Глава 8 Концепт-кафе
Где найти все новейшие культурные концепции и инвестиционные идеи? Оказывается, для ознакомления с рыночной культурой необходимо отправиться в коицепт-кафе Только вместо того, чтобы заказывать дежурное блюдо, в таком заведении мы должны будем слушать дежурные истории. Но для этого потребуется сыграть роль зеваки. Зевака — это праздный джентльмен, посещающий кафе и наблюдающий спектакли уличной жизни просто ради удовольствия. Применительно к рынку такая склонность к наблюдениям и умозаключениям означает процесс определения инвестиционных идей, или компоненты сознание теории триединства. Зевам может находиться в толпе, но не является ее часіью. Жизнь улицы, культуру большого города, заботы его жителей он рассматривает как оперу или как фабулу, за которыми стоит наблюдат ь и которыми можно наслаждаться. Все, что видит зевака, каждая сценка — это открытое расследование. Зевака замечает все и при эюм сам остается незаметным. Концепт-кафе - это то, где можно увидеть и услышать инвестиционные идеи или циркулирующие по рынку преходящие и переменчивые истории. Большинство людей уверено в том, что основы — это реальные, фундаментальные, аутентичные, надежные и долговечные причины, на которые можно положиться в объяснении рынка, однако зевака, или поведенческий трейдер, считает иначе Мы должны исходить из реальности, а реальность такова, что рынок полон пропаганды или того, что мы называем раскруткой. Раскрутка изначально была и по-прежнему остается одним из аспектов человеческого поведения. Поясним
Изначальная раскрутка
Цель пропаганды, убеждения или раскрутки состоит не в том, чтобы стимулировать интерес, а в том, чтобы дать готовый ответ. Раскрутка всегда связана с видимостью, поскольку, в сущности, является искусством проецирования. Проекция изображения — это всегда, даже по определению, тень. Почти все из того, что мы слышим или можем увидеть и услышать на рынке, намеренно создано для наших глаз и ушей кем-то другим. Нас кормят тенями, распространяемыми через средства информации. Раскрутка направлена на убеждение кого-либо в «неправде». Она вызывает преднамеренное восприятие. Пропаганда — это научно обоснованное обольщение. В рекламе, которую показывают по телевизору, не содержатся глубокие, философские вопросы. Реклама нужна для того, чтобы заставить нас думать строго определенным образом. Поведенческие трейдеры должны учиться видеть роль, которую предвзятость, пропаганда и раскрутка играют на финансовых рынках.
Что думаете?
Основа изучения финансовых рынков — нссле-дование человеческой мысли как таковой. Мы, «дети рынка», едва ли сочтем себя заинтересованными в старых идеях, однако именно они окутывают нас, как песни сирен - мореплавателей. История человеческой мысли — это структура всех наших предвзятостей. Хорошо это или плохо, по нами движут или оказывают на нас первоочередное влияние греко-римские, иудео-христианские, декартово-пыотоиовы идеи. Эти идеи имеют не только свои достоинства, но и свои уклоны. Существуют и другие культурные предвзятости. Это современные идеи «торговли в зоне», соблюдения «потока» биржевых приказов и «позиционирования» тренда, а также парадигмы фэн-шуй и даосизма. Инвестор, на которого «оказывает влияние» ведическая культура — культура, предшествовавшая санскриту, — может с большей готовностью принять (во всяком случае, интеллектуально) тот факт, что рыночные основы иллюзорны. Чтобы добраться до глубин поведенческого трейдинга, мы должны знать, как мы думаем и что мы думаем.
«Пещерный человек» Платон
Платон — древний представитель западной философии. Его идеи существуют и ассимилируются чуть ли не дольше всех остальных. Все философское наследие Платона отражено в его метафоре с пещерой. Примерно в середине седьмой книги «Республики» содержится такой абзац:
24В
Представь, что люди находятся как бы в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Находясь в таком положении, люди не видят ничего кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры
61
Эта метафора говорит о том, что мы живем в мире видимостей. В проблеме пещеры заключена главная проблема философии: что мы знаем и как мы это знаем? В контексте поведенческого трейдинга этот вопрос звучит так: «знаем» ли мы рынок? Мы видим рынок сквозь призму средств информации. Но что это, как не тени, мерцающие на экране кинескопа? Да, мы видим перед собой рыночные котировки, но ведь это всего лишь пиксел и на экране компьютерного монитора. Платон давным-давно предостерегал нас от этих теней.
