Заключение
Теория триединства утверждает, что таким ры-ночным терминам, как ожидание, инвестиционные плен и ценовые пат терны, отвечает триада настроения, сознания и тела. Эти три компоненты тесно связаны друг с другом, а их сферы влияния частично перекрываются. В сущности, ото всего лишь названия одного феноменального существа, которое мы называем рынком. Когнитивная наука сходится во мнениях с философами древности. Наш мозг поделен на три отдела, каждый из которых отвечает за своп функции. Эту простую идею могут подтвердить исследования истории, литературы, психологии, окружающих нас людей. Рынки — это мы. Это мы делаем рынки. Наши действия на рынке, наши чувства к рынку и наши идеи насчет рынка возникают из архитектуры нашего познания. Эта простая, по закономерная аналогия микрокосма п макрокосма, или «человеко-кос-ма» и «рыпко-косма» служит неотразимой, связной системой изучения того, как работают рынки. Теорию триединства нельзя запрограммировать, ее нельзя ввести в карманный калькулятор. Это не «автоответчик», кото-
рый дает ответы на псе вопросы. Это практичная п потенциально очепыірибыльная философия. И все равно пикто никогда не сможет сказать точно, каким будет индекс Доу-Джонса на момент закрытия торгов в ближайшую пятницу. Предсказывать экономическую статистику невозможно. А если бы такая возможность и существовала, нс факт, что опа показывала бы нам, каким будет рынок.
Функции мозга и их метрики
Мозг каждого инвестора от рождения состоит из трех отделов, однако инвесторы склоняются к какому-то одному виду поведения. Наш общественный уклад нашей жизни способствует объединению одинаково мыслящих людей, образованию клубов, клик, масс. «Человек сознания» поступает так, как велят текущие инвестиционные идеи, или рыночные концепции. «Человек настроения» подчиняется чувствам, настроениям рынка. «Человек действенный» поступает в соответствии с поведением цен. В табл. 1 и 2 для каждой рыночной функции указана сфера, где ее можно наблюдать, методы диагностики и конкретные метрики. Данная классификация помогает четко попять функцию каждого отдела мозга. Например, где искать такую компоненту рынка, как сознание, и как ее оценивать? Искать ее следует в газетах, журналах, в Интернете. Оценивается сознание посредством разбора газетных полос, поиска слоганов и наблюдения за инвестиционными идеями. Как это ни странно, компоненту сознание, столь богатую на информационное содержание, оценивать труднее всего. Ком-понеиту настроение, с другой стороны, трудно распоз-пать, но легко оценить. Компонента тело, или техника, включает в себя много показателей, что затрудняет выбор наиболее подходящего из них. Каждая компонента требует разных методов и обладает своими характеристиками. Таков рынок.
Таб ища 1
Отделы мозга, компоненты рынка, методологии и их проявления
|
Отдел мозга
|
Компонента
рынка
|
М етодо-логия
|
Поведе
ние
|
Проявление
|
Неокортекс
|
Сознание
|
Фундамен
тальные
основы
|
Мышле
ние
|
Инвестиционные идеи
|
Лимбический
|
Настроение
|
Психология
|
Чувство
вание
|
Мнения
|
Инстинктный
|
Тело
|
Техника
|
Действие
|
Ценовая статистика
|
|
Таб пи цп 2
Компоненты рынка, сферы, методы и метрики
|
Компонента
рынка
|
Сфера
|
Методы
|
Метрики
|
Сознание
|
Телевидение, газеты, журналы, Интернет
|
Размышление,
обдумывание,
интерпретация
|
Анализ обложек журналов, разбор газетных полос,
поиски слоганов
|
Настроение
|
Трейдеры, брокеры, розничные торговцы, чистильщики обуви
|
Слушание, подслушивание. сопереживание
|
Интерпретация рыночных ожиданий
|
Тело
|
Данные о ценах, объемах и волатильности
|
Наблюдение, счет, составление графиков
|
Анализ длительности трендов
|
|
Разные функции для разных игроков
Функции мышления, чувствования и действия и соответствующие им метрики рассмотрены в табл. 3. Например, в столбце «долговременные изменения» описывается определенный масштаб времени: крупные подъемы рынка происходят в фиксированных эмоциональных средах, отмеченных своими слоганами и ценовыми экстремумами, охватывающими периоды времени длиною во многие месяцы. А в соответствии с рассмотренной в топ же таблице тактической категорией инвесторы могут исходить из рыночных настроений, в основе которых лежат события, воздеГхствуюіці іе на рынок в течение нескольких дней. В некотором смысле, каждый инвестор совмещает в себе все эти роли. Спекулянту волей-неволей приходится принимать долгосрочные решения в отношении его пенсионного счета. Менеджер банковского траста в определенные дни должен принимать рыночные решения, на которые неизбежно влияют эмоты и новости данного конкретного дня. В результате сфера скальпирования, традиционная вотчина мелких спекулянтов, наложит некоторый отпечаток надену, по которой менеджер банковского траста станет исполнять свои структурные решения.
