d9e5a92d

Глава 11. Зачем учиться приспосабливаться ?

Умееге ли вы приспосабливался к переменам в жизни? Ведь от этого напрямую зависит, насколько вы его довольны. Но что значит «приспосабливаться к переменам»? Это значит меняться самому, познавая все больше из того, что преподносив жизнь с точки зрения ее разнообразия. Чем больше оттенков видит в ней человек, чем лучше понимает, как все они взаимодействуют, тем больше знаний открывается ему при восприятии мира. Расширяя их круг, он глубже постигает и лучше разбирается в причинно-следственных связях, которые есть между ним и миром. Иными словами, он начинает понимать, какого действия можно ожидать от внешнего мира и чем ют, в свою очередь, может ответить при воздействии iia него.

Кто осведомленное и про ни цател Ы1 ее, тот может лучше справиться с жизнью, удовлетворяя спои потребности и достигая целей. Когда потребности удовлетворены, а цели достигнуты, у человека появляется ощущение благополучия, уверенности и удовлетворения. Л если - нет, то есть если человек не удовлетворил себя? Тснла он разочарован, недоволен, тогда он опус-



кается. Успех, уверенность, удовлетворение - это три «у» с одной сутью. Они исходят друг от друга, образуя и прочно замыкая плодотворный круг развития и внутреннего роста. По той же логики, разочарование, недовольство и загнивание также исходят друг ОТ друга, образуя порочный круг нз душевной боли, тревоги и подавленности.

Что нужно, чтобы удовлетворить свои потребности и достичь целей? Нужна определенная степень соответствия или равновесия между внутренним и внешним миром. Под соответствием я имею в виду, что надо в должной мерс знать, как устроен Этот внешний мир. Наши потребности, намерения, цели и желания - все до единого - существуют прежде всего во внутреннем мире. А потом, уже во внешнем мире, складывается один из трех вариантов: все реализовано полностью, все реализовано частично; ничего не реализовано. Понятно, что степень удовлетворения будет со ответству во щая.

Чтобы удовлетворить себя, приходится идти на контакт с внецшими силами. Степень удовлетворения зависит от того, найдет ли человек самый подходящий алгоритм действий при данных обстоятельствах и насколько он будет свободен в своих действиях. Но как выбран алгоритм, который лучше всего подходит для данной характерной обстановки? Это зависит от общего уровня доступных на тот момент знаний, которыми овладел человек.

Пример

Начертите огромный круг, диаметром около двух метров. Это — круг всей имеющейся информации о мире, существующей независимо от того, какой се частью человек уже овладел, а какой ему еще предстоит овладеть. Затем начертите внутри большого круга еще один, диаметром сантиметром семвдесят. Это и есть та часть знаний, которую накопило человечество с самого начала своего существовать. Иначе говоря, это соотношение известного и неизвестного О нашем взаимодействии с внешним миром. Теперь поставьте точку в малом круге. Догадались, что это? Пожалуй, примерно такова будет дешя того, что каждый из нас успел узнать, усвоить и понять по сравнению со всеми остальными (и в прошлом, и в настоящем) и со всем остальным, что ждет своего часа.

Пустое пространство между внутренними границами большего круга и меньшим кругом - это, по сути, все неизвестное или

пока непознанное как всеми, так и каждым в отдельное™. Так что предстоит испытать и познан еще много нового. Но прежде чем познать что-то, надо узнать о его существовании. Ведь изучать, например, атомную энергию люпи начали тогда, когда открыли ее. О;гнако она существовала согни тысяч лет до их открытия, спокойно ожидая своего часа. И он пробил. Это - пример загадок природы, которые кто-то должен разгадывать. Ну, а если нечто, оставаясь неразгаданным, действует на человека загадочным для него образом? Что остается делать, пока не будет найдена истина? Либо сказать, что все это только кажется; либо сочинить что-нибудь из области поверий и суеверий- Можно также приписать все некой неведомой или слепой силе. Докапываясь до нее, человек учится раиличеть оттенки настолько, чтобы суметь выявить все составляющие этой силы, сумма действий и взаимодействий которых и дает результат, который считался случайным, а потом оказался закощжерным. Так, многие годы рыночные теоретики думали, что рынки движутся хаотично. [Зот вам отличный пример их всеобщего недопонимания человеческой натуры. Ведь трейдеры влияют на цены, подчиняясь законам железной логики: просто надо знать, что речь идет о логике страха.

Малый круг представляет все, что было открыто и изучено кем-то когда-то, в какой-то исторический момент. Все открытия, сделанные на протяжении человеческой истории, расширяли площадь малого круга за счет большого. Так, в эпоху Средневековья малый круг был, наверное, раз в десять меньше нынешнего. С каждым новым открытием расширялось и исследовательское поле человека: ведь он пополнял свой внутренний мир новинками. Иными словами, познаная мир, человек менял и свое восприятие. В результате шло развитие общечеловеческого мышления.

