d9e5a92d

Глава 12. Движущие силы достижения цели

Удовлетворить в той или иной степени свои потребности, дос-шчь в той или иной мерс своих целей - значит, остался более или менее довольным жизнью. Понятно, что степень второго зависит от степени первого. А от чего зависит она? Во-первых, важно, способен ли человек понять, чего хочет; и поставил, цель. Эт не так просто, как канотся. Все дело в природном любопытстве людей и их тяге к чему-то привлекательному для них :inx мощнейших внутренних сила*. Из-за них всегда что-нибудь требуется. Человек будет с жизнью не в ладу, пока не получит желаемого. Когда одолевает страсть к какому-то делу, человеку или предмету, то зачастую бывает трудно прикинуть возможный расклад иш наметить пшшы: мешают прочие внутренние силы понятия, ассоциативные связи, воспоминания. Поэтому сначала нужно разобрачъ-ся: ладит ли наши потребное™ и страсчи с прочими внутренними силами? Ведь те, в некотором смысле, юворят «нельзя». Не грозит ли нам раздор?

Но вернемся к вопросу о том, отчего зависит степень удов-легворсния Во-вторых, она зависит от тою, насколько человек

понимает характер внешних сил, с которыми предстоит взаимодействовать, чтобы удовлстворичъ свои потребности и достичь целей. (Глубина проницательности напрямую связана с чем, как человек проявляет себя п жизни, чтобы добичъся желаемого.) В-третьих, степень удовлетворения зависит от набора умений, которыми овладел человек, чтобы взаимодействовать с миром. Наконец, в-четвергтх, Hipaer роль способность пустить их в ход.



Допустим, человеку требовалось, хотелось, мечталось или чдумалось одно - а он получил нечто другое. Значит, он просто не дотянул в своих познаниях до требуемого уровня; или же у него нет нужных навыков, чтобы едслагь требуемое. Насколько о» не дотянул - настолько и недополучил. К первой причине («не дотянул») в качестве условия относится и способность (или неспособность) беспристрастно (без иллюзий) оценить, может ли жизнь дать то, чего некго требует или хочет. Не исключено, что как раз не может — или может, но не в том объеме или не в те сроки. Однако во внутреннем мире человека не было средств взвесить все за и прочив и вычислить реальный шанс.

Кроме того, надо учесть и такой вариант: жизнь могла дать желаемое, но человек не разглядел свой шанс, потому что не научился хорошо распознавать ситуации - то сечь взглянуть на пик под углом, откуда шанс виден. «Эх, если бы...» или «Да знай я тогда, что...» - говоришь себе обычно тогда, когда время спустя узнаешь то, чего не знал в нужный момент и что помогло бы увидеть упущенное. Впрочем, нередко неопознанный шанс гак и остается неопознанным: а ведь требовалось всею лишь чуть-чуть сместить угол зрения! Но откуда было звать, что желаемое упущено просто потому, что не хвалило нужных знаний? Будь они во внутреннем мире - так человек, наверняка, заметил бы свой шанс (если, конечно, ничто не затуманило бы его взгляд)

Хочу, однако, кое-что пояснить. Если в отношениях с людьми вы прибегаете к силе или уловкам, потому что иначе желаемого не достичь, то это - не что иное как давление на них: пусть, мол, поступятся собственными понятиями. Ведь если бы вы сошлись в мнениях, то сила и уловки не потребовались бы. Зачем они при таком согласии? Зачем давить па кого-то, если он и так готов сделать требуемое? Своим давлением вы нарушаете его внутреннее равновесие. И обычно он постарается пернуть его путем какой-нибудь отместки. Так что рано или поздно готовьтесь.

Кстати, хотел бы упомянуть об одном общем выводе о человеческой jiarype, поскольку он касается чемы нашего разговора. Люди в большинсте своем всю жизнь стараются изменить, а точнее, подогнать то, что вокруг, под уклад своего внутреннего мира. А надо всего-навсего изменить свой взгляд на то, что вокруг: тогда и оно в их восприятии изменится.

Рассмотрим теперь вторую причину: то есть когда нет нужных навыков, чтобы сделать требуемое. Ведь можно и самый подходящий алгоритм действий разглядеть, и доступность желаемого оценить беспристрастно - но отсюда еще не следует, что у человека хватит мастерства выполнить намеченное. Не исключено, что он либо недооценит свой уровень навыков, которые потребуются именно для данного случая (то есть решит, что на большее не способен), либо переоценит его. Кроме -юго, даже если уровень подходящий, не исключены помехи: помните, что говорилось о понятиях и страхах? Да, эти барьеры, или сдерживающие силы, не дадут выполнить намеченное как следует. Человек может догадываться о том, что такие понятия и страхи у него есть. Но он может и не подозревать о них, то есть они абсолютно подсознательные. Под «подсознательными» я имею в виду любые ощущения, которые не поддаются непосредственному сознательному анализу. Допустим, человек боится войти в воду; он может значь, что у него водобоязнь, но совершенно не помнить о неприятном случае, который был связан у него с купанием. Поэтому он не может объяснить, почему боится этого действия.

