Приложение
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕГУЛИРОВАНИИ ВЫВОЗА РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА”
Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования инвестиционной деятельности за рубежом, осуществляемой российскими юридическими лицами и гражданами. Валютные операции, связанные с вывозом капитала, регулируются Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются защита национальных интересов Российской Федерации при осуществлении ее юридическими лицами и гражданами инвестиционной деятельности за рубежом и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировое хозяйство.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном
Законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
капитал - имущественные и интеллектуальные ценности, используемые в виде инвестиций с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта;
вывоз капитала (инвестиционная деятельность за рубежом) - вложение и последующее функционирование (практическая реализация) российских инвестиций за рубежом;
репатриация российского капитала - возврат в Российскую Федерацию российских инвестиций за рубежом;
российские инвестиции за рубежом - инвестиции, принадлежащие за рубежом российским инвесторам;
российские инвесторы - осуществляющие инвестиционную деятельность за рубежом юридические лица и граждане Российской Федерации.
Глава П. Национальные интересы и задачи государственного регулирования
вывоза капитала
Статья 3. Национальные интересы при осуществлении инвстиционной деятельности за рубежом
Национальные интересы Российской Федерации при осуществлении инвестиционной деятельности за рубежом соблюдаются, когда российские инвестиции за рубежом:
1) способствуют росту экспорта товаров и услуг из Российской Федерации;
2) и/или содействуют стабильному импорту дефицитных товаров и услуг в Российскую Федерацию;
3) и/или обеспечивают повышение конкурентоспособности производственного, технологического и научного потенциала России, в том числе за счет кооперации с партнерами за рубежом;
4) и/или улучшают состояние платежного баланса России другими способами.
Статья 4. Задачи государственного регулирования инвестиционной деятельности за рубежом
Необходимость соблюдения национальных интересов при осуществлении инвестиционной деятельности за рубежом и обеспечения условий эффективной интеграции российской экономики в мировое хозяйство определяют следующие задачи государственного регулирования вывоза капитала из Российской Федерации:
1) регулирование масштабов вывоза капитала прежде всего за счет усиления государственных мер по предотвращению его нелегального вывоза;
2) обеспечение вывоза капитала в формах, видах и направлениях, которые соответствуют национальным интересам;
3) поддержка наиболее важных с точки зрения национальных интересов форм, видов и направлений инвестиционной деятельности за рубежом;
4) обеспечение учета и анализа российских инвестиций за рубежом;
5) обеспечение репатриации части российских инвестиций за рубежом и доходов от них, а также повышения возвратности государственных кредитов.
Глава III. Органы государственного регулирования вывоза капитала и координация их деятельности
Статья 5. Органы государственного регулирования инвестиционной деятельности за рубежом
Органами государственного регулирования инвестиционной деятельности за рубежом являются:
Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации - в части, касающейся государственной политики в области вывоза капитала;
Министерство экономики Российской Федерации - в части, касающейся разработки и практической реализации государственной политики в области вывоза капитала;
Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственный имуществом - в части, касающейся регулирования инвестиционной деятельности за рубежом в форме приобретения в федеральную собственность недвижимости и других активов;
Министерство внешних экономических связей Российской Федерации - в части, касающейся вывоза капитала в форме государственных кредитов и содействия российским инвесторам за рубежом;
Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации - в части, касающейся налогообложения российских инвестиций за рубежом;
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг - в части, касающейся регулирования инвестиционной деятельности за рубежом в форме приобретения ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами;
Банк России - в части, касающейся регулирования и контроля валютных операций, связанных с движением капитала, а также порядка осуществления за рубежом инвестиционной деятельности кредитными организациями;
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации - в части, касающейся контроля за нарушением валютного, налогового и таможенного законодательства при осуществлении российскими юридическими лицами и гражданами инвестиционной деятельности за рубежом;
Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики Российской Федерации - в части, касающейся регистрации, учета, анализа и инвентаризации российских инвестиций за рубежом.
Статья 6. Координация деятельности органов государственного регулирования инвестиционной деятельности за рубежом
Для координации деятельности органов государственного регулирования инвестиционной деятельности за рубежом, обеспечения анализа российских инвестиций за рубежом, реализации государственной политики в области вывоза капитала и репатриации части ранее вывезенного капитала создается Государственная межведомственная комиссия по российским инвестициям за рубежом. Положение о Государственной межведомственной комиссии по российским инвестициям за рубежом принимается и состав ее участников устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава IV. Порядок оформления вывоза капитала
Статья 7. Основы порядка оформления вывоза капитала
В Российской Федерации действует разрешительный порядок вывоза капитала Для осуществления инвестиций за рубежом, кроме инвестиций кредитных организаций и инвестиций в форме государственных кредитов и покупки в федеральную собственность недвижимости и других активов за рубежом за счет федерального бюджета, российский инвестор должен получать разрешение на осуществление инвестиций за рубежом.
