Глава 4 Эмоции
Пока что мы рассматривали поведенческий фппапсо-выіі менеджмент исключительно в свете «принятия иррациональности рынков». Это заявлен не предполагасгоі кал отстрогоіі институциональной финансовой материи рационализма. Идти против толпы всегда непросто, даже если этот «поход» есть неизбежный интеллектуальный шаг вперед в финансовой истории. Становление парадигмы поведенческого финансового менеджмента - ого приглашение к принятию психологических составляющих как жизни вообще, так и рынков в частности. Из популярности «тематического трейдинга», практикуемого крупнейшими хеджевыми фондами, следует, что барьером между вами и успешным инвестированием может быть не система котт і-ровок, а «личная» психология. Таким образом, победа над собственными привычными инвесторскими импульсами может оказаться важнее умения анализировать бухгалтерские балансы. В авангарде этого «наступления» стоят детальные познания в области рыночной психологии и, что еще важнее, в области психологии участников рынка.
Детекторы э*моций
Нам представляется, что познание иррационального должно начинаться с изучения эмоций. В коп-
не концов, если мир не рационален, он должен быть эмоционален! Что означает «иррациональность»? Мы воспринимаем это слово как синоним сумасшествия, истерии, абсурда. В сущности, какой пример ни возьми, оно всегда «подается» как негативное понятие. Иррациональным мы часто называем все, что не понимаем. Отец не понимает, почему его ребенок не хочет делать так, как он всліп. Л мать понимает. Иррациональность относительна применительно к наблюдателю. У психологии есть своя логика. Если мы понимаем психологию, она кажется нам разумной. Если мы ее не понимаем — неразумной. Если мы не понимаем психологию ситуации, мы не видим смысла в самой ситуации. Она иррациональна. У иррациональных элементов рынка может быть своя собственная логика и свой собственный язык. Чем больше мы узнаем об этих иррациональных компонентах, тем лучше будем понимать людей и рынки.
Как вы себя чувствуете?
Исторически сложилось, что чувства — это «плохо». То есть чувства в общем и целом считаются «страстями», а страсти чаще всего интерпретируются как греховные. Они считаются результатами неприемлемого поведения, «преступлениями по страсти». В своей по-прежнему декартовой вселенной мы держим эмоции на расстоянии вытянутой «интеллектуальной руки» от себя, потому что эмоции вмешиваются в то, как мы «мыслим». Чувства — это плохо, мышление — хорошо. Мы почти всегда знаем, что мы думаем о рынке, но
отнюдь не всегда отдаем себе отчет в том, что мы по отношению к нему чувствуем.
«Находясь в состоянии аффекта...»
В литературе разного времени тема эмоций освещалась по-разному. Греки высказывали предположения отом, что эмоции — это излучаемые мозгом сигналы, что, кстати, близко предлагаемой нами теории триединства. Ранние мыслители описывали эти невидимые живые силы как душу человека. Позже идея об этих таинственных мотивационных потоках переродилась в понятие жизнерадостности. Идея «мистера Рынка» существует как вместилище всех невидимых и неизвестных рыночных проявлении или, короче, психологических аспектов рынка. Ранние работы на тему психотерапии изобилуют такими терминами, как бессмысленность, потребности, компульснвность, аффекты. В некоторых текстах понятия аффекта и эмоции используются как синонимы. Однако между ними есть важное отличие: под аффектом понимается внутреннее чувство, которое может предшествовать внешней эмоции. Аффект всегда невидим и субъективен и всегда является силой, стоящей за чувством. Эмоция, с другой стороны, есть публичное выражение или манифестация чувства. Мы не видим состояния аффекта, в котором находится человек, но когда этот человек начинает вести себя эмоционально, его аффект проявляется в виде эмоции. Предполагаю, что идеи, стоящие за «мистером Рынком» и «невидимой рукой», целиком и полностью относятся к понятию аффекта. Од
ра
пако в целях поведенческого грейдинга и теории триединства мы можем оценивать только эмоциональные манифестации инвесторов. В моей компании это достигается посредством оценки семиотического ожидания, о чем будет рассказано в следующей главе.
На лице написано...
