Помимо официальных оценок аналитиков, участники рынка нередко прислушиваются к неофициальным прогнозам, или “прогнозам-слухам” (wisper numbers). Так обычно называют неофициальные оценки прибыли компаний, публикуемые на ряде Web-сайтов, достоверность информации которых является весьма сомнительной. Эти прогнозы завоевывают все большую популярность, однако в последнее время они стали относительно ненадежными и, по данным недавних исследований, являются менее точными, чем оценки институциональных инвесторов.
По данным медиа-фирмы Bloomberg, расхождение неофициальных оценок с результатами IV квартала достигло 30%, тогда как аналитики Wall Street в среднем “ошиблись” на 22%. Следует отметить, что, когда Bloomberg проводила подобное исследование в середине 1999 г., неофициальные прогнозы были намного более близкими к истине и значительно выигрывали в точности в сравнении с официальными оценками аналитиков. Тогда первые расходились с финансовыми результатами компаний примерно на 21%, а вторые – на 44%. Bloomberg полагает, что причиной повышения качества оценок аналитиков явилось ухудшение экономической ситуации.
Аналитики склонны занижать оценки будущих прибылей, следствием чего часто становится рост акций компаний после объявлений о том, что их прибыль превысила ожидания. Неофициальные прогнозы, напротив, как правило, переоценивают прибыли. В условиях замедления экономического роста относительно “скромные” оценки аналитиков оказываются ближе к реальности, чем неофициальные прогнозы, которые часто бывают чересчур оптимистическими.
Первоначально прогнозы-слухи представляли собой внесенные буквально в “последнюю минуту” изменения, которые аналитики не включали в официально публикуемые прогнозы, но “шепотом” сообщали лучшим клиентам в тех случаях, когда результаты отслеживаемой компании должны были превысить предварительные оценки. Согласно исследованию, проведенному в 1999 г. специалистами одного из американских университетов, в прессе первое упоминание о “прогнозах-слухах” появилось в 1994 г.
Инвесторы восприняли данные подобных прогнозов как наиболее точный барометр, указывающий на вероятность резкого изменения цены акций компании после отчета о прибыли, расходящегося с предварительными оценками. Правда, лишь небольшое число инвесторов имело доступ к неофициальным “советам”, основой для которых часто служила информация, полученная аналитиками из финансовых отделов отслеживаемых ими компаний. Однако ситуация менялась по мере популяризации Интернет как средства для сбора финансовой информации. За последние три года несколько Web-сайтов, специализирующихся на неофициальны] прогнозах, напр., WhisperNumber.com, сделали данные этих прогнозов доступными для миллионов инвесторов. Неофициальные прогнозы приобрели особенно большую популярность у day-трейдеров и индивидуальных инвесторов, которые заработали огромные деньги в период “бычьего” рынка конца 1990-х гг.
Вскоре эти прогнозы получили такое широкое распространение, что средства массовой информации начали ссылаться на них, дополняя ими официальные оценки, данные инвестиционными банками. Телеграфные агентства Bloomberg News и Reuters обычно включают неофициальные цифры в свои сообщения, которые затем часто используются ведущими газетами и журналами. Однако доступность информации еще не означает ее высокой достоверности, так что инвесторам следует относиться к данным неофициальных прогнозов с большой осторожностью и думать дважды, прежде чем принимать решения на их основе.