Как вы думаете, влияет ли на окружающий мир адва родившийся ребенок? Конечно, да. Он влияет самим своим присутствием; ведь его тело занимает определенное пространство, которое уже не занять никому и ничему другому. Но и мир, в свою очередь, воздействует на человека через органы чувств. Так между человеком и внешним миром устанавливается причинно-следственная связь. Хоч"сл бы пояснить, что и в этой шаве, и до самого конца книги я употребляю понятие «внешний мир», или «физический мир» в самом широком его значении: это все, что есть нне человека в том числе и друшс люди. Что же получается, если свести все к исходному уровню? Получается, что человек и сеть источник своего опыта просто потому, что он существует на свете. А это значит, его органы чувств действуют, и он взаимодействует (воз-действует) е внешним миром, меняет его уклад и состояние, перемещаясь в нем. Например, двигаясь в пространстве и совершая
какие-либо поступки, человек запускает в действие бесконечную череду цепных реакций, которые меняют образ действия, вид или форму окружающей среды. Но и без всякого активного вмешательства в жизнь тем или иным способом человек продолжает заполнять собой определенный объем и потому остается объектом воздействия атмосферных сил, В свою очередь, атмосфера -объект его воздействия: ведь он дышит - следовательно, меняет состав воздуха.
ВОСПОМИНАНИЯ ХРАНЯТСЯ В ВИДЕ ЗАРЯДОВ ЭНЕРГИИ
от силы ощущений: то есть насколько сильно окружающий мир действовал на его органы чувств. Приятные, счастливые, радостные моменты, наполненные заботой и любовью, останутся в виде положительного заряда. Но внешний мир может дать и суровый отпор; на ребенка могут прикрикнуть (значит, пройдутся по его барабанным перепонкам); его могут шлепнуть (значит, ему будет больно). Такой эпизод, такое резкое воздействие на органы чувств останется в ею памяти в виде отрицательного заряда. Чем резче было воздействие, тем выше будет степень отрицатслыfости.
Значит, у качества энергии-хранительницы есть две основные характеристики. Первая — полярность заряда: он может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Вторая - сила заряда: она меняется от положительного максимума (при предельно насыщенных переживаниях, вызывающих восторг, ликование) до отрицательного (ощущение дикого ужаса). Постарайтесь хорошенько уяснить для себя понятие «качество энергии». Ведь оно влияег на то, каким человек представляет себе внешний мир. А это, в свою очередь, влияй на его восприятие информации и взаимодействие с этим миром.
Опыт, который приобретает человек от постоянного взаимодействия с миром, преобразуется в электрические импульсы энергии. Раз это электроимпульсы - значит, у них есть электрический заряд. Он может быть либо положительным, либо отрицательным - в зависимости от характера воздействия на органы чувств. Возьмем, к примеру, плачущего младенца. Он - сила, воздействующая на внешний мир. Он издает звуки, которые действуют на барабанные перепонки всех, кто находится рядом. Чем окружающие ответят на плач малыша, и станет опытом, который он приобретет. Этот опыт отложится в его памяти в виде электрического заряда. Какого качества: то есть положительного или отрицательного? Все зависит от реакции окружающих.
Качество энергии - это относительная степень положительно или отрицательно заряженной энергии, которая служи! для хранения опыта. Так, в примере с ребенком внешняя среда может отозваться на его призыв по-разному. Если его начнут успокаивать, ласкать, баюкать, дадут понять, что сделают для нею все, что нужно, то этот :шизод сохранится в памяти ребенка в виде положительного заряда энергии. Степень положительности зависит
Свойства положительно :ta| »r»i; r 11 mii энергии
Положительная энергия задаст тон на развитие. Она побуждает человека внутренне расти, учиться, давая ему ощущение уверенности в себе. Как следствие, у него появляется готовность изучать и открывать неведомое. Под неведомым я имею в виду нечто, которое, возможно, существует в физическом мире, но еще не нашло тою или иного отражения во внутреннем мире человека. Положительная энергия закрепляет в человеке врожденное чувство любопытства (похожего на детское) и удивления от всего сущею.
«Пу иди же, познакомься с этим миром!» - зовет человека дарованное самой природой чувство. И он идет, набирается опыта, открывает для себя что-то новое. Так рождается страстный интерес к жизни, так растет способность лучше оправляться с ней: ведь человек все б(*лыпс узнает о том, как она устроена. Уровень познаний, к которым он стремился, и степень отрицательно зарази
женной энергии в его внутреннем мире связаны напрямую Почему я упираю на отрицательную, а не положительную энергию? Потому что познание начнется само собой - если только не наткнется на что-либо во внутреннем мире. Иными словами, отсутствие страха (этой отрицательно заряженной энергии) - йот условие, от которого, прежде всего, зависит, пойдет ли человек в ученики к природе и продолжится ли его внутренний рост.
Простой пример: поиграйте с малышом - подбросьте его вверх п поймайте «Еще! Еще!» - запищит он. Это и есть сто, детская, манера общении с миром. Зачем ему «Еще!»? Чтобы закрепить в себе ощущения от положительно заряженного эпизода. Да, положительная энергия задает тон на развитие: она подталкивает нас к общению с внешним миром, чтобы мы набирались опыта. Ведь чем больше испытаешь в жизни, тем больше узнаешь, какая она. Чем больше узнаешь о ней, тем лучше справляешься, получая требуемое и достигая желаемого. Положительно заряженные воспоминания дают чувство уверенности. А с ним можно осмелиться изведать что-то новое и таким образом внутренне расти.
СЬож:т1ш отрицательно заряженной энергии
Вернемся к примеру с ребенком. Предположим теперь, что, начав игру, вы не поймали его, а нечаянно уронили. Попросит ли он «Еще!»? Не только не попросит, но и отпрянет в ужасе, если ему предложат. Разница в поведении понятна: это разница в том, чем закончилась первая забава и чем — вторая. Первая была в удовольствие и занесена в намять под энергетическим знаком «плюс». Вторая принесла боль и оттого запомнилась со знаком «минус».