Обратите внимание, что припоминание и воспоминание -совсем не одно и то же, и очень важно отличать одно от другого. Воспоминание - это то, чем становится все пережитое. Способность же специально вызвать воспоминание в памяти - это уже при помина ние. Одни воспоминания вызвать нетрудно, потому что каналы связи с ними (где бы они ни хранились) от частого употребления стали проторенными дорожками. Иначе говоря, человек помнит, как припомнить такие воспоминания. Но масса другах воспоминаний уходит в подсознание. Это воспоминания, вызывать которые человек разучился. Почему? Потому что либо дорожки к ним заросли, либо он просто так до конца и не понял, что же именно прежде всего уловили тогда его органы чувств. Но дело даже не в этом, а в другом: ничто va попавшего во внутренний мир не исчезает бесследно и не перестает существовать только пото-

му, что человек этого не помнит. Одни могуч припомнить какой-нибудь случай, а другие - нет. Одни способны специально вызвать в памяти какое-нибудь понятие, которое им припивали в детстве, а другие - нет. Эт составляющие внутреннего мира в любом случае скажутся па поведении человека, так что слабая память или забвение им не помеха - как и физическое течение времени. Конечно, способность припоминал, с годами ослабевает, но они не влияют на электрический заряд (качество энергии) и силу его эмоциональной окраски. Так, старинное изречение «Время - лучший лекарь» к внутреннему миру не относится. Время лечит телесные раны, поскольку чело - это часть физической действительности, где «все чечет, все изменяется». Но время не властно над воспоминаниями, которые хранятся во внутреннем мире: ведь он состоит не из физической материи, а из хранимой энергии - а она со временем не меняется.

Душевные раны (отрицательно заряженная энергия внутреннего мира) сами собой не залечиваются: их надо уметь изживать или превращать во что-то друпэс. Людям кажется, что время лечит раны, потому что с годами, проходя через все новые ситуации, они либо невольно расстаются со старой болью, либо сооружают оборонительную линию из понятий, которыми отгораживаются от нее. Вообще, от бесконечной, казалось бы, способности человека твердить «Her, мне не больно!» и скрывать следы душевных ран они становятся почти неуловимыми. С телесными ранами такого не получится. Ведь пострадавшему почти всегда известно, когда и как он повредил себе что-нибудь. Если кто-то сломал ногу -значит, он не сможет ходить и волей-неволей узнает о переломе. Если кость плохо срастется, то и это обнаружится: ведь тогда походка у человека изменится (он начнет, например, хромать), ему будет больно ходить и так далее. Иное дело - раны душевные: они не так бросаются в глаза. Их выдают недовольство и душевная боль, которые раз за разом переживает человек. Но он может отгородиться от этих сигналов, которые посылает его собственная отрицательно заряженная энергия: подгонит свои понятия под нужный вывод - вот и убедил себя, будто страдает не по своей вине.

Почему я особо выделяю этот момент? Потому что, по моим наблюдениям, большинству людей с трудом верится, что их детские происшествия могут все еще сказываться на их нынеш-

них поступках и отношении к жизни. Но подумайте сами: разве может быть иначе, если все пережитое становится составляющей нашего внутреннего мира? А и сумме составляющие становятся внутренней причиной нашего отношения к внешнему миру. Но, повторяю, при этом человек может, например, бояться чего-то, но не помнить, отчего он стал бояться этого. Более того, от него даже не требуется открыто признаться себе в том, что в нем засел такой страх: ведь это ощущение можно всегда приписать чему-то другому или заглушигь мысль о нем вином либо наркотиками. Но как бы человек ни старался гнать прочь свои внутренние ощущения - они ио-прежнему при нем. Иначе чему он гак упорно противостоит? Страх остается: ведь энергия воспоминания о каком-то случае заставит почувствовать его. Хочет человек вспоминать или нет, откуда взялся этот страх, - уже неважно.

