Тем, кто занимается эриксоновским гипнозом, не надо объяснять, кто такая Бетти Элис Эриксон. А тем, кому надо объяснять, кто она такая, сначала придется объяснить, что такое эриксоновский гипноз, и тогда не придется объяснять, кто такая Бетти Элис Эриксон.
Бетти Элис часть эриксоновской Легенды. Но, в отличие от других частей Легенды, скажем, таких, как пик Скво, она живая и развивающаяся часть.
И интересна не только тем, что она может рассказать о легендарном мастере, но и тем, что делает сама. В отличие от всех других эриксоновских гипнотерапевтов а среди них есть великолепные профессионалы и даже в отличие от тех, кто учился у самого Милтона Эриксона, Бетти Элис впитала эриксоновский гипноз, как она сама говорит, “у колен отца”.
Так что сведения об эриксоновском гипнозе, получаемые от Бетти Элис, это если не сам первоисточник, то не очень далеко от него не дальше, чем в двух шагах.
Чем больше проходит времени, тем больше оказывается людей в цепочке передачи этого своеобразного знания-умения, тем заметнее отпечаток, который накладывается личностью каждого из них. И это правильно, и это хорошо так скажет каждый, кто усвоил основные принципы эриксоновского подхода.
Но тем не менее интересно и полезно посмотреть, какой отпечаток на это умение накладывает личность той, на формирование которой наложила отпечаток личность Милтона Эриксона, не пытаясь, впрочем, анализировать и отделять отпечаток от личности, а напротив, позволяя себе принимать и давая возможность части самого себя своему бессознательному воспользоваться тем, что предлагается, не отрицая при этом роли сознания. И если эта фраза по какой-то неясной причине вдруг окажется не совсем понятной, то нет никакой необходимости ее перечитывать; намного полезнее на несколько мгновений закрыть глаза и просто позволить себе грезить.
В книге представлены материала семинара, проведенного Бетти Элис в Москве. Поэтому ее речь живая и разговорная; поэтому так много живого общения с аудиторией, ответов на вопросы.
В ней также много примеров работы гипнотерапевта стенограммы сеансов. И клиентами на этих сеансах выступают не заокеанские Джоны и Мэри, как это часто бывает в переводных книгах. (“Расскажите мне о ваших проблемах, Джон”. “О`кей, док.
Я не знаю, куда мне девать лишние деньги и свободное время, а еще у меня слишком хорошее здоровье”.) Клиентов на этих демонстрациях зовут Анна, Елена, Валера, Володя, и у них тоже есть бессознательное, которое помогает им решать их собственные, такие понятные для нас проблемы, и их бессознательное прекрасно может вступать в контакт с бессознательным терапевта несмотря на то, что терапевта зовут Бетти Элис Эриксон и она говорит на другом языке; хотя, возможно, все бессознательные говорят на одном языке и это неважно.
В книге представлены важные и серьезные темы, которые и должны быть представлены в уважающей себя книге по эриксоновской гипнотерапии: в в чем заключаются основные принципы этой терапии, как наводить гипнотический транс, как готовить и осуществлять терапевтическую интервенцию. Но попутно Бетти Элис может вспомнить о том, как хвалят и ругают детей в Америке, поговорить об исправлении негативной самооценки и рассказать о том, “как это делал папа”.
И мы не просто становимся свидетелями общения участников семинара с Бетти Элис мы включаемся в это общение.
Книга предназначена для широкого круга читателей. Она может послужить прекрасным введением в эриксоновскую гипнотерапию в ней просто и доступно освещены очень важные вопросы. Опытные профессионалы найдут в ней немало “изюминок”, которые смогут использовать в своей работе.
Ну, а кроме того, она пополняет немногочисленную биографическую литературу об Эриксоне, существующую на русском языке.
У Бетти Элис есть одно неоспоримое преимущество перед всеми, пишущими об Эриксоне. Из всех эриксоновских гипнотерапевтов она единственная, кто может написать: “Однажды папа сказал...”
И если не упускать из виду эту цель, то гораздо легче удается конструировать интервенции. Достаточно каждый раз спрашивать себя о том, в чем состоит проблема пациента и как ее проще решить. Акцент всегда делается на будущем, на том, что возможно и достижимо в будущем. Потому что жизнь еще нужно прожить. Мы, конечно, в каком-то смысле являемся продуктами своего прошлого, и прошлое влияет на нас по-разному и хорошо, и не самым лучшим образом.