Посмотрите на современный уровень совокупных знаний человечества. И представьте себе какого-нибудь самого прогрессивного мыслителя с максимальной широтой взглядов, жившего всего СТО лет тому назад. Ведь нынешние знания для него совершенно непостижимы! От них, попросту говоря, ум за разум заходит! Все, что сеть у человечества сейчас и чего не было тогда (автомобили, самолеты, телефоны, компьютеры и так далее), - все это плоды чьей-то «эврики», кгггорыми первооткрыватели поделились с другими. В итоге изменились ритм и уклад современной жизни. Но ведь все, что есть у человека сегодня,

имелось в природе - в качестве возможного - с самого начала цивилизации. Так, возможность полететь в космос существовала с того момента, когда какой-нибудь землянин, любуясь звездным небом, впервые подумал: «Интересно, что там и как там, на этих звездах?» Конечно, ни он, ни другие даже не пытались и впрямь полететь, пока наука не дошла до такого уровня, когда стоит только захотеть - в желание будет исполнено, Л любопытно было бы вернуться, скажем, в 1889 год и поговорить с типичным сорокалетним представителем того времени. Мы бы рассказали ему о мире, в котором буду! жить его прапраправнуки. Но он не поверил бы ни одному нашему слову! Уж слишком громадны перемены. Он не поверил бы потому, что в его внутреннем мире нет опорной системы, чтобы принять такие сведения. Ведь и мы не вполне готовы представить себе, какой станет жизнь через сто лет.

Ну, а теперь займемся точкой в круге. Она показывает весь жизненный опыт отдельно взятого человека по сравнению с тем, что могло бы появиться, имей он в своем внутреннем мире все совокупные знания человечества. Все, что и вы, и я (как отдельно взятые люди) знаем по сравнению с тем, чего пока не знаем, составляет текущий набор ограничений, из которых мы исходим. Значит, все совокупные знания о свойствах внешнего мира (все воспоминания, понятая, обличительные признаки, ассоциативные связи, осведомленность или понимание чего-то), которыми обладает отдельно взятый человек, - все это его личные ограничения по сравнению с тем, что еще имеется и можно почерпнуть из внешнего мира (приобрести опыт, составить представление, постичь). Следователь но, информации гам всегда больше, чем позволяют воспринять и оценить личные ограничения каждого.

Ведь сколько еще всего неизведанного - даже подумать страшно! Между тем каждый человек, пришедший в этот мир, воздействует на него, добиваясь каких-то изменений. Последствия его действий могут стать и плюсом, и минусом для остальных. Отчего же зависит, кто как действует, добиваясь перемен и затрагивая других? Это зависит от уклада его внутреннего мира. Да, но мы с вами не разбираемся во всех тонкостях поведения других к не знаем точно, кто как себя проявит, чтобы повлиять на внешний мир (а значит, на всех нас). Что ж, тогда псе они пока ос-

танутся для нас неведомой внешней силой - неведомой настолько, насколько на сегодня неведома и непонятна человеческая натура вообще.

В малом круге можно было бы поставить и другие точки, заполнив его почти до отказа. Это - знания каждого из живущих на Земле. Оставшееся место - это знания, которые существуют в том или ином виде, но во внутреннем мире живущего ныне человека их нет. Точки можно расположить и кучками; они получатся нанесенными слегка внахлест. Так можно изобразить общие для различных культур знания и понятия. Но они лишь отчасти перекроют одна другую: ведь у каждого есть свои особые знания, потому что у каждого имеется свой, отличный от других опыт. Кстати, размер у точек тоже должен быть разным: надо показать разные уровни знаний и понимания каждого в отношениях с окружающими. Так точка знатш ребенка будет гораздо меньше точки знаний рядового взрослого.

Внешний мир существовал и до нас. И нам, конечно, не дано от рождения знать: с ним надо взаимодействовать так, чтобы добиться для себя огромного удовлетворения. Будь между внешним и внутренним миром человека стопроцентное соответствие, он бы уже знал о жизни вес, и ути знания стали бы составляющей его внутреннего мира. Кроме того, такая идеальная гармония означала бы, что человек до конца познал все силы, действуЕощие в физическом мире, и разбирается во псех их причинно-следственных связях. Что отсюда следует? Очевидно, человек знал бы точно, какие испытания или радости преподнесет ему жизнь и чем ответит на его воздействие-поведение. (Под поведением я имею в виду внешнее физическое проявление энергии внутреннего мира, которая воздействует на внешний мир.) При такой осведомленности естественно и знать, что именно лучше всего предпринять, дабы реализовать свои потребности, намерения, цели и желания то сел» в итоге полностью удовлетворить себя.