Чарльз Даршіи (1809-1882 гг.), натуралист, наиболее известный как автор «Происхождения видов», также интересовался видами чувств. Собственно, последняя сто работа так и называлась: «Выражение эмоций у человека и животных». Идея Ч. Дарвина состояла в том, что принцип «естественного отбора» должен применяться к эмоциональному приспособлению также, как он применяется к приспособлению телесному. Как объясняется в книге «General Theory of Love» («Общая теория любви»): «Ч. Дарвин приступил к нскрытпю эмоциональных выражений с целью выявить заключенную в них биологическую полезность, в существовании которой он не сомневался... Он предположил, что брови удивленного человека поднимаются вверх для того, чтобы повысить подвижность глаза и расширить поле зрения, что глубокий вдохе задержкой дыхания вследствие испуга подготавливает человека к бегству, которое может потребоваться, что вздернутая вверх в усмешке 176а светского человека сродни собачьему рыку, когда животное обнажает клыки, предупреждая противника об агрессивном к нему отношении».
39
Идеи Ч. Дарвина так и остались пылиться в прозекторской на многие десятилетия. Человеческие эмоции, особенно когда они коррелируют с поведением приматов, —
ПС самое прия тное зрелище. Позже ученые подтвердили, что «выражения лица идентичны по всему земному шару, но всех культурах и среди всех когда-либо изученных человеческих существ. Не существует ни одного общества, и котором выражением гнева служил бы подъем уголков рта, как никогда не существовало человека, который в случае удивления прищуривал бы глаза. Человек в состоянии гнева воспринимается гаковым всеми и повсюду, равно как и счастливый человек, и раздраженный человек».
10 О рынках тоже можно сказать, что все они одинаковы. Опасная ситуация на рынке зерна «выглядит» точно так же, как опасная ситуация в индексе S&P500.
А. Гринспен знает, почему улыбаются слепые дети
Мы еще можем понять, почему «примитивным* житель племени какой-нибудь Новой Гвинеи, никогда нс видевший никого, кроме представителей своей культуры, после хорошего обеда улыбается точь-в-точь как житель Нью-Йорка, «облизывающий пальчики» после сытного застолья в ресторане. Но почему улыбаются слепые младенцы? Тот факт, что слепой от рождения ребенок, будут і чем-то довольным, улыбается точно так же, как нормальный зрячий малыш, кажется нам выдающимся. Каким образом п почему младенец, никогда не видевший человеческого лица, проявляет такую же мускульную реакцию? Мы
все улыбаемся совершенно одинаково по причине того, что паши лимбические или эмоциональные отделы мозга работают абсолютно одинаково. Именно поэтому каждый
инвестор должен о [’реагировать і іа одну и'і? же рыночную гшуацшо одним и тем же образом, во всяком случае, первоначально. Это факт поведенческого финансового менеджмента, основанный па том, кто мы есть и какие мы есть. И имен по об этом говорил в своем выступлении А. Гринспен. «То обстоятельство, что мы живем в условиях новой экономики, влечет за собой одну важную вещь: человеческую психологию... которая кажется непреложной».
и Мы долАиы принять тот факт, что наши эмоции «зашиты» в пас от рождения. Они не из,меня іея никогда. Это знание способно обеспечить нам, как поведенческим, трейдерам, определенный потенциал. I Іеирсложиые врожденные эмоциональные реакции инвесторов — это одни из немногих фактов рынка. Будем смотреть этому факту в глаза.
Эмоты, среды и эры эмоций
Ниже я ввожу лексикон эмоциональных терминов применительно к рынку. В качестве базового элемента будет использоваться эмот* — как единица измерения силы эмоций, которая подобно кванту в физике, представляет собой наименьший импульс эмоциональной реакции. Несмотря на то, что эмоты «случаются» за короткий промежуток времени, они могут вызвать каскад чувств, способный превратиться в эмоциональную привычку. Это процесс накопления, объединения и развития эмоций в то, что мы называем настроением. Настроение подразумевает наличие у процесса выражения рыночных эмоций глубины и длительности. Настроения длятся некоторое время,
* От англ, «е/лог» — выражение эмоций. — Примни, ред.
необязательно долгое. Чем дольше существует настроение, тем больше сі анош ітся его і ютош и іал для превращен! і я в то, что можно назвать эмоциональным «состоянием». Настроения поддерживаются контурами обратной связи, и этот процесс поднимает их до уровня состояний, а те, в свою очередь, могут быть иасюльгсо продолжительными, чго становятся укоренившимися взглядами, пли эмоциональными средами. Стечением времени эти эмоциональные среды могут превращаться в эмоциональные эры. Все эти эмоциональные категории и их место в контексте рынка перечислены в табл. 4.1.