Государи и их пропаганда
«Государь» Н. Макиавелли был одной из многих работ на тему искусства управления государством, получивших распространение в эпоху Ренессанса. Уникальность этого произведения состоит в том, что его автор четко различает практическую политику и этику. В то время было принято теоретизировать на языке теологии, что не является описанием того, как на самом деле устроен мир. Искренние наблюдения Н. Макиавелли за хитростью и обманом стали для нас средством, с помощью которого мы категоризируем манипуляции
человеческим поведением. «Государь» стал первым пособием на тему, которую сегодня назвали бы «медиа-тренингом». Как отличить истинное поведение от поведения политического? Как себя вести? Как себя преподнести? Как лгать? Разумеется, ради высокой цели. Это так называемое искусство расчетливой видимости тоже является аспектом поведенческого финансового менеджмента, именуемым «кадрированием».
Настоящим государем, для которого предназначалась книга Н. Макиавелли, был никто иной как Чезаре Борджа, сын Александра VI, самого продажного римского папы в истории. Александр сам купил себе папство и пользовался им ради богатства, женщин и политической власти. Под покровительством отца Чезаре вел политику, полную убийств и интриг, благодаря чему навечно обрел дурную славу. Он послужил прототипом не только для «Государя» Н. Макиавелли, но и для «сверхчеловека» Ф. Ницше. Поговаривают, что он мог служить моделью для образа Иисуса Христа в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Ч. Борджа был по всем статьям выдающимся персонажем, но только не «государем». Наоборот, он являл собой прямую противоположность государю. Что поделаешь, раскрутка.
Другой представитель клана Борджа, Фрэнсис, стал правой рукой папы Пия V. Это он убедил папу создать «Коллегию пропаганды». Официально это должна была быть центральная клиринговая палата для миссионеров, отправляемых для обращения язычников и протестантов в католическую веру. Истинная же миссия «Коллегии пропаганды» заключалась в том, чтобы поддержи -
вать власть Рима над миром. Помните, псе дело в территории и в войне за земли. Сегодня пропаганда присутствует в рыночных текстах в невиданных ранее объемах, и поведенческий трейдер должен уметь расшифровывать эти тексты, чтобы добраться до истинной сути рыночных историй.
Торжество души над материей не так уж материально, как вам может казаться
Критическую роль в истории экономической раскрутки играет французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650 гг.). Он отрицал превалировавшие в то время гуманистические Аристотелевы взгляды на мир и постулировал куда более механический характер вселенной. И пришел к выводу о том, что... единственное, в чем он мог быть уверен, так это в том, что он мыслит. Отсюда его известное выражение «Cogito ergo Sum», что означает «я мыслю, значит, существую». Тем самым он установил вездесущую склонность к «мышлению», или к «рациональности». Р. Декарт оказал огромное влияние на то, что философы называют вопросом души и тела, также известном как дуализм. Проще говоря, проблема взаимосвязи между душой и телом не решена до сих пор. Что на что влияет? Каковы их природы и как они взаимодействуют между собой? У нас две натуры, мы живем в двух разных мирах, в мире наших душ и в мире наших тел. Р. Декарт склонялся к тому, что душа, в отличие от тела, бессмертна и непреложна. Это допущение лежит в
основе заблуждения, имя которому «рационализм». На Уолл-Стрит до сих пор думают, что во главе угла стоит сознание, или инвестиционные идеи. Там всегда отрицали тело, или технику, потому что так, по сути, велел Р. Декарт. Его предрасположение к «торжеству души над материей» также стало слоганом. Мы научились отправлять людей на Луну, клонировать овец и давать количественную оценку риску фондового рынка, но по-прежнему очень мало знаем о споем сознании, своих чувствах, своих душах. Душа торжествует над материей, кроме случаев, когда дело касается материальных вопросов.
