнить ваши защитные ордера и т.д.
Как бы ни были крупны маркетмейкеры, системы внутренней безопасности заставляют их ограничивать объемы капиталов, выделяемых на конкретную акцию, фьючерс, рынок и сектор. Выделяемые лимиты - это основа градации трейдеров, работающих на маркет-мейкеров.

Поэтому перед монстром общенационального, можно даже сказать, общемирового мнения, они пасуют, никто не хочет попасть под этот каток.
Толпа сметает все и всех
Самый сильный постулат. Поэтому толпу, как и зверя, всегда дразнят, но никому не нужно, чтобы зверь сорвался с цепи.
Эскалация мнения, прогноза, перерастающего в уверенность и дальнейшую определенность, создает тренд. Публика поверила и начала вливать (или сливать) свои активы на рынок конкретной акции. Работать против этой тенденции -то же самое, что пытаться устоять против толпы футбольных болельщиков, рвущихся к кассам. На длинных инвестиционных горизонтах такие рассуждения прекрасно работают.

Но вы не можете себе позволить долгосрочную тенденцию. Для вас понимание тренда - это ближайшие 10, максимум 30 минут. Как использовать этот постулат в данном случае? Возьмем лупу и рассмотрим краткосрочный диапазон.

Кто там играет роль толпы? Как вы думаете, что мы там увидим?

Ответ прост: мы увидим себя!
В коротких интервалах времени толпа - это сообщество присутствующих на рынке Интернет-трейдеров и дэйтрейдеров. У этой толпы быстрая реакция и короткая память: маленький чайник быстро закипает, но и остывает тоже очень быстро. Движения, которые при анализе дневных баров вообще не присутствуют, здесь зачастую являются бурями в стакане воды, в которых тонут флотилии инвестиционных трейдерских линкоров. Сколько пунктов против себя вы можете выдержать?

То-то же.
Сильный съедает слабого
Именно с вами маркет-мейкер может играть, как кошка с мышкой, именно против вас он может двинуть рынок на чуть-чуть, чтобы хватило, чтобы вы ушли. А потом маркет-мейкер возвращает рынок обратно и делает то же самое против тех, которые сегодня настроились в противоположную сторону. На слэнге это называется вытряхивание.

По сути и по смыслу весьма напоминает выбивание пыли из ковра. Вы не хотите быть пылью?

Что ж, мы как раз добрались до момента истины. Ищите зоны уверенности -как на рынке, так и внутри себя.
Либо ты один, либо тебя съели
Манипуляции маркет-мейкеров, пусть и не во всех случаях, но поддаются идентификации.
Если вы разделяете мнение большинства - вы в составе толпы, вы ее органическая часть, а значит, вы в стане проигравших. Отождествившись с толпой, очень трудно из неевыскочить. Но и стоять у нее на пути - смерти подобно.

Как быть?
Решение проблемы - ваш внутренний голос, бес противоречия, скептицизм. Можете называть это как угодно - например, отстраненным состоянием бытия и непривязанностью к мнению авторитетов. Смысл в том, что, если толпа, подобно лавине, создает движение на рынке - вы должны суметь им воспользоваться, проехаться часть пути и соскочить, еще до того, как толпа отшатнется в другую сторону.

Это - голый, циничный и крайний индивидуализм. Иного пути к успеху в игре, основой которой является принцип конкуренции, - просто нет.

Точно так же, вы не будете стоять на пути у толпы, если ей вздумается совершить жертвенное массовое самосожжение в честь очередного спича г-на Гринспена.
С этих позиций рыночные движения воспринимаются как вовлекшие или не вовлекшие в себя Интернет-трудящихся. Представьте себе, что вы лежите у арыка и загораете на надувном матрасе под палящим солнцем. Страшно хочется в воду -но ее нет. Арык пуст и сух.

Тут с одной стороны кто-то повернул заслонку, и вода пошла. Вы смотрите на нее, облизывая потрескавшиеся губы, но понимаете, что еще рано -воды пока очень мало. И вот момент истины.

Вы швыряете матрас в арык, прыгаете на него и плывете в ту сторону, куда течет вода. Но тут кто-то за вашей спиной закручивает кран, вода начинает быстро убывать, и вот уже матрас корябает стенки арыка.

Вы выбираетесь на берег и снова загораете. Потом воду дают с другой стороны, и вы снова плывете - теперь уже совсем в другую сторону.
В результате этих бессмысленных процедур вы никогда и никуда не приплываете. Вы равномерно размазаны по рынку, как электрон вокруг атома. Вы - в самом идеальном смысле слова - абсолютно беспринципны.

Иначе, увы, не стать богатым.
Все теории одинаково истинны (ложны)
Рынок, с одной стороны, создан людьми, а с другой - стал столь массовым и огромным, что приобрел характер природных объектов. Подобно атмосфере и океану, рынок является нелинейной реальностью, выходящей за пределы вашего восприятия и, соответственно, ваших теорий. Он отражает ваши убеждения. В психологии это называется законом парадокса, или законом зеркала.

Вы - маленькая локальная величина, близкая к нулю, сколь бы ни было раздуто ваше великое Я. Рынок - это бесконечность. Он абсолютно отражает ваши убеждения по принципу зеркала. Вы убеждены, что вас разводят? Именно этому вы будете получать подтверждения каждый божий день.

А вы - что нам достаются только объедки? Откройте дверь, стучат -вам их снова принесли...
Лучшее мнение - его отсутствие
Все вышеприведенные примеры -о негативных убеждениях. Негативных убеждений лучше не иметь совсем.

Хотя это легче сказать, чем исполнить. Тогда вы очень грамотно начнете пользоваться законом зеркала. Кроме того, и это самое трудное, лучше всего не иметь никаких убеждений - ни хороших, ни плохих.

Тогда вам нечего будет отстаивать, и вы дадите рынку свободу быть тем, что он есть на самом деле, а он даст свободу вам.
Если вы убеждены в чем-то, то как только происходят выпадающие из ваших убеждений события, вы встаете в защитную стойку и бьетесь насмерть, как динозавр за свою беременную самку. Но бьетесь вы с монстром, который больше любых представлений и не имеет никаких человеческих характеристик. Посмотрите на эту битву со стороны. Что мы увидим, кто в смешном положении?

Ответ ясен, не будем показывать пальцами друг на друга, это некультурно.
Если же вместо убеждений вы имеете просто предпочтение, вам нечего отстаивать, не за что бороться - вы свободны действовать в соответствии с ситуацией на рынке.
Первое локальное следствие данного постулата - на коротких отрезках времени рынок подтверждает любую теорию. Второе локальное следствие постулата - протестированная методика опрокидывается, как только в нее вливаются живые деньги.
Психология рынка в целом была бы неполной, если не учитывать лично вашу, уважаемый инвестор, психологию.

Системы интерпретации информации

Одна из особенностей человеческого восприятия заключается в наличии двух разных систем интерпретации информации. Одна из этих репрезентативных систем стоит на входе, выполняя роль фильтра при оценке поступающей информации, а другая - на выходе.

Системы не тождественны друг другу.
К внешнему миру, событиям и информации, другим людям мы относимся совсем не так, как к самим себе, собственным мотивам и поступкам. К себе мы всегда относимся менее критично, чем это должно быть. Кроме того, скорость, с которой у человека запускаются эмоциональные программы, намного выше, чем возможность их осознавать. Мысль примерно соответствует скорости звука - это можно заметить, когда мы проговариваем мысли внутри себя.

Эмоции же имеют скорость на порядки большую. Соотношение примерно таково -скорость звука и скорость света. Особенности восприятия и интерпретации информации, различные скорости реакции и приводят в трейдинге к неправомерным решениям, к импульсивным и эмоциональным действиям. А потом, задним числом мы думаем: Ну зачем я в это ввязался?

Ведь я же прекрасно знал....
Это происходит потому, что мы не успеваем отследить момент запуска эмоциональной программы. За неимением места и не желая перегружать текст специальной терминологией, не будем далее углубляться в природу этого феномена.

Важно, чтобы вы поняли - эмоции и импульсивные действия из рыночной торговли необходимо исключить. Как бы это ни было трудно, их необходимо поменять на жесткие правила, которые вы собираетесь безукоснительно выполнять. Трейдинг должен сделать из вас систему, близкую к механической.

Вы можете сколько угодно перенастраивать алгоритмы и осознавать свои торговые действия и решения, но до и после реальных торгов. Когда вы выходите на рынок торговать, лучшее, что вы можете себе подарить, - исключить эмоции из торгового процесса.
Трейдинг - это профессия, не похожая ни на какую иную. Здесь часто подают надежды, а потом сгорают.

Но есть и те, кто имеет долгую и успешную карьеру.
Сегодня вы заработали много денег и находитесь в прекрасном самочувствии, испытываете эмоциональный подъем, ощущаете себя победителем. Вчера вы потеряли деньги, мир был несколько мрачноватым. Завтра вы потеряете деньги в нескольких сделках подряд... Эмоциональные подъемы и спады развалят вашу нервную систему в очень короткое время - вы станете заигранным и, возможно, очень зависимым от игры как таковой.

Но именно вы выбираете способ, с помощью которого пройдете через череду подъемов и спадов, и, в конечном счете, именно это решит -трейдер вы или нет.

Скажите, где тут Гиблое место?

Не исключено, что вы будете успешны в 90% всех сделок. Возможно, вам удастся стартовать самым удачным образом, совершив подряд 5, 10, 50 удачных трейдов. Это будет означать не более и не менее, а лишь тот факт, что вы успешно приближаетесь к Гиблому месту трейдинга.

Если вам удастся пройти Гиблое место - вы трейдер. Если нет - на братских могилах не ставят крестов.
Каждый из тех, кому удалось пройти Гиблое место, с ужасом описывает, как после серии более-менее удачных сделок потерял контроль над собой и в результате проиграл все или почти все, и был вынужден начинать с самого начала. Некоторые исполняли этот смертельный номер не раз и, как правило, без аплодисментов на бис.
Гиблого места, как вы понимаете, нет на картах, о нем не упоминается в рекламных проспектах. Оно существует лишь в темном море вашего бессознательного Я. Лихорадочные действия, если вы попали на Гиблое место, не приведут к успеху. Все то, что было успешным ранее, - приводит к сплошным убыткам.

Это испытание на прочность. Это требование измениться.

После Гиблого места вы или погибаете как трейдер, или становитесь качественно другим трейдером.
Понятие Гиблого места - это попытка создать некий термин и охарактеризовать неописуемое. Это мистика и иррациональность рыночной системы. Это переживание достоверных и реальных ощущений того, что рынок именно вас учитывает, именно вас издевательски уничтожает, вопреки всем мыслимым и немыслимым правилам.

После прохождения Гиблого места, подобно герою народных сказок, вы получаете приз, не измеряемый в единицах чего-либо. Этот приз - интуиция, шестое чувство.

Это не преподается и не передается - это завоевывается. Это рыночный инстинкт трейдера, который появляется со временем, шлифуется и совершенствуется в результате практической деятельности.
Это победа не над рынком, а над самим собой. Великий трейдер Вильям Делберт Ганн в свое время называл это законом вибрации.

Сегодня это называют таймингом, или чувством времени. Вы смотрите на рынок и видите, как он взлетает, потом падает, вы даете ему дышать - вот он доходит до верха, вот он снова ложится на дно.
Это происходит уже сотни лет, никуда не пропало сегодня и, по-видимому, будет завтра и послезавтра. Вы, наблюдая это, развиваете в себе чувство синхронности с рынком, чувство партнерства, как бы становитесь его частью.

В конечном счете, он - это вы, вы - это он. Живите и дышите трейдингом, живите и дышите рынком.



Содержание раздела