Воспоминания, понятия и ассоциативные связи не вытравить ни временем, ни алкоголем, ни наркотиками, ни попыткой загнать куда-нибудь в подсознание, которое поможет не осознавать их. Они продолжат свое действие в качестве источника энергии для многих наших занятий: они скажутся и в том, как мы собираем и отбираем информацию извне, и в том, как поступаем. Так может продолжаться вообще всю жизнь - если, конечно, не научиться справляться с ними. Вы никогда не задумывались над тем, почему было так тяжело расстаться с какой-нибудь вредной привычкой? Или, например, почему бывает так трудно выполнить какой-нибудь хорошо продуманный план, который вы просто обязаны были выполнить? Да, виноваты они - тс самые, что засели внутри и не дают хода вашим намерениям. Намерение сделать Что-то - ут еще не убеждение. Иными словами, намерения бывают разные: одним наши понятия, воспоминания и ассоциативные связи командуют «Вперед!», а другим говорят «Стоп!». Когда есть одобрение изнутри, то все идет как бы само собой. В самом деле, с чем бороться, если намерения в ладу с понятиями, воспоминаниями и ассоциативными связями? Другое дело мнда не п ладу. Тогда выполнение намеченною превращается в борьбу; тогда человек не может сосредоточиться, легко oiилскасгся и делает ошибки, которые в пароде называются дурацкими.

Возьмем такой пример. Некий курильщик пришел к выводу, что курить вредно. И он дал себе слово бросить вредную привычку. Каково сю намерение? Стать некурящим. Но едва он выкурил

последнюю сигарету - его понятия уже нашептывают ему: «Ты же курильщик! 11у и кури себе!» В конце концов эти нашептывания доведут его до соблазна потянуться к пачке сигарет - и он не устоит: возьмет и закурит. Налицо классический пример борьбы намерения с понятиями, причем не просто борьбы - ему по внутреннем мире вообще не на что опереться. Ведь там нет опорного понятия, которое шепнуло бы ему: «Ты - некурящий». Отауда же взять энергию на привычку не курить? Ее придется черпать из сознательного желания переделать себя в некурящего. Но оно не может враз перечеркнуть вею энергию понятий, коюрые укоренились за долгие годы курения. Им еще с лихвой хватит этой энергии, чтобы управлять его сознательным вниманием (его взгляд и мысли тянутся к лачке сигарет) и поведением (он взял-таки сигарету и закурил).

Ну, а если внутренняя опора (понятия, воспоминания и ассоциативные связи) для намерения имеется: тогда все выйдет легко? Не всегда. Помешать выполнить намеченное могут прочие недовольные им понятия. Чаще всего напрямую противостоят какие-нибудь подсознательные или забытые понятия. В результате делаются пресловутые дурацкие ошибки. Отличный тому пример - рыночная торговля. Сколько людей тратят уйму времени, сил и денег, чтобы стать трейдерами! А сколько они учатся рыночному делу! За такие рыночные познания даже стоящие на одной ступени с ними удостаивают их самых высоких оценок. Однако на практике они так и не могут провести сделку грамот-но или по плану. Трейдеры такого рода умеют стабильно, день за днем, делать деньги. Но рано или поздно, достигнув какого-то предела, он и быстро — за одну-две сделки - спускают выигран-ное. Они словно сначала поднимаются в гору, а затем, достигнув пика, летяг с нес кувырком. Оказавшись у подножия рыночной горы, неудачники начинают новое восхождение в привычном для них духе - и история повторяется. Она повторяется не случайно. В чем причина?

Разве в каждом из таких случаев у этих людей пе было для победы действенной, пригодной тактики? Конечно, была. И явно были очень четкие понятия, которые моли служить опорой в торговом деле. Но трейдеры все же оплошали: они не вынвили и не искоренили массу других понятий (и сознательных, и подсознательных), которые напрямую противились затее торговать или

зарабатывать рыночной торговлей, В их числе, например, многие понятия, связанные с религиозным воспитанием: уж эти точно скажут твердое «нет» вообще всей идее спекуляции, то есть наживы. А чем торговля не нажива? Там -гаже берешь деньги, а взамен ничего не даешь. Но так поступать нельзя, говорят многие религиозные учения. А вот друной типичный пример: он связан с сильнодействующими этическими соображениями о труде. Большинство людей воспитано в духе жестких погиггий о том, что считать работой, а что - нет; и щепетильного огношения к тому, каким способом заработаны деньги. Понятно, что торговля также плохо вписывается в большинство этих понятий.