Разбирая Р. Декарта
Р. Декарт был во многих отношениях странным человеком. Он хотел прожить тихую, едва ли не уединенную жизнь. При этом он не чурался носить парижские парики и почти всегда одевался в черное. Он был вегетарианцем и требовал, чтобы омлет ему готовили из яиц, пролежавших не менее десяти дней.®
5 Что еще более странно, по мере того, как зрели его идеи относительно дуализма души и тела, он пристрастился к анатомированию животных. Он предполагал, что животные представляют собой особый вид машин и не обладают сознанием, а потому крики от боли, издаваемые животными при вскрытии, он, по всей видимости, рассматривал как своего рода механическую реакцию. Тело — это разновидность машины. Так может быть, человек тоже машина? Позже эту причудливую мысль Р. Декарта подхватятэко-номисты, придумавшие своего «человека экономическо-252
го», или «homo economicus». Однако, как показывает история, «изобретателем» человека экономического был сам Р. Декарт. Правда, его детище имело исключительно половую природу. Очарованный механикой тел, Р. Декарт приступил к созданию автоматов. И создал: это был автомат, «созданный по образу молодой девочки, способный издавать звуки наподобие человеческих и двигать конечностями». Отправляясь в плавание, Р. Декарт взял свое оригинальное устройство с собой, упаковав его в ящик. К несчастью, капитан корабля полюбопытствовал, что там внутри — возможно, он подозревал Р. Декарта в краже ребенка. Посчитав открывшееся ему ужасное зрелище творением рук дьявола, он выбросил ящик за борт.® Отмечается также, что па закате своих дней Р. Декарт сказал: «Пытаясь чему-то научиться, я не постиг ничего, кроме все более и более полного осознания того, каким невежественным я был». Возможно, он признал всю мелкоту попытки ограничиться одной лишь собственной душой. И действительно, как понимают поведенческие трейдеры, инвестирование средств только на основе преходящих инвестиционных идей ведет к неудовлетворительным результатам. Душа важна, но еще важнее то, как интерпретировать мысли других людей. Для этого мы должны взглянуть на финансовую культуру по-новому.
Кто как настроен?
Некоторые инвесторы придерживаются мнения, что преходящие инвестиционные идеи сродни языческим богам, и поэтому остерегаются всех основных новостей,
да так, что запрещают себе читать газеты и смотреть телевизор. Парадоксально, но при этом они упускают один і*
3 главных симптоматических индикаторов рынка. Рыночные истории — это та самая информация, которая необходима поведенческому трейдеру, чтобы быть в курсе того, о чем думают массы, Есть профессионалы, полностью настроенные на получение рыночной информации-Что любопытно, некоторые из них твердо убеждены в на. -линии у них неких уникальных или внутренних способностей, благодаря которым они могут помогать другш?і инвесторам. Эти инвесторы настолько попали под вли5і -ние направленной на них раскрутки, что в большинстве случаев оказываются концептуально одураченными. Многие менеджеры по инвестициям склонны считать, что понимают суть происходящего на рынке. Например, к весне 2002 г. скандал с махинациями а-ля Enron для пттх был уже не нов. Они говорили: «Мы и так знаем». Возможно, что-то было известно, что-то просачивалось, іго полного понимания, как показал рыночный «обморок» jb течение следующих двух-трех месяцев, не было. Они не понимаіи ни зрелости парадигмы концепций, ни вирусо -подобный характер их распространения, ни наличие постоянного пропагандистского процесса.
Это текст и только текст
Легко понять идею прочтения, скажем, десяти информационных бюллетеней па тему инвестиций с тем, чтобы ухватить суть мнений экспертов. Если все они однозначно настроены на повышение, это явление
легко интерпретировать как признак достижения рынком своего пика. По сути, десять бюллетеней превращаются в один. Но какие тексты и в каком количестве вообще стоит читать? Если текстов нет, то и интерпретации быть не может. А действительно, если бы не было публикаций аналитических обзоров, где бы носители противоположного мнения, такие как X. Нейлл, брали тексты или концептуальные зерна для последующей критики? Краткий ответ с семиотической точки зрения состоит в том, что текстом является все вокруг. Идея о том, что все вокруг есть текст, потенциальный индикатор общественного сознания, имеет далеко идущие последствия. Все вокруг - текст. И только текст. Наблюдай за всем, но не верь ничему, и принимай реальность того, что мы существуем в мире видимостей. Развитие интерпретации, от аналитических обзоров до культуры в целом, открывает новые перспективы. Л пока критики находят себе тексты в газетах, журналах и даже в разговорах на автозаправках. Что бы мы ни видели, с чем бы мы ни сталкивались, что бы ни следовало из внешнего вида. В качестве текста для интерпретации может выступать даже журнальная обложка.
Что скрывается под обложкой
Это потом склонная к умозаключениям публика поняла, что помимо аналитических обзоров существуют и другие рыночные тексты. А раньше мало кто из мудрых институциональных инвесторов догадывался о том, что обложка журнала «Time» несет в себе зашифрованную
информацию. Сегодня это считается обычным делом. Пол Макрэй Монтгомери, исследователь из компании Legg Mason Wood, специально просмотрел обложки «Time» за 80 лет, чтобы подтвердить их «показательность», и установил, что точность эта довольно высока. От себя добавлю, что это сродни стрельбе из мушкета: точно в цель попадет лишь специалист по старому оружию. Если вы не знакомы с «индикатором» журнала «Time», расскажу об одном классическом примере — обложке номера от 3 января 1983 г., когда в качестве «человека года» был выбран компьютер. Примерно через три месяца после этого акции Apple Computer начали резко падать, а через пару лет фактически распродавались по бросовым ценам. Двумя другими классическими обложками были отмечены номера «Time», выпущенные во время краха рынка в октябре 1929 г. На них превозносились двое крупных инвесторов того времени. Одним из них был Сэмюель Инсулл, коммунальный магнат, чью империю теперь сравнивают с разоблаченным «Энроиом». С. Инсулл появился на обложке журнала в самый пик своей популярности, он же был пиком стоимости акций его компании. В течение следующих нескольких лет его стали чернить, заключили под стражу, отдали под суд. Второй инвестор, Айвар Крюгер, шведский магнат, попал на обложку «Time» за день до 28 октября 1929 г., когда рухнул рынок. На тот момент он был в зените славы и считался вторым богатейшим человеком в Европе. На сей раз колокол прозвонил именно по нем: через два года А. Крюгер покончил жизнь самоубийством.