Изменить можно лишь наше восприятие своего прошлого, но не само прошлое. Поэтому очень важно помочь пациенту целиком принять существующую реальность. На своих семинарах и в печатных работах Эриксон уделял много внимания проблеме помощи пациенту в принятии реальности, может быть, гораздо менее привлекательной, чем мечты и фантазии. Все, что входит в мир пациента, может быть использовано для достижения этой столь необходимой для него самого цели.
Почти всякая дисфункциональная проблема или какой-то недостаток может быть воспринят как замечательный инструмент для достижения поставленной цели. Дело лишь в точке зрения, в умении увидеть проблему с благоприятной для пациента стороны.
Например, мы можем говорить о достаточно большой мотивирующей силе гнева или об использовании чрезмерного самоконтроля как замечательной тактики самоорганизации пациента.
В каком-то смысле работа психотерапевта заключается в том, чтобы уметь повернуть то, что пациент “принес” в кабинет, позитивной стороной. Можно сказать, что я научилась этому у “колен Эриксона”.
Сейчас речь пойдет об изменении “знака” дисфункционального поведения таким образом, что оно становится позитивным. Подчеркиваю, что это не избавление от самой дисфункции, но перемещение ее на другую “арену”.
Приведу пример.
У папы была пациентка, за которой все время ходили маленькие зелененькие человечки, естественно, воображаемые. Она была преподавательницей, но не могла работать, потому что ее все время отвлекали маленькие зелененькие человечки. Папа поговорил с ней и убедил, что маленьким голеньким зеленым человечкам совершенно необходимо безопасное место, где они могли бы укрыться, когда не нужны ей, и выйти в любое время.
Конечно, наиболее подходящее место для них это шкаф в папином офисе. Человечков посадили в ящик шкафа со всеми необходимыми церемониями, и женщина знала, что может забрать их в любой момент или только навещать, что она и делала. “Малыши” оставались там годами, и даже если папа уезжал куда-то, пациентка продолжала приходить и разговаривать с ними. Потом закрывала шкафчик, уходила и жила своей обычной, достаточно функциональной жизнью.
Конечно, это не исцеление, о котором вы прочтете в учебнике по психотерапии, но все же более нормальная жизнь, чем до того.
То же самое произошло и с Джо, который завел щенка по совету папы. Безусловно, это не та жизнь, которую мы хотели бы для себя и своих детей.
Вы встречаете пациента в том месте, в котором он находится, таким, какой он есть, и стараетесь сделать его жизнь лучше, чем она была до этого. При этом он не вы, и его жизнь не обязательно должна соответствовать вашим самым высоким меркам.
Иногда люди бывают прямо-таки парализованы страхом. Страх наиболее дорогостоящее “удовольствие”. Когда он охватывает человека, от него бывает почти невозможно избавиться. Но можно попробовать убрать его с дороги, переместив в сторону или назад, чтобы он вас подталкивал или придавал вам храбрости.
На самом деле есть только один настоящий страх страх перед голодным острозубым тигром, входящим в вашу комнату. Все остальные страхи созданы вашим воображением.
Вам нужно запомнить, что страх вам “не по карману”.
Сейчас я опять говорила об изменении “знака” дисфункционального поведения, как раньше в примере с “голенькими зелеными человечками”.
Я считаю, что нельзя говорить о существовании эриксоновской теории, так как невозможно создать теорию, охватывающую все типы людей. Есть некоторые конструкции, есть опыт и некоторые положения, но не существует единой теории.
Есть только одно правило, из которого нет исключений. Оно гласит: “Из всех правил есть исключения”.
Последнее, о чем я хотела бы упомянуть, говоря об общих принципах эриксоновской терапии, это обычные везение и невезение. Вся наша жизнь состоит из удач и неудач. Часто можно слышать: “Почему это случилось со мной?” А почему нет?
Вы могли видеть фильм с Кристофером Ридом “Супермен”. Этот актер, человек, у которого было все, свалился с лошади, сломал шею и сейчас полностью парализован, навсегда.