Дата: 1 февраля 2002 г.
Начинать лучше всего с рекомендаций. Именно таким образом, через рекомендации друзей, родственников и знакомых, финансовые консультанты получают большую часть своих клиентов. Однако советы окружающих не следует сразу воспринимать как руководство к действию. Известно, что многие консультанты готовы использовать любые методы - от просьб до запугивания, - чтобы заставить рекомендовать себя потенциальным клиентам. Кроме того, тому, кто сам плохо разбирается в финансовых вопросах, трудно понять, правильные ли советы он получает. Поэтому если клиент чувствует какие-либо сомнения, ему лучше довериться своей интуиции и расстаться с данным консультантом.
Средства массовой информации также представляют широкие возможности при поиске финансового консультанта. В газетах, на финансовых Web-сайтах и в ряде специализированных телепрограмм интервью с экспертами по финансовому консалтингу можно встретить почти каждый день. Большая часть лучших независимых финансовых консультантов часто появляется на телевидении, либо их мнения публикуются в газетах. Можно просто обратить внимание на часто повторяющиеся имена, а затем поискать их в телефонном справочнике. Основная причина, по которой эти эксперты соглашаются уделить внимание прессе, - это желание сделать себе рекламу и привлечь новых клиентов, поэтому предложения об оказании консалтинговых услуг могут их только обрадовать.
Существует еще один способ найти хорошего консультанта: целый ряд сайтов предоставляет услуги, позволяющие связать финансовых консультантов и их клиентов. Например, в Великобритании подобную услугу можно найти на финансово-поисковом сайте http://www.find.co.uk. На этом сайте имеется раздел, посвященный независимым финансовым консультантам, который содержит указатель по регионам. Можно также обратиться в IFA Promotion - организацию, спонсируемую финансовыми консультантами, специалисты которой при помощи почтового кода клиента выясняют, какие независимые финансовые консультанты имеются в районе его проживания. Сайт этой организации расположен по адресу http://www.ifap.org.uk. Обе вышеуказанные компании утверждают, что отслеживают деятельность специалистов, рекомендуемых на их сайтах, но, поскольку первая встреча с консультантом все равно назначается почти "вслепую", то клиенту следует доверять своей интуиции и не нанимать консультанта, если тот ему не понравился. Дополнительную информацию по проблемам финансового консалтинга можно найти на сайтах Financial Services Authority, FSA, (http://www.fsa.gov.uk) и Society of Financial Advisers, SOFA, (www.sofa.org).
Прежде чем встречаться с консультантом, следует выяснить ответы на следующие вопросы:
- Имеет ли консультант регистрацию в соответствующих регулирующих органах?
- Является ли он независимым?
- Как он взимает оплату за услуги?
- Как давно он работает в данном бизнесе?
- Имеет ли он соответствующую квалификацию?
- Может ли он представить рекомендации?
О том, каким образом выбранный консультант взимает оплату с клиентов, следует узнать заранее, потому что некоторые берут деньги уже за первую встречу. Консультанты, как правило, взимают оплату двумя способами: либо авансом, либо получая комиссии за финансовые продукты, продаваемые клиенту. Ни один из способов не имеет несомненных преимуществ, хотя многие клиенты предпочитают платить вперед. Это предполагает, что консультант будет действовать в их интересах, а не просто продавать им финансовые продукты, чтобы получить комиссионные. Важно также выяснить, действительно ли консультант является независимым. Некоторые из них связаны с определенными компаниями, а значит, есть вероятность, что они могут рекомендовать только инструменты этих компаний. Такие советы едва ли можно считать добросовестными, поскольку клиент лишается возможности извлечь выгоду из большинства продуктов, предлагаемых на финансовом рынке.
Опыт имеет огромное значение для независимого финансового консультанта, поэтому необходимо выяснить, как долго он оказывает подобные услуги. Следует также убедиться в том, что он имеет необходимую квалификацию для предоставления высококачественных финансовых консультаций. Это означает, что он, как минимум, должен иметь сертификат специалиста по финансовому планированию (Financial Planning Certificate). Лучшими консультантами обычно являются те, кто сдал экзамен и получил сертификат Advanced Financial Planning Certificate. Клиентам, которым необходима помощь в принятии инвестиционных решений, стоит поинтересоваться, имеет ли избранный ими специалист сертификат по инвестиционному консалтингу (Investment Advice Certificate). И, наконец, клиент должен комфортно чувствовать себя в обществе консультанта. Ведь ему приходится делиться с этим человеком частью персональной информации. Если консультант не нравится клиенту, то велика вероятность, что клиент не захочет обращаться к нему, так часто, как необходимо, или в тот момент, когда это будет необходимо.