67 Все это подчеркивает принципы «постоянного пропагандистского
11 роцссса» и, быть может, позволяет провести параллел 11 с эвристичностыо человеческого высокомерия. В настоящее время «правило буравчика» в отношении публикации в прессе таково: о какой бы истории не рассказывалось на обложках современных издании, жит ь ей до начала перемен к худшему остается от одного до тех месяцев. В идеальном случае история становится «точной до наоборот» примерно через год. В отличие от ежедневных оценок семиотических ожиданий, характеризующих краткосрочное настроение рынка, журнальная обложка соответствует эмоциональной среде.
«Это должен знать каждый»
Да, оказывается, что обложка журнала «Time», равно как и другие, широко освещаемые рыночные тексты, представляет собой трубный глас о том, какими концепциями поглощены массы. Иными словами, если история попала на обложку, она считается петолысо заслуживающей внимания, но и культурным шиком. Фактически, сродства информации говорят нам: «Вы должны это знать». Такой общенациональный «брендинг» свидетельствует о том, что способность концепции оказывать влияние па народ достигла апогея. Или находится в процессе его достижения. Такой подход представляет собой скорее искусств о, чем науку, хотя в наши дни над ним стараются изо всех сил. Освещение в прессе — лишь одни из материалов, которым пользуется «рыночных дел матер», bricoleur, чтобы создать неодолимый рыночный сценарий. «Чтение» публикаций должно служить средством связи с изучением длительности трендов и с подтверждением паттернов ожиданий. Можно предположить, что поскольку «работает» обложка журнала «Time», ю и другие средства информации в этом смысле тоже должны быть столь же эффективны в рамках своего масштаба и содержания. Обложка «Time» стала символом критического прочтения средств информации. Сегодня об этом знают все. И это хороший пример тайного, ставшего явным. Стоит увидеть, как увиденное сразу становится очевидным.
Еще раз об интуиции
Джеффа Безоса, основателя и председателя Совета директоров Amazon.com, журнал «Time» назвал человеком года и поместил на обложку 27 декабря 1999 г. В качестве подписи значилась фраза: «Неттакого бизнеса, как з-6изнес».
(,8Эта публикация была частью культурно-коп-цептуалыюго сигнала о новой экономике. Через три месяца котировки Amazon достигли максимума, $130 за акцию. В своем очерке от 14 декабря 1999 г., озаглавленном как “Э*Жадность”: придет ли ей конец?», я писал:
Поскольку рынок капитала теперь находится в процессе обольщения, поиски подходящего слогана закончены. Сло-2 ан найден это «Э*Жадность» Понимать, что рынку скоро предстоит очень серьезная коррекция, п настаивать на том, что снижения происходят уже сейчас, — это разные вещи Настоящее волнение начинается в конце пути. В этой связи выгоды от понимания уязвимости акций сейчас проявятся лишь спустя месяцы. Пока же на рынке правит тусовка под наз ван и с м « Э
1* Ж а ді і ос тъ >>
Самое трудное на рынке — умение ждать крупных событий, которые, как вы полагаете, должны произойти. В начале 2000 г. я обсуждал ситуацию с Amazon.com с одним из своих клиентов. Развивая свою идею насчет «Э*Жадности», я предложил ему выставить заявку на покупку акций Amazon по 8,75. Клиент усмехнулся, поскольку в то время акции компании шли по 100, и сказал, что опередит меня, предложив 9. Как я пришел к такой цепе, притом, что акции продавались по 100? Неужто благодаря грамотному анализу баланса компании пли передовым принципам учета? Нет. Это было расчетливое умозаключение, можно сказать, надлежащее применение инвестиционной интуиции. Через десять месяцев акции Amazon упали до 25, а через два года был достигну т рекордный минимум — пять долларов за акцию. Были и другие, менее разрекламированные, но тоже убедительные индикаторы «Э*Жадности». Дух того времени чувствовался еще за месяц до публикации Дж. Безос на обложке «Times*. Мэг Уитмэн, непрестун-ная бизнес-леди из eBay, выставила на интернет-аукцион ни что иное, как возможность сыграть с пей и с двумя ее коллегами в боулинг. Цена? За право покатать с ней шары некто из Yahoo выложил $ 11 600.®