Табчіща 4.1
Эмоциональные стадии рыночной активности
Эмоцио
нальная
стадия
|
¦ 1 ¦
Рыночная
деятельность
|
Период
времени
|
Проявления
|
Эмот,
эмоты
|
Мелкая спекуляция («скальпирование»)
|
Часы и дни
|
Всплески конъюнктуры, экстренные новости
|
На
строение
|
Тактика
|
От нескольких дней до нескольких недель
|
Рыночные комментарии, новостные статьи
|
Состояние
|
Портфель
|
От нескольких недель до нескольких кварталов
|
Главные темы аналитических обзоров, «тренды»
|
Среда
|
Стратегия
|
От нескольких кварталов до
нескольких лет
|
Рыночные стили, годовые показатели доходности
|
Эра
|
Долговременные изменения
|
От нескольких лет до нескольких десятилетий
|
Экономические парадигмы, предвзятость
поколения
|
Рыночные настроения
Кларификацня и классификация эмоций даны здесь для того, чтобы служить основой для последую-
щих рассуждений об «эмоциональном мозге», или о настроении рынка. Несмотря на обилие комментариев на тему рыночных ожиданий, связных обзоров масштаба и контекста рыночных эмоций не выявлено. Например, если средь бела дня выходит экстренный выпуск новостей, рынок немедленно реагирует на него, а затем возвращается в прежнее состояние. Это может быть всего лишьэмотом пли, как говорят, «всплеском конъюнктуры». Но если одни и тс же новости и ценовые действия повторяются, участники, вероятнее всего, воспримут это как самоукрепляющееся событие, что только укрепит возникшее к тому времени настроение рынка. Эго очень важно, потому что среднесрочные взлеты и падения рынка регистрируются по шкале предельных настроений. Более долгосрочная рыночная тенденция — это, по сути, процесс превращения настроений в более определенную эмоциональную среду. Для того чтобы корректно установить психологический контекст, необходимо диагностировать масштаб рыночных эмоций. Мы должны различать всплески конъюнктуры, рекуррентные эмоты, настроения, состояния, среды и эры.
Последствия «Э*Жадности»
Случившийся в 1982-2000 гг. крах рынка «быков», совпавший с треском инвестиционных портфелей в связи с «мыльным пузырем» «Э*Жадности», послужил началом к новому раунду ковыряния в человеческой душе. Разоблачение финансовой культуры того времени и движение в обратном направлении побудили нас
искать ноиые инвестиционные решения. Все мы хотим быть хорошими, как писал А. Смит в своей книге о моральных чувствах. А может, мы просто хотим казаться хорошими, как писал Н. Макиавелли. Как бы то пи было, пикто ігс хочет выглядеть плохим. Спросите любого, іі услышите н оінет, какие у него замечательные дети, какой замечательны!! он сам и какие у негозамеча-телыіысакшш. Вам никогда не расскажут о том, какими надоедливыми иногда бывают дети, какие ошибки были совершены в жизни или на каких акциях человек потерял деньги. Вы легко можете услышать о хорошем и выигрышном, по никогда — о плохом и проигрышном. Как раз этот смысл и заключен в выражении «он парень не промах». Оно отражает нашу склонность к тому, чтобы гордиться собой как неким исключением. Однако мнение о том, что мы отличаемся от всех остальных, — очевидная иллюзия. В самом деле, остальных можно обвести вокруг пальца, а меня нет? Мы склонны верить в себя п в свою способность играть на рынке. «Я верю в себя». Человеческая природа эгоистична и склонна к самозащите. Нами движет раскрутка. Это, кстати, один из аспектов нашей иррациональной или отрицающей натуры. Со временем можно научиться отчасти это виде къ, по,тем не менее, основная масса инвестиционного поведения относится именно к зоне, где «не подкопаешься».
«Персональный» портфель
Есть ли сомнения в том, что каждому человеку присуща эмоциональная привязанность к своим вещам?
Глава 4 Э‘моции
1 Іам правя іся наши туфли, наши машины п наши мягкие кресла. Пам правятся наши кровати. Нам нравятся наши веши, которые пас окружают. Мы вес персонифицируем. Такова природа человека. Прислушайтесь крынку. В смысле, прислушайтесь к своему соседу, к кузену или кузине, к своему брокеру. Их слова говорят сами за себя. Под этим я имею в виду подтекст или то, чго подразумевается под словами^ не их прямой смысл. «С Boeing мне очень повезло». «Не зря я купил акции ІВМ>>. «Как мне правится этот рынок». I Іо телевизору финансовые аналитики и эксперты высказывают свои точки зрения или рекомендации. К кому они обращаются? «Вы со мной говорите?» Да, со мной. Вот так мы это воспринимаем. Мы все персонифицируем. По телевизору идет реклама одной брокерской фирмы, слоган которой гласит: «Я верю в рынок. Я верю в себя». Что это означает? Подсознательно это говорит о том, что рынок хорош (т. е. будет расти) и что у меня с ним особые отношения, что я имею право быть частью рынка.
