d9e5a92d

Артур Берг - Прибыль есть, но мы банкроты



Анализировать оперативные финансовые отчеты лучше каждую неделю. Тогда можно заметить на ранней стадии возникновение практически любой проблемы, и справиться с ней будет легче. Естественно, владельцы компаний - люди занятые. На изучение всех финансовых документов у них попросту нет времени. Но этого и не требуется. Достаточно определить те показатели, которые наиболее важны для вашей компании, и поручить своим специалистам (бухгалтеру, экономисту, финансовому директору) еженедельно готовить соответствующие отчеты. Кроме того, очень важно регулярно анализировать несколько самых важных финансовых документов: отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках и балансовый отчет. Причем эти три отчета должны рассматриваться одновременно. Зачем это нужно?

Простой пример. Одна из компаний потратила много денег на создание материально-технических запасов: закупала оборудование и материалы. Эти суммы фигурировали в отчете о движении денежных средств и в балансовом отчете. Но не отражались в отчете о прибылях и убытках. Поэтому, обращая внимание только на то, какую прибыль получает компания (по отчету о прибылях и убытках), руководитель компании вовремя не заметил, что вскоре могут возникнуть проблемы с наличностью. В результате, будучи прибыльной, эта компания оказалась на грани банкротства. Только потому, что в один не прекрасный момент у нее закончились «живые» деньги и вести дальнейшую деятельность оказалось сложно. Если бы в подобной ситуации руководитель тщательно отслеживал движение денежных средств по соответствующему отчету и не только интересовался размером прибыли, но и заглядывал в другие отчеты, этого бы не произошло.

Артур Берг - Прибыль есть, но мы банкроты


О каких проблемах предприятия можно прочитать между строк финансовых отчетов? Как научиться переводить абстрактные бухгалтерские показатели на язык деловой практики? Для человека без диплома финансиста задача нелегкая. Но усилия, направленные на ее разрешение, стоят того

КУДА ДВИЖУТСЯ ДЕНЬГИ

Отчет о движении денежных средств похож на выписку с вашего личного банковского счета. В нем отражается наличие денежных средств на начало периода, поступление денег, выплата денег и их остаток на конец периода.

Чтобы остаток не был нулевым, нужно в начале каждого месяца или

квартала планировать движение денежных средств. При этом необходимо моделировать три сценария развития ситуации: что будет в худшем случае (пессимистичный прогноз), в лучшем (оптимистичный), и каков наиболее реальный прогноз. Например, вам необходимо купить новое оборудование стоимостью $300 тыс. У вас есть возможность получить кредит, по которо-

му вам придется выплачивать $30 тыс. в месяц. Если вы постоянно занимаетесь анализом и у вас есть информация за предшествующий период (скажем, за аналогичный период прошлого года), вы можете попытаться предсказать, какие суммы к вам поступят.

Что будет при худшем варианте развития событий, когда поступление денег окажется минимальным? Сможете ли вы расплачиваться по кредиту? Если вы не уверены в этом, то покупку оборудования целесообразнее отложить и попытаться рассмотреть другие варианты, например, взять его в аренду или лизинг.

А можно поступить и по-другому: задуматься над тем, как увеличить поступление денежных средств. Помимо первого, что приходит в голову - увеличить объемы продаж, - существует много других способов создания свободных денежных ресурсов. Во-первых, можно удлинить сроки, в течение которых осуществляются выплаты поставщикам. Если вы хороший клиент и у вас временные сложности с наличными, то вы можете заплатить кредиторам чуть позже, скажем, не через два месяца, а через 75 дней. Во-вторых, можно привлечь авансовые платежи от ваших клиентов. Если они ценят вашу продукцию, то можно договориться с ними о предоплате в счет будущих покупок. В-третьих, можно привлечь инвестиции у собственных сотрудников, предоставив им возможность получить вместо зарплаты акции компании.

Если эти варианты неосуществимы, деньги приходится занимать. Но и в этом случае прогнозирование и планирование помогают решить проблему оптимальным путем. Самый плохой вариант - начинать искать заемные средства, когда ситуация становится критической. Целесообразнее брать в долг до возникновения финансовых проблем. Чем тщательнее вы составите свой финансовый план, чем раньше обратитесь к кредиторам, тем проще будет с ними договориться об условиях кредитования. Вам дадут деньги охотнее, и возможно, под максимально низкие проценты.

КАК ЧИТАТЬ БАЛАНС

Балансовый отчет состоит из двух разделов: актива и пассива. В активе баланса показывается имущество компании, а в пассиве - источники, за счет

которых имущество сформировано. Таких источников всего два: собственные и заемные средства, т. е. капитал и обязательства.

Из баланса видно:

- чем владеет бизнес (активы);

- что он должен другим (обязательства);

- что остается на долю владельцев (капитал).

Основой финансовой устойчивости предприятия является структура источников его имущества. Оно может состоять из собственных и заемных средств. Ясно, что чем выше доля имущества, сформированного компанией за счет собственных средств, тем прочнее ее положение.

В соответствии с бухгалтерским балансом, собственные средства показываются в 3-м разделе Пассива баланса «Капитал и резервы». Это уставный, резервный и добавочный капитал и прибыль компании.

Заемные средства показываются в 4-м разделе Пассива «Долгосрочные обязательства» (долгосрочные займы и кредиты, прочие долгосрочные обязательства) и 5-м разделе Пассива «Краткосрочные обязательства» (краткосрочные займы и кредиты, кредиторская задолженность, прочие краткосрочные пассивы).