Разрешение носит разовый или многоразовый характер и содержит сведения о российском инвесторе, размере его инвестиций, целях и формах их осуществления. Для разовых, не повторяющихся инвестиций размером до 1000 минимальных окладов разрешения не требуется.
Статья 8. Порядок выдачи разрешения на осуществление инвестиций за рубежом
Разрешения на осуществление инвестиций за рубежом выдаются Государственной межведомственной комиссией по российским инвестициям за рубежом. Список документов, предоставляемых российским инвестором для получения разрешения, и форма разрешения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Государственная межведомственная комиссия по российским инвестициям за рубежом принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения в течение тридцати календарных дней со дня получения всех должным образом оформленных документов от российского инвестора. Причиной отказа в выдаче разрешения является: несоответствие целей осуществления инвестиций национальным интересам России; наличие заведомо ложных сведений в представленных российским инвестором документах; задолженность перед бюджетом, налоговыми органами или по поступлению валютной выручки и обязательной продажи ее части; отсутствие у российского инвестора доходов, достаточных для осуществления инвестиций за рубежом; несоответствие международным соглашениям России.
Статья 9. Порядок перевода финансовых средств за рубеж и вывоза материальных и интеллектуальных ценностей российскими инвесторами
Перевод валюты, ценных бумаг, валютных ценностей и иных финансовых средств за рубеж в рамках вывоза капитала со счета российского инвестора в российском уполномоченном банке производится этим банком в порядке, установленном Банком России, и на основании наличия у российского инвестора разрешения на осуществление инвестиций за рубежом, если оно требуется данным Федеральным законом. Органы Государственного таможенного комитета Российской Федерации разрешают российским инвесторам вывоз материальных и интеллектуальных ценностей в рамках вывоза капитала также на основании наличия у российского инвестора разрешения на осуществление инвестиций за рубежом, если оно требуется данным Федеральным законом.
Статья 10. Санкции за нарушение порядка выдачи и использования разрешения на осуществление инвестиций за рубежом
Должностные лица, ответственные за выдачу разрешений на осуществление инвестиций за рубежом, несут в установленном порядке ответственность за нарушение порядка выдачи разрешений.
В случае нарушения российским инвестором указанного в разрешении срока осуществления инвестиций, значительного превышения размеров инвестиций, их использования в иных целях, чем указано в разрешении, и в случаях других серьезных нарушений в использовании выданного разрешения оно подлежит отзыву, а российскому инвестору могут быть предъявлены требования о репатриации капитала, вывезенного им за рубеж.
Глава V. Поддержка наиболее важных форм и направлений вывоза капитала и защита российских инвестиций за рубежом
Статья 11. Страхование вывоза капитала
В целях поддержки наиболее важных с точки зрения национальных интересов форм, видов и направлений вывоза капитала из Российской Федерации создается система страхования российских инвестиций за рубежом, прежде всего прямых инвестиций, а также экспортных кредитов. Система действует при государственной поддержке и в соответствии с Законом Российской Федерации "О страховании".
Статья 12. Межгосударственные и межправительственные отношения в области инвестиционной деятельности за рубежом
Правительство Российской Федерации продолжает работу по подготовке и заключению межгосударственных и межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения, а также созданию общего рынка капиталов и прежде всего совместно с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.
Информационное и консультационное содействие российским инвесторам за рубежом оказывают торговые представительства Российской Федерации, бюро и аппараты торговых советников при посольствах Российской Федерации.
Глава VI. Регулирование вывоза государственного капитала
Статья 13. Предоставление государственных кредитов
Размеры, формы и направления предоставления государственных кредитов определяются федеральным бюджетом. Помимо соответствия национальным интересам, другим критерием предоставления за рубеж государственного кредита является его возвратность. Правительство Российской Федерации обеспечивает поступление в Российскую Федерацию процентов и основного долга по ранее предоставленным государственным кредитам.
Статья 14. Приобретение недвижимости и других активов за рубежом в федеральную собственность
Приобретение недвижимости и других активов за рубежом в федеральную собственность за счет федерального бюджета осуществляется Правительством Российской Федерации на основании совместного представления Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и федерального органа исполнительной власти, заинтересованного в приобретении этого имущества, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации.
Глава VII. Налогообложение российских инвесторов
Статья 15. Налогообложение за рубежом российских инвесторов
За рубежом российские инвесторы выплачивают налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством страны приложения их инвестиций.