Значит, при всем совершенстве торговой тактики трейдер уже самим фактом торговли пофевожит покой всякого понятия, которое на дух не принимает торговлю ни как достойное занятие, ни как способ зарабатывать деньги. В итоге подавленная энергия, которая накапливается в этих противоборствующих понятиях, доведет трейдера до такого состояния, что он вдруг начнет отклоняться от собственных торговых правил или намерения делать деньги. Нередко он даже чувствует, что вот-вот сделает торговую ошибку - и спокойно себе ошибается. Почему? Он обезволил и не может остановить себя - а если и остановит, то не сразу, а лишь проиграв прежде столько, сколько нужно, чтобы восстановись равновесие в своем внутреннем мире.

Тот, кто в таких ситуациях не понимает, что с ним происходит, может лочувствовачъ себя слабаком — если начнет судить себя строго. Кого-то, возможно, одолеют беспомощность и страх: ведь страшно, когда, похоже, не имеешь власти над некими неопознанными внутренними силами, а они над тобой имеют. В чем дело - не ясно; как с этим боролся - гоже не ясно. Как быть? Большинство старается поставить внутренние барьеры: может, хоть они удержат эти силы, не дадут вмешаться. Но барьеры, конечно, не помогают, отчего положение пугает еще больше, И, увы, настает черед алкоголя и наркотиков. Возьмем, к примеру, алкоголика: ом ведь признает, что он - пьющий. Первопричина злоупотребления - попытка отмежеваться от этих внутренних сил, над которыми у мею, как ему кажется, нет власти. По чем сильнее он отгораживается, тем сильнее они давят- и тем больше приходится пить, чтобы отпородиться. Но чем больше он пьет, тем хуже становится для нею все вокруг: ведь оно отражение

его внутреннего мира. В конце концов или все вокруг, или era собственное тело, или то и другое вместе становятся до того плохи, что он больше lie в силах скрывать свое истинное состояние. «Да, я - алкоголик, и мне пора заняться собой», - признается он. «Да, мне пора заняться тем, отчего я и начал пить» -читаем мы в подтексте сказанного.

Каков же общий вывод? Можно научиться забывать болезненные воспоминания или не обращать внимания на понятия, которые есть во внутреннем мире и которые не п«одерживают наши намерения. Но отсюда еще не следует, что они от этого станут Слабее плиять тем или иным образом на наше поведение. Хтите изменить нежелательное для вас поведение? Тогда измените внутреннюю силу этого поведения. Снять путы страха, ясделив душевные раны, сменив одно понятие на другое, обратное ему, или вообще удалив его - вот то, чему надо поучиться. А для этого нужно уметь управлять энергией внутреннего мира. Знай люди способ управлять своими понятиями, воспоминаниями и ассоциативными связями, так у них, во-первых, не начались бы [циклы вынужденного осознания, о которых говорилось раньше.

На данный момент мы с вами вывели три j-руппы сил, которые постоянно действуют в нашей жижи. Первая группа - это все внешние силы, которые могут выступать в роли причины какого-то явления, а мы, люди, испытываем на себе его следствие. Некоторые из этих сил нам отчасти знакомы, а некоторые - нет. Насколько человек их изучил и понял, насколько применяет в жизни эти знания - настолько он и остается ею доволен, когда старается удовлетворить спои потребности и достичь целей. В число всех этих внешних сил входят и псе (то есть и знакомые нам, и не знакомые) силы перемен. Это силы, которые автомат™чески изменяют все, что состоит из атомов и молекул. 13 результате рано или поздно знания, которые у нас все-таки есть, устаревают. Так, стул, на котором вы сидите, читая мою кни-у, день ото дня ветшает. Рано или поздно он уже не сможет выдерживать ничей вес, и тогда ваше понятие о его прочности устареет.

Ко второй группе относятся глубинные внутренние силы любопытства и тяги к каким-либо привлекательным для человека предметам. Это они побуждают его открывать и познавать мир, действовать - причем, похоже, по заданному плану. Так, у каждого

есть нечто, к чему у него обнаруживается природная тяга: ему интересно знать это или научиться делать это. Вокруг имеется много другого, которое тоже можно познать - но нет к другому природной тяги. Допустим, кто-то всегда хотел быть музыкантом, пожарным, актером или врачом. И он, верный своему призванию, становится тем, кем мечтал, отчего очень доволен жизнью. Но если обстоятельства приведут человека туда, куда его совершенно не влечет, то он будет ощущать некую nycnvry - словно ему чего-то в жизни не хватает. 13ообще, это ощущение очень трудно выразить словами. Но кого и к чему влечет? Корни природного любопытства и страсти тянутся в самые глубины бытия. Это очень мощные силы-стимулы проявить себя: они побуждают человека воплотить в жизнь плод своего воображения или стремиться к предмету своих интересов. В таких случаях человек нередко наталкивается на сопротивление внешних сил - как, впрочем, и внутренних (в виде привитых понятий).