Разные масштабы, разные игры
Настроение, сознание и тело, а также их соответствующие проявления — ожидания, инвестиционные идеи и ценовые тренды, - это тройственная реальность
Таблица 3
Рыночное поведение, временные рамки инвестирования и соответствующие им метрики
|
Рыночная
функция
|
Скальпи
рование
|
1 Тактика
|
Стратегия
|
Долговременные изменения
|
Мышление
|
Пресс-
релизы
|
Рыночные
события
|
Концепция
|
Слоган
|
Чувствование
|
Эмоты
|
Настроение
|
Состояние
|
Среда
|
Действие
|
Колебания цен в течение дня
|
Колебания
цен в течение нескольких дней
|
Колебания цен в течение нескольких недель
|
Колебания цен в течение нескольких месяцев
|
|
рынка. Нагляднее всего это проявляется, когда на рынке случаются крупные взлеты или падения цеп, как это было н 1929 г. іі и 2000 г. Однако в меньшем масштабе времени различать действие рыночных принципов сложнее. С другой стороны, одна из основных посылок поведенческого трейдинга в том и состоит, что поведение инвесторов, имевшее место во время таких великих событий, как в 1929 г., имеет место и сегодня. Болес того, инвесторы функционируют на многих разных уровнях и во многих разных масштабах. Другими словами, прямо сегодня п сейчас участники рынка разыгрывают миниатюрные рыночные паники н «мыльные пузырьки». Знание этого позволяет нам дифференцировать и классифицировать рыночное поведение по различным временным шкалам. Это показывает, что дальше в мельчайших масштабах времени присутствуют одни и те же атрибуты рынков. Это не нужно принимать на веру, это нужно понимать. Инвестиционное поведение не изменяется, меняются только его масштабы и контексты. Иными словами, рассматриваемый здесь подход к инвестированию не связан с каким-
368
либо определенным стилем вложения денег или периодом времени. Принципы теории триединства действуют во всех временных рамках п применяются ко всем участникам рынка, от работающих на биржевых площадках трейдеров до управляющих банковскими трастами. Инвестиционные горизонты, типы участников рынка, интересующие их типичные тренды и средние длительности этих трендов, характеризующие рыночное поведение этих участников, перечислены в табл. 4.
Таблица •! Инвестиционные горизонты, действующие лица, тренды и их длительность
|
Горизонт
|
Действующее
лицо
|
—
Тренды
|
Длительность
|
Скальпиро
вание
|
Спекулянт
|
Часы
Считанные
дни
|
4-6 часов
3-5 дней
|
Тактика
|
Активный инвестор
|
Дни
Считанные
недели
|
5- 8 дней
6- 7 недель
|
Стратегия
|
Инвестиционный
менеджер
|
Недели
Кварталы
|
6-7 недель
13-15 недель
|
Долговременные изменения
|
Долгосрочный
инвесгор
|
Кварталы
Годы
|
7 месяцев
1.5 года I
|
|
Какие мы на самом деле?