Этот знак появляется тогда, когда контакт человека с миром приносит ему боль и страдания; причем неважно, кто из них «начал первый». Инициатором может быть сам человек: он потянулся к миру просто из любопытства, a r ответ получил резкий отпор, которого совсем не желал и никак не ожидал. Инициатором может быть и внешний мир, который каким-то образом отреагировал на человека, хотя тог ничем его не затронул - разве что своим присутствием в нем. Болезненные воспоминания рождают
в человеке страх, отчего он видит во внешнем мире обидчика, который рано или поздно заставит сю страдать. Как и какую именно угрозу он ощущает, зависит от воспоминаний о случаях, которые при тех же условиях или обстоятельствах закончились плачевно. (Чсга боится человек? Того, чего когда-то испугался и в чем с тех пор стал видеть уфозу для себя.)
Если какой-то случай закончился хорошо, то и человек чувствует себя благополучным, он уверен в своих силах. От страха же он бывает скован в действиях и мыслях, ограничен и сдержан в оценках и выводах. Мои читатели наверняка знают об этом по собственному опыту. Что делают люди в случае линии опасности? Одни бегут без оглядки, другие стоят как вкопанные. Как видите, страх почти не оставляет выбора. Жизнь может уготовить новую ситуацию, но одни оценивают ее но воспоминаниям о старой (хотя теперь - иные обстоятельства), а другие стараются вообще избежать се. Взаимодействуя с миром, человек что-то испытывает, проходит через что-то и на этом учится, приобретает новый опыт. Подходить к новой ситуации с мерками прошлого личного опыта или вовсе уклонится от нес — значит нснольно уклониться от новых знаний о жизни, получить которые представился случай,
В сухом остатке от неприятного случая воспоминание с энергетическим знаком «минус», которое, в свою очередь, порождает и закрепляет циклы страна. А циклы страха вызывают периодическую неудовлетворенность и недовольство. Почему? Потому что человек избегает участия в жизни. Поясню: избегая участия в жизни, он лишает себя радости, которую ощущает, познавая новое. Попятно, что положительные циклы служат развитию человека, а отрицательные - загниванию. Мучительные воспоминания не дают научиться действовать в жизни толково, добиваясь желаемого: а ведь тогда она стала бы для него полнее и счастливее. Но страх не дает познать то, что нужно для подготовки к новым ситуациям.
Страх сужает и круг поступков, на которые решается человек, и круг оценок, которые он даст тем или иным фактам. Ну, о поступках все ясно без слов. По вот отпечаток страха на оценках во многих случаях менее заметен. Иногда его тень можно распознать, лишь когда узнаешь, что именно нужно искать. Что
касается трейдеров, то без умения беспристрастно смотреть на рынок им просто не обойтись. Для этого нужно стать знатоком тончайших оттенков страха того самого, который мешает быть беспристрастным, о чем сам человек даже не догадывается. Но подробнее об этом я расскажу позже, потому прежде нужно поговорить об ассоциатавных связях. Давайте посмотрим, как при восприятии внешнего мира между ним и внутренним миром образуется энергетическая петля.
АССОЦИАТИВНЫЕ СВЯЗИ
Ассоциации — это естественный попутчик наших мыслей. В самом деле, как же иначе? Ведь мозг человека устроен так, что схожие виды информации автоматически увязываются ноеди-но. Как именно? Двумя основными способами. Во-первых, благодаря природному свойству навешивать ярлыки на людей и предметы по каким-либо броским чертам, распределяя всех затем по ассоциативным группам. Определив каждого в ту или иную группу (но половому признаку, цвету волос, цвету кожи, профессии, материальному положению, уровню образования и так далее), мы обобщаем вес, что знаем о данной группе из теории или практики, со всеми (и всем), кто (и что) имеет те же данные. Допустим, у вас неприязненные отношения, с человеком, цвет кожи которого отличается от вашего. Тогда вы автоматически перенесете неприязнь этих отдельно взятых отношений на всех, у кого цвет кожи такой же, как у того человека.
Второй способ устанавливать связи - это увязывать информацию извне, полученную через органы чувств, с каким-либо событием. Так, человек ввтомятическн связывает то, что видит, слышит, нюхает, осязает, пробует на вкус, с качеством янергии Случая, когда увидел, услышал, понюхал, потрогал и отведал это впервые. Допустим, малыша отшлепали. Во время наказания он,
iH. ассоциативные связи и понятия...
тем не менее, невольно вбирал в себя все прочее, происходившее вокруг, так что теперь все эти ощущении связаны у него с чувством боли от шлепков. Все они (все, что он слышит, видит, ощущает на вкус или по запаху) напомнят ему о силе ншепков, которые посыпались на него в тот момент. И если тогда, когда ему было больно, рядом по радио пели песню или чем-то сильно пахло, эта мелодия и запах будут напоминать ему о боли.
Понятно, что оба внешних сигнала (некая песня и некий запах) будут ззряжевы в его внутреннем мире отрицательной энергией. Пока ребенок сносил удары, ему, что называется, было не до песен и запахов - он moi' вообще словно не слышать и не чуять их. Однако в дальнейшем, всякий раз заслышав ТОТ самый мотив или почуяв тот самый запах, он невольно начнет ощущать действие отрицательной энергии, связанной с тем наказанием. Допустим, прошли годы: наш персонаж радуется жизни, меньше всего на свете вспоминая о той взбучке. Но вот раздались звуки злосчастной песни или опять появился тот запах - и они вернули беднягу в прошлое. Настоящее будто исчезло, а вместе с ним улетучилось и радужное настроение: вернее, его потеснили злость, горесть или чувство вины.