Дэйтрейдинг
, или дневные продажи
Термин дэйтрейдинг вошел в общественный лексикон под конец рынка «быков». Это «самоуполномочеи-і юс» понятие. Не ограничивайся вложением средств в инвестиционный фонд средней руки. Управляй своим
собстнепным портфелем. Становись сам себе хедж-фои-дом. Открои себя как паевой (|юнд «мпии-Я». 1 Ірсмзраіце-ние человека с помощью слов и финансового гения — это лишь одни из множества примеров. 1 Іаблмдатьза тем, как и когда «применяется» язык, очень интерес но. Семиотический анализ всстда ориентирован на подтекст. Чго на самом деле означают тс пли шиле слона? Очень часто, когда та шпі иная рыночная идея находит все более и более частое «применение», она, по сути, может подразумевать нечто прямо противоположное тому, что говорится на самом деле. Слово «дэіітрейдпнв действительности определяется как «ежедневная покупка ». 'Гак как 99% рекомеі і -дацнй брокерских фирм относились к покупке акций, а средства информации только п кричали о том, что нужно «бычить» рынок, акцепт всегда делался па приобретение. Пи «короткая» продажа, ни управление рисками, вп стоп-лосс приказы не получали даже поверхностного освещения в прессе. Однако если читать между строк, торговлю внутри дня следует интерпретировать как «дэііфеіідішг», т. е. дневную торговлю от продаж без покрытия, или «короткие» продажи. На рынках, каки в семиотике,участники часто извлекают выгоду из того, что поступают прямо противоположным своим словам образом. Идти вразрез выгодно, потому что в конечном итоге побеждает именно оппозиция. За каждым взлетом следует свое падение.
Ставшие на якорь в гавани AOL
В поведенческом финансовом менеджменте термин «закрепление» описывает нашу склонность иметь по-
стоянные убеждения, а также нашу тенденцию к бездействию. Если мы «стоим па месте», как на якоре (от англ. anchor — якорь), это хорошо, потому что мы знаем, где находимся. Но в то же время это означает, что мы tie можем никуда двинуться. Именно так инвесторы попадают в ловушки с акциями. Типичный сценарии «закрепления» выглядит следующим образом: нам говорят, что акции определенной фирмы идут хорошо. А так как нас всегда учили, что в долгосрочной перспективе акции определенно растут, данные цепные бумаги представляются нам тихой гаванью, где можно «бросить якорь». Данный синдром стремления к безопасным акциям совершенно реален. Я разговаривал с мелкими инвесторами, высказывавшим! і сильнейшее желание вложить все в стабильные акции, например, Cisco или Oracle. Этот разговор состоялся в то время, когда цены этих акций снизились наполовину от своих пиковых уровней 2000 г. Я знаю инвесторов, которые по тем же причинам «поставили» все свои активы на акции AOL. Теперь они говорят мне, что «застряли». Они не могут поднять «якорь» и двинуться в направлении других ценных бумаг. Они эмоционально и интеллектуально привязаны к тому, что у них есть. Их якорь в финансовом смысле «лежит па дне». Инвесторы поддались чувству, и оно, будучи смесью страха, надежды, рационализма и бездействия, держит их на месте, хорошо это или плохо.
