ИНДУКЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЧЕСКИХ
ФЕНОМЕНОВ
Для гипноза характерно появление особых форм физической и психической активности, которые не встречаются в бодрствующем состоянии у взрослых психически здоровых людей. Появление их в трансе говорит о необычном функционировании психики человека и относится к гипнотическим феноменам.
Они способны служить нескольким целям, в том числе могут быть использованы для интенсификации терапевтического процесса.
Возрастная регрессия
Под возрастной регрессией понимается гипнотический феномен, когда в ходе погружения в транс целенаправленно или случайно клиент вводится в состояние, когда он ощущает себя намного более младшего возраста, соответствующего роста, уровня знаний и тому подобное.
Возрастная регрессия может индуцироваться разными путями, обычно эти пути сходны с сопровождением в приятное воспоминание. Терапевт может задавать пациенту вопросы о его раннем возрасте, может говорить о детстве людей вообще, может что-либо рассказать о себе.
Эриксон говорил: Если вы хотите, чтобы человек рассказал вам о своем брате, расскажите ему о своем. Таким образом, мысли пациента уже заранее направлены на определенный возраст, и в ходе наведения транса можно предложить пациенту ощутить себя вот этим маленьким человеком.
13 Гордеев 193
Возрастная регрессия отличается от воспоминания одним особенным свойством: при воспоминании взрослый человек вспоминает свою жизнь, т. е. видит как диссоциированный наблюдатель со стороны, оценивая отголоски приятных чувств и ощущений. При возрастной регрессии человек действительно ощущает себя маленьким. При этом если он посмотрит вниз, то он увидит маленькие ноги, обутые в стоптанные сандалии, над ними шорты или короткую юбку, сбитые коленки, он увидит траву на высоте своего роста, рядом - больших взрослых, крупные предметы, высокие деревья.
При этом очень часто проявляется характерная для детей острота новых ощущений и интенсивность переживаний. Это особенно важно учитывать, если вы работаете с проблемным трансом.
Возрастная регрессия может быть связана с использованием положительных воспоминаний, и тогда она сходна с сопровождением в приятное воспоминание, только эти ощущения отличаются яркостью, свежестью, мощностью, и это помогает нам в психотерапевтическом процессе.
Возрастная регрессия может также сопровождаться попаданием в травматический эпизод жизни, и тогда возможна аб-реакция. Абреакция - это резкое неконтролируемое изменение состояния субъекта, который находится в гипнотическом трансе.
Когда мы разыскиваем источник сегодняшних проблем человека, мы фактически осознанно идем на поиск момента, который способен вызвать абреакцию. Однако все равно каждый раз она бывает неожиданной, и очень важно для психотерапевта вовремя и адекватно среагировать.
Как правило, когда мы получаем подобную реакцию пациента, наша задача состоит в том, чтобы разными путями разделить интеллектуальные и эмоциональные компоненты переживания, потому что интеллектуально нам следует помочь пациенту переработать полученную информацию, эмоционально - ее пережить.
В ряде случаев удается разрешить проблему, находясь в возрастной регрессии, в далеком детском возрасте, с использованием внушений, которые мы даем своему пациенту. Однако возможно более надежным способом и более защищающим
пациента является способ диссоциации из проблемного возраста, из проблемного переживания в ресурсное состояние иного возраста, а иногда полезно даже выйти из транса для того, чтобы обсудить полученный материал на фоне бодрствующего состояния. Эти приемы направлены на ослабление эмоциональной реакции и на интеллектуальную проработку материала. Как правило, подобные приемы бывают обоснованы, поскольку в случае продолжения нахождения пациента в травматическом опыте эмоциональная составляющая настолько поглощает его, что даже можт привести к потере раппорта с психотерапевтом.
Пациент способен окунуться в свое горе и находиться в нем достаточно долго, теряя накопленные резервы.