Я практикую поведенческий финансовый менеджмент — подход, основанный на теории триединства, -- как в исследовательской службе Market Semiotics, так и в инвестиционном фонде Semiotics Fund. Применение изложенных в этой книге методов до сих пор даст завидные результаты. Более того, этими методами может воспользоваться любой человек, готовый относиться к рынкам по-новому. Как сказал Ричард Талер:
Главный урок из этого болью отзовется в сердцах экономис-тов-теоретиков. И состоит он в том, что их работа намного труднее, чем мы думали раньше. Составления модели рационального поведения может быть недостаточно, а составление хорошей модели не совсем рационального поведения затруднено двумя причинами. Во-первых, строить хорошие описательные модели без сбора данных в целом не представляется возможным, а многие теоретики, как известно, проявляют сильные аллергические реакции на данные. Во-вторых, рациональные модели в большинстве своем просты, элегантны и дают точные прогнозы, тогда как поведенческие модели чаше всего оказываются сложными, сумбурными и гораздо более пространными в своих результатах. Однако на этот вопрос можно взглянуть вот с какой стороны. Что лучше: быть элегантным, но точно ошибаться, или сумбурным, но в целом правым?
7‘
J
Правильно сказано: человеческие существа сложнее, пространнее, сумбурнее п менее рациональны, что предполагается в традиционной экономике. Мы как честолюбивые доктора рынка должны понимать, что человек экономический далеко не однороден и сложен, причем сложность эта непосредственно связана с наличием у него сразу трех отделов мозга. Прежде всего, мьг должны принять эту сложность, а затем изучить ее.
У рыночного доктора шесть «пациентов»
В качестве аналогии полезно будет воспользо-ваться такой изначальной медицинской парадигмой
древнегреческих врачевателей, как семиотика, она же симптоматика. В конце концов, все мы, в сущности, пытаемся поставить рынку диагноз. И именно в этом заключается роль и обязанность врача. Руководствуясь своими знаниями и опытом, доктор изучает симптомы пациента, интерпретирует их, ставит диагноз, а затем делает прогноз. В нашем случае пациент — это рынок. У этого пациента, как будет показано ниже, шесть отделов мозга. Разумеется, поскольку рынок — это мы, то мы и являемся пациентами. Медицина процветает потому, что кто-то всегда заболевает. То же самое и на рынке. На нем всегда присутствует некоторое неравновесие, которое необходимо диагностировать. Спрос на услуги рыночных докторов будет всегда, даже если это обыкновенные диагносты, потому что рынку всегда нездоровится, а причина этого неизвестна. Чтобы преуспеть на рынке, мы должны лучше понимать функции отделов нашего мозга н соответствующие рыночные симптомы. У нас три отдела мозга, каждый из которых имеет две стороны. Другими словами, отделы мозга поделены па две части, выполняющие относительно противоположные функции, одни из которых носят позитивный характер, а другие — негативный. Большинство из нас знакомо с парадигмой правого/левого полушария мозга, отражающей две стороны неокортекса, или рационального мышления. Однако у человека три отдела головного мозга, рациональный (сознание), эмоциональный (настроение) и примальный или инстинктивный (тело), и каждый из них выполняет двойную функцию. Таким образом, мы должны диагностировать как мини-
мум шесть отделов. Можно назвать их шестью симптомами. Описание каждого из них, применительно к человеку и к макрокосму рынка, дано н табл. 5.