Соотношение собственных и заемных средств рассчитывается с помощью четырех коэффициентов, указанных в таблице 1.

Помимо этого, важным показателем финансового состояния компании является ее платежеспособность, то есть способность выполнять свои краткосрочные обязательства. Компания считается ликвидной, если сумма оборотных активов покрывает сумму краткосрочных обязательств (тех, которые надо выплатить в течение года) или превышает их.

Существует два вида активов: текущие (оборотные) и долгосрочные (внеоборотные).

Текущие - это ликвидные в той или иной степени активы: деньги, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность, запасы.

Долгосрочные активы - это труднореализуемые объекты: здания, сооружения, оборудование, незавершенное строительство, другие долгосрочные активы. Обратить их в наличные деньги сложнее.

Поэтому если у компании становится слишком много долгосрочных активов, но мало текущих - она становится менее гибкой и малоликвидной. Коэффициенты, необходимые для анализа ликвидности, показаны в таблице 2.

Важная статья бухгалтерского баланса, на которую нужно обязательно обращать внимание, - это размер материально-производственных запасов (МПЗ). Есть два признака, которые должны заставить вас насторожиться: если МПЗ постоянно растут, но при этом объем реализации продукции не увеличивается - значит, их количество чрезмерно. Если же запасы быстро сокращаются, а реализация возрастает, это означает одно из двух: либо у вас превосходно организован сбыт, либо запасов недостаточно.

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов определяется путем деления себестоимости реализованной продукции на сумму МПЗ. Низкая оборачиваемость может указывать на низкую ликвидность продукции, вероятное затоваривание, скажем, в связи с ее моральным износом.

Если компания привлекает средства инвесторов, то их прежде всего будут волновать такие показатели, как «прибыль на инвестированный капитал» и «фондоотдача». Поэтому необходимо следить за изменением этих показателей. Чем выше показатель «прибыль на инвестированный капитал», тем лучше работают деньги инвесторов (см. таблицу 3).

Точные размеры всех показателей зависят от отрасли, в которой работает компания. То, что плохо для торговли, может оказаться высоким показателем для производственного предприятия. Поэтому прежде, чем приступать к тщательному анализу, необходимо выяснить, какие значения различных показателей являются

оптимальными для данной отрасли. Такие данные можно найти в справочных изданиях зарубежных отраслевых ассоциаций.

ЕСЛИ ПЛАН РАСХОДИТСЯ С РЕЗУЛЬТАТОМ

Важное значение имеет сопоставление плановых и фактических показателей, которые выявляет практика. При этом следует учесть, что расхождения, выраженные в абсолютных величинах (в долларах или рублях), не дают возможности увидеть истинное положение дел. Их нужно рассматривать в процентном выражении.

И оценивать ситуацию комплексно, учитывая одновременно ряд показателей. Только тогда можно заметить предупреждающие сигналы, позволяющие избежать финансового кризиса. Как показывает практика, это не слова. Приведем пример из деятельности одной инженерной консалтинговой компании.

На первый взгляд, отчет о ее прибылях и убытках выглядит неплохо (см. таблицу 4). Объем продаж в первые шесть месяцев года значительно увеличился - с $48400 в январе до $150560 к июню. Совокупные издержки, связанные со сбытом и маркетингом, были стабильны в течение всего периода, а финансовые, общие и административные издержки за этот период даже снизились: с 17% до 13%. Валовая прибыль, составлявшая $18464 в январе, выросла до $39067 в июне. Если обращать внимание на абсолютный рост валовой прибыли и объема продаж, то получается весьма радужная картина. Но если в январе условно-чистая прибыль составляла 13% от суммы продаж, а в феврале и марте - 20%, то в апреле она упала аж до 2%. Почему так произошло?

Оказывается, все дело в понижении коэффициента эффективности труда сотрудников компании. В начале года в ней работали 4 инженера, в феврале в компании трудились уже 6 инженеров, в марте - 8, в апреле - 12, в мае -14, а в июне - 16. Когда инженеров стало 12, коэффициент эффективности их труда заметно упал: с 85% до 71%. В таблице 5 показано, как изменялся этот показатель от месяца к месяцу. При этом себестоимость продукции из-за роста затрат на зарплату постоянно увеличивалась.

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ИНЖЕНЕРНОЙ

Если бы в конце апреля при анализе финансовых показателей компании руководитель принимал во внимание не только производственные расходы, но рассмотрел и значение коэффициента эффективности труда, ситуация сложилась бы иначе. В этот момент надо было сказать себе: «Мы слишком быстро растем. Давайте прекратим найм сотрудников. Возможные инвестиции в будущее превышают наши возможности». Если бы руководитель в тот момент просто сохранил количество инженеров на апрельском уровне (12 человек), то результаты второго квартала были бы совсем другими. Расчеты показывают: если бы компания скорректировала свои действия, прибыль бы вновь увеличилась - до 12%, а потом до 17%.

Провести подобный анализ и подготовить аналитическую записку для руководства компании сотрудник финансовой службы смог бы за пару часов. Но если бы это было сделано вовремя, то компания не потерпела бы таких серьезных убытков.

Таким образом, чем лучше организован анализ разнообразной информации о деятельности предприятия, чем лучше поставлен в ней управленческий учет, тем меньшие риски оно несет.



Содержание раздела