Конечно, то же самое касается и положительных ситуации. Прекрасный пример - так называемая «своя песня», которая сеть у многих пар: с ней они связывают моменты жгучего секса или любовной ласки. Звуки их личной песни заставлявот обоих мысленно пережить то же, что они ощущали тогда. Вообще, такая песня может в конечном итоге стать символом всей связи этих людей. И всякий раз се звуки будут навевать у них воспоминания и эмоции, связанные с этими воспоминаниями.
Итак, ассоциативные связи - это автомеханизм, который раскладывает но полочкам информацию, поступающую во внутренний мир. В большинстве своем эти связи образуются невольно: то есть мы и сами не подозреваем, что несем в себе положительный или отрицательный заряд на то или иное явление внешнего мира. Мы что-то видим, слышим, обоняем, ощущаем на вкус, и что вызывает в нас какие-то особые эмоции. Почему? Мы и сами не знаем. Ведь тогда, когда мы впервые увидели тс образы, услышали тс звуки, почуяли тот запах или ощутили тот вкус, нам было не до них.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПЕТЛЯ МЕЖДУ ВНЕШНИМ И ВНУТРЕННИМ МИРОМ
Никому нс дано разом охватить всю информацию извне, то есть увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус или понюхать все, что можно на данный момент. Так уж уетроены наши органы чувств. Но какую-то часть информации они все же доводят до нашего сведения и позволяют оценить. Значит, есть некий механизм ее отбора. Познанное нами становится энергстическим мостиком между внутренним и внешним миром. Это явление можно назвать восприятием через энергетическую петлю. Воспринимать - значит опознать во внешнем мире (благодаря зрению, слуху, вкусу, обонянию, осязанию) что-либо, уже известное но прошлому опыту. При этом на помощь органам чувств приходит энергия внутреннего мира, и совместными усилиями они перерабатывают (разделяют, распределяют, объединяют) информацию извне но отличительным признакам, которые уже усвоил для себя человек. Почему он может опознать уже известное ему? Потому что оно -уже при нем, в его внутреннем мире. Там должна быть подготовлена почва (опорная система) для приема той или иной информации. В противном случае она будет отвергнута, оценена как нустос место, а то и вовсе пропущена - если, конечно, человек не хочет заложить фундамент под новое, то есть он не открыт для новых знаний.
Отлнчителы 1Ы(! 1 фюнаки
Отличительные признаки - это то, что помогает разграничивать информацию в rex случаях, когда она еще не разграничена. Например, для маленького ребенка ложка и карандаш предметы без разницы. Объяснить се должен кто-то другой. Малыш инстинктивно будет совать в рот и то, и другое до тех пор, пока информация, которая отложилась в его внутреннем мире, не подскажет ею восприятию, что это разные предметы. Внешний мир ютов поведать о себе. Но сведения, которые поступили к человеку через
органы чувств, теперь уже при нем - кроме случаев первого опыта. Ложка и информация о том, что зто такое, образуют энергетическую петлю между внутренним и внешним миром. Но до того как ребенок усвоил разницу между ложкой и карандашом, оба предмета принадлежали, в его понимании, к одной группе, то есть к группе того, что можно засунуть в рот. [ice, что пока неизвестно человеку, но в природе, возможно, существует, содержит в себе отличительный признак, распознавать который он пока не умеет, А без такого умения не уловить и разнообразную информацию, которой внешним мир делится о себе.
Возьмем простой пример: я вскрыл свой компьютер. Что могу сказать об увиденном внутри я и что сказал бы опытный мастер по ремонту згой техники? Я — почти ничего; ведь все эти винтики, провода и прочие детали тоже почти ни о чем мне не говорят. Почему так? Потому что в моем внутреннем мире сне-дений о них не имеется. Для меня все эти детали - одна большая грутша: просто детали компьютера. Я не знаю, чем они отличаются друг от друга, кроме внешнего вида. Иное дело — мастер. Ему они расскажут о многом: он знает, как они действуют и как взаимосвязаны. Его знания и есть тот фундамент, который определяет его особый вз]ляд на объект1 осмотра. Объект готов рассказать о себе, по я не готов его выслушать: опорная система для его информации отсутствует.
А теперь возьмем другой, рыночный пример энергетической петли между внутренним и внешним миром под названием «восприятие}?. Он касается науки распознавать но рыночным приметам выгодный момент. Трейдеры - это движущая сила рынка: они толкают цены. Но п большинстве своем Они торгуют без плана и не хотят считать себя ответчиками за исход сделок. Значит, они - легкая добыча всевозможных страхов. Трейдеры, которые делают что-либо от страха, обычно даже не подозреваю!, что он донельзя сужает круг вариантов, которые они могли бы выбрать для себя. В результате их поведение предсказать нетрудно - особенно стороннему наблюдателю, который не попал в водоворот того же страха. Следовательно, при тех или иных рыночных условиях масса трейдеров постарается сделать одно и то же: ведь то, fjcio они боятся, либо произойдет, либо нет. А что в итоге? Они нарушат рыночное равновесие, заставив цены двигат!,ся в одну сторону. Конечно, эту картину надо еще суметь выявить. Нспо-
священный может и не заметить, когда она сложится. Ведь для опознания нужна энергетическая петля между внутренним и внешним миром.