'Іабмща 5
Три отдела мозіа, каждый поделен на дне половины, того шесть категорий людей и рынков
Функции
мозга
|
Правое полушарие
|
Левое полушарие
|
позитивный
человек
|
позитивный
рынок
|
негативный
человек
|
негативный
рынок
|
Неокортекс. рациональное мышление
|
Интуиция
Воображе
ние
Интеграция
|
Размыш
ление
Семиотика
Синтезиро
вание
|
Вычисление
Дуализм
Рациона
лизм
|
Метромания
Избыточный
анализ
Дробление
|
Лимбический мозг, эмоциональное
чувствова
ние
|
Позитивные
эмоции
Оптимизм
Любовь,
уважение
|
Повыша-
тельность,
уверенность
Надежда,
жадность
Мания
|
Негативные
эмоции
Пессимизм,
сплетни,
слухи
|
Понижа-тельиость, страх, отрицание, паника, отчаяние
|
Инстинкт-ный мозг, инстинктивные
действия
|
Борьба
Привлека
тельность
|
Покупка
Накопление
Подъем
|
Отступление
Избавление
Антипатия
|
Продажа Ликвидация Избыточность сделок
|
Шесть степеней очистки
У вас может возникнуть мнение, что мы забрались в дебри поведенческого трейдинга. На самом же деле таблица с шестью отделами мозга — это простая и полная матрица финансового рынка и человеческого поведения. Теория триединства для того и создана, чтобы упрощать рыночную проблему. Задумаемся на минуту о традиционных попытках понимания рынка. Это сотни исследовательских отчетов, тысячи мнений, бесчисленные свод-км в средствах информации и сотип тысяч «тиков» па экранах компьютерных мониторов ежедневно. Рыночный мираж — чрезвычайно сложное существо. А нам нужна простота. Больше того, опа нам необходима. М. Гладуэлл в своей книге «The Tipping Point» пишет: «В когнитивной психологии существует концепция емкости канала. Под этим понимается объем пространства в нашем мозгу, отведенного под определенные виды информации. По этой причине телефонные номера состоят из семи цифр. «Компании Bell нужно было выбрать как можно более длинное число, но не настолько длинное, чтобы люди не могли его запомнить», — говорит Джонатан Коэн, специалист по изучению памяти из Принстонского университета. Если бы местный телефонный номер состоял из восьми пли девяти цифр, емкость человеческого канала была бы превышена, а потому ошибок при наборе номеров было бы намного больше».
8" Оказывается, шесть категоріи'! или степенен дифференциации -- это почти максимум того, что мы можем осилить. Очевидно, что это поведенческое ограничение влияет даже па нашу способность звонить себе домоіі. Этим можно объяснить то, почему столь многих инвесторов рынок приводит в смятение. Ріа нем слишком много информации. Для прибыльного функционирования на рынке нам отчаянно требуется очищение этой информации. Так как степеней очистки у нас всего шесть, чем больше мы можем концентрироваться па принципах рынка, а не на его деталях, тем лучше для нас. Дополнительную сложность в нашу рыночную жизнь привносит то обстоятельство, что рынок никогда не закрывается.
Рынок работает всегда
Мы, представители финансовой культуры, ведем счет, как спортивные болельщики. Теория триединства исходит из того, что рынок открыт всегда, подобно миру спорта Спортивные итоги подводятся только па крупных соревнованиях, а они происходят относительно нечас го Тем не менее, спорт как культурное явление функционирует постоянно. Разве в промежутках между состязаниями в спорте не происходят значительные изменении? В эго время спортсмены тренируются, «скауты» составляют своп отчеты, а комментаторы делают свои обзоры. Тренеры и игроки думают о своих противниках постоянно. Спортивные репортажи в газетах, на радио и по телевидению не прекращаются ни на день. После окончания соревнований по телевизору еще долго повторяюі их наиболее интересные моменты, а то и трансляции целиком. Современный спорт — это непрекращающееся явление. Инвесторы, «маркет-мейкеры», дилеры п инвестиционные менеджеры беспрестанно думают и переживают в отношении рынка. Наша одержимость рынком сродни преданности спортивных болельщиков своим спортсменам, командам и видам спорта. Рынок всегда открыт в том смысле, что он всегда воздействует на пашу индивидуальную и коллективную психику. Настроение н сознание рынка бодрствуют всегда, даже когда его тело спит. Вспомним, как после событий 11 сентября 2001 г. на неделю была приостановлена работа биржи. Остановился ли рынок? Вовсе нет: количество догадок, разговоров, мыслей и чувств о том,
что должен или что может сделать рынок, наоборот, только увеличилось. Фактически, если сравнивать рынок с человеком, то в тот период он находился в коме. Рынок — это органичное существо, столь же общественное и психологичное, сколь и финансовый феномен.