После того как в диссоциированном от травматического эпизода состоянии пациент находит подходящее решение и нужную идею для завершения травматического эпизода, он может снова с готовым решением, с запасенными ресурсами пойти в нужный возраст, чтобы разрешить эту проблему. Возможно, что подобной диссоциации не потребуется и терапевт, опираясь на информацию, которую может дать ему клиент, оставаясь в трансе, способен предложить набор внушений, который будет включать команды бессознательному найти нужное решение, подходящий ресурс для проработки возникшей информации.
Лучше, если в таком трансе мы ведем диалог с пациентом, и каждое воспоминание в нескольких словах он нам описывает. Имеет
13*
смысл не заставлять пациента подолгу задерживаться на том или ином воспоминании, а как только он прочувствовал его и сказал нам что-то, как по ниточке он должен пойти к еще более ранним воспоминаниям, погружаясь все глубже и глубже. Такой прием помогает нам одновременно и искать наиболее ранние воспоминания, соответствующие травматическому опыту, и в то же время углублять транс.
Постепенно, а иногда быстро мы можем дойти до наиболее раннего воспоминания, которое по своим характеристикам явилось базовым импринтом, на котором основано последующее реагирование в более поздние возрасты жизни. Как правило, это воспоминание находится в возрасте до девяти лет, хотя в ряде ситуаций это может быть и более поздний возраст.
Обычно оно характеризуется значительной интенсивностью и является для человека полной неожиданностью. Очень часто проработка именно данного первого травматического опыта, на основании которого человек сформировал свое состояние, свою привычку реагировать подобным образом, приводит к эффекту домино, когда последующие эпизоды рушатся один за другим.
Идея импринта основана на феномене обучения, когда в результате травматической ситуации, произошедшей в достаточно раннем возрасте, молодой организм учится реагировать в подобных ситуациях именно таким образом. Человек не знает, что подобная реакция будет источником проблем в будущем, поскольку такое решение принимается бессознательным с целью уберечь пациента от последующих подобных переживаний.
Слепо выполняя функцию защиты, бессознательное провожает нас к каждому подобному событию в нашей жизни с соответствующей симптоматикой, как бы предупреждая, что если мы все-таки войдем в него, то нам будет очень плохо. И по мере приближения к подобному состоянию, к подобному возможному переживанию симптоматика усиливается, и это не что иное, как функция защиты.
Безусловно, защита избыточна, она сама по себе начинает тяготить человека, когда по русской пословице: Обжегшись на молоке, человек начинает дуть на воду.
После окончания работы с возрастной регрессией при возвращении человека обратно обязательно следует дать ему вну-
шение на состояние обычного возраста, обычное течение времени, чтобы подобная самостоятельная переориентация не заняла у него много сил. А главное, для того, чтобы сознание опять не вмешалось в то, что является компетенцией бессознательного, и не попыталось внести свой вклад в психотерапевтическую работу.
Каталепсия
Каталепсия, как и левитация, является показателем достаточно глубокого транса. Каталепсия в переводе с греческого означает восковидная гибкость.
Как правило, в эриксоновском гипнозе, который производится в положении сидя, мы говорим о каталепсии руки. Однако, если гипноз проводится лежа, то можно получить и каталепсию ноги, очень часто в ходе работы мы наблюдаем каталепсию головы и шеи.
Внешне каталепсия представляет собой замирание части тела в неудобной позе. Для руки это чаще всего ее подъем, когда поднятая терапевтом рука застывает в воздухе и может держаться так достаточно долго. Подобное состояние говорит о том, что в руке идут какие-то собственные процессы, которые позволяют ей не уставать и не пытаться опуститься.
Если внимательно приглядеться, то очень часто можно заметить, что все тело пациента имеет состояние, похожее на каталепсию, особенно это заметно на положении головы, когда она может быть приподнята от подголовника кресла и также находиться в неудобном положении, что напоминает достаточно известный в психиатрии феномен воздушной подушки.
Обычно наведение каталепсии начинается на фоне уже развившегVся транса, когда терапевт, глядя на руки пациента и на самого пациента, может отметить достаточно глубокий уровень погружения. Существуют приемы формирования транса, начиная с неудобного положения рук, чтобы зафиксировать которое пациент вынужден погрузиться в глубокий транс.