А вот еще один пример. Наверняка, всем иаы приходилось перечитывать что-либо но несколько pai. Вы замечали, что с каждым радам обнаруживаете нечто новое? Почему так? Потому что с каждым новым прочтением вы создаете опорную систему, которая помогает опознать то, что было в ноле зрения, но выскользнуло из него в ходе предыдущего прочтения. Иными словами, новая информация, которую вы улавливаете при очередном чтении, была в книге с самого начала. Но вы не могли уловить то, что она предлагала в смысле знаний и понятий, пока не смастерили петлю, которая наладила восприятие. Ecj нее слова проскальзывали, не наполняя вас своим содержанием - а ведь вы, что называется, смотрели в книгу)
Между тем, что каждый человек воспринимает, и тем, что действительно имеется в масштабах внешнего мира, есть огромная разница. И она остается и любой момент времени. Возьмем, к примеру, продавца, который научился улавливать верный, самый удобный момент; когда надо попросить тишины и закончить тор-roiijiio. Или другой пример - с автомехаником, который может но звуку машины определить, в чем неполадка. Для неопытного продавца или автомеханика такие способности покажутся каким-то чудом, потому что они думают, будто видят и слышат то же самое, что и их опытные коллеги. Но они ошибаются. Да, они — участники той же торговли и осмотра той же машины в тот же самый момент. Но, фактически, они видят и слышат происходящее вокруг по-другому, потому что в их внутреннем мире нет нужной опорной системы для информации. Тот признак, но которому знаток точно определяет момер;т, когда надо попросить тишины и закончить торговлю, слух новичка не уловит среди общего шума. Та же история и с новичком и автосервисе. Следовательно, ни тот, ни другой не ощутит, что такой признак есть, пока не научится отличать его от других. И если не наидегея человек, который объяснит им тонкости, но которым можно определить, что момент настал, то они, возможно, так и не узнают, что такой признак вообще существует. Научиться распознавать больше оггеп-ков - значит углубить свое умение вскрынать причинно-слсдствсн-ные связи между всем сущим.
Как посприятис нлижт на опыт
Человек воспринимает мир через органы чувств. На самом глубинном уровне полученные сведения преобразуются в эле вор и чес кие импульсы энергии. Она несет в себе и те сведения, и самые разные чувства и эмоции: от безбрежного счастья до неистовства, от ликования до отчаяния, от любви до ненависти - плюс все промежуточные оттенки. Знакомство с внешним миром оставляет в памяти образы, отличительные признаки или ассоциативные связи, которых раньше не было, встреча с новым дает совершенно неповторимые ощущения. Вспомните, с каким чувством кы узнанали о значении какого-нибудь слова, которое раньше никогда не слышали. Вам как будто не за что было зацепиться в вашем внутреннем мире. 13сс новые впечатления-воспоминания, отличительные признаки и ассоциативные связи встраиваются в опорную систему уже имеющихся познаний о свойствах мира.
Мы познаем что-то, а когда вновь сталкиваемся с познанным, энергия внутреннего мира воздействует на наши органы чувств, помогая припомнить уже знакомое. Таким образом, получается двухсторонний поток энергии: сначала мы познаем что-то в некой частной ситуации, а затем опознаем известное уже в другой ситуации. Наглядный тому пример - действие страха. Допустим, когда-то человеку было больно от чего-то. И вот, время спустя, жизнь опять свела его с этим «что-то». Что он почувствует? Ему станет страшно. Сначала он припомнит гу ситуацию. Воскресить се в памяти заставит отрицательно заряженная энергия воспоминаний, отличительных признаков и ассоциативных связей: она начнет действовать на глаза, уши, нос, кожу. И он вспомнит, как тогда ему было больно. А теперь - похожий случай. Оттого и страшно: вдруг1 опять будет больно?
Что же, вообще, получается, когда человек сталкивается с чем-то, в чем опознает «старого знакомого»? На его органы чувств действует не внешний мир (в лице этого «знакомого»), а внутренний. Иными словами, ситуация такая же или почти такая же, а потому ее можно как-то оценить. Но к подобной оценке подводит не внешний мир, как в случае первой встречи. Эта оценка у человека уже ютова. Вот и получается, что он - творец этой ситуации. Какими мыслями и чувствами из воспоминаний, набора
отличительных признаков и ассоцигггавных связей он се надели!, такой она для него и окажется.
Теперь понятно, почему свидетели какого-либо события могуч описать его по-разному? Правильно: каждый увидел в нем свое. Следовательно, сколько людей — столько и вариантов одного и того же в зависимости от внутреннего мира каждого. У каждого - свои ассоциации с происходившим, а с ними связана и действовала соответствуЕОщая энергия: для одних - положительная, для других - отрицательная, причем по силе тоже разная. Далее, отличительные признаки происходившего каждый также назовет разные, а значит, и оценит его по-разному. Каждая такая оценка сложится из положительной и отрицательной энерши разной интенсивности. Поэтому вся ситуация окажется для одного - одной, а для другого - другой. Даже время, за которое все произошло, будет названо разное. Для свидетелей с перевесом положительного заряда энергии оно летит. Для свидетелей с перевесом отрицательного заряда оно тянется. Так что надо учитывать все эти переменные внутреннего мира: иначе не стоит удивляться, когда люди, обсуждая случившееся, могут до смерти замучить друг друга спорами об истине. Ведь у каждого -своя правда, потому что каждый оценивает мир в зависимости от того, как ощущает. А ощущает каждый в зависимости от того, что уже имеется в его внутреннем мире - кроме случаев познания нового.
Что же из этого следует? Получается, что многие ощущения от того или иного явления жизни дает не оно (как многим кажется): их создает сам себе человек. Иначе говоря, первый опыт чего-то накладывает отпечаток и на оценку познаваемого, и на качество энергии, сопутствующей этой оценке. Затем эта оценка, оставшись во внутреннем мире человека, заведует его последующим познанием внешнего мира, указывая, что учесть, как учесть и какие чувства питать.
Итак, человек оценивает мир в зависимости от того, как ощущает. Постарайтесь усвоить этот важный момент - а я помогу вам, так сказать, на собственном примере. Ситуация такая: я иду по дороге. Впереди виднеется статуя. Я подхожу, смотрю на нес глаза в глаза. Она меня eic впечатляет. Ноль эмоций. Тогда я делаю круг почета, разглядывая статую со всех сторон. Смотрю на ее лицо в профиль. Ну-ка, ну-ка! Кого-то оно мне
напоминает (ассоциация)... Кого-то, кто мне очень симпатичен. Но я так давно не видел этого человека! Стоило взглянуть на статую под другим углом, как она обрела для меня новый смысл, отчего и эмоциональный настрой стал другим. До этого я равно-душЕЮ созерцал творение, но теперь не на шутку затосковал: ведь я ощутил, как сильно соскучился по тому человеку'.