Триединая философия — это кое-какие ответы и денежная выгода
Теория триединства — Э’іо практичная философия рыночного поведения, основанная на простой, по совершен ной структуре самого человека. Она гласит, что рынки есть ни что иное как па порядок больший космос человеческого поведения. Рынки представляют собой зеркальное отражения человека, причем отражение отпо-сіпельно точное. Мы провели параллели между рыночными и человеческими структурами, функциями и проявлениями. Мы даже определили метрики для оценки этих проявлений. Все, о чем мы говорили в этой книге, объединено одной логикой, и эта логика позволяет эффективно очищать, находить квинтэссенцию современных хаотичных, путаных и сбивающих с толку так называемых рыночных исследований. Теория триединства предлагает нам новое понимание поведенческого финансового менеджмента и финансовых рынков в целом. Более того, она несет нам практические результаты, т. е. деньги. В данной философии признается, что жизнь или вообще вселенная многомерна, многообразна, адаптивна
м плюралистична. Другими словами, во всем, что мы видим, заключено больше смысла, чем мы видим. Всегда требуется интерпретация. Абсолютов по существует. Ничто реальное не просто, а смысл рынка всегда непостоянен, всегда условен и всегда относителен. Так что оставьте свои расчеты и присмотритесь к рынку. 2+2 не всегда равняется 2x2. Во всем, начиная атомами п заканчивая обществами и солнечными системами, существует иерархия отличающихся реальностей. Противоположное мнение, о котором мы говорили, — это лишь подмножество семиотики, семиотика — подмножество философии, философия “-подмножество истинного знания, истинное знание— подмножество истины, истина — подмножество чуда, чудо - подмножество еще какой-нибудь формы знания, и а ак далее до бесконечности. Рынки создаем мы. История рынков написана нашими аккумулированными действиями. Абсолютных ответов здесь быть не может, и теория триединства дает лишь условные ответы, по эти ответы позволяют нам получать на финансовых рынках прибыль. Теория триединства предлагает возврат к более сбалансированному гуманизму в человеке и на рынках. Никакой сложной математики. Все, что требуется для ее применения, ото повторительный курс здравого смысла. Чтобы начать практиковать поведенческий трейдинг, инвесторы должны лишь раскрыть глаза, присмотреться к самим себе и пользоваться данными нам природой способ] гостя ми.
Послесловие
Писательство, приобщение к своей «вере» и получение прибыли
Целью Semiotics Capital Management является извлечение прибыли посредством применения рсзуль-татов поведенческих исследовании. Я понимал, что никогда пс смогу сделать это в одиночку. Интерес к идее проявил Андреас Калиапос, и он же оказался достаточно дальновидным, чтобы разглядеть сс потенциал. Два года мы работали над тем, как перевести наши исследования в инвестиционную плоскость. Для этого мы определяем профили высокой вероятности в отношении различных индексов, секторов экономики и отдельных ценных бумаг. Мы понимаем, что для ежемесячной победы на рынке необходимо как можно точнее определять то, что мы называем «ошибкой месяца».
Понимаем мы и то, что при всей своей успешности наши профили высокой вероятности время от времени дают осечку. Ватой связи важную частьпашей дисциплины составляет управление рисками. Исследование, инвестирование и управление рисками — все это довольно раз-
25-1464
иые аспекты одного и того же, успешного вложения капитала. Теория триединства и поведенческий финансовый менеджмент позволяют заработать «на хлебе маслом», а самое практичное тому доказательство — прибыль.
Растения, кустарники
и хеджевые фонды
Хеджевые фонды расплодились в США ближе к концу «мыльного пузыря» «Э*Жадности». Большинство из них создавались бывшими сотрудниками брокерских котор, инвестиционных компании и паевых фондов. В хеджевых фондах привлекают в первую очередь их неприлично высокие показатели прибыльности и то, как они ориентируются на массового «потребителя». В результате, они преподносятся как альтернативные способы вложения денег. Инвестиционные классы 11 возможности всегда возникают параллельно с процессом образования новых парадигм в финансовой культуре. Финансовая культура, в свою очередь, это всегда отражение того, в каком состоянии находится рынок. Индустрия паевых фондов возникла как продукт парадигмы рациональности, экстраординарно благополучного состояния американской экономики и, конечно же, рынка «быков». Все кинулись вкладывать в них деньги, что совпало со зрелостью паевых фондов как инвестиционного средства. Теперь их вытесняют хеджевые фонды, или альтернативные инвестиции, чей расцвет пришелся на момент появления на легкодоступном «бычьем» рынке множества частных инвесторов. Этот момент был и 378
прошел. Мы вернулись крынку профессионалов. В этой среде определенные типы хеджевых фондов будут давать хорошие результаты, но многие другие не выживут. «Медвежий» рынок — неблагоприятная среда, это похоже на засуху. Во время этой засухи многие хеджевые фонды, совсем как растения и кустарники в дикой природе,'
или погибнут, или будут выселены с насиженных мест обитания, или значительно уменьшатся как популяция. Для большинства хеджевых фондов самый большой риск — это наличие самого риска.
Рискованное управление рисками
Большинство хеджевых фондов состоят из инвестиционной публики, достигшей совершеннолетня за последние 20 лет. Иными словами, по большей части это дети рынка «бьгков». О понятии управления рисками им ишето никогда не рассказывал. Они, конечно, о нем слышали, они сами о нем говорят, но на практике фактически не применяют. Почему? Управление рисками, в сущности, означает регулярное и систематическое признание собственных ошибок. А кому это по душе? Определенно, не тем ярчайшим и способнейшим, только-только продвинувшимся к вершинам карьерной лестницы в хеджевых фондах п оттого испытывающим головокружение от успехов. На самом деле до недавнего времени им и не
пало было знать, как управлять риском. Среди моих клиентов много сотрудников хеджевых фондов. Как правило, они закрывают свои позиции только, когда убыток становится слишком большим или когда позиция субъективно перестает быть или выглядеть привлекательной. Это пассивная, субъективная и потому неполноценная форма управления рисками. Мы с Андреасом осознали эту поразительную реальность, когда встретились с главным брокером фонда Semiotics bund. Поводом для нс гречи было ознакомление с онлайновой системой этого брокера, кстати говоря, известного н уважаемого учреждения. Мы задали простой, на наш взгляд вопрос: «Как в вашей системе подаются приказы о стоп-лоссе?». Оказалось, допас никто ни о чем подобном их не спрашивал. За ответом нашему партнеру пришлось обратиться в технический отдел своей фирмы. Это говорит о том, что большинство хеджевых фондов фактически нс пользуются стоп-лоссами. Они руководствуются исключительно умственными, по не практичными соображениями о том, когда следует закрывать позицию. Это не есть настоящее управление рисками. Управление рисками, фактически, противоречит инвестиционному процессу, известному как «кушіть и держать», этому детищу парадигмы рациональности. Культовое увлечение этим процессом, религией «эффективных границ», лишний раз подтверждает склонность человеческих существ к игнорированию своей подверженности ошибкам и своих инвестиционных потерь. Институциональный финансовый менеджмент строится на предвзятой идее о том, что определение успеха - это преодоление собственных рекордов, невзирая на
объемы убытков. Второй «зионочек» прозвенел, когда мы связались с комнапией-разработчиком программного обеспечения, предлагающей программы анализа портфелей хедж-фондов на прочность. Эти программы дают всестороннюю оценку общегориска портфеля. Мы поинтересовались у представителей компании, как у них идут дела. С нарастанием рынка «медведей», ответили они, дела налаживаются. Запросы от хеджевых фондов стали поступать лишь после того, как те начали «рушиться», т. е. терять много денег в произвольный месяц.
Как выглядит кивание головой
вслед «невидимой руке»?
«Невидимая рука» продолжает хлопать. Л нам остается лишь кивать головой в знак согласия с тем, что мы, вероятно, так никогда и не сможем по-настоящему подстроиться под такт се хлопков. Однако можно попытаться, и попытки эти могут оказаться очень и очень прибыльными. Вот только подход с позиций «деньги вперед» никогда не приносит дивидендов. Не следует поддаваться соблазну легкой наживы, как не следует заглатывать «живца», регулярно предлагаемого нам средствами информации. «Мистер Рынок» всегда будет на один шаг, на один бит, на одни «тик» впереди нас. Власть всегда находится в его невидимой руке. Не поддавайтесь запаху денег, поддавайтесь движениям этой руки. Наблюдайте за всем, не верьте ничему, и инвестируйте только исходя из чужих поведенческих ошибок.
Содержание раздела