Статья 16. Налогообложение в Российской Федерации полученной за рубежом прибыли (дохода) российских инвесторов
Сумма прибыли (дохода), полученная за рубежом российским инвестором, включается в общую сумму прибыли российского инвестора, подлежащую налогообложению в Российской Федерации. Суммы налогов на полученную за рубежом прибыль (доход), которые уплачены за рубежом российским инвестором в соответствии с законодательством страны приложения его инвестиций, засчитываются при уплате налога на прибыль в Российской Федерации.
Российский инвестор при наличии соглашения Российской Федерации со страной приложения его капитала об избежании (устранения) двойного налогообложения и другим вопросам налогообложения руководствуется также положениями соглашения.
Глава VIII. Регистрация, учет, анализ и инвентаризация российских
Инвестиций
Статья 17. Регистрация российских инвестиций за рубежом
В течение тридцати календарных дней после окончания срока действия разрешения на осуществление инвестиций за рубежом российский инвестор обязан зарегистрировать в Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации осуществленные им за рубежом инвестиции. Регистрация производится путем занесения данных об осуществленных инвестициях в Государственный реестр российских инвестиций за рубежом по форме, устанавливаемой Министерством экономики Российской Федерации. При отказе от осуществления на основе выданного разрешения инвестиций за рубежом российский инвестор обязан сообщить об этом в течение тридцати календарных дней после окончания срока разрешения в Государственную межведомственную комиссию по российским инвестициям за рубежом.
Статья 18. Учет и анализ российских инвестиций за рубежом
В целях учета и анализа российских инвестиций за рубежом инвестор обязан представлять в Государственную регистрационную палату при Министерстве экономики Российской Федерации систематические сведения о состоянии его инвестиций за рубежом по формам и в сроки, устанавливаемые Министерством экономики Российской Федерации. На основе этих данных Государственная межведомственная комиссия по российским инвестициям за рубежом подготавливает ежегодные аналитические отчеты о состоянии российских инвестиций за рубежом, содержащие рекомендации по осуществлению государственной политики и регулирования в сфере вывоза капитала.
Статья 19. Инвентаризация российских инвестиций за рубежом
Для усиления учета и контроля за состоянием российских инвестиций за рубежом Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики Российской Федераций, Банк России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации совместно с другими органами государственного регулирования вывоза капитала проводят систематически раз в три-пять лет инвентаризацию российских инвестиций за рубежом. Инвентаризация проводится по формам и в сроки, утверждаемые Государственной межведомственной комиссией по российским инвестициям за рубежом. Первая инвентаризация проводится шесть месяцев спустя после вступления данного закона в силу.
Статья 20. Санкции за непрохождение регистрации и непредоставление сведений в ходе учета и инвентаризации российских инвестиций за рубежом
За непрохождение регистрации в течение тридцати дней после окончания срока действия разрешения на осуществление инвестиций за рубежом российский инвестор может быть оштрафован в пределах до пятнадцати процентов от суммы инвестиций. За непредоставление требуемых сведений в ходе систематического государственного учета и инвентаризации российских инвестиций за рубежом российский инвестор может быть оштрафован в пределах до пятнадцати процентов от суммы инвестиций или ему может быть предъявлено требование о репатриации его инвестиций.
Глава IX. Репатриация российского капитала
Статья 21. Добровольная репатриация
Для репатриации той части российских инвестиций за рубежом, которые осуществлены до вступления в силу данного Федерального закона и не соответствуют национальным интересам, может применяться добровольная репатриация. Условия и порядок добровольной репатриации разрабатываются Государственной межведомственной комиссией по российским инвестициям за рубежом и утверждаются
Правительством Российской Федерации и Федеральным собранием.
Статья 22. Принудительная репатриация
В случае нарушения российским инвестором порядка использования разрешения на осуществление инвестиций за рубежом Государственная межведомственная комиссия по российским инвестициям за рубежом вправе предъявить российскому инвестору требование о репатриации его капитала.
В случае непредоставления российским инвестором требуемых сведений в ходе систематического государственного учета и инвентаризации российских инвестиций за рубежом ему также может быть предъявлено требование о репатриации его инвестиций.
'Оценка.
2World Investment Report 1996... Р. 121
3 Ibidem. Р. 105
"'World Investment Report 1995... P. 34.
5 World Investment Report 1995. Overview... P. 15, 16, 34. Показатель интернационализации определяется как среднеарифметическая величина трех показателей: доли зарубежных активов во всех активах корпорации, доли продаж за рубежом во всех продажах, доли иностранных служащих.
