d9e5a92d

Факиры презирают фокусников.


Искусство убеждать людей много выше всех других искусств, так как оно позволяет делать всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению.
Георгий из Леонтин
Не только в давние времена, но и сейчас большая часть человечества гипнотические явления связывает с мистическим и метафизическим. Поэтому определимся в терминах и в пределах необходимого освоим часть знания о нашем предмете исследования. Итак:
ГИПНОЗ (от греч. hypnos - сон). Временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания.

Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.
Научная гипнология берет начало с середины XIX в.., хотя практическое использование гипноза имеет многовековую историю. Термин гипноз впервые был применен английским хирургом Брэдом (Braid J.), книга которого, посвященная нейрогипнологии, вышла в свет в 1843 г. С конца 70-х гг. XIX века французский невропатолог Шарко (Charcot J. M.) начинает изучать гипноз на больных, страдающих истерией. Сальпетриерская школа Шарко занималась клиническим применением гипноза, а также изучением его стадий. В этом с ней соперничала Нансийская школа, главой которой был Бернгейм (Bernheim H.).

Он считал, что стадии гипноза, которые наблюдал Шарко, обусловлены внушением, исходящим от гипнотизирующего, а не патологической природой самого гипноза. Известно высказывание Шарко о механизме гипноза: уберите воображение пациента и авторитет гипнотизера и у вас ничего не получится.

В нашей стране теоретические и практические аспекты применения гипноза в лечебных целях изучали В. Я. Данилевский (1852-1939), А. А. Токарский (1859-1901), В. М. Бехтерев (1857-1927), И. П. Павлов (1849-1936), их многочисленные ученики и последователи.
Различные авторы предлагают разное деление гипноза на стадии: одни выделяют 3 стадии, другие - 4, 6,9 и даже 12. В практической работе можно ориентироваться на предложенные Форелем в 1928 г. 3 стадии: сонливость, гипотаксию и сомнамбулизм (Слободяник А. П., 1977, и др.). Первая стадия - сонливость. Гипнотизируемый при некотором усилии еще может противостоять внушению, открыть глаза.

Характеризуется легкой мышечной слабостью и дремотой. Вторая стадия - гипотаксия.

Пациент не может открыть глаза и выполнить некоторые внушения. Отличается глубокой мышечной слабостью. В этой стадии гипноза уже можно вызвать внушенную каталепсию (восковидную гибкость мышц), которая иногда возникает и спонтанно. Третья стадия - сомнамбулизм. Характеризуется амнезией и способностью к выполнению не только гипнотических, но и постгипнотических внушений.

Сомнамбулизм может возникать, минуя первые две стадии гипноза.
Гипноз является основой гипнотерапии. В настоящее время, наряду с классической моделью гипноза, широко используется эриксоновский гипноз.

Основатель новой школы гипноза американский психотерапевт Эриксон (1901-1980), духовный отец нейролингвистического программирования...
История гипноза в России менее романтична, чем в Западной Европе, может, поэтому, его роль в манипуляции общественным сознанием русскими учеными была понята раньше.
В 1890 г. распоряжением Медицинского Департамента публичные сеансы гипноза в России были запрещены.
Решение о запрете публичных сеансов гипноза было принято не в угоду Церкви, относящей гипноз к греху волшебства и дьявольскому ремеслу, а только для защиты психического здоровья нации. Участившиеся случаи индуцированного бреда и массовых психических эпидемий, чаще носящих религиозный характер заставили русских медиков задуматься о последствиях возрастающей внушаемости (гипнабельности) русского народа. О силе и роли гипноза к тому времени в Медицинском Департаменте были хорошо осведомлены, и русские врачи, освоившие технику гипноза, применяли его в лечебных целях. Известный врач А.А.

Токарский, выступая на IV съезде русских врачей в Москве в 1891 г. с докладом Терапевтическое применение гипноза, заявил, что внушение открыло могучее влияние психических воздействий, которое может быть поставлено наряду с воздействием факторов физических.


Практикующие гипноз медики знают, что самое сложное - это первый сеанс гипноза, с каждым последующим сеансом становится все легче и легче погружать человека в более глубокое гипнотическое состояние. Вследствие этого обкатанный гипнотизером человек может впадать в гипноз, не видя гипнотизера, а только слыша его голос (даже по телефону) и, что очень важно, авторитарную функцию гипнотизера может использовать уже другой человек, произнося ключевые слова.

Мне приходилось наблюдать, как питерские психотерапевты, разнообразные йоги и экстрасенсы воевали за гипнабельных клиентов, которые очень хорошо подходили для публичной (сценической) демонстрации своих гипнотических способностей и заражали гипнабельных людей, находящихся в зале или лечащейся группе.
Все, занимавшиеся гипнозом и программированием сознания, ясно осознавали, что именно в эпоху потрясений и перестроек общества, резко возрастает внушаемость людей, особенно в период, так называемого идеологического вакуума. В 1989-91 гг. уровень внушаемости граждан СССР достигал 70-80%! Этим уровнем внушаемости пользовались не только те, кто хотел подзаработать на моде на экстрасенсов и йогов, но и куда в более широком масштабе - в масштабе мировой политики.

Народ в своем большинстве голосовал за авантюристов и болтунов, умеющих искусно говорить, актерствовать и выкрикивать шокирующие лозунги. В итоге управленческий аппарат государства оказался переполнен шарлатанами, ворами и политическими проститутками. Результаты не заставили себя долго ждать: крушение СССР, межнациональные войны, развал экономики и массовое обнищание населения. Интересно отметить, что при изощренном цинизме перестройщиков и реформаторов, в своем подавляющем большинстве вчерашних коммунистов-атеистов и лиц демократической национальности, осуществлялась активная поддержка всех религиозных конфессий. Чего только стоит освобождение от налогообложения, строительство храма Христа Спасителя, новой синагоги и мечети в Москве.

Может реформаторы грехи замаливали? Или их помыслы были более земными?!
У любого явления есть своя история. История воздействия на человеческое сознание измеряется тысячелетиями: от древних жрецов и шаманов до создателей психотронного оружия. Это самая драматическая история, пестрящая гибелью народов и цивилизаций.

Каждая ее страница кричит о незащищенности человеческой души, о ее детской уязвимости. И было бы наивно полагать, что тот, кто понял механизмы манипуляции человеческим сознанием, удержался бы от искушения...



Содержание раздела