Культурные подражатели несут культуру в массы
Прочтение публикаций в средствах массовой информации — главный пример принципа сбора ожиданий, применяемого в Market Semiotics. Мы не спрашива-
259
ли редакторов «Time», что они думают о рыжее, и нс получили от них ответов на наши анкеты. Мы просто читали их передовые (и не только) статьи, которые сами п о себе и есть автоматический ответ культуры на дух времени. Освещаемые н СМИ события показывают нам, что у людеіі на уме, а также служат своего рода подтверждением наших бессознательных догадок. Издатели стараются не только отражать, но и формировать общественное мнение, а финансовые рынки являются неотделимой частью этой культуры. Мы почему-то не замечаем, что комментаторы от средств информации на самом дело являются всего лишь актерами в этих своеобразных постановках. Сиии-докторов — море, но есть ли сшш-ирокторыУ Судя по всему, папиных спещіал и-стов, «поверенных в делах раскрутки» пли способных оценить качество и количество рыночных слоганов, среди рыночных наблюдателей немного.
«Улица Сезам» для взрослых
«Мыльный пузырь» дот-комов 2000 г. я ассощі-нрую с вездесущностью финансового телевидения. Л іо-бой амбициозный вещатель стремится продемонстрировать нам одни и те же знакомые лица, прямо кагс в «Улице Сезам». Чем отличается набор персонаже?! в СМИ, освещающих жизнь Уолл-Стрит, от этой детсіеоіі телепередачи? Даже названия в чем-то созвучны. Америка одинаково очарована что Сопрано, что рыночной тусовкой, состоящей не столько из крутых парной, сколько из хитрых. Если бы репортажи с бирж были все-
го лишь мыльной оперой, как бы она называлась? «Поворот рынка» или «Плач инвестора»? Финансовое телевидение определенно представляет собой захватывающее зрелище. Поразительно, но если разобрать эти «шоу», получится ряд упрощенных сцеп, идентифицирующих теоретические основы реального рынка. Во-первых, есть сегмент «воплей», когда мы оказываемся прямо на торговой площадке и слышим все то, что слышат трейдеры. Затем нам предлагается виртуальная «ланч-зарядка», совсем каку крутых воротил. Во время «рыночного часа» мы анализируем рынок вместе с экспертами. За этим следует «рыночное резюме», когда мы должны найти рационалистическое объяснение и понять все, что случилось за торговую сессию. Это все равно что самому быть инвестиционным менеджером или важной рыночной персоной.
Это наши СМИ, наш рынок, наша вина
Пожалуй, я обошелся с представителями массовой финансовой культуры слишком бесцеремонно. На самом деле пальцем следует показывать в обе стороны, потому что, в конце концов, это мы делаем средства информации такими, какие они есть. Финансовое телевидение поработало хорошо и грамотно. Оно сообщает нам свою информацию. Мы ему за это платим. Оно ничем не отличается от журнала «Time», отвечающему нашему бессознательному, но де-факто культурному интересу. Финансовые СМИ представляют собой ничто иное, как
261
отрыжку, вызванную нашим инвестиционным аппетитом. Они — ответ, которого мы сами же требовали. Мы любим ходить в кино, есть попкорн и наблюдать Уолл-Стрит за работой. Именно ото развлечение требовалось нам в конце большого рынка «быков». Мы получили то, чего заслуживали. Получили то, за что заплатили. Никто не жалуется. Прекрасная постановка. Спасибо спецкорам. Мальчики и девочки, мы вас любим.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПУНКТЫ
О В теории триединства основы определяются как преходящие ииоеипиционные идеи, или все то, что инвесторы думают о рынке.
О Искать инвестиционные идеи следует в средствах информации. Поведенческие трейдеры должны понимать различные стадии освещения событгя в СМИ и интерпретировать, как это повлияет на рынок.
О Истории, начиная Платоном и заканчивая Папой римским, показывает, что культура полна раскрутки.
О Рациональность души (сознания) переоценена, но по-прежнему доминирует в решениях, принимаемых на финансовых рынках
О Все, что мы слышим, видим или читаем в средствах информации, важно не как информация, а как дезинформация.
Содержание раздела