13 третью группу входят понятия, воспоминания и ассоциативные связи. Они, как и силы любопытства и страсти, относятся к составляющим внутреннего мира, но появляются исключительно вследствие какого-то общения с внешним миром. Иное дело -сипы любопытства и страсти: они врожденные и, похоже, заданы , либо на духовном уровне, либо на генетическом. Одни понятия, воспоминания и ассоциаггивные связи служат хорошим подспорьем, помечай успешно справляться с жизнью и быть более-менее довольным сю. Другие же (и их немало), наоборот, несут с собой неудачи, боль и недовольство, потому что не дают человеку расширить рамки уже познанного и проявить природное любопытство. Иными словами, они, в частности, мешают внутреннему росту человека.

Но раз без взаимодействия с внешним миром не обойтись (иначе как удовлетворит!, свои потребности и достичь целей?), то надо подумать, как добиться большего удовлетворения от жизни. Путь к решению очевиден: больше узнать о характере этих сил и лучше в них разбираться. Значит, нужно постоянно учшься. Единственное, что может действительно помешать человеку постигать внешние силы, - это его внутренние силы в виде понятий, воспоминаний и ассоциативных свялей. Это они, накашшваясь, подавляют природное любопытство человека, порою свертывая всякое обучение вообще.

Вы, наверное, слышали поговорку о том, что «на старости лет не переучишься». В ней, конечно, сеть доля правды - хотя точнее бы;ю бы сказать «на старости лет переучиваться не станет ь». Чувствуете разницу? Все дело в сопротивлении и откаче от всего нового, а не в возрастных способностях. Научиться чему-то новому можно в любом возрасте. (Да ну! Зачем? Я и так знаю все, что мне надо» — думает кто-нибудь под давлением всех своих познаний и опыта, которым вполне доверяет. Понятно, что последствия такого отношения к жизни могут быть (и нередко бывают) катастрофическим и. Заставить упрямца передумать может только настшщаи беда или один провал за другим. Тогда он согласится, что корень его бед в том, что он не желает хоть в чем-то переделать себя. Конечно, недуг всезнайства других виден невооруженным глазом. Но как бы распознать его в себе? Только не говорите, что в вас его нет. Он есть у каждого, потому что у каждого есть понятия, воспоминания и ассоциативные связи, а он — плоды их работы с информацией.

Чтобы учиться не переставая, нужно научиться приспосабливаться. Для этого нужно овладеть особыми психологическими приемами: с их помощью можно так управлять своими мыслями, что они улучшат, подправят, заменят или изменят полярность (электрический заряд) различных составляющих внутреннего мира. Речь идет о тех из них, которые сковывают или замедляют восприятие и действия человека, мешая ему достичь большей гармонии с жизнью. Дав себе приказ приспособиться, человек приходит в состояние готовности учиться, как удовлетворять свои потребности и достигать целей все успешнее. Заметьте: в их числе и потребность изучать предмет, вызывающий любопытство и страсть; эту охоту тоже отбивают понятия, воспоминания и ассоциативные связи.

Чтобы приспосабливаться, нужно выбрать путь непротивления учебе и переменам. Для этого нужна готовность выйти за рамки мышления, ограниченного понятиями, воспоминаниями и ас-социатиннымн связями. Кроме того, нужна готовность овладеть наукой управлять энергией внутреннего мира: тогда можно избавиться от отрицательных П1КМ]едсгвий болезненных воспоминаний. Научитесь менять знак болезненною воспоминания на обратный -и оно перестанет быть болезненным. Если отрицательно заряженное воспоминание разрядить (то есть лишить этой энерган), оно не

сможет больше наводить страх. Страх всегда офаничивает выбор вариантов, которые со стороны видятся возможными. Ведь он направляет все наше внимание в одно русло к объекту етраха. И что в конечном итош? Человек устраивает сам для себя то, чего как раз старался избежать. Заметьте, что менян, полярность воспоминания - еще не значит изменить его картину. Иными словами, пережитое не забыто; его можно и впредь использовать как часть своего ассортимента знаний о жизни. Меняя качество Энергии воспоминания (с отрицательной на положительную), мы лишаем ее возможности наводить страх, чем открываем себе доступ ко всем остальным вариантам решения, которые предлагает данная ситуация.

Хорошо, когда желание изменить себя появляется не от отчаяния, а по каким-нибудь другим причинам. Иными словами, хорошо, когда человек научился понимать, каких знаний ему не хватает, задолго до того, как жизнь доведет его до отчаяния. Но как это сделать? Нужно ввести в свой внутренний мир три отправных и опорных пункта. Они помогут поддерживать дипломатические отношения с внешним миром. Кроме того, они зарядят ваше желание энергией, которая сработает как пусковой механизм этого желания, а его движущей силон станут потом ощущаемые перемены к лучшему.