Но есть ли хоть у кого-нибудь из простых смертных такая идеальная гармония с миром? Конечно, нет. Значит, вернее будет сказать, что ешкто не живет с чувсгвом ПОЛНОГО удовлетворения. Однако чем больше человек знает и понимает подспудные взаимодействующие силы собственного поведения и внешние, не завн-

симыс от него взаимодействующие силы, тем легче ему удовлетворить свои потребности и достичь целей. Л это значит, и жизнью своей он будет доволен больше. И наоборот: если не понимать собственных поступков, то тем более не понять или не предугадать чьи-то еще. Далее, чем меньше человек понимает и знает об остальных составляющих внешнего мира, которые способны воздействовать на людей, тем, очевидно, он менее способен удовлетворить собственные потребности и достичь целей, И что в итоге? Ощущение несчастливой жизни с разочарованиями, стрессами, тревогой — и страхами.

ПОЗНАНИЕ И КАЧЕСТВО НАКОПЛЕННОГО

ОПЫТА

Как уже говорилось, человеку не дано от рождения знать, что для удовлетворения потребностей нужно успешно действовать во внешнем мире. Но ему дано другое: врожденная тяга к знаниям. Выбираясь из самых глубин его «я», она становится движущей силой его жизни. Природное чувство любопытства влечет его постоянно открывать и познавать что-то новое. Вы замечали, как разобравшись в каком-то вопросе или закончив какое-то дело, быстро теряешь к нему интерес и ищешь чего-нибудь другого? Скука становится в этом случае внутренней движущей силой, которая подталкивает человека к новым поискам и открытиям.

А возьмем увлечения, тягу к предметам, вызывающим любопытство: ведь они тоже пробуждают в человеке внутреннюю силу, которая заставляет его окунаться в жизнь, открывая ЧТО-ТО новое и набираясь опыта. Простои тому пример: малыш с любопытством рассматривает какую-нибудь вещь, которая привлекла сю внимание. Отнимите у пего объект его исследовании - и тоща

он, скорее всего, заплачет, а то н устроит истерику. О чем говорит плач малыша? Это сигнал о том, что его внутренние потребности не удовлетворяются. Плач - это форма недовольства, которая восполняет нарушение равновесия между внутренним и внешним миром. Если человек вволю насмотрелся (наслушался, напробо-вался и так далее) того, что было любопытно, - значит, его внутренний мир пополнился тем, что мог предложить внешний мир в плане приобретения опыта. Ну, а дальше? А дальше человек просто-напросто теряет1 интерес к этому предмету. Ему становится скучно, он начинает новый поиск: не найдется ли опять что-нибудь любопытное?

Есть в человеке еще одно свойство, которое помогает не останавливаться на достигнутом. Недь как происходит обучение, например, какому-то навыку или действию? Его выполнение складывается из отдельных приемов, и природа человека позволяет выполнять их на уровне бессознательного, то есть автоматизма. Благодаря ему можно переходить к освоению все нового. Общая схема обучения такова: берется какой-то навык, он делится на мелкие приемы, каждый из них отрабатывается отдельно, после чего они отрабатываются все вместе в нужной последовательности; и в итоге навык с успехом освоен. Но пока идет отработка каждого из приемов, человек настолько поглощен только ими, что словно не замечает ничего другого вокруг. Вспомните, как это было у вас, когда вы, например, начинали осваивать какой-нибудь вид спорта. Допустим, вы отрабатываете какое-то движение, стараясь выполнить все его элементы, а в это время кто-то обращается к вам, что называется, не по делу. Легко ли и ему ответить, и своей собранности не растерять? Донельзя трудно, а то и вовсе невозможно. Но вел1 навык с успехом освоен. Пусть теперь обращаются даже не по делу: вы и им ответите, и упражнение с блеском выполните.

Если бы не этот' дар природы (действовать на уровне автоматизма), то по уровню умений взрослый почти сравнялся бы с обычным годовалым ребенком! Л ведь чтобы просто поднять предмет с пола, малышу надо сосрслшочиться на всех движениях туловища, ног, рук, пальцев. Теперь для нас, взрослых, прикинуть движения на глазок или согласованно двигать руками - нечто само собой разумеющееся, i hi зтн навыки появились не сами собой. Их пришлось осваивать. И мы освоили, потому *гш вокруг бьло столько

интересною и гак хотелось все это (ютрогать, взять в руки,.. Научившись делать одно, другое, третье, человек йотом выполняет нужное машинально. Когда прежней сосредоточенности уже не требуется, можно браться за что-то новое и тем самым непрерывно пополнять свой запас знаний и умений.

Житъ - значит учиться. Учиться человек начинает совершенно естественным образом: просто-напросто от непреодолимого любопытства и тяги к тому, что нужно -ijiivif. досконально — иначе не прожить. На исходном уровне получается, что человек учится просто поюму, что пришел в этот мир, контактов с которым не избежать если, конечно, oil хочет выжить. Так что он хоть кое-чему, а научится. Однако ую «кое-что» может оказаться далеко не тем, что потребуется знать и уметь, чтобы остаться довольным жизнью. Ведь многое из того, что ребенок познаем о том, как устроен мир, он выбирает не сам. Подробнее об том я расскажу чуть позже.