Эмоциональные спасатели
Кто поможет нам избегать ошибок и вкладывать деньги с умом? Никто! Мы должны научиться делать это
Ю- 1464
137
сами. Гуру в этом деле нет, но вот гиды есть. Смена парадигм в сторону самостоятельного инвестирования происходит одновременно с принятием иррациональности рынков. Новейшим воплощением этой тенденции служит появление тренеров по трейдингу. Подобно личному спортивному инструктору или личному секретарю, такой тренер работает с трейлерам ведущих хеджинговых фондов, помогая им развивать «психологические» рыночные мускул ы. Тренеры по трейдингу понимают, что научиться этим навыкам не так-то просто и что без постоянной поддержки тут 1 іе обойтись. Вот что пишет Арии Киев в своей книге «The Psychology of Risk» («Психология риска»):
Для того чтобы уметь мастерски рисковать, добиваясь при этом высочайшей эффективности, чувства удовлетворения п свершения, необходимо научиться справляться со своими автоматически возникающими мыслями и реакциями. Эти автоматические реакции ограничивают ваше поведение жесткими рамками, из-за когорых рискованность ваших операций может даже возрасти и которые могут помешать свободному и ничем не обремененному потоку вашего трейдингового потенциала в различных ситуациях. Когда вы осознаете привычные, самовнушеішые психологические реакции, накладывающие отпечаток на ваши торговые реакции и препятствующие максимальной эффекшвности и трейдинговому успеху, вы позволяете событиям развиваться с минимальным стрессом для вас самих
42
Тем не менее, большинство инвесторов соблазняется па идеал нахождения в «теме» и поэтому ограничивается лишь частичным пониманием роли эмоции. И тренеры по трейдингу, и все книги по этой теме предостерегают нас от эмоций. Не будьте эмоциональными. Не совершайте эмоциональных сделок. Управляйте своими эмоциями. Нич-
то из этого, впрочем, не может быть осуществлено. Это все равно как перестать дышать, по продолжать жить. Мы всегда что-то чувствуем. Не чувствовать невозможно.
Хватит страха, хватит жадности
О страхе и жадности говорят столько, что они превратились в бессмысленные слоганы. Действительно ли эти терм ины объясняют эмоциональную сторону рынков? Можно назвать рынки своего рода бесконечным пинг-понгом между страхом, жадностью и снова сграхом, за которым опять следует жадность? Все говорят о том, что необходимо победить свой страх и не бытъ слишком жадным. Хороший совет, но только на словах. На деле же мы должны понимать самі іх себя. Это трудная задача. Также нельзя взять и победить эмоции раз и навсегда. Недавно мне на глаза попалась статья одного трейдера: он утверждал, что единственный способ инвестирования - это «полный отказ от эмоций». Данное недоразумение типично. Через несколько абзацев тот же товарищ г.иеал, что перед тем, как вложить деньги, мы всегда прислушиваемся к своим инстинктам. Увещевания о том, что рынки очень просты, надо лишь суметь справиться со своими эмоциями, напоминают телерекламу, предлагающую стать миллионером, купив недвижимость «без наличных».
Эмоциональные спектакли
Мы вкладываем деньги в соответствии с «нашим» собственным восприятием рынка. При этом каж-
дый человек инвестирует в один и тот же рынок исходя из своих суждений. Поэтому «наше» мнение оказывается весьма схожим с любым другим личным мнением. В агрегированном виде все мы представляем собой субъективное суждение о рынке. Вот почему и как личные эмоциональные «сценарии» становятся эмоциональной «пьесой» всего рынка. Все мы считаем себя уникальными или особыми, но в большинстве случаев оказываемся почти такими же, как все остальные на рынке. Вот почему мы обычно ведем себя как группа, толпа или, говоря рыночным языком, масса. Это общая посылка для противоположного мнения, о котором мы будем говорить в следующей главе. Тем не менее, в нашем понимании рынка по-прежнему не хватает деталей для ответа, как и почему мы продолжаем разыгрывать одни и те же старые эмоциональные спектакли.
Схемы, сценарии и спектакли
В когнитивной терапии существует направление под названием схема-терапия, или гештальт-терапия. С ее помощью, можно кое-что узнать о наших эмоциональных привычках и о том, почему они повторяются вновь и вновь. Приведем первоначальное определение, данное американским психологом А. Т. Беком в его книге «Depression: Causes and Treatment» («Причины депрессии и ее лечение», 1967 г.): «Схема — это структура отбора, кодирова-ііия и оценю г действующих на организм раздражителей».
43
Специалисты по гештальт-терапии, такие как А. Т. Бек и Джеффри Янг, авторы книги «Cognitive Therapy for
Personality Disorders» («Когнитивная терапия расстройств личности»), конкретизируют эти схематические структуры как самостоятельно создаваемые и поддерживаемые процедуры работы человеческой психики. Это отдельные взгляды, через психологическую призму, на основные склонности индивидов. Можно сделать вывод, что данная когнитивная теория подтверждает то, как у нас формируются и поддерживаются эмоциональные паттерны. Это основа личной предвзятости. Л совокупность личных предвзятостей становится предвзятостью рынка в целом. Этот процесс полностью аналогичен тому, в результате которого создаются и поддерживаются различные степени неравновесия в ценах на рынках капитала.