Итак, пункт номер один: вы еще не познали все, что надо. В результате всегда найдутся неведомые силы, для которых вы станете объектом действия. Надолго ли? Во всяком случае, пока не постигнете внешний мир настолько глубоко, что сможете разом воспринимать все происходящее вокруг. Следовагельно, человек должен быть вечным учеником природы от первого вздоха до последнего: ведь уровень его интеллекта пока не позволяет разом воспринимать всю информацию, которая поступает на данный момент отовсюду. Так что пока из всего ее потока невольно приходится выбирать для себя то, что под стать собственным понятиям.

Пунет номер два; сложившиеся у вас понятия могут оказаться малопригодными для того, чтобы удовлетворить себя в достаточной мере. Как сложились ваши понятия - под чьим-то нажимом (то есть под давлением внешней силы) или добровольно (то есть под действием внутренней силе,] в образе любопытства ми страсти) - роли не играет.

Пункт номер три: все познанное вами, оставаясь пригодным и служа вам верной службой, тем не менее, тоже подлежит изменению, потому что меняется жизнь. Иначе говоря, зачастую не исключено, что из-за новых знаний (а они нужны, чтобы стать довольнее и счастливее) придется частично заменить или полностью забраковать старые знания. Отказаться менять уже познанное - это, в общем, все равно что заявить: «Я и так знаю все, что только можно. Мне больше учиться не надо». Надо пи нет — определить нетрудно. Тот, кому приспосабливаться незачем, был бы веч«о всем доволен. Малейшее недовольство от взаимодействия с внешним миром и есть признак того, что надо чему-то поучиться.

КАЖДЫЙ МОМЕНТ - ИДЕАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

Тот, кто начнет действовать, исходя из трех названных пунктов, сам убедится, как каждый момент становится идеальным показателем его уровня развитая и того, что нужно сделать, чтобы усовершенствовать себя. Нозьмем, к примеру, некого трейдера. Его цель сделать деньги на торговле. Допустим, он увидел выгодный, как ему кажется, момент для сделки. И он в нее вступает. Знаете почему? От страха ошибиться. Повинуясь тому же страху, он при оценке фактов будет отсекать любые свидетельства того, что он ошибается- Напомню, что страх - механизм, которым природа наделила людей для того, чтобы они, получив сигнал об опасности, сумели избежать ее. Но так ли уж опасно окапаться неправым? В данном случае (как и в большинстве всех остальных) дело не в опасности, а к ощущении боли и унижения, которое осталось в человеке от прошлого опыта. Допустим теперь, что рынок (или кто-то в его роли) сообщит тревдеру нечто,

идущее вразрез с его желанием. Тогда страх заставит его либо исказить факт, либо просто сорвать зло (ведь правда гааза колет) на нечаянном осведомителе: «Да вы соображаете, что говорите?!» Вот и найден способ избавиться от боли, котирую он носит в себе с прошлых времен. Вообще, от страха он кончит тем, чего как раз и старается не допустить. Каким образом? Смотрите: он избегает фактов, которые покажут, что можно получить от рынка на самом деле — то есть невольно сравнить с тем, чего он мчет или на что рассчитывает. И вот такой факт появился: рынок все-таки двинулся против трейдера. Как быть с этой истиной? Вероятно, закрыть на нее глаза. Это дается не без боли, но она слабее боли, с которой пришлось бы признать юрькую правду. Ко1дэ же Tpeitaep прозрест? Очевидно, когда первая боль станет нестерпимой err накопившейся суммы убытков то есть когда легче признать свою ошибку, чем нести потери и дальше.

Дело тут еще в том, что потери - это тоже плоды трудов. По ним судят, что тот или иной человек (в том числе и наш трейдер) представляет собой в целом на данный момент. Теперь о дели. Цель - это намерение, спроецированное в жизнь. Это потребность, которая рано или поздно должна быть удовлетворена. Потребность возникает, когда ощуидается нехватка чего-то. Ощутить потребность - значит автоматически сосредоточиться затем на поиске средств (путей) удовлетворить ее. Информация извне, которую при этом оценивает человек (то есть характер и глубина его проницательности), зависит от его способности видеть различия. Но из поля его зрения надо вычесть все данные, которые он отбросит под давлением страха. Отчего же занисит успех в удовлетворении той или иной потребности? Первое; от оценки информации; второе: от намеченного затем плана действий; третье: от имеющихся навыков. При этом надо сделать скидку на всеноз-можные понятия, воспоминания и ассоциативные связи, которые скажут :этоп потребности «Нет!». Они (как ничто другое) способны в любой момент взаимодействия человека с внешним миром показать, каковы его познания и насколько умело он их прилагает к делу.