Итак, энергия, под знаком которой прошла моя встреча со статуей и весь этот эпизод, была при мне, когда я еще и не взглянул на то лицо. Энергия, изменившая мой тогдашний эмоциональный настрой, исходила не от статуи и вообще не имела к ней отношения. «Ниной» всему - особый след, юггорый остался в моем внутреннем мире от прошлого личного опьетз. Это из-за него я так воспринял статую. Она обрела для меня новый смысл, когда я пе-ремеЕшл угол зрения: тогда-то и сработала энергия, которая была при мне. Она повлияла Eia мой взгляд. Не будь у mceis положительного опыта общения с человеком, которого напомнила статуя, я бы и дальше Еоирал на нес безразлично.
СВЯЗЬ МЕЖДУ ОЦЕНКАМИ И ЭМОЦИЯМИ
Энергия наших чувств (любовь/ненависть; радость/гнев; увсрсЕшость/страх и так далее) во многих случаях возникает вовсе не извне. Эти чувства и эмоции уже составляют часть нас самих, и мы автоматически переживаем их, когда происходящее вокруг оказывается под стать тому, что отложилось в пашем внутреннем мире из прошлого опыта. Представьте себе, например, такую сцену: некий папаша, вцепившись одной рукой в свое пятилетнее чадо, лупит сю с криками: «Получай, дурак! Получай, бестолочь!» 11редшложим, что слова «дурак» и «бестолочь» мальчик услышал впервые. Возмежш, он вообще не знаег, какие понятии вкладывают в них взрослые. Но в его понимании эти слова будут теперь, наверняка, связаны с болью пт взбучЕга: от нее горят
руки, ноги, надранные уши. Отныне эти слова останутся в его внутреннем мире с сильным отрицательным зарядом.
В дальнейшем, вновь услышав «дурак» или «бестолочь» в какой-нибудь ситуации, ребенок припомнит эти слова, потому что уже знаком с ними, и во внутреннем миро им уже отведена своя группа. Но если вспомнить, при каких обстоятельствах он усвоил их значение, то становится ясно, что именно он испытает, услышав их снова. Он оигутит ту самую отрицательную энергию, а потому новая ситуация отзовется болыо в его душе. Но ведь на Элл раз его никто не лупит! Оказывается, больно бывает и без физического воздействия извне: достаточно услышать «дурак» или «бестолочь» — и уже больно! Выходит, неважно, причиняют ребенку боль напрямую или нет; все равно она уже при нем. Неважно также, хотел ли сказавший обидеть его или нет; знал ли, что может невольно обидеть. Ребенок не сумеет понять разницы и будет считать, что ему хотели сделать плохо, потому что от этих слов ему бывает только плохо. Откуда ему знать, что их можно употребить совсем в другом смысле — например в шутку? Ведь ни с ним, ни при нем до сих пор никто гак не шутил, а потому он пока не научился отличать шутливое значение от оскорбительного. В его внутреннем мире второй вариант просто не существует. Колес того, не исключено, что мальчик так и не научится различать эти противоположные варианты. Почему? Потому что всякий раз, услышав «дурак» или «бестолочь», он начинает' страдать; то есть очередной эпизод опять связан у него с болыо, а она — хорошая подпитка для отри капельной энергии, которая закрепилась за этими словами. Каждый момент жизни богат на всевозможные события. Чем они становятся для каждого из нас, зависит от того, кто как их воспринимает' (за исключением случаев первою опыта и познания). Иначе говоря, тот или иной момент представляется каждому таким, каким обрисуют его составляющие внутреннего мира (воспоминания, отличительные признаки, ассоциативные связи, понятия). Но все это заданное может лаже отдаленно не напоминать того, что уготовила па сей раз жизнь. А о случае первого опыта и познания и говорить не приходится; ведь тогда, чтобы расширить кругозор, надо осваивать новое (новью отличительные признаки, иные значения).
Итак, наш опыт — наш толковый словарь жизни. А наш толковый словарь жизни - наш толкователь будущего опыта. 1 (ояспю
сказанное на примере. Весной 1987 года я смотрел по местному каналу одну передачу. Она называлась «Попался, Чикаго!». В ней рассказывалось о том, как местные знаменитости разыгрывали друг друга. Передача состояла из нескольких частей. В одной из них был егожет на Мичиган-авеню: на тротуаре стоял специально нанятый человек с плакатом «РАЗДАЮ ДЕНЬГИ - ТОЛЬКО СЕГОДНЯ!». (Для тех, кто плохо знает Чикаго, уточню, что на Мнчиган-авсню расположены самые дорогие и фешенебельные универмаги и магазины.) Карманы стоявшего были набиты деньгами, которые он должен был давать всем, кто попросит. Надо сказать, что этот район города - еще и один из его деловых центров. Как вь[ думаете, сколько нашлось желающих получить даровые денежки?
Один! Один из всей массы прохожих. Все они, взглянув на плакат, шли дальше. И только один остановился; «Вот здорово! А можно взять мелочь на билет? Мне на автобус надо». Больше к плакатчику никто даже не приблизился. В конце концов он с отчаяния перешел на зазывные крики: «Деньги! Деньги! Кому нужны день™? Берите, пожалуйста! А то я никак не раздам». Но люди, словно не слыша его, сторонились, уступали дорогу. «Не хотите ли денег?» - двинулся он навстречу какому-то бизнесмену. «Потом, не сегодня», — буркнул тот; «Да ведь такое не каждый день предлагают! - напомнил подсадной зазывала, пытаясь всучить бизнесмену пачку купюр. - Возьмите! Прошу Вас!» «Не надо!» — отрезал бизнесмен и поспешил дальше.