Иррациональность правит рынком и имеет свои правила
В социальном масштабе теория схем объясняет типичные заранее обреченные схемы, которые инвесторы формируют в отношении своих инвестиционных привычек. Это позволяет нам видеть, что рынок отражает предвзятость своих индивидуальных участников. Другими словами, рынок ведет себя определенным образом по причине того, что массы интерпретируют, сквозь призму своей коллективной предвзятости, схематический рыночный механизм. Таким образом, может иметь место определенный набор психологических шаблонов, доминирующих как над индивидами, так и над коллективным рынком. Как объясняет Дж. Янг: «Дру-
141
гое важное наблюдение А. Т. Бека касается того, что схемы оказывают определенное влияние на то, как мы интерпретируем события. В “психопатологии” принято считать, что эти влияния “выражаются в виде типичных неправильных представлении, искаженных точек зрения, неверных посылок или нереалистичных целен и ожиданий”».
11 Эта цитата взята из совершено иной дисциплины, однако отражает сущность поведенческого финансового менеджмента. И именно это имел в виду А. Гринспен, когда говорил: «Этот тип поведения практически одинаково проявляется в человеческих взаимодействиях вне зависимости от поколении. Будь то луковицы голландских тюльпанов или акции российских компаний, рыночные ценовые паттерны остаются неизменными».
15 Другими словами, и в нас, и в рынках глубоко «сидят» поведенческие предвзятости. Когда эти схемы срабатывают, они побуждают инвесторов действовать в соответствии с одним из типичных шаблонов их конкретной психологической предвзятости. Это, собственно, и есть структура иррациональности. Иррациональность правит рынком и имеет своих правил.
Ловушки торговли
Любое выражение эмоций, любая последовательность человеческих действий есть результат различных комбинаций и взаимодействий трех отделов нашего мозга. В когнитивной терапии выработана систематика наиболее идентифицируемых схем. Они именуются жизненными ловушками, или капканами. В масштабе куль-
туры в целом можно называть их схемами социального поведения. В контексте рынков мы можем называть их ловушками торговли. В когнитивной терапии установлено семь основных типов таких схем, в их числе отчаяние, зависимость, подчинение, депрессия, самоунижение. Мы не будем приводить здесь полную таксономию или проводить детальные параллели между гештальт-терапией и рыночной терапией. Вместо этого мы рассмотрим некоторые поведенческие схемы, жертвами которых обычно становятся индивидуальные инвесторы. Общая схема страха, например, может побудить инвестора продавать, однако схема отчаяния способна заключать в себе страх отстать от рынка. Любая из этих схем может привести к тому, что мы погонимся за рынком вверх или вниз, потому что мы «чувствуем», что должны принимать в этом движении участие. Такая схема может даже привести к панической скупке, которую обычно считают признаком алчности, тогда как па самом деле это одна из форм страха
У некоторых инвесторов вырабатывается компуль-сивность к немедленному рыночному вознаграждению. Это влечет за собой чрезмерный анализ рынка и «чрезмерный трейдинг». Такой человек может поддерживать интенсивное взаимодействие с рынком в виде постоянной купли-продажи (осуществления излишнего количества сделок). Он может пристраститься к постоянному вниманию к рыночным комментариям. Он начинает много говорить о рынке, а то и вовсе говорит только о рынке. R других случаях доминирующей чертой инвестирования может быть схема подчинения. Такой инве-
crop верит в то, что добьется успеха, если будет тщательно соблюдать правила. К таковым относятся максимы Уолл-Стрит, такие как покупка на долгосрочную перспективу и усреднение. Такому человеку также свойственно обращаться к специалистам или гуру рынка. В качестве «гуру» может выступать или ведущее средство массовой информации, или менее заметная, но, тем не менее, известная личность. И это лишь некоторые ловушки, расставленные на пути трейдера,
«Рынок против меня!»
Другая схема — это схема подозрения, или паранойи в отношении того, что происходит на рынке. Рынку нельзя доверять. «В этот раз они меня не обманут... Пускай все сходят с ума, а я не буду». Дело может дойти до идеи о «тайном заговоре». У человека может возникнуть мысль о том, что рынком манипулируют крупные фирмы, или «маркет-мейкеры», или даже государство. Эта одержимость идеей присутствия на рынке «других» усиливается в результате наблюдений инвестора за тем, как остальные анонимные участники рынка постоянно меняют свои заявки и предложения.
И всех победим!