Тот, кто не видит и не признает, что каждый момент это идеальный показатель ею уроння, отсекает себе путь к информации, которая нужна для саморазвития. Пучь к навыку, которым надо овладеть, чтобы лучше проявить себя в жизни, должен иметь

верную отравную точку. Как ее определить? Считать, что любой результат отражает то, что вы представляете собой в целом на данный момент. Тогда станет ясно, какими навыками надо овладеть и каким образом это можно было бы сделать. Без верной отправной точки вы окажетесь во власти иллюзий.

Откуда они берутся? Уиноваты все те же понятия: человек думает, будто много знает {а на самом деле меньше этого) и многое может (а на самом деле меньше этого). Более того, он думает, будто внешний мир согласен с его мнением (самомнением), а пот(Гму на дух не принимает ничего, что говорит об обратном. Иллюзии - это разрыв между желаемым и действительным. Действительное - это то, каков человек на самом деле, о чем как нельзя лучше свидетельствует каждый момент и откуда видно, чему надо поучиться, чтобы двигаться дальше. Желаемое - это уверенность человека в том, что он уже совершенен, а потому и учиться ему больше нечему. Но будь так на самом деле (то есть достигни кто-нибудь совершенства в знаниях и умениях), тогда никто никогда и ни на что бы не жаловался. И никому не пришлось бы искать отговорки, оправдания или объяснять задним числом, почему у нега что-то вышло не так, как намечалось.

Каждое наше "если бы" и "кабы" - это показатель степени иллюзии, которую ми питаем Ведь что означает "Если бы я мог, то я бы...'7 Это означает, что в каждый момент вы делаете все возможное - со скидкой на нее составляющие (как сознательные, так и подсознательные), которые влияют на ваши оценки и действия. Признайте, что каждый момент действительно показывает уровень вашего совершенства. Согласитесь с его показаниями. И тогда вы всегда найдете верную точку отсчета — то есть поймете, чему нужно поучиться, чтобы иначе взглянуть на жизнь, или какие средства создать, чтобы действовать в ней иначе.

Вернемся к примеру с условным трейдером. Если он хочет сделать из себя стабильного рыночного лидера, то ему нужно кое в чем совершенствоваться. Так, придется понять, что рынок всегда прав. Однако на этой правоте можно сыграть, если судить о действиях рынка не по жесткому шаблону, а более гибко. Но для этого, то есть для объективной оценки, нужно изжить в себе страх ошибиться. Иначе страх действительно доведет до ошибки.

Кроме того, потребуется ввести для себя какие-то определенные торговые правила, чтобы управлять собой и приучиться к самодисциплине. Следуй он такой системе правил, он бы никогда не дошел в потерях до нестерпимой боли, от которой пришлось бы выйти из сделки. Ну, а если трейдер отказывается признать, что ситуация показала его текущий уровень развития? Если он не согласен с полученной оценкой и винит в своих потерях рынок? Если он пытается убеди-п. себя, что почему-либо не виноват в такой концовке? Что ж - значит, он тешит себя иллюзией. Он не принимает себя таким, каков есть. Следовательно, он автоматически отворачивается от информации, без которой ему не стать таким, каким хочется.

Но надо посмотреть-таки в лицо правде о себе! Тогда можно будет посмотреть в лицо и правде жизни. Чем меньше тешишь себя иллюзиями, тем точнее оцениваешь обстановку - ведь тогда почти не ставишь заслонов от доступной информации. Под "доступной информацией" я имею в виду ту, которая доступна для восприятия. Чем меньше заслонов от нее ставишь, тем больше познаешь. А чем больше познаешь, тем легче предугадать, как и чем ответит внешний мир при данных обстоятельствах. Если же закрывать таза на факты о себе, то эти факты ускользнут из поля зрения при оценке какой-нибудь ситуации.