Итак, точка в круге увеличивается. Иначе говоря, человек вес больше познает мир (как в приведенном примере), когда гот предлагает ему заглянуть в свои глубины. Следовательно, повышается и его уровень гармонии с миром. Ведь когда человек учится, он меняет уклад и состояние своего внутреннего мира. При любой подобной перемене одновременно меняется его взгляд и восприятие внешнего мира. Внешний мир становится другим, потому что теперь человек действует с большей проницательностью и пониманием, Э™ качества пополнили или изменили его внутренний мир. Чем глубже звания, тем больше и разнообразнее выбор вариантов, по которым можно успешнее справляться с жизнью, добиваясь лучшего исхода в той или иной ситуации.

Казалось бы, связь очевидна: чем больше познал, тем больше доволен жизнью. Увы и еще раз увы! Ведь тогда мало кто мучился бы, недоумевая: почему его дела идут все хуже? почему нет ему счастья? почему он всем недоволен? Он сказал бы себе: значит, не хватает знаний - и не надо делить вид, что все знаешь, а надо просто поучиться.

Все дело » том, что как бы ни был человек доволен исходом той или иной ситуации, ею успех — не предел. Предел достигается тогда, когда и в своих зияниях он достигает предельно возможного. Но если бы человек познал все, что дарю вообще, то

внешние результаты и внутренний мир пришли бы к полной гармонии. Она возможна тогда, когда человек идеально понимает себя (то есть те внутренние силы, которые в.чияют на его поведение), свою реакцию на действие внешних сил. Но разве кому-нибудь удавалось достичь предельно возможных знаний? Каков же вывод? Правильно: исход и опыт, полученный в любой ситуации, могли быть другими, поступи человек иначе. По он тогда не мог знать о другом возможном варианте. Значит, исход любой ситуации соответствует тому уровню знаний, понимания и способности действовать, которые человек имел именно на тот момеггг.

Чем больше человек приобщает себя к знаниям, тем лучше он способен взвесичъ возможные варианты исхода. Сказанное также означает, что в своих оценках он, прежде всею, допускает и друте варианты, не упираясь лбом в какой-то один, сложившийся под давлением своих ожиданий и понятий об уже познанном. Запомните: все познанное по сравнению с непознанным - это текущий набор ограничений, из которых вы и исходите. Вообще, у каждого поколения есть своя зашоренноетъ в суждениях. Была она, к примеру, и у жителей Средневековья, когда в своих выводах они исходили из того, что Земля плоская. Есть она и у современного человека.

Ну, а если кто-то и слышать не хочет о том, что из-за своих понятий не может постичь данную ситуацию до конца? Вдобавок, он (снова из-за понятий) видит лишь один вариант решения, меж тем как их несколько. Что ж, тогда он никогда не научится ни находить, ни прикидывзтъ более удачные варианты. Ведь что значит сказать: да, возможен и другой, более удачный алгоритм действий? Эт значит настроить себя на его поиск, а затем найти этот более удачный путь, ведущий к большему удовлетворснию. Отвергать возможность лучшего решения - все равно что утверждать, будто электричес-1-во не существовало ко времена, когда оно просто-напросто не было открыто. Если твердить, что положение дел неизменно, отстаивая только уже, как мы считаем, познанное, то внешний мир покажется этаким обидчиком, который вечно норовит вторгнуться в нашу жизнь. Внешний мир действительно вторгается: «Посмотри, как я устроен! Подучись! Ведь ты этого нс зпаешы?. Но человек упирается, не хочет учиться.

Кто же прав? Как определить, нужно ли и впрямь поучиться, чтобы лучше справляться с жизнью? Для этого достаточно

Закладываем фундамент для понимания себя

понаблюдать за собой, за своими ощущениями. Отчего появляются подавленность, разочарование, растеряли ос-(ъ, стресс, тревога? Будь внутренний мир человека всегда в полном или почти полном соответствии с внешним миром, такие чувства вообще не появились бы. Но они появляются. Значит, это равновесие, или гармония, либо нарушены, либо их просто нет. Оттого и бывает неуютно, плохо на душе. Когда она не в ладу с жизнью, то вместо радости, счастья и удовлетворения испытываешь совсем обратное. Следовательно, всякий раз, когда человек переживает эти неприятные ощущения, он либо выбрал не лучший алгоритм действий (отчего разочарован и подавлен), либо не знае!, что делать дальше (отсюда стресс, тревога, растерянность). Однако « любам случае ощущения человека - это показатель его отношений с внешним миром и указатель маршрута к тому, чему нужно научиться, чтобы быть больше довольным жизнью.