15ball S. The New Multinationals: the Spread of Third World Enterprises. L. etc.: John Wiley
6 Sons, 1983. P. 7-17.
World Investment Report 1995 .. P. 56-57,409-410.
*Цит. по: Экономика и жизнь. 1995. № 50. С. 24.
9 Экономика и жизнь. 1997. № 1. С. 10.
10 Финансовые известия. 23.02.96. С. Ш.
11 Финансовые известия. 23.02.96. С. Ш
12 World Investment Report 1996... Р. 9.
13 Халдин М.А., Адрианов В.Д. Капитал России: потерять или преумножить? М., 1996.
С. 14,38.
14 Соколов С. Советский капитал за рубежом //Экономика и жизнь. 1991. № 41 Приложение. С. 7.
"Цит. по: Capital Flight and Third World Debt. Ed. by D. R. Lessard and J. Williamson. Wash., D. C.: Institute for International Economics, 1987. P. 7.
"Цит. по: Там же. С. 83.
"Цит. по: Capital Flight and Third World Debt. Ed. by D. R. Lessard and J. Williamson. Wash., D. C.: Institute for International Economics, 1987. C. 81.
"Цит. по: Там же. С. 83.
"Illegal Transactions in International Trade: Theory and Measurement. Ed. by J. N.
Bhagwati. Amsterdam, New York: American Elsevier, 1974. P. 143-153.
20 См., например: H. Eggerstedt, R. B. Hall, S. van Winjbergen. Measuring Capital Flight: A Case Study of Mexico// World Development. February 1995. P. 213, 216; S. Claessens, D. Naude... P. 16. Recent Estimates of Capital Flight//Working Papers International Economics Department of the World Bank. September 1993. P. 22.
21 См., например: M. Сарафанов. Мнение специалиста //Экономика и жизнь. 1993. № 18. С. 5.
22 S. Claessens, D. Naude... Р. 17.
23 Ibidem. Р. 18-19.
24 Финансовые известия. 31.12.96. С. I.
25 Capital Flight and Third World Debt. Ed. by D. R. Lessard and J. Williamson. Wash., D. C.: Institute for International Economics, 1987. P. 143.
26 Capital Flight and Third World Debt Ed by D R Lessard and J Willmmson Wash,D C Institute for International Economics, 1987 P 228-230
27 Ibidem. P. 148-149.
2*Цит. no= Capital Flight and Third World Debt Ed by D. R. Lessard and J Williamson.
Wash , D. C.: Institute for International Economics, 1987 C 162-163.
29Цит. по. Там же. С. 234-235.
30Цит. по. Там же С. 183
ЗІЦит. по. Там же. С. 234-235.
32'Ibidem. Р. 150.
33 Исключая страны СНГ.
34 Исключая страны СНГ.
35 Условно принимая, что все эти портфельные инвестиции были осуществлены в форме вложений в акции.
36 Знак в соответствии с методикой платежного баланса означает увеличение резервов, знак "+" означает их уменьшение.
37 Рассчитано на основе следующих данных из ежегодника Всемирного Банка "World Debt Tables" о внешнем государственном долге России: 1991 г. - 67590 млн., 1992 г. -78992 млн., 1993 г. - 83888 млн., 1994 г. - 94232 млн., 1995 г. -102500 млн. долл, (оценка автора).
33 На основе данных платежного баланса России о неэквивалентном бартере и неучтенном импорте.
39 На основе данных платежного баланса России о неэквивалентном бартере и неучтенном импорте.
40 Оценка автора; за 1995 г. оценка взята из книги О.Д. Давыдова (см. ниже).
41 Оценка ПК России за 1992 г. распространена на все последующие годы.
42 Данные платежного баланса за 1995 г. распространены на предшествующие годы.
43 Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990г. С. 10, 15.
44 Там же, с. 10, 20-24.
45 Левин А. Я. Социально-экономические уклады в СССР в период перехода от капитализма к социализму. М, 1967. С. 25-26.
"История социалистической экономики. Т. 3. М., 1977. С. 315
47 World Debt Tables. Vol. 2. Wash.: The World Bank, 1996. P. 39; World Economic
Outlook. Wash.: IMF, 1995. P. 140.
"История социалистической экономики СССР. Т. 6. М , 1980. С 565
49 Н. Драчева. На паях с иностранным партнером // Внешняя торговля. 1989 № 6. С. 45-46.
50 С. Соколов. Советский капитал за рубежом // Экономика и жизнь. 1991. № 41. Приложение. С. 7.
51 История социалистический экономики... Т. 5. М, 1978. С. 548
52 История социалистической экономики СССР. Т. 6. М , 1980. С. 209.