Конечно, никому не хочется признавать в себе то, что расценивается как слабости. Но именно их и надо признать, чтобы подняться над ними. В противном случае человек и впредь будет строить свою жизнь на иллюзии. Для ее подпитки нужно столько сил, алкоголя и наркотиков, что в конце концов эти средства исчерпают себя, И тогда иллюзия превратится в прах: человеку откроется горъчайшая истина о нем. Но признать правду жизни или правду о себе ничуть не больнее, чем узнать то же самое после краха иллюзии. Просто в первом случае это происходит быстрее. Зато, признав правду о себе, человек уже делает первый шаг, чтобы разорвать круг недовольства и превратить его в нарастающий цикл преуспенания. Итак, человек смело смот рит в лицо обстоятельствам; затем oii определяет, что нужно познать для более успешных действий; а далее он приступает к учебе и работе над собой. Так что же может быть лучше для достижения цели?

КАЖДЫЙ ТРЕЙ71КР ВЫИГРЫВЛКТ РОВНО СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ЗАСЛУЖИВАЕТ

Трейдеры вступают в сделки и выходят из них по своему усмотрению. Как они принимают решения? В зависимости от того, к чему придут все составляющие их внутреннего мира в ходе взаимодействия. Жаль, что нельзя провести их учет: измерить энергию каждого; подсчитать голосующих за положительную самооценку человека и за отрицательную; найти разность, то есть опенку человека как таковую. Этот сухой остаток напрямую соответствует сумме, которую трейдер выигрывает из тою, чем располагает данная сделка или что имеется на данный день, месяц либо год. По той же логике можно судить, сколько трейдер проигрывает рынку.

Предвижу, что многим такая постановка вопроса придется не по вкусу. Но если недостаток понимания, знаний и навыков роли не и1рает, то чем тогда объяснить результаты? Недь торговые правила трейдер устанавливает для себя сам. Никто не заставляет его вступать в сделки или выходить из них - разве что брокерская фирма (когда ликвидирует позицию трейдера, если тот вовремя не внес залоговое обеспечение). Каждая сделка дает массу шансов снять прибыль или пресечь потери. Кто на что решится при том или ином раскладе в том или ином случае? Очевидно, смотря кто как расценит обстановку и как проголосуют все составляющие его внутреннего мира. Чем же все кончится? Итог зависит от суммы двух моментов: на что человек решится и насколько он способен выполнить собствен iioe решение, в чем снова скажутся факторы внутреннего мири: все они влиют на то, что думает о себе человек.

Торговля - это упражнение по накоплению денег, вели человек научился торговать (то есть умеет выискивать выгодный момент и совершать сделки), то кто же (или что же), если не он, ответчик за исход дела? Допустим, каждого трейдера обязали бы вести график его торгового счета. По такому графику можно проследить за внутренней борьбой трешеров и их мыслями о себе ило дня в день, из месяца в месяц или из года в год. Эти [рафики были бы очень похожи на типичные столбиковые или пуикто-циф-

poEii.lL- графики самих рынков; те же у]ювни поддержки и сопротивления, зоны консолидации, подъемы, обвалы, откаты. Все эти модели служили бы зеркалом умонастроения трейдера - совсем как рыночные модели, которые служат зеркалом общего умонастроения всех его участников.

Что еще могут эти [рафики, как и рыночные? Показать, что будет дальше, - только нужно знать, на что смотреть. К таким прогнозам прибегают некоторые из брокерских фирм более передового ранга, которые управляют крупными фондами. Их специалисты строят нечто вроде 1рафнков кпд трейдеров, которых нанимают торговать на деньги доверенных им фондов. Исходя из моделей, которые образуются на ]рафике того или иного трейдера, руководство фирмы перебрасывает ему соответствующую сумму для торговли. Иначе говоря, по рыночной предыстории трейдера не так уж трудно понять, когда он близок к триумфу: на это укажет его внутренняя психологическая готовность. Ведь так, кстати, и рынок собирается с силами перед крупным ходом.

Хотите все больше обыгрывать рынок? Тогда вам, частным трейдерам, нужно научиться вес выше расти в собственных глазах. Для чего? Чтобы твердо знать: вы заслуживаете того, чего хотите или то, что получаете. Деньги на рынке можно скопить в два счета, получив внезапную прибыль. Но вот чтобы удержать ее, нужна внутренняя опора. Чаще всею ее нет, оттого и происходят лее эти истории типа «из г^язи в князи». Спросите у кого-нибудь из биржевых кругов - и он, наверняка, припомнит такой случай. Ну, а первый шаг в подъеме самооценки - это, конечно, согласиться с истинной отправной точкой: вы - и только вы — в ответе за исход дела. Исход покажет, каких знаний о рынке, о себе или о том и другом вам не хватает. В конечном итоге все, что вы делаете, сказывается на том, растете вы в собственных тазах или пцдаете. Поэтому ваша самооценка и колеблется изо дня в день или даже из минуту в минуту. Как лучше всего повысить ее? Заняться саморазвитием.



Содержание раздела