Допустим, человек недоволен личными отношениями с кем-то. В чем причина неудачи? Просто он не умеет общаться с людьми, скажете вы. Не слишком ли вы упрощаете? Ведь есть же у него возможность поучичъся навыкам общения и применить их в своей жизни. Тогда он мог бы улучшичъ отношения с этим человеком, добиться большего сближения. Да, но с чем же успехом можно заявичт, и другое: навыков общения, позволяющих улучшить их отношения, ист; или же все требуемые уже приобретены. По раз даже с их помощью желаемое не достигнуто значит, его не достичь вообще. Допустим, я соглашусь с таким выводом -хотя жизнь (в лице какой-нибудь другой пары) показывает, что большее удовлетворение достижимо. Но тогда придется, видимо, считать, чю эта пара просто изображает свое счастье, играя на публику. Вот и хорошо: значит, ничего такого особенного они не знают, и тому недовольному ничему учиться не надо.

Чувствуете, к чем разница? Со1ласиться с первым выводом - значит начинать задумываться, учиться, развивагься. Зато потом можно лучше справляться с жизнью и бьпъ довольнее. А если согласичъся с остальными двумя? Тогда недовольства явно прибавится. Ситуации могут меняться, но суп, останется одна: всякий ран все те же мучительные переживания. Эти круги мучений будуг повторяться до тех пор, пока человек не скажет себе: «Да, мне надо кое-чему поучиться. И я займусь собой».

СТАРЫЕ ЗНАНИЯ - БАРЬКР ДЛЯ НОВЫХ

Конечно, сказать себе «Да, мне надо кое-чему поучичъся» не так просто, как кажется. Ведь это значит нризнатъея: «Да, я кое-чего не знаю» или «Познания у меня есть, но от них мало прока, и результат скромный», Признагь такое - зиачнт, уготовить себе встречу с одним из основных парадоксов жизни. Ведь тогда предстоит решить дилемму: как познать то, чего не икаешь, если то, что уже знаешь, мешает пробичъся к чому, чего еще не знаешь? Не волнуйтесь: сейчас поясню. Допустам, вы взялись играть на бирже. Как чвдько вы решите, что это — дело простое (а несколько первыл удачных сделок укрепят вас в этом мнении), вы уже не захотите слышать обратное: чо есть тго из всех возможных дел вы взялись, пожалуй, за одно из самых трудных. Итак, есть два понятия: биржевая ториовля - дело простое; и биржевая торговля - дело трудное. Каждое будет диктовал* свой, совершенно отличный от другого, выбор вариантов из числа имеющихся. Результаты тоже будут очень разные - в зависимости от того, что выбрано и выполнено.

Человеку пе свойственно задумываться: полезно ли, пригодно ли чо, что он уже познал. Ведь он так или иначе уже опробовал свои познания. Иными словами, он не может сомневаться в дей-счвичельносчи того, что испытал, именно потому ччо испытал. Действительность испытанного подтверждена пятью свидетелями: это его пять органов чувств. Все, что попало в его внутренний мир, он видел, слышал, ню*ал, осязал, пробовал на вкус. Нужны ли еще доказачсльсчва? Когда пережргтос превращается в составляющую часть внутреннего мира в виде воспоминания, понятия или ассоциативной связи, оно становится частью того, что обычно называют личностью, и сомнению не подлежи].

Впрочем, человек готов вбирать в себя практически все, что есть вокруг - если, конечно, он не насторожился из-за какого-то случая в прошлом. Но то, с чем Он счалкивасчея впервые, он впитывает, словею i-убка. С чем Он столкнулся - уже неважно. Важно другое: зэтем он будет либо защищать, либо сам защи-ищггься От того, что попало в его внутренний мир. Как именно? Избегать всякой информации извне, дагорую не хочет признать

частью своего внутреннего мира. И это - вместо того чтобы продолжить познание мира в новых ситуациях, а может, и познание самого себя (чга тоже не исключено).

Но для защиты от вторжения информации извне нужна энергия. Такую отдачу энергии обычно называют стрессом. Проще всего это состояние можно описать, наверное, так: это то, что чувствует человек, когда стеной встает на пути информации извне. С точки зрения физики быть в стрессе - все равно что идга против ветра. Образно говоря, ветер - это разного рода факты, с которыми человеку не хочется сталкиваться; а тело человека, идущего против ветра, - это все познанное, то есть содержимое внутреннего мира, которое не впускает чужаков. Одна сила нашла на другую — и человек в стрессе.

Жизнь любит посмеяться над людьми. Одна из ее самых больших забав - потешаться над тем, как каждый хочет быть прав. Иными словами, каждый считает, будто то, что довелось испытать и позвать ему, и есть единственная правда жизни. Что же тут забавного? Дело в том, что правда каждого действительно истина! Ведь она попала в его внутренний мир, пройдя проверку через его органы чувств. Если ов что-то видел, слышал, прочел, потрогал, попробовал на язык, понюхал (или то и другое разом), то для нет это - фа1сг. С другой стороны, не всякая правда жизни (то, что она даст познать) так уж полезна и пригодна как средство добиться в ней успешного результата. Мало ли fro может лопасть во внутренний мир! Отсюда еще не следуй, что оно действительно поможет достичь желаемого.

Возьмем, например, ребенка. Он не способен осмыслить, как из его опыта складываются его представления о действительности. Кстати, при разных обстоят ел ьс-iuax она и оцениваться будет совершенно по-разному. Конечно, познанное и пережитое станет для ребенка фактом жизни, потому что понятия, кагорые у него складываются, замешаны па чувствах и эмоциях. Но он не будет размышлять над пережитым, чтобы оценить характер представлений, которые у него складываются. Ему не дано решить, чем обернутся они потом (подспорьем или помехой), когда ему потребуется проявить себя.

Ребенок не понимает, что любое из его понятий обрисует жизнь так, что не оставит места друшм вариантам. Кроме того,

попытавшись увязать один случай с другим, ом смешает все в кучу, то есть его умение в этом деле О1раничено и пользы от него нет. Кроме того, многие из этих понятий утратят силу сами собой, когда ребенок, удовлетворяя любопытство, будет по-новому взаимодействовать с миром. Впрочем, у каждого человека прежний круг ограничений отпадает сам собой с поступлением новых знаний. В ходе такого обновления человек расстается и с былыми понятиями. Но если многие из них имели отрицательную энергию, то страх помешает человеку проявить себя: он не даст разглядеть большее число возможных вариантов решения.

Так, каждому, кто вырос в семье, где его постоянно унижали или упрекали, знает, каково переносить такое. В результате к понятиям о себе и своем месте в жизни он придет через болезненные переживания. Естественно, что и в детские, и в отроческие годы он и знать не будет о том, что у него складывается представление о своей никчемности по сравнению е другими. Но что такое никчемность? Возможно, Он поймет это, лишь став совсем взрослым. И возможно, он так и не научится избавляться от губительного действия этой оценки. Пока же его губит страх быть униженным и осмеянным, из-за которого он не видит массу возможностей проявить себя. Многое из того, что он видит, кажется ему находящимся за пределами досягаемою. А вот тот, кто ничего подобного не боится, воспринимает те же возможности как нечто само собой разумеющееся.

Если говорить о насмешках жизни, то еще любопытнее другое. Смотрите: чем охотнее человек готов признать, что его правда жизни - не тот ключ к пониманию, который мог бы открыть все двери, тем охотнее он ютов впитывать п себя новое. И тогда он обогащает свой внутренний мир информацией из внешнего, его точка в круге все расширяется, 1'армония с внешним миром все повышается. При этом неизвестного остается все меньше, так что его правда жизни неуклонно приближается к истине.

Чем сильнее человек вбирает в себя знания, тем лучше он может прикинуть шансы на будущее. Да и как не стать мудрее, познав и освоив новое? Ведь сколько всего требуется, если вспомнить, что такое внешний мир! Он действует на человека, можно сказать, бесчислен! [ММ множеством способов. Одни и1 них известны. Но о массе других даже не подозреваешь. Они открывают-

ся лишь тому, сто вечный ученик природы - даже если стал крупным ученым. И наоборот: чем больше кто-то уверен, будто сведущ, тем больше у жизни шансов доказать, что от его знаний не так уж много пользы. Только, опять же, увидит ли он ее доказательства? Ведь они MOiyi быть прямо перед его носом, но внутреннему миру нечем опознать их. Вся надежда на то, что человек сам захочет раскрыть на них глаза и дать пищу уму. Но, может, мы и впрямь очень сведущи? Тогда е какой стати появляются мучительные переживания? Вот кто лучший свидетель наших пробелов: нет, мы не знаем, как справиться с жизнью, чтобы остаться довольными. Знали - так справились бы!

Все сказанное должно бы казаться отчасти очевидным. Ведь человеку не свойственно старательно собирать и учитывать сведения, которые идут вразрез с тем, что уже известно и считается истинным. Да, но мы забыли о том, что за факсами может скрываться нечто большее. Вернее, мы просто еще не научились оцс-шпим I, его или отличать от прочего. 11с исключено, что на его пути встали и наши нынешние понятия. Однако в этом большем заключен более подходящий алгоритм действий, который супит лучший результат. Все, что пока не познано тем или иным человеком, остается за рамками его личной точки в круге, но жди сиоего часа, чтобы войти в нее. Все неизвестное - это вся ia информация, которая могла бы подсказать вариант с гораздо более успешным исходом. Но ведь нельзя знать того, что пока не познано. С другой стороны, уже познанное не дает прикинуть иные варианты достичь желаемого. Boi так и попадают люди в этот донельзя бесплодный круговорот жизни. Какой-нибудь бедолага уверен, что ничего другого ему и не дано. А что на самом деле? Он сан посадил себя в яму, не научившись приспосабливаться. Ведь когда ищешь средство приспособиться, то возможных вариантов оказывается всегда больше, чем думалось - вернее, чем позволяли думать собственные понятия. Уточню, что я имею в виду под «приспосабливаться»: это значит выявлять и усердно менять нечто в нашем внутреннем мире, добиваясь большей гармонии между внутренним и внешним миром.

Всякое знакомство с чем-то извне оставляет внутри пометку о характере познанного. Вся информация или возможные варианты из той же группы, что и познанное новое, пройдут через оценочный фильтр урока, извлеченного из этого знаком-

ства. Помните пример с ребенком, чье знакомство с собаками кончилось плачевно? Мальчик хотел поиграть с животным, которое вызвало у него естественное любопытство. А собака его укусила. Какой вывод он сделает для себя на будущее? Все собаки кусаются. Это «естественное обобщение» станет внутренним барьером для всего, что так или иначе опять будет связано для него с собаками.

Я сказал «естественное обобщение», чтобы подчеркнуть: ребенку не придется всякий раз долго вспоминать о своем однобоком выводе о собаках, который уже занесен в его внутренний мир. Ведь ассоциации срабатывают автоматически: так устроен мозг человека. Поэтому мальчику не потребуется воскрешать в памяти укусившую его собаку. Для него любая собака - [запоминание о боли от той первой встреча. Из-за ее печального исхода он будет механически переносить то ощущение на все последующие эпизоды с собаками. Понятно, что он сильно ошибся в своем обобщении. Понятно, что жизнь, наверняка, покажет; в основном собака - это все-таки друг человека. «Не бойся, она не укусит!» - говорят ему окружающие, А он все равно верт лишь собственному выводу о собаках (заметьте: не о собаке, а именно о собаках). Из-за него новым фактам дорога во внутренний мир закрыта.

Возьмем теперь обратную ситуацию. Первый опыт общения ребенка с собакой оказался удачным. Очевидно, при всяком удобном случае он загеет игру с любой собакой. И так будет до тех пор, пока он, что называется, не обожжется. Допустим, собака укусила его. Обобщит ли он автоматически всех собак со своей обидчицей? Нет. Ведь он уже знасг, что в жизни бывает по-всякому. Просто, оказывается, не все собаки дружелюбны; значит, с ними надо быть поосторожнее и смотреть, какая это собака: вот что он откроет для себя.

А теперь вернемся к случаю печального первого опыта. Тот ребенок не зниет, что собаки мот-ут приносить радость и даже счастье. Откуда ему знать, если он такого не испытал? Он этого пока не усвоил, хотя не исключено, что жизнь уже даст ему возможности убедиться в обратном. Но у нее вряд ли что получится, пока он не захочет преодолеть свой страх. Энергия уже усвоенного встанет на лути или отвергнет все прочие факты о натуре собак.

Вообще, ребенка можно научить чему угодно - даже если эта наука не вписывается в жизнь и не срабатывает на практике. Малыш поверит всему, чему вы учите, потому что все испытанное им становится частью его личности. Да, все испытанное человеком становится действующей частью его личности. Что значит «действующей»? Это значит, что все (неважно, что именно), попавшее во внутренний мир человека, способно повлиять на его поведение- В свою очередь, все эти действующие части (воспоминания о каком-то опыте, понятия и ассоциативные связи), превращаемся во внутреннего строителя: они создают образ мира, который человек познает из того, что ему выпадает испытать.

Вернемся к теме страха. Напомню, что каждый боится того, на чем когда-то обжегся. Он боится потому, что видит (по прошлому опыту) какую-то угрозу для себя. Он видит угрозу именно для себя, поскольку кто-нибудь другой может оценить обстановку совершенно иначе: точнее, по собственному прошлому опыту в схожей ситуации. И если он тогда ни на чем не обжегся, то теперь ему не страшно. Словом, одна и та же ситуация для первого угроза, а для второго - выгодный- момент; все зависит от содержимого внутреннего мира. Что в него заложено от прошлого опыта, го и скажется на оценке новой ситуации. Кто-то будет предвкушать радость, кто-то опасаться страданий, а кто-то - еще чего-то из массы промежуточных переживаний от радости до боли. Но дело даже не в этом. Занятно другое: никто не сможет доказать остальным свою правоту, пегому что каждый прав по-своему. Ведь его оценка напрямую связана с тем, как и что он уже постиг.

Усомниться в каких-то своих выводах или понятиях человек обычно может лишь в самом крайнем случае - когда жизнь заставит. Как же она заставит его, наконец, признэтъ, что нужно кое-чему поучиться? Душевной болью! Когда человек страдает от серьезных разочарований, стресса или беспокойства, то волей-неволей признает: ^Ца, мне не хватает знаний и опыта». Ведь отчего он мучается? Отгого что не знает, как быть дальше; а искать друшх виновных в том, к чему он пришел, становится все труднее.

