d9e5a92d

Подстройка к внутренним ритмам


Учтите, что в реальных условиях Вам придется подстраиваться во время беседы. По мере подстройки следите за реакциями собеседника.

Если в какой-то момент диалога Вы заметите явно негативную реакцию (человек начнет отодвигаться от Вас, скрещивать руки на груди, хмуриться или говорить с признаками раздражения), то попробуйте немного изменить свое поведение. Например, перестаньте подстраиваться по типу дыхания или усильте подстройку по частоте.

Беседуя, играйте с этими параметрами подстройки до тех пор, пока не заметите, что собеседник стал по отношению к Вам более доброжелательным.
ПОДСТРОЙКА К ВНУТРЕННИМ РИТМАМ
Нет ничего более властного в жизни
человеческого организма, чем ритм.
И.П. Павлов
В отличие от подстройки к дыханию и движениям, работающим на обычной дистанции общения - расстоянии от 45 см до 1,5 м, есть шаблоны, которые позволяют осуществлять подстройку и ведение на большом расстоянии.
Люди общаются в определенных пространствах (территориях). Территория общения юридически собственника не имеет, но у каждого человека есть определенные границы, за которые он пускает далеко не всех.

При вторжении в его личное пространство человек ощущает дискомфорт.
Интимная территория общения. Ближняя - 10-12 см, дальняя - 20-45 см.

Это территория, куда человек пускает близких людей.
Личная территория общения. Ближняя - 45-80 см.

Это границы рабочего общения на производстве, службе, в быту. Дальняя территория - 80 см-1,5 м. На таком расстоянии люди общаются чаще всего.
Общественная территория общения. Ближняя - 1,5-2 м - территория формального общения (например, незнакомых друг другу людей).

Дальняя - 2-2,5 м. Это территория руководителей.
Публичная территория общения. Ближняя - 3,5-8 м. Это территория учителя или лектора.

Дальняя - более 8 м - территория артиста, оратора.
У лиц, наделенных властью, обычно все территории расширены.
Один из шаблонов "дальнего действия" - подстройка к внутренним ритмам. Цыганку, например, "настройке на волну человека" учат с детства, и если она этим не Jладеет, то ее не считают своей.
Как морская крачка узнает на огромном "птичьем пляже" своего птенца среди тысяч практически одинаковых? Птенец, чем может, подражает маме, у них совпадают внутренние ритмы.

Связаться с Вами по сотовому телефону или передать сообщение на пейджер тоже можно потому, что эти приборы настроены на определенную частоту - они легко ее "узнают". Благодаря такой же настройке Вы легко можете найти нужные каналы телевизора.
Когда-то давно пришлось присутствовать на репетиции танцевального ансамбля. Во Дворце культуры в это время шел текущий ремонт: в коридоре перестилали полы.

У танцоров постоянно что-то не ладилось: они никак не могли настроиться на нужный лад, путалось движение ног, некоторые даже во время танца падали. А дело было в том, что рабочие, стуча своими молотками, сбивали их с нужного ритма и навязывали свой, "строительный".
Давно замечено, что в слаженных женских коллективах и успешных спортивных командах у работниц и спортсменок совпадают менструальные циклы. Это хороший показатель того, что здесь люди стремятся друг к другу подстраиваться.
Хотя поначалу всем кажется, что они никак не выражают открыто свой внутренний ритм, но после наблюдений и тренировок становится очевидным, что это проявляется буквально во всем: в том, как человек дышит, моргает, ходит, жестикулирует, качает головой, слушая кого-то, постукивает ручкой по столу, курит.
Внутренний ритм очень тесно связан с эмоциональным состоянием. Например, когда человек взволнован, это состояние обычно проявляется в его выразительных, порывистых движениях.

Ваша задача - уловить этот ритм и, присоединившись к поведению собеседника, постараться таким образом установить раппорт.
Упражнение
Обычно выполняется втроем. Партнер № 1 задает свой внутренний ритм. Можете взять для примера какую-нибудь понравившуюся мелодию, которая запомнилась, потому что ее ритм соответствовал какому-то важному для Вас на тот момент внутреннему ритму. Отразите любой симпатичный Вам ритм, выразите его внешне.

Молча, ничего не произнося, покачиванием туловища, кивками головы, качанием ноги, жестикуляцией рук, постукиванием пальцами по пачке сигарет выражайте свой внутренний ритм.


Партнер № 2 должен видеть все тело партнера № 1. Его цель - ухватить "транслируемый" ритм, отразить его и, главное, запомнить. Используйте перекрестную подстройку, например, покачивание своей головой в такт качания ноги партнера.