Итак, перед вами ситуация, в которой внешний мир повел себя так, что лишь один человек мог понять его своим внутренним миром. Остальным их внутренние миры никакой подсказки не дали, а потому они не смогли примерить ситуацию на себя, как это сделал тог единственный, кого плакат обрадовавал: «Вот здорово! День™ раздают! Интересно, по сколько?» И он попросил столько, сколько было нужно на билет.
Что касается безразличия опальных, то особо удивляться не стоит: разве может кто-нибудь поверить, что деньги дают за так? К тому же, как знать, о чем они в тот момент подумали? Их внешнее поведение - еще не пока:!атсль. Допустим, люди поверили, что деньги можно пошучнть за так. Но тогда они бы не прошли мимо, а воспользовались бы моментом. Значит, они решили иначе: даровых денег не бывает и на улице их просто так не раздают.
Они судили по своим понятиям, от которых к происходившему мое™к не перекинуть. Вообще, большинство, наверняка, приняло зазывалу за сумасшедшего. Тогда понятно, почему его старались обхслить стороной: чтобы, как говорится, не связываться.
Но ведь внешний мир (в лице зазывалы) давал о себе истинную информацию! По объявлению «Раздаю деньги» их действительно можно было получить за так. Однако заявленное никак не увязывалось со всем тем, что имелось во внутреннем мире прохожих, а потому они не могли считать предложенное правдой. Сработала прямая однозначная логическая связь между тем, в чем человек убежден, тем, что он наблюдает, и тем, как он это воспринимает. Все - кроме одного - явно не поверили, что деньги могут раздавать просто так; скорее всего, они сочли зазывалу просто сумасшедшим, а в результате неверно расценили ситуацию. По ведь внешний мир, заметьте, не навязывал им той или иной оценки информации, которую сообщал о себе. А раз давления извне не было - значит, каждый пришел к ней самостоятельно. Расценить происходившее можно было по-разному: все зависело от представлений каждого о том, возможно ли подобное явление.
ПОНЯТИИ
Понятая человека — это шаблон, по которому он даст определения, устанавливает различия и задает тон в восприятии внешнего мира: то есть он настраивает органы чувств на прием из всей поступающей информации лишь того, что соответствует шаблону Значит, жизненный опыт человека будег складываться из того, что он отберет для себя, а нггбирать он будет то, что поддается его восприятию. Но то, что составляет круг личного восприятия, может оказаться далеким от того, что предлагает или может Предложить внешний мир. Вернемся к примеру с раздачей денег. Каждый из свидетелей сцен» заявил бы, что все происходило
именно так, как представил события он. В самом деле, с какой стати человеку сомневаться в подлинности пережитого им? Для людей их понятия и последующие пережшыс события эгго факт действительности, а не представление о ней. И это естественно: ведь от понятий и протягивается связующая нить к внешнему миру - точнее, это петля, или замкнутый круг.
Почему замкнутый? Потому что каждое звено в цепи нашего контакта с внешним миром поддерживает все остальные звенья, отчего все воспринимается как само собой разумеющееся или бесспорное. Эти замкнутые системы, созданные понятиями, очень трудно разомкнуть. Возьмем некое понятие: оно фильтрует информацию, которая поступает во внутренний мир, так? Информация, которая действительно воспринимается, должна соответствовать понятию. Далее, предпринимаемое действие должно соответствовать воспринятой информации. Ну, а новая ситуация должна поддерживать и подкреплять действительность понятая, ^ш и есть замкнутая система, которая исключает возможность иных вариантов: ведь все ситуации неуклонно подкрепляют понятая, отчего те кажутся все более самоочевидными и бесспорными. Следовательно, чтобы познать новое, что может обогатить наш опыт, нужно быть готовым к этому или хотя бы уметь раскрываться навстречу новому. В противном случае человек в каждый момент своей жизни остается в плену замкнутой системы представлений. Значит, он останется при мнении, что его оценка или ощущение той или иной ситуации были единственно возможным вариантом.
Ведь что получилось в эпизоде с раздачей денег? Люди проходили мимо человека с плакатом, даже не подозревая о том, что они словно не видят и не слышат очевидного. Иными словами, они совершенно не способны понять, что внешний мир может проявить себя и таким образом, хотя на плакате четко значилось: «Раздаю деньги», Л случись подобное снова, как они поступят? Конечно, точно так же. Ведь они не знают, что возможны и Другие, хотя в более редкие, варианты. Воспринимаемое и его оценка волей-неволей должны идти в паре: вед], как оценивать то, чего пока не познал? ИсклЕочепие составлясг человек, который допускает, что круг его понятий очень сужен по сравнению с тем, что имеется во ипешнем мире. Помните, бизнесмен отказался взять деньги, даже когда его заставляли чуть ли не силой? А ведь вместе
с деньгами ему предлагали приобрести новый опыт, благодаря которому он расширил бы свои набор отличительных признаков о свойствах внешнего мира (то есть он познал бы, что даровые деньги тоже бывают). В итоге он стал бы развитее, опытнее. Ведь до этого он, конечно, не знал, что бывают случаи, когда деньги дают безвозмездно. Но вот такой случай выпал: казалось бы, какой мощный толчок усомниться в своем понятии, что такого не бывает! Увы, его понятия оказались мощнее. Очевидно, из-за них он и мысли не допускал, что такое волне возможно. Круг опять замкнулся: в итоге он снова «убедился», что его выводы или оценка ситуации соответствуют истине. Но на самом деле в ней, как в зеркале, отразилась истина о его понятиях и то, как они обрабатывают информацию извне.