Обратимся еще раз к выводу «торговля — дело простое». (Помните пример?) Допустим, для кого-то она вначале и впрямь оказалась делом простым. Так с какой стати ему считать, что оно трудное? Что может наставить его усомниться? Страдания от

разочарований, когда он не сумеет достичь желаемого. И вот он усомнился. Что тогда? Тогда перед ним раскроется целый кладезь знаний о том, как успешнее справиться с жизнью, повысив гармонию с миром. Но ведь все, что он откроет для себя, существовало и прежде - если, конечно, он не додумается до чего-то совершенно своего. Так что же мешало черпать зги знания раньше? Энергия уже познанного. Это она не давала ходу новому. Загвоздка в том, что когда с познанием нового приходится менять старое, человек, похоже, инстинктивно противится переменам — хотя для успеха в новых условиях старое уже не годится. Все познанное встает препоном на пути прочей информации, которая может подсказать иные решении. Ей противятся даже дети: они не любят того, что идет вразрез с их познаниями, даже если от тех уже мало прока.

Учиться - значит менять и меняться. Менять ли старое, познавать ли совершенно новое - это уже неважно. Не желаегс менять (приспосабливать) свой внутренний мир? Не хотите видеть больше различий и изменить угон зрения? Тогда вы остаетесь без знаний, которые нужны, чтобы постичь в жизни что-то совсем иное. Но раз нет перемен в себе - не будут они ощугамы и в жизни. Значит, останется одно: хождение по замкнутому порочному Kpyjy боли и недовольства. А ведь страдания будуг усиливаться и в конце концов до гого измучают, что просто не оставят выбора. И дам придется перссмотречъ свой стиль жизни, то есть пересмотреть свои понятия: пригодны ли они?

МЫ ПОЗНАЛИ - А ОНО УСТАРЕЕТ

Итак, наука приспосабливаться человеку просто необходима. Причина насущная: чтобы не ходить по замкнутому порочному крупу недовольства, и который его загоняет собственный набор ограничений на данный момент (познанное не даст доро™ непо-

знаннному). Но есчъ и другая, даже более насущная причина. Чтобы удовлетворить свои потребности и достичь целей, леодям приходится взаимодействовать с внешним миром - а он все время меняется. Как мы будем взэимодейстовт ь? Какие варианты решений увидим из того, что действительно может предложить жизнь? И как поступим с увиденными вариантами? Все это зависит от познаний каждого. Опять же, надо учесть, что нес в мире находится в постоянном движении. А все, что находится в движе-нци (и значит, все, что состоит из атомов и молекул) меняется также во времени. Следовательно, перемены - это неотъемлемая черта внешнего мира.

Ну, а внутреннего? Он состоит из положительно или отрицательно заряженной энергии: она хранит информацию о нашем опыте, обо всем нознаннном. Образно говоря, оно разложено но полочкам; если же говорить по-научному, то это - понятия и представления о свойствах физического мира. Да, но .энергия не состоит из атомов и молекул. Значит, она не меняется во времени. Она вообще находится в нефизическом измерении вне рамок времени - го есть вне того, что человек воспринимает органами чувств. Электрическую энергию или энергию, генерируемую химическим песочником, можно хранить точно так же, как в батарейках; вместе с ней будет законсервирована и информация, которую она содержит. Получается, время никак не затронет качества хранимой энергии (то есть степени положительности или отрицательности заряда). Далее, энергия как влияла, так и будет влиять на то, как человек оценивает информацию извне. А эта информация как действовала на сто поведение, так и будет действовать. Словом, всем им время - не указчик.

Как видите, внутренний мир сам по себе не подстроится под вечно меняющийся внешний мир. Он не ищет гармонии, и отданная ему на сохранение информация о внешнем мире может голами (а то и всю жизнь) оставаться неизменной — даже если она устарела, стала ненужной и даже вредной. Хуже того: это отжившее свое продолжает заправлять поведением человека, из-за чего тот поступает совсем не так, как требует новая обстановка. Хорошо, конечно, если сегодня вы, действуя по старинке, довольны резуль-тами. Но где гарантия, что ситуация не изменится? Где гарантия, что испытанные средства и тогда помогут? Жизнь не сюит на месте. От ее новых веяний никуда eic деться: надо знакомиться,

надо приело сабли вачъся. На рынке, например, перемены в обстановке ВИДНЫ !!СВ00руЖСИЕ1Ь!М ГЛаЗОМ. И обычно СНТуацИЯ МСНЯСТ-

ся с каждой минутой, В других областях деятельности ветры перемен дуют слабее и менее заметны - но обновление идет. Вся беда в гам, что условия меняются, ею человек не всегда улавливает перемены, даже если у него что-то разладилось в жизни. Поэтому надо быть всегда начеку: испытавшие на сегодня средства назавтра могут и устареть.





Содержание раздела