53 Там же. Т. 7. М , 1980. С 673.
54 "Правда. 27.08.87.
"Коммунист. 1990. № 4. С. 80.
"Б. Пичугин. Внешний долгРоссии//МЭ иМО. 1995. №6. С. 31.
37 Оценка ГТК за 1992 г. распространена на 1995-1996 гг.
58 Оценка ГТК за 1992 г. распространена на 1995-1996 гг.
59 Оценка автора
60 Оценка автора
61 Российский статистический ежегодник. М., 1997. С. 625.
"Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. М., 1996. С. 290.
63 Финансовые известия. 28.11.96. С. V.
64 Соколов С. Советский капитал за рубежом // Экономика и жизнь. 1991. №41. Приложение. С. 7.
65 Соколов С. Советский капитал за рубежом // Экономика и жизнь. 1991. №41. Приложение. С. 7.
"На основе балльной школы, где ответ "конкурентоспособность высокая" оценивался в 3 балла, "средняя" - 2 балла, "низкая" - 1 балл, "продукция неконкурентоспособна" - 0 баллов.
6 Reddaway W. В. in collaboration with others. Effects of U. K. Direct Investment Overseas. An Interim Report. Cambridge (UK), 1967. P. 124.
68 Madeo D. Clinton Administration Policy Ties Economic Aid to Foreign Policy Goals //Law and Policy in International Business. Spring 1994. P. 215.
"Цит. no: World Investment Report 1995. Overview... P. 17.
70Ibidem. P. 23.
3.
4
71 Ibidem. P. 25.
72 World Investment Report 1995... P. 129
73 Деньги. 1994. №3. С. 21.
74 "Известия" 27.12.95
75 Халдин М.А., Андрианов В.Д С. Капитал России: потерять или преумножить? М,
1996 С.37
76 Портер М Международная конкурентоспособность. М., 1993. С. 146-148; Dunning J. Н. The Globalization of Business. The Challenge of the 1990 s. 1., N. Y.:Routledge 1993. P 64.
7 Cairncross A. Control of Long-Term International Capital Movements. Wash., D. C.: The Brookings Institution, 1973. P. 5
?s Exchange Arrangements and Exchange Restrictions. Annual Report 1996. Wash., D. C.: IMF, 1996. P. 546-551
79 Safarian A. E. Multinational Enterprise and Public Policy. A Study of Industrial Countries. Aldershot (UK): Edward Elgar Publishing Ltd., 1993. P. 274
80 World Investment Report. 1995 .. P. 308.
81 World Investment Report 1995... P. 324.
82 Ibidem. P. 325.
*
3Цит. по: Деловой мир. 21 11 91.
84 Цит. по: Внешняя торговля. 1989. № 7.
85 Давыдов О. Д. Внешняя торговля время перемен. М, 1996 С. 38
86 Там же. С 48
87 См., например. Драчева Н. На паях с иностранным партнером //Внешняя торговля. 1989. №6 С. 45.
88 Халдин М. А. Мировой опыт оффшорного бизнеса. М., 1995. С. 30.
89 Халдин М. А., Андрианов В. Д. Капитал России: потерять или преумножить? М.,
1996. С. 36.
90Цит. по: Экономика и жизнь. 1996. № 3. С. 2.
"Рыбкин И. П. Три доходные части бюджета мы могли бы привлечь //Экономика и жизнь. 1995. № 14 С. 1.
92\ Соколов С Советский капитал за рубежом //Экономика и жизнь. 1991. № 41. Приложение. С 7, Халдин МА., Андрианов В.Д. Капитал России.. С. 14, Горшенин В. А. Зарубежное достояние России //Экономика и жизнь. 1995 № 19. С. 38.
93 Пит. по: US Civil Code $ 3101
94 Рассчитано по: Народное хозяйство РСФСР за 1990 г. Статистический ежегодник. М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1991. С. 32.
"Давыдов О.Н. Внешняя торговля: время перемен. М.: Марко Медиа, 1996. С. 121. "Экономика и жизнь 1996. № 1 С. 1.
97Яковлева И. Вместе тесно, а врозь трудно // Экономика и жизнь. 1996. № 33. С 1
95 Ушакова Н В Киргизии ждут российских инвесторов // Экономика и жизнь 1996 №18. С 6, Эксперт 1996 №41. С 10
"Власов П. Ничья земля //Эксперт. 1996. № 48 С. 41.
100 Китаев И. Статус льготы не дает, но возможности роста открывает //Экономика и жизнь. 1997. № 1. С. 10.
101 Комаров В. П. Инвестиционное сотрудничество стран СНГ //Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 7. С. 105.
Содержание раздела