Схемы нарциссизма отвечают общему перфекционизму нашей культуры. От нас ждут приложения наибольших усилий и достижения наибольших результатов, поэтому в нас вырабатывается внутреннее принуждение
к победе. Данная схема заставляет нас думать, что мы можем выиграть и сейчас, и в следующий раз. Это чувство всемогущества вызывает в нас ощущение превосходства над другими, побуждает нас видеть в себе большего игрока, чем мы есть на самом деле. Мы родились с мыслью о том, что должны победить всех в этой жизни. Значительная часть нашего поведения, как врожденного, так и приобретенного, довольно бесполезна с точки зрения достижения успеха на финансовых рынках. Более того, человеческая природа, которую мы привносим на рынки, обычно приносит больше вреда, чем пользы. Нас учат быть хорошими. Проигрывать, терять — это плохо. В школе легко отвечать на вопросы, если заранее прочитать учебник. Что-то непонятно? Можно спросить об этом учителя, он знает ответ. Авторитетам всегда виднее. Следуй за лидером. Успех придет. На рынках такие жизненные взгляды и склонности становятся препятствиями. Великие инвесторы часто ошибаются. Успех на рынке связан с откровенным признанием своих ошибок, причем чем быстрее и полнее, тем лучше. Все мы небезупречны. Мы должны признать, что и нас можно провести. В поведенческом трейдинге обязательно учитывается подверженность людей ошибкам. Мы ошибались и будем ошибаться на рынке, хотя признаться в этом трудно: хочется ведь чувствовать себя правым.
Мы всегда правы
Триггером для выработавшихся в нас схем или психологических паттернов, какими бы они ни были, служит поведение рынка. Данные привычные реакции определяют, как мы мыслим, что мы чувствуем и как обычно себя ведем. Эти внутренние истории «проигрываются» в нашем сознании и в наших портфелях в соответствии с тем, что мы воспринимаем как «наши лучшие интересы». Все это кажется или чувствуется совершенно естественным, потому что наши действия или, точнее, реакции кажутся правильными: внешне они полностью соответствуют паттернам нашей эмоциональной природы. Как упоминалось в предыдущей главе, эти эмоциональные привычки или «короткие пути», которыми мы автоматически и рутинно пользуемся, — это то, что экономисты-бихевиористы называют эвристикой. Наши эвристические правила — это простейшие и наиболее характерные для нашей личности способы поведения. Мы повторяем их, даже если они неэффективны или недостаточно эффективны, потому что знаем, как это делается. Тара Беннетт-Гольман наглядно описывает это явление в своей книге «Emotional Alchemy» («Эмоциональная алхимия»):
Наши схемы как сито, сквозь которое проходит все, что с нами случается, как пассажиры проходят через металлоде-тектор в аэропорту. Эти эмоциональные паттерны подсматривают за нашей жизнью, постоянно наготове вмешаться во все, что имеет к ним отношение, во все, что напоминает об объекте их страха или ярости или о сформировавших их событиях. Какой бы ни была эмоциональная привычка, она самовоспроизводится снова и снова.
16
Сформировать у себя новую привычку или научиться новому «трюку» не так-то просто. Есть ли другой путь?
Отборный выбор
Эмоциональные привычки — это последовательности, или цепные реакции. Говорят, и исследования мозга это подтверждают, что в рамках эмоциональной реакции существует короткий промежуток времени. Возможно, в это время срабатывают синапсы. Это момент свободы между получением впечатления и высвобождением эмота. В укрупненном масштабе данную реальность можно соотнести с народной мудростью, предлагающей в соответствующих ситуациях «сосчитать до десяти». Профессионалы рынка приучают себя не закрывать убыточные позиции автоматически. Они выжидают некоторое время или, говоря их языком, дают рынку «устаканиться». Это не означает, что одним выжиданием можно завоевать или перехитрить весь рынок. Это означает, что лучший вариант поведения в отношении реакционного рынка или реакционного сознания — это остановиться и подождать. Возможно, «войти в тему» означает использовать период спокойствия между сделками, или «нанозоны» между эмоциональным импульсом и эмоциональной реакцией. К сожалению, в рыночных ситуациях часто нужно считать даже не до десяти, а до тринадцати или даже до пятнадцати.
