d9e5a92d

Принцип дефицита


Выслушивать комплименты любят не только женщины, просто реакция мужчин бывает не так заметна. Примите следующие советы:
для того, чтобы говорить комплименты, нужно иметь хоть какую-то фактическую информацию о человеке; отсутствие ее низводит комплимент до грубейшей лести;
универсальные основы для комплимента (стремление хорошо выглядеть, добиваться успеха, пользоваться уважением, признанием, любовью, иметь хорошую семью, умных, здоровых детей) должны использоваться вкупе с предварительной демонстрацией участия и сопереживания;
комплимент должен быть кратким;
самый эффективный комплимент - на фоне антикомплимента к себе (например: "Как мне не хватает Вашей энергичности!").
Примеры защиты от данного манипулятивного приема: "Благодарю за комплимент! Я действительно неплохо выгляжу"; "В Вашей искренности я не сомневаюсь"; "Все говорят, что я такой хороший? Вот врут!"; "Да, конечно, но есть люди и получше"; "Я умный, талантливый и гениальный?

Всего лишь? Вы видимо, забыли, что я еще и Господь Бог, да и на колени не упали".
Близкое знакомство
Обычно люди гораздо охотнее соглашаются выполнять пожелания или требования тех, кого они знают. Нам симпатично то, что хорошо знакомо, и поэтому другу или знакомому труднее отказать. Часто бывает достаточно лишь упоминания имени друга, чтобы заручиться поддержкой нужного человека.

Помните знаменитые в советское время магические слова "Я от Иван Иваныча"?
Разновидностью данного правила является уловка "сотрудничество" - активная демонстрация того, что манипулятор изначально относится к человеку, как к своему давнему знакомому, готов ради него даже в лепешку расшибиться и поэтому рассчитывает на создание с клиентом как бы одной "команды", противостоящей внешнему миру: "Да я ради Вас даже со своим начальником поспорю!" В одном ряду с этим примером стоит и старый, как мир, прием "Хороший - плохой полицейский".
Наличие ассоциаций
Не секрет, что мышление человека большей частью ассоциативно. Взгляд на один предмет вызывает воспоминание о другом. Звук пулеметной очереди ассоциируется с кадрами военной хроники или терактов.

Запах хвои и мандаринов напоминает о новогоднем празднике.
Товаропроизводители стараются соединить в рекламе свою продукцию с какими-то радостными событиями или ситуациями и держаться подальше от неприятных сюжетов.
Объявление об "официальном шампуне" нашей национальной сборной на последней минуте выигранного ею матча способно породить волну покупок, связанную с чувством ликования болельщиков.
Красивые фотомодели или известные артисты, снимающиеся в рекламе товара или политической партии, ассоциативно "одалживают" рекламодателям свою привлекательность или популярность.
Тот же принцип "обмазывания" ореолом ассоциаций применяется продюсерами для раскрутки новой теле-, кино- или эстрадной звезды. Для этого применяются различные методы - от разовых съемок в сериале с настоящей "звездой" до фиктивных браков с ними.
Многие политические и межгосударственные переговоры издревле облекаются в форму обедов именно потому, что ассоциации с вкусной пищей способны автоматически вызывать благорасположение.
2.2.6. Принцип дефицита
Человек начинает что-то предпринимать только в двух случаях: когда может что-то приобрести и когда может что-то потерять.
Термин "дефицит" ведет свое происхождение от лат. deficit - недостает и означает недостаток, нехватку чего-либо. Механизм принципа дефицита базируется на людской тяге извлекать выгоду кратчайшим путем с минимальными усилиями.

Это делает его чрезвычайно сильным средством манипуляции.
Мы обычно проникаемся любовью и стремлением к чему-либо, когда понимаем, что это может быть утрачено. Возникающая на глазах притягательность часто объясняется единственной причиной: что-то становится менее доступным.
Очень часто можно наблюдать, как люди начинают ценить какой-либо предмет или взаимоотношения только тогда, когда рискуют этого лишиться.
Стоит какому-нибудь товару, вещи или связям (на что порой раньше даже не обращали внимание!) стать менее доступными, как их ценность в наших глазах значительно вырастает. Риск лишиться чего-то будоражит эмоции, затрудняет рациональное мышление, оказывает мощное влияние на принятие решений.


Лучшим в нашем понимании является то, чего слишком мало. В мире коллекционеров принцип дефицита - ключевой фактор при оценке предметов собирательства.

Раритеты всегда более ценны.
Во времена тотального дефицита товаров в СССР профессия продавца или товароведа, имеющих доступ к "заповедному", в сознании масс ценилась куда выше, чем звание доктора наук.
Любые запреты неизменно порождают дефицит, а следовательно, и тягу к запрещенному предмету.
Ни в одной стране мира не любят цензуру, которая ограничивает права на информацию. И если что-то в мире засекречивается, то тема секрета автоматически становится много обсуждаемой.

Вспомните о той же проблеме НЛО.
Анекдотов больше всего сочиняется в те времена, когда делать это опасно.
В психологии есть такое понятие, как феномен Ромео и Джульетты. Надо думать, любовь молодых людей, увековеченная великим Шекспиром, вряд ли достигла бы пика страстей, если бы не сопротивление родителей из двух враждующих семейств, только распалившее их влечение друг к другу.
Современные театры содержат армии билетеров, распространяющих билеты на предприятиях и в организациях, но при этом в кассы театра их сознательно поступает мизерное количество. Дефицит билетов не только подстегивает зрительские желания, но и создает видимость популярности и престижности театра.
Продавцы часто подогревают интерес к какому-либо товару сообщением о том, что его количество ограничено и нет никаких гарантий, что его хватит на всех, а спрос на этот предмет огромен.
Похожий прием - подчеркивание, что товар продается только до определенного срока. Одни из любимых торговцами девизов - "Срок уникального предложения подходит к концу!" и "Прямо сейчас!".

Данная тактика направлена на то, чтобы помешать клиентам как следует обдумать покупку, "застращать" их тем, что они не смогут приобрести этот предмет позже.
Опасность дефицита и привлекательность какого-либо предмета особо возрастает, если вокруг обладания им возникают отношения конкуренции. Стоит только появиться сопернику, как равнодушный к своей подруге любовник вновь начинает переживать истинную страсть.
Тот же принцип конкурентной борьбы за дефицит используется на открытых аукционах, где воистину происходят великие необъяснимые вещи в битвах за единственный ресурс. Необъяснимые, если не знать принцип дефицита.
2.3. ТЕХНИКИ МАНИПУЛЯТИВНЫХ УЛОВОК
Слово - полководец человечьей силы.
В.В. Маяковский
Уловки - это манипулятивные приемы, предназначенные для получения какого-либо преимущества в конкретных обстоятельствах.
Здесь перечислены уловки, как говорится, на все случаи жизни. Их много, и автор не рекомендовал бы читать их за один прием - есть риск утомиться и перестать воспринимать смысл написанного.

Перерывы в чтении позволят осознать, в каких областях жизни можно применить ту или иную уловку и адаптировать их для конкретных задач.
2.3.1. Уловки для использования в процессе
организации переговоров или дискуссий
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ
Реакция на какое-то явление весьма подвластна шаблону ожидаемости. Если поместить что-либо (или кого-либо) в не свойственные ему условия, можно заранее предвидеть реакцию на это.
Еще во времена СССР был такой анекдотичный случай: в обществе "Знание" устроители выступлений напутали с направлением лекторов - известного ученого доставили туда, где ждали писателя-сатирика, а к любителям юмора привезли ученого. Эффект был потрясающий: мастер сатиры и юмора при всех своих стараниях так и не смог вызвать ни улыбок, ни смеха своих слушателей, зато маститый академик никак не мог понять, почему его научные изыскания настолько комичны для аудитории.
Еще до того, как познакомить кого-то с кем-то, сообщите одному из них (или обоим) об отношении к этому человеку окружающих, о его репутации, и Вы получите загодя запрограммированную реакцию на него и его слова.
СОЗДАНИЕ ПЕРВИЧНОГО НАСТРОЯ
На встрече Вы сразу предоставляете слово тому, чье мнение Вас устраивает: "Вася, ты считаешь, что эта тема будет очень интересна?"
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАТЕРИАЛАМИ ЛИШЬ В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ
Применяется, когда необходим выигрыш во времени, когда нужно "не дать думать". Если человек не сможет (не успеет) ознакомиться со всей информацией (документами, условиями, правилами) и не успеет все хорошо осмыслить, победа в обсуждении их будет за Вами.
БЛОКИРОВАНИЕ "ВТОРОГО ЧТЕНИЯ"
Фразы типа: "Чтобы обсуждение шло быстрее, мы не будем скакать, как блоха, с места на место: застолбили, оговорили какой-то пункт - идем дальше, и что бы ни получалось, снова к этому уже не возвращаемся".



Содержание раздела