Понятия задают и параметры, в которых идет ее прием. По определению, всякое определение устанавливает рамки. Понятия всячески обрабатывают информацию, чтобы поддержать равновесие между внутренним и внешним миром. Если равновесие нарушено и человек чувствует это, то он либо страдает от стресса {сильного или слабого), либо строит иллюзии. Стремясь сохранить равновесие, человек во многих случаях реагирует на обстановку машинально, однозначно. «Да разве можно иначе?» - нашептывают ему его понятия. «Конечно, можно!» - утверждает внешний мир, создавая тс или иные ситуации, в которых совсем не обязательно упираться в один, увековеченный понятиями, вариант.
Фильтруя поток информации, поступающей во внутренний мир, понятия занимаются тем, чем и призваны заниматься. А призваны они дозировать информацию, чтобы человек познавал мир постепенно. И если он считает, будто нечто бывает только таким и никаким иначе, то что требуется от понятий? Правильно: естествен-ным образом отсечь поступление противоречащих сведений. Ведь призадуматься или согласиться с каким-то новым или противоречащим фактом - значит открыть дорогу иным вариантам, чего обычно делать не приходится. Or избытка выбора может наступить преждевременная сумятица в умах и их перегрузка. Спасибо понятиям за их контрольную службу! Если бы не они, туго пришлось бы нашим головушкам. Представьте себе, например, та) ваш телевизор ловит всю информацию, поступающую со всех телестанций, а транслирует се лишь по одному каналу, причем одновременно. Понятия же заставляют выбрать какую-то одну
станцию, и именно ее информация становится объектом вашего внимания на данный момент. Потом, начиная понимать, что этот вариант - не единственный, и научившись выбирать в ситуациях, когда возможны варианты, поле зрения можно и расширить, переключившись на другой канал.
КАК СТРАХ ПРИВОДИТ К ТОМУ, ЧЕГО ПЫТАЕШЬСЯ ИЗБЕЖАТЬ
Все, что человек воспринимает извне, он воспринимает благодаря отличительным признакам, которые научился распознавать. Но на какие признаки (из всех, которые он научился распознавать) будет обращено больше внимания? Это зависит от интенсивности энергии it петле восприятия, йпрочем, человеку оставлена свобода выбора - внимать любой информации, которая оказывается пся рукой. Однако страх (то есть высокая степень отрицательно заряженной энергии) донельзя сужает ее круг. Он заставляет сосредоточиться лишь на том, что пугает. И это понятно: иначе как уберечься от того, в чем чуешь опасность?
Пояснить сказанннос как нельзя лучше поможет такой бытовой пример. Человек учится водить машину. Всевозможные опасное™ на дороге очевидны даже тому, кто никогда не садился за руль. Взять хшя бы лобовое столкновение: нужно ли говорить о его страшных последствиях? А уж новичку за рулем трудно в любой сложившейся ситуации. Ведь у нею нет необходимых навыков вождения, отчею оп не уверен в себе: правильно ли все делает и делает ли то, что надо? Словом, он на себя положиться не может. Поэтому ему за рулем неспокойно, боязно. В результате он от страха будет следить только за встречным транспортом или, наоборот, только за ходом собственной машины, вцепившись в руль и неотрывно глядя вперед, в одну точку: как бы не выехать за
пределы своего ряда. Он сильно озабочен тем, как бы чего не нарушить II как бы чего не случилось: па остальное у него просто не хватает внимания. Ему не ло разговоров с пассажиром и не до красот местности, которые можно уловить боковым зрением; ему даже не до указателей и дорожных знаков. Все, что есть вокруг и доступно для восприятия, для него словно не существует: Он, можно сказагь, смотрит, но не видит, потому что почти целиком поглощен объектом своего страха (on боится потерять управление машиной). А вот когда он почувствует, что способен справиться с машиной, - тогда пожалуйста: он и с пассажиром поговорит, и пейзажем полюбуется, и дорожный знак учтен
Чего добивается страх? Он хочет помочь человеку уберечься от гого, в чем тот уже научился видеть угрозу для себя. Но рядом с неприятными воспоминаниями в человеке живет и природное свойство находить общее в явлениях, фактах, предметах и объединять их по сходству. Что же получается при таком сосуществовании? Получается парадокс: человек не избегает объекта страхов - наоборот, он сам создаст для себя ситуацию, от которой старается уберечься. Допустим, ребенка сильно покусала собака. Понятно, какую общую- черту под всех собак он подведет: все они могут сделать ему больно. Поэтому впредь, при всякой встрече с ними, он будет дрожать от страха или даже ужаса. Его страх -неподдельный, хотя все другие собаки его не кусали. Ну, а если попадется ласковый, мирный пес? Ребенок и тогда не увидит разницы со злой собакой, потому что на личном опыте убедился лишь в одном: эти животные опасны. Вот вам и природное свойство приводить что-либо к общему знаменателю: ребенку хватило одного раза, чтобы поверить, будто все собаки опасны. Но такова его правда жизни. Конечно, жизнь шире и допускает другие варианты контакта с собаками. Ведь не все они опасны. Скорее даже наоборот: опасны бывают очень немногие, в основном же они любят поиграть с детьми.
Ио наш ребенок сам наведет на себя ужас при новой случайной встрече с какой-нибудь собакой. Ее поведение будет для него уже неважно. Раз идет к нему - значит; хочет напасть. А собака всего-навсего хотела, чтобы он поиграл с ней или погладил. Страх нападения может до того завладеть ребенком (поглотив чуть ли не все его внимание), что он начнет постоянно озираться: нет ли поблизости собаки? В конце концов его органы чувств
настроятся на одну волну: прием изображения и звуков собак. Когда же он и впрямь увидит собаку или услышит лай, то опять оцепенеет от ужаса, и его страх получит новую подпитку. Конечно, объект страхов попадет в фокус внимания ребенка, и он сможет уберечь себя от' неприятностей, которыми (как он уяснил для себя) грозит этот объект. Но ведь его вывод верен отчасти, поскольку не все собаки опасны. Однако этой истины ребенок не знает и, естественно, решит, что его напутала собака (внешний мир), а не сам он себя (внутренний мир). В действ ительное"1~н же именно от засевшего внутри страха он воспринял обстановку гак, что ощугал то, чел) как раз и хотел избежагь, держа иод прицелом всех собак вокруг.
Но ведь на чем человек, что называется, зациклен, то обычно и попадает в фокус его внимания. Яркий тому пример - случай с укусившей собакой. Однако есть масса других ситуаций, когда под влиянием страха человек накликал на себя беду. Просто Зги ситуации не гак бросаются в глаза. Напомню, что всякий страх служит нашему восприятию предупредительным сигналом, помогая уберечься от того, что мы считаем угрозой для себя. Один такой способ избежать объект страха — просто сделать вид, будто ничто не говорит об угрозе. Можно поступить и более юнко — правда, ценой белых пятен в кармине обзора: надо псреклЕочить внимание на какую-то другую, ничем sic тревожную информацию, исключив из поля зрения вес прочее. Учтите, однако, что из-за этих белых riff ген из вашего поля зрения выпадут целые пласты доступных для восприятия сведений, что может привес™ к катастрофическим последствиям, особенно на рынке.
Допустим, на рынке сложилась ситуация, в которой вам видится хороший шанс выигран». «Вперед!» - командуете вы себе и вступаете в сделку. Казалось бы, смелое решение - а ведь принято оно и от страха. Вы же боитесь ошибиться, то есть упустить шанс! Ведь тогда придется пережить атаку всей той отрицательной энергии, которая осталась от ошибок прошлого. Делайте свой выбор, предлагает тем временем рынок. Вот одни факты: они говорят, что иы правы; а вот другие, они опровергают вас. На каких естественнее сосредоточиться? Конечно, на тех, что за вас. А как быть с теми, что против? Не признавать и все. Раз они идут вразрез, то незачем вообще задумываться о том, что из них следует. Между тем последствия и тут могут быть катасгрофическимн.
Возьмем другой рыночный пример: трейдер боится проиграть. Страх проиграть - признак явной внутренней борьбы. Прежде всего, этому трейдеру трудно дается решение вступать в сделки. Допустим все же (в данном случае), что он не устоял перед каким-то особо выгодным моментом, сумев перебороть страх. Его бесстрашия хватило на период вступления в сделку. Па какие факты он будет теперь обращать главное внимание? Это зависит m действий рынка. Если рынок пойдет против трейдера, то он испугается: вдруг опять проиграет? Поэтому он будет отслеживать какие-нибудь друше данные, не подающие сигнал тревоги. Если же рынок вернется к уровню, на котором трейдер вступал в сделку, то он выйдет из нес, вздохнув с облегчением. Ему уже неважно, что рынок, возможно, и дальше будет двигаться в его сторону. А вот если рынок продолжит движение против него, то внутренняя защита трейдера начнет рушиться. Уж слишком громко звучат сигналы тревоги: от них больше не отмахнуться, В этот момент трейдер может запросто обезволить от страха, так что даже не предпримет контрмер. В конце концов его потрясение и нервное напряжение наберут такуво силу, что снять их он сможет, лишь выйдя из сделки.
Ну, а если он начнет выигрывать? Тогда он станет отслеживать совершенно другие сигналы. Ведь он боится проиграть, а потому будет следить за признаками, по которым видно, что рынок хочет отнять прибыль. Выш-рывая, он отмахнется от любых сигналов, которые показываЕот, каковы шансы рынка продолжить движение в поль-jy трейдера. Напомню, что в период проигрыша он отслеживал только их. Теперь же победитель сосредоточится исключительно на данных, которые подтверждают его страх перед рынком, если тот возвращается к уровню его вступления в сделку или движется еще дальше. Вообще, от страха проиграть он выйдет из сделки пораньше, довольствуясь и малой прибылью, хотя продолжение торговли могло сулить большее. Итак, он вышел из сделки, а рьгнок продолжил движение в его пользу. Вот когда трейдер начнет страдать по прибыли, которую отдал чужому дяде! Он еще удивится: почему не остался подольше? Ему и в гшгову не придет, что он не остался подольше из-за страха протрать: из-за него он упустил большее.
Теперь вы, наверное, поняли, почему огромная масса грейдеров пресекает прибыль на корню и дает дорогу потерям. Когда
человек выигрывает, то от страха прошрать он усиленно следит за признаками, по которым видно, что рынок хочет отнять выигранное. И этот же страх гонит его из сделки раньше времени. Проигрывая, человек обращает главное внимание на обратные признаки, то есть на все, что не говорит о его проигрыше. Страх не оставляет выбора в оценках. Когда человек боится узнать об определенных рыночных фактах, он донельзя ограничен в выборе того, что считает реальным. Допустим, трейдер систематически отмахивается от свидетельств его убыточной сделки. Пресечь потери — где же в этом решении свобода выбора? Нет ее и в решении остаться в прибыльной сделке, если одолел страх, что рынок вот-вот отнимет выигранное.
Как же уберечься от белых пятен в восприятии? Нужно научиться торговать без страха. А для этого нужно полностью полагаться на себя, на свою способность мужественно выслушать и признать все, что заявит о себе рынок. Кроме того, нужно са-модовсрие, уверенность, что всегда и без всяких колебаний сумеешь сыграть наилучшим для себя образом - что бы ни уготовил рынок. Вообще, хоть какая-то доля са.модоверия нужна в любом деле. Без нее даже улицу не перейти: ведь на проезжую часть ступаешь тогда, когда уверен, что не попадешь под машину. С психологической точки зрения от рыночной среды можно пострадать не меньше, чем от наезда транспорта. Хотите преуспеть на рынке? Тогда поверьте в себя, в такую победу, когда никакой страх уже не помешает лучше оценить обстановку, найти больше вариантов. Но для этого нужно сначала поработать над собой: освободиться от всего, что сужает рамки внимания или целенаправленно выводит из поля зрения определенные сведения.