d9e5a92d

Внушение с отрицанием


Но об этом речь еще впереди. Здесь же мы говорим именно о внушении без введения в транс.

Если Вы сможете освоить эти методики, то считайте, что смогли подготовить себя к более сложным методам воздействия на подсознание человека.
3.2.8. Внушение с отрицанием
Не верь, не бойся, не проси.
Постулат уголовного мира
Термин "внушение с отрицанием" подразумевает подачу информации с использованием частицы "не".
Данный вид внушения используется также и в техниках нейро-лингвистического программирования, о которых речь еще впереди, но имеет и большое самостоятельное значение.
Мозг человека устроен таким образом, что наши психические автоматизмы частицу "не" как бы отбрасывают. Суггестивный прием с использованием этой частицы основан на том, что человеку для того, чтобы представить, что не надо делать, вначале надо представить себе ситуацию, что он это делает. Отрицания с частицей "не" существуют в речи, но их нет в подсознании: если мы скажем "Компьютер не стоит на столе", то сознанию надо сначала представить, что компьютер стоит на столе, а уж потом заставить эту картинку исчезнуть.

Компьютер в мышлении человека не может "не стоять на столе". Он может стоять где-то в другом месте, может лежать на боку, но "не стоять где-то" он не может!

А раз так, то этот парадокс можно использовать и в суггестивных инструкциях.
Чем в более сложной ситуации находится человек, тем беззащитней он перед своими автоматизмами мышления. Если человеку, впервые вставшему на коньки или севшему на велосипед, крикнуть: "Не упади!", - он вполне может потерять равновесие. Нет ничего удивительного в том, что человек, которому Вы сказали: "Не расстраивайся!", - в ответ расплачется.

Вы ведь этой фразой разбудили его воспоминание об этом состоянии и, таким образом, дали ему команду расстраиваться.
Но самое смешное, что при помощи частицы "не" люди сами создают себе препятствия в достижении чего-либо. Исследования показали, что около 70% внутренних мысленных планов, самоприказов и даже похвал, адресованных себе, формулируются россиянами через самоотрицание ("Не медлить!"; "Не беспокоиться!"; "Я не такой придурок, как Пупкин!"; "Не обращать внимания!" и т. п.). Строя фразы по этому типу, люди подталкивают себя именно к тому, чтобы медлить, беспокоиться, обращать внимание, делать глупости и быть "придурком".

Мысли-отрицанию в такой форме очень легко подменить мысль-утверждение. Она вытесняет ее и именно так воплощается в жизнь. Добровольные жертвы постоянных тревог и того, что называется "невезением", сами программируют себе эти кошмары, сбывающиеся затем с неизбежностью пророчества.

Эти люди неуклонно добиваются успеха именно в том, чего не хотели. Понимание этого и тренировки в формулировании своих целей в позитивных терминах, употреблении утвердительных выражений, прямой формы глаголов и существительных без отрицаний ("Поторопиться"; "Быть спокойным и хладнокровным"; "Хорошо рассчитывать свое время"; "Быть упорным и последовательным") практически сразу дают поразительный эффект.

Этот подход помогает преодолеть склонность воображать отрицательные результаты.
Но это к слову. В качестве внушающего приема использование частицы "не" очень эффективно. Приведем несколько примеров:
"Не думай о зеленой обезьяне!" (знаменитая шутка).
"Мы не будем говорить о тотальной дебилизации населения в последние годы, как это делают высокопоставленные врачи-статистики…" (фраза из телепередачи).
"Я ничего не прошу мне предлагать" (классическая фраза взяточника).
"Не слишком веселитесь и развлекайтесь, практикуясь в применении этого способа воздействия".
"Не читайте это, если за последние десять лет Вы не приобрели ни холодильник, ни видеомагнитофон, ни стиральную машину, ни телевизор…" (первая фраза листовки политической партии).
3.2.9. Внушение вызовом "полярной реакции"
Данное внушение производится призывом или предложением к гипотетическому доведению нежелательной суггестору возможной ситуации до логического предела или вообще до абсурда:
Никогда не обращайтесь в лицензированные фирмы - это опасно. Такие фирмы, по заверениям околоподъездных бабушек, сплошь состоят из бандитов, которые, как никотин, убивают даже лошадей.



Вы много видите на улицах города лошадей? Так вот - это они их, родимых… (Реклама).
Когда поедешь на вещевой рынок, обязательно положи все деньги в один кошелек, а его - в неглубокий наружный карман, да так, чтобы кошелек из кармана выглядывал.
Если Вас по телефону обозвали дураком / и не стали ждать ответа, бросив трубку на рычаг, / наберите быстро номер из любых случайных цифр / и тому, кто снимет трубку, сообщите: "Сам дурак!" (Г.Остер. "Вредные советы").
В принципе, я вообще не сторонник того, чтобы призывать слушать меня. В то время как я буду все это рассказывать, Вы можете не очнь прислушиваться, а еще лучше - ходить по кабинету, наливать себе кофе, разговаривать…(Фраза менеджера на совещании).
Как вариацию применения этого способа подачи информации можно привести прием "разоблачение". Предположим, Вы знаете, что человек при общении с Вами может предпринять определенные действия, нежелательные для Вас.

Словом или делом - не имеет значения. Сыграйте на опережение:
Ну ты еще кулаком по столу постучи! Или стакан сока мне в лицо выплесни!
Да что ты меня уговариваешь это купить? Ты же сейчас, поди, скажешь, что это долларов сто стоит!..
3.2.10. Иносказательное внушение
Внушениями без введения в транс являются также непрямые директивы в виде образных примеров. Данный метод воздействия на подсознание применялся еще древними мудрецами. Необходимая мысль при этом излагается иносказательно - в виде афоризма, аналогии, шутки, анекдота, короткой истории из личной жизни или жизни знакомых, случая из профессиональной практики, притчи, примера из книг, прессы, телевидения - того, что принято называть метафорами.

Возникающая при этом у слушателя ассоциация и является внедряемой в его подсознание мыслью.
Метафоры ловко обходят критику разума - ведь с ними невозможно спорить. Они оказывают мощное непрямое воздействие. Книга, изобилующая метафорами, как правило, оказывает гораздо более глубокое влияние, чем оперирующая языком логики.

Слушая образную речь, человек невольно представляет картины и звуки, которые она порождает, со всеми личными переживаниями по этому поводу.
Чем ярче и эмоциональнее метафора, тем выше и надежнее внедренный эффект и тем вероятнее, что собеседник применит поучительные выводы.
Простые метафоры предлагают простые сравнения: черный, как уголь; прозрачный, как стекло. В речи любого "обаятельного", "приятного" рассказчика Вы обязательно заметите множество таких метафор. Они помогают просто и эффективно выразить самые сложные идеи, позволяют экономить слова, разъяснять непонятное и делают нашу речь более запоминающейся, живописной.

Именно простые метафоры подтолкнули многих ученых к грандиозным открытиям и изобретениям.
Сложные метафоры - это истории, содержащие несколько смысловых уровней. Такой способ воздействия на человека часто называют "входом в мозг не через парадную дверь, а с заднего крыльца". Ораторы, религиозные деятели, писатели всех времен и народов именно с помощью простых историй и на их примере передавали глубочайшие истины.

Многие психотерапевты даже успешно лечили официально неизлечимые болезни вcшеизложенным методом.
Главная цель использования метафор - не просто пробуждать эмоции, а переводить их в побуждения. Они часто играют роль катализатора решений: купить или не купить, что изменить, как действовать.
Для проведения какой-либо идеи заранее подготовьте соответствующую типовой ситуации метафору, анекдот, притчу, байку, историю с "параллельным действием". Только не совершайте весьма распространенной ошибки: после рассказа не делайте за собеседника никаких морализаторских выводов - он обязательно должен их сделать сам!

Основная сила метафор кроется в ассоциациях, которые они вызывают у слушателей.
К достоинствам метафор можно отнести и то, что, передавая нужные идеи, они не возбуждают обид: ведь это отвлеченное повествование в третьем лице или мнение третьей стороны. На кого здесь обижаться?
К особенностям использования метафор можно отнести следующие:
чрезмерно прямые и реалистичные метафоры могут вызвать слишком явную ассоциацию, а потому оскорбить и породить противоречия;
проводимая мысль должна быть понятна слушателю, быть для него не слишком туманной;
использование банальных оборотов речи сведет все усилия на нет: сравнения "с бородой" действуют весьма слабо;
применяемые метафоры должны соответствовать личности слушателя: приемы, с успехом используемые с незнакомцами, могут быть совершенно никчемными в беседе со старыми друзьями, а аллегории, "сработавшие" в общении с интеллигентом, могут подвести в разговоре с простым рабочим.



Содержание раздела