Можно отстукивать такт пальцами или ногой, вертеть в руках зажигалку.
Партнер № 3 играет роль внешнего наблюдателя и "режиссера". Во время перекрестной подстройки он должен каким-то образом сигнализировать партнеру № 2, чтобы тот ускорил или замедлил темп.
После полной подстройки партнера № 2 к этому ритму и сигнала, что он готов этот ритм воспроизвести, партнер № 1 прерывает его "трансляцию". Теперь партнер № 2 должен рассказать партнеру № 1 какую-либо историю.

При этом только что воспроизводимый партнером № 1 ритм должна отражать речь партнера № 2. Партнер № 3 (наблюдатель и "режиссер") должен, как и прежде, помогать партнеру № 2 рекомендациями "ускориться" или "замедлиться".
После того как у Вас начнет это получаться, начинайте работу "в боевых условиях" - подстраивайтесь к ритму во время разговора с человеком, меняйте тему вслед за изменением через некоторое время своего ритмического отражения человека.
Усвоенные принципы подстройки позволяют сделать это даже в самом бурном общении. Вступая в беседу с "вулканирующим" человеком, вряд ли будет правильным спокойно сидеть в кресле со скрещенными на груди руками. Наоборот, если "разошедшийся" собеседник будет видеть, что Вы охотно разделяете его эмоции, между вами может возникнуть самый неожиданный альянс. В Вашем распоряжении речь и язык всего тела.

С помощью прямой и перекрестной подстройки войдите в ритм его торопливой манеры говорить, отразите его оживленную жестикуляцию. Тем самым Вы даете понять, что разделяете его чувства и сопереживаете ему.

Вы можете копировать его поведение лишь отчасти, но при этом быстро достичь желаемой цели.
Подстроившись к партнеру в той степени, какая необходима для успешного ведения, Вы можете начать последовательно, по одной, изменять характеристики своего поведения, постепенно навязывая свой ритм (например, ритм спокойствия и собранности). Мало-помалу понижайте тон голоса, и тогда собеседник непроизвольно тоже станет говорить тише.

Затем начните уменьшать скорость речи, число жестов и размах движений головы; попытайтесь увести собеседника к своему видению темы разговора и взаимовыгодному результату. Поставьте себе задачу не только укрепить раппорт, но и перейти к более подходящей форме общения, которая бы помогла достичь Вашей цели.

Несмотря на сложность описания, на практике все эти манипуляции занимают не так уж много времени.
ПОДСТРОЙКА К ГОЛОСУ
Можно заметить, что т.н. "удачливые" лfди, с кем бы они ни общались, создают всегда раппорт, который автоматически формирует подсознательное доверие. Чем больше параметров Вы учитываете при подстройке, тем эффективнее установленный Вами раппорт. Подстраиваясь и отражая одновременно язык телодвижений и характеристики голоса, можете установить раппорт почти с любым человеком. Но иногда (например, при телефонном разговоре, когда не видите собеседника), поведенческая часть подстройки может оказаться неисполнимой или неуместной.

Однако порой голосом можно оказать куда большее воздействие, чем сутью произносимых слов.
Можно сколько угодно штудировать литературу по гипнозу и NLP, посещать соответствующие семинары и курсы, но для того чтобы в реальных беседах обращать внимание не только на содержание речи, но и на ее форму, необходима серьезная самостоятельная тренировка.
Вы можете подстроиться к следующим индивидуальным особенностям голоса собеседника:

  • Громкость (как он говорит - громко или тихо);
  • Темп (быстро или медленно);
  • Ритм (попробуйте уловить в словах и фразах партнера единую "мелодию"; воможно также, что он произносит их отрывисто - в т.н. "рваном" ритме);
  • Высота (какой у него голос, высокий или низкий);
  • Тембр (какие в его голосе имеются особенности: звонкость или хриплость);
  • Интонация (какие чувства собеседник подчеркивает своим голосом; профессиональные артисты, к примеру, одно и то же слово могут произнести с тысячами различных интонаций);
  • Произношение (использует ли собеседник какие-либо характерные слова, сленг или диалектные выражения).

Как обычно, начинайте с подстройки к одной характеристике и затем, по мере набирания опыта, дополняйте ее другими. Вносите любые изменения как можно более непринужденно и незаметно.

Конечно, помните о содержании беседы. Не пытайтесь подражать диалектному произношению и особенностям личности - собеседник примет это за передразнивание.



Содержание раздела