Пауза для размышления
Как правило, мы распознаем ошибки постфактум. Как часто мы слышим: «Я знал, что не стоило этого делать»? Конечно, знал. Вот только осознал это уже пос-
ле того, как отреагировал. Человек знал, но не понимал этого. Все мы одинаковы Мы всегда ощущаем эмоциональные реакции па рынок, но всегда ли мы руководству емся ими
7 Великие инвесторы знают, как выгодно порой взять паузу и поразмышлять, прежде чем реагировать на рынок. Возможно, ситуация изменится. Такие инвесторы добиваются успеха потому, что мысляі не так, как большинство других.
Реальность этой потенциальной рефлексии в промежутке между импульсом и реакцией на пего подтверждают и научные исследования. Между намерением совершить то или иное движение, осведомленностью об этом намерении и самим действием существуют паузы. Они могут длиться всего четверть секунды, но, тем не менее, существуют и представляют собой пространство для потенциального перенаправления энергии или отказа от реакции вообще. Критический аспект здесь связан с тем, насколько мы осведомлены в нужный момент. Чем больше паша осведомленность, тем возможнее новый режим бытия. Конечно, это приходит не сразу. Обучение — это процесс. Кому-то придется пережить тысячу «плохих» инвестиций, прежде чем он научится «видеть» и вносить кое-какие изменения. Под «плохими» инвестициями понимается удержание убыточных позиций или покупка на рыночных «хаях»
.
Мы можем научиться сценарию рынка, равно как и своему внутреннему сценарию, представляющему собой
Глава 4 Э’моции
ни что иное, как определенные схемы, которым мы подвержены. Сколько бы книг на тему трейдинга вы ии про-читали, никаких изменений не произойдет, пока вы не изучите самого себя. Наш отборный, самый лучший выбор заключается в том, чтобы сделать паузу и изучи іь себя и свое поведение на рынке.
«Вечно молодой» К. Юнг
Вам нужны ответы. Однако язык всегда произволен. Сами по себе слова — это лишь особая форма мифа. Швейцарский психоаналитик К. Юнг говорил: «Я отказываюсь давать точный ответ». Если мыслить реляционными принципами, то можно понять, чего мы не знаем, вместо того чтобы претворяться, что мы это знаем. Именно этот взгляд и позволяет мне предсказывать рынки достаточно точно - не называть конкретные цены, но описывать «характер» будущего развития событий.
Вам нужны приемы. Прием — это не знание. Можно изучить процессы, повторяющиеся снова и снова. Если выучить их наизусть, получится образованное эмоциональное знание того, как развиваются рыночные события. Многолетняя практика работы на рынке показывает, чего недостает нашим познаниям: понимания того, что развитие рыночного сюжета сродни человеческой драме. То, как иа рынке повторяются одни и те же истории или мифы, сродни рекуррентности наших собственных схем. Другими словами, семиотические стадии рынка «медведей» повторяются снова и снова в разных масштабах времени и в разные моменты истории. При этом нового по-
мешательства на тюльпанах или новой «Э*Жадности» уже не будет. Принципы повторяются, детали — никогда. Вот почему нам необходимо не так называемое идеальное знание, а знание реляционное. Будь гибким, будь наблюдательным, будь вечно молодым.
Управляй своим поведением
Для того чтобы по-настоящему научиться себя нести, необходимо понимать свою поведенческую сущность. Есліг мы поддадимся иллюзии контроля, которую разделяет и считает желательной большинство представителей западной культуры, то вольемся в 16,6% тех из нас, кто думает, будто знает все на свете. Обычно так оно и происходит, потому что это намного проще, чем научиться постигать себя. Во всех религиозных и спиритических обрядах эмоции рассматриваются как главное препятствие углубленному пониманию Однако это неверное толкование их смысла. Суть в том, что отвлекающими факторами являются бессознательные, несдерживаемые эмоции или желания, да и то до тех пор, пока мы не научимся их понимать, не «подружимся» с ними. В древней литературе, что у унанишад, что у греков, что на востоке, символом эмоций часто является лошадь. Это, безусловно, связано с тем, что лошадь символизирует собой дикое несдерживаемое качество, характерное для чувства. В то же время, для наездника лошадь — это лучший способ добраться туда, куда он хочет. Лошадь также может быть преданным и любимым спутником. Так же и чувства служат мотивацией ко всему, что мы дела-
Г/іава4 Э‘моции
ем. «Как ты себя ведешь’» - порицательно говорят нам, призывая скрывать наши природные инстинкты. Я же хочу сказать, что на самом деле «управление собой» означает знание самого себя или своего поведения.
Народ безмолвствует
Все мы чувствуем. Все мы проявляем эмоции. Будучи генетически «эмