d9e5a92d

Глава 6. Рынок — среда неупорядоченная

Занимаясь какой-либо деятельностью, человек ведет себя в рамках установленных правил, а в его действиях сеть четкие начало и конец. Иное дело - рынок. Его можно сравнить с водным потоком — непрерывным, почти неупорядоченным, из ниоткуда в никуда. Войдя в него, рискуешь очутиться в водовороте до того он переменчив. Куда он до этого несся? На север. А потом ни с того ни с сего повернул вспять! Да, он стихиен: во всяком случае, настолько, что вряд ли впишется в рамки всех ваших собственных правил и планов, невзирая на широкую свободу выбора.

Так входить в него или нет? Если да, то когда и какими силами? Решать вам самим, А у того, кто уже там, тоже есть над чем поразмыслить: прибавить сил или убавить и когда именно? Можно также выбраться из истока в любой момент и поплыть и другую сторону, а не по течению, как било задумано раньше. Наконец, можно вообще вылезти па берег пусть рыночный поток течет себе дальше. Словом, можно менять свои планы: не плыть но течению или не плыть в овсе.

В таких условиях - то есть без ираиил и ограничении просто необходимо ввести самодисциплину. Значит, придется вво-



дить нормы и ориентиры - иначе от избытка вариантов глаза разбегаются. Без уздечки правил человек, пожалуй, сам себя разорит. Но если торговать, подчиняясь своим же правилам, то и отвечать за свои действия и их результат придемся исключительно самому. Однако тогда встает серьезный психологический препон. Если вариант «отвечать исключительно самому» Fie складываемся, то чем меньшую ответственность трейдер берет на себя, тем большущ слагает на рынок, зачисляя себя в его жертвы. Как поступит рядовой трейдер? Конечно, всеми силами постарается уйти от всяких норм и правил: ему же не хочется отвечать за результаты торговли. Однако он невольно станет ревизором себе, если торговал по плану: ведь тогда можно проверить, все ли он выполнил и как именно. Такой проверки и избегают почти все трейдеры: мол, пусть их отношения с рынком останутся делом темным.

В итоге они попадают в самую настоящую психологическую ловушку! Ведь как научиться торговать мастерски'.' Только через самоучет и самокотроль, для чего нужны нормы, правила. Но где отчетность там и ответственность. Рядовой трейдер отчаянно рвется к победе. Но при его установках действие и результат напрямую не связаны. Выходит, он не виноват; если что-то не удалось.

Чтобы составить план торговли, нужно предугадать события хотя бы в масштабах действия этою плана. Планировать сделки - это, так сказать, демонстрировать самому себе уровень своих пророческих и творческих способностей, становясь при этом ответственным за результаты. Ведь план либо сработает, либо нет; исполнитель либо сумеет выполнить намеченное, либо нет. Поскольку план составили вы, исполняли тоже вы, в случае провала трудно искать друсого ответственного и виновного.

Да, но чтобы знать, что и когда делать, нужно хорошо разбираться в поведении рынка, А если трейдер не силен в этом? На учебу терпения тоже нет - зато не терпится поторговать, использовать момент; который, но его наблюдениям, имеется. Соблазн и нетерпение подтолкнут его к действию, даже cl-ли он не решил, как именно поступить. Что же, по-вашему, предпримет рядовой трейдер? Сыграет в игру «делан, как все»: вернее, как лучший из всех чех, кто что-то делает. Недь они явно смелее, опытнее: вон

как все решительно машут руками, стараясь перекричать друг друга. Они, наверняка, знают, что делают - во всяком случае, знаю! больше, чем он. Тогда надо просто делать то же самое, а еще лучше - посмотреть, кто преуспевает больше других, и повторять все за ним. И выигрыш будет обеспечен.

Такая логика - прямая дорога к стадному мышлению (донельзя распространенному в торговых залах бирж). В стаде почти каждый оглядывается на других: it якобы знают больше- они знают, куда идти - иначе стояли бы на месте. Стадное мышление очень заразительно в замкнутой рыночной группе. Там всего одному трейдеру (но лидеру) под силу запустить бесконечную серию цепных реакций. Там все смотрят друг на друга, и каждьщ при этом думает, что у соседа есть какая-то весомая причина поступать так, как он поступает.

Пожалуй, происходящее в торговом зале точнее назвать равнением на соседа, а не на лидера. Ведь большинство не знает, что именно делает лидер в данный момент и кто, вообще, Лидер. Своими действиями рыночная группа напоминает водны в их бесконечном движении вперед-назад. Ближайшие соседи лидеров (лидер — это тот, кто точно знает, что и почему собирается делать) первыми узнают счастливые номера выигрышных цен. У остальных шансы убывают по мерс удаления, так что для последнего и самого неопытного трейдера в цепочке они сведены почти к нулю. Ну, а если лидера нет? Тогда цены обычно колеблются в узком коридоре, пока не найдется знающий, что и почему он будет делать.

Если в течение торгового дня или в конце сю рынок сделал крупный ход, то все звенья цени собираются вместе, чтобы выяс-пить причину или как-то объясшггь свои (то есть рыночные) ДЕЙСТВИЯ, а затем вписать их в некую общую логику событии. По сути, в итоге они приходят к соглашению о причине повеления рынка в тот день. Однако у лидеров (трейдеров, которые отвечают за свои сделки и точно знают, почему именно так поступили) нет тяги к таким обсуждениям, и обычно они в беседу не вступают. Типичны]* стадный трейдер, наоборот, Сам тянется к разговорам: ему нужно найти внешние причины случнишегося, поскольку в нем самом их нет, а считать себя бездумным и бесшабашным и вовсе не хочется.

Стадному трейдеру на руку торговать вместе с толпой но многим причинам. Во-первых, его собственные отношения с рынком остаются смутными. Выиграл трейдер - ну, значит, он, наверное, сделал что-то правильно. Проиграл трейдер- ну, так не но своей вине, а из-за рынка. Понятно, что такой стиль в чести у трейдеров, копь скоро его практикуют очень многие. Роль каждого из них в групповом поведении получит разумное или логическое объяснение позже (после случившегося), когда все сойдутся в единой оценке. Такой вариант - хорошая подпитка для иллюзии трейдера, будто он действовал ирезво и ответственно: ведь чем бы он ни кончил -тем же кончили и многие другие. Значит, он, по крайней мерс, не одинок в этой ситуации: отсюда возникает чувство солидарности с конкурентами.

Большинство людей из небиржевых кругов думают, будто трейлеры — это закоренелые дельцы-единоличники, схожие по характеру с людьми предпринимательского типа: такие же напористые, жесткие. Каково было бы их удивление, узнай они, что трейдеры (за исключением горстки асов) - это люди, которые, когда их не спроси, даже не знают, что собираются делать дальше. Колее того, они даже не знают, почему делают то, что делают! А поинтересуйся вы, как именно они выигрывают или проигрывают, - они и этого не объяснят. К тому же, по складу характера трейдеры (кроме лидеров) - люди нерешительные и донельзя нетерпеливые. Почему? Понять нетрудно, если вспомнить, что в обычной обстановке рядовой трейдер балансирует на грани безудержного страха. Как же спастись от массы психологических проблем, которые он себе наживает? Ввести самодисциплину и упорядочить стиль торговли - чем не спасение? Да, но тогда придется пересечь психологическую границу', то есть попасть в зону отчетности и ответственности.

Помимо жесткого отказа планировать сделки большинство пускается на всяческие уловки лишь бы как можно больше удлинить психологическую дистанцию между своими действиями и их результатами, Я знаю многих трейдеров, которые отлично делают рыночный анализ самостоятельно, но когда надо действовать, идут за советом к другим, Вместо собственного плана они следуют чужому. Почему? Да просто потому, что не хотят быть виноватыми л случае провала. А ведь с собственными рыночными оцсикнми они, скорее всего, добились бы гораздо большего.



Многие из трейдеров торгового зала покупают и продают сотни контрактов в день. Конечно, каждая сделка отмечена, как и положено, в их торговых карточках. Но у них нет строгого учета торговой позиции в чистом виде: одним якобы некогда; другие ошиблись в подсчетах. Но вот торговый день закончен, и все напряженно считают карточки, надеясь или мысленно взывая к каким бы то ни было невидимым силам свести итог к нейтралу (тс есть не иметь ни длинных, ни коротких позиций).

Но если они так озабочены итогами, то почему не ограничиваются торговлей в обозримых объемах? Тогда все у них было бы на учете, а в случае накладок торговлю можно и приостановить -до наведения бухгалтерского порядка. Но разве они на это пойдут? Конечно, нет. Ведь если они в курсе состояния своей позиции, то должны отвечать за исход дня. Допустим, они невзначай окон-чет его с чистой длинной позицией. А рынок наутро откроется вдруг на несколько пиков выше. «Спасибо вам, незримые рыночные силы! Это вы послали мне выигрышную позицию», радуется трейдер. Ну, а если рынок, наоборот, откроется ниже? Тогда виноват кто угодно и что угодно но только не трейдер. Просто он был не так одет (его счастливый галстук по ошибке сдали в химчистку) или, может, по дороге на биржу трижды проскочил на красный свет. Тут любая причина (примета, отговорка) хороша. Их разнообразие впечатляет: от самых изысканных научных толкований до самых диких суеверий. По суть у них одна - снять с трейдера вину за неудачу.

Наводить порядок в неупорядоченной среде палка о двух концах. Меньше порядка меньше ответственности; по тогда, похоже, и меньше власти над собственной жизнью: человека как песчинку носит в вихре рыночных событий. I Правда, тогда можно переложить всю ответственность за свои дела на неведомые силы. Именно поэтому очень многие трейдеры гак суеверны. 13сдь если не хочется видеть связ* между своими мыслями, целями, умениями и результатами, то очень просто приписать свои успехи или неудачи чему-то еще: мол, не тот галстук Тогда надел надо было счастливый; сделал что-то чисто случайно, а потом вдруг окапался в проигрыш ной сделке. И виной тому, конечно, та случайно сть.

Хотите, расскажу одну историю из своей жизни? Она связана с суеверием, которое бытует среди трейдеров тортового зала. Как-то утром я пошел в туалет в здании Чикагской товар-

пой биржи. lice унитазы Пыли заняты, кроме одного. К нему-то я и направился. «Стойте!» - обернулся вдруг человек, стоявший у соседнего унитаза. Взглянув на меня, он добавил очень вкрадчиво: «Не ходите туда. Вам лучше подождать. Я уже заканчиваю». Я даже онемел от удивления. А он, тоже молча, указал на монетку на дне свободного унитаза, «Ну и что?» - взглядом продолжил наш немой диалог я, потому что понятия не имел, на что он намекает. Ослушавшись своего советчика, я выбрал-таки унитаз с монеткой. Как же он тогда занервничал' И пулей вылетел из туалета!

Вернувшись в торговый зал, я потом рассказал одному из моих клиентов об этом случае и поинтересовался, не знает ли он, в чем дело. Естественно, знает. Ведь он (как и мой советчик) -трейдер торгового зала: ему ли не знать, что деньги на дне уни-]аш плохая примета. Естественно, от этих монет надо держаться подальше. Поразмыслив над его словами минуту-другую, я подумал: а не пройтись ли по всем биржевым туалетам, положив монетки во вес унитазы? Что тогда?

Теперь вам, наверное, ясно, в какую психологическую ловушку попадает рядовой трейдер, отказываясь от плана и правил в своих торговых делах. Понятно, что тогда он за результаты не отвечает, однако станоиитсн игрушкой в руках толпы. Его бросает из стороны в сторону и от ее прихотей, и от собственных безудержных порывов. Он то выигрывает, то проигрывает, сам не зная почему и не понимая, что вообще делать дальше. Ловушка донельзя коварная: ведь она создаст психологическую ситуацию, которую я бы назвал «случайный выигрыш» и «случайный проигрыш». Последствия ее могут быть очень печальные. Ведь чтобы научиться повторять успех и не повторять ошибок, нужно знать, как поступал сам и как поступал рынок. А откуда взяться таким знаниям?

Но как же хочется повторить успех! Ведь он пак приятен! Значит, надо сыграть еще. Но по какой схеме? Тому, кто привык следовать за толпой (вместо того чтобы опередить се а значит, заняться планированием) или, наоборот, хочет воспользоваться новыми данными, советами или отдельными сигналами технических систем, от одной мысли о повторной попытке невольно становится страшно и тревожно.

Почему? Да потому что он не знает, при какой рыночной обстановке выиграл в прошлый раз, по какой схеме действовал. Откуда же взяться уверенности в новом успехе?

Но если не знаешь, каким именно образом выиграл в про-ншый раз, то уж явно не знаешь, как уберечься от проигрыша теперь. И что в итоге? Человек сильно обеспокоен, расстроен, растерян и перепуган. Ему трудно держать себя в руках, он чувствует себя песчинкой в вихре надвигающихся событий и вес гэдаст: что же этот рынок уготовил ему сегодня?

Между тем рынок не может ничего уготовить трейдеру, если тот в своих действиях полностью полагается па себя (имеются в виду действия верные, с максимальной пользой для себя и при любых рыночных условиях). Но для такою самодовсрия нужно прежде разобраться во всех этих рыночных условиях и уметь выявлять их.

Конечно, брать на себя ответственность дело очень трудное. Ведь мы живем в обществе, где понятие «трудности роста» пока широкого признания не получило. Наоборот: люди воспитаны в духе крайней нетерпимости к «ошибкам». Почему я говорю вес эю? Потому что основы личности закладываются в детстве: нас тогда высмеивали за ошибки, теперь мы высмеиваем своих детей за то же. Кто ошибается - ют хуже других, и над ним смеются: вот какой урок извлекают воспитанники для себя. Какой же ребенок захочет после этою отвечать за что-то? «Ах не хочешь?? Вот ты какой! Безответственный!» возмущается потом типичный папаша или типичная мамаша.

Способность брать мл себя ответственность зависит от того, насколько человек принимает себя таким, каков он есть. Степень самоприятия выявить нетрудно: вспомните, насколько доброжелательно или недоброжелательно вы отнеслись к себе, когда, как нам кажется, ошиблись. Чем хуже вы подумали о себе, тем вы более склонны уйти от ответственности. Ответственность за ошибки это мучительные мысли. Как от них уберечься? Не делать ошибок. Отсюда и страх перед ними. Зато чем больше вы принимаете себя таким, каков вы есть, тем более благожелательны будут ваши мысли и тем более полезный урок вы извлечете из случившегося, И никаких страхов! Чем выше степень самоприятия, тем легче учиться, потому что человек не пытается уйти от неудобной для него информации.

Однако, насколько мне известно, американское воспитание не отличается нацеленностью на то, чтобы научить детей спокойно воспринимать себя вместе с «недостатками», которые видят в них взрослые. Будь люди терпимее к результатам своих действий, им не потрсбоналось бы уклоняться от отнетственности.

Трейдера, который хочет преуспеть, рынок невольно заставит взять на себя торговую ответственность. Правда, отнечать надо будет совершенно по-новому. Так, нельзя вступить в сделку, а потом переложить вдруг ответстиенность на рынок: пусть он поработает на нас - подкинет деньжат, например. Рынок - штука скользкий, вечно меняющаяся. Там в любой момент может появиться игрок, у которого хватит сил так изменить взгляды остальных участников, что они развернут позиции. В итоге он сведет на нет возможности, которые, по вашей оценке, были еще мину1у назад, когда вы вступали в сделку.

Во внерыночной жизни вес происходит иначе. Там обстановка очень стабильна», а ежедневные события не меняют ее где-либо с рыночной частотой и скоростью. От рынка стабильности не жди, а от внерыночной среды, наоборот, другого и не ожидаешь. Ведь для всех нас само собой разумеется, что знакомые нам дома, деревья, светофоры и сами улицы совершенно неподвижны: то есть где находились минугу назад, там и останутся минуту спустя. Так, выйдя сегодня утром из дома, ны вряд ли удивились, что все вокруг выглядит как вчера вечером, когда вы возвращались домой. Вы возвращались из офиса или какого-то другого места, куда ходите зарабатывать деньги. Понятно, что при этом вы даже не задумываетесь над тем, сможете ли добраться до источника своего существования обычным маршрутом. Конечно, сможете!

А теперь представьте себе, что место вашей работы все время перемещалось бы, что улицы тоже меняли бы снос расположение. И при этом никому нет дела, iiaiyiere вы доро1 или заблудитесь: это уж ваша забота; остальным безразлично, чем все кончится. Такого быть пс может! Пне рынка - не может, Но на рынке вес примерно так и происходит.

Как же справиться с подобной обстановкой? Очевидно, брать Ответственность на себя — иначе нельзя. Ведь тогда человек грамотно торговать не научится: он же отдал себя ко иласть неких внешних и внутренних сил, причем не умея и не желая раиобрать-

ся, каких именно. Повеление рынка будет казаться ему загадочным, потому что он сам для себя - загадка. Он будет вечно растерян, обеспокоен и испуган, поскольку не знает, что делать дальше. Такое умонастроение - хорошая подпитка для суеверий.

Понимать себя - значит понимать рынок: ведь быть трейдером - значит быть частью той групповой силы, которая даст ход ценам. Чтобы обыграть рыночную группу, нужно постичь движу-щие силы ее поведения. Но как их постичь, не постш-нув внутренние силы собственного? Когда человек действительно понимает себя (то есть эти силы), когда он отвечает за свои действия иди бездействие, когда он понимает, что способен сделать, а что -нет, тогда он начинает догадываться, как и почему поступают остальные трейдеры рыночной группы.

Тому, кто хоть немного научился управлять собой, видно со стороны, насколько остальные бессильны перед происходящим с ними. Они слоино былинки гнутся, куда подуст истер, и их нечно топчут. Но тому, кто и сам былинки - то есчъ кто не поднялся над стадным мышлением этой картины не увидеть. Зато поднявшись, он гораздо легче разберется в поведении рыночной группы, предугадает ее наиболее вероятные действия и использует вес добытые знания с максимальной пользой для себя. Правда, постичь группу больше, чем себя, не получится.

Установить для себя правила и критерии, чтобы сделать себя ответственным за результат - это лишь первый шаг на пути к прочному успеху. Можно и признать, что они нужны, и ввести их - но потом I! испуге обнаружить, что соблюсти их не получается. Почему же так трудно подчиняться собственным правилам? На какие взаимодействующие внутренние силы они наталкиваются? Подробно мы поговорим of) этом к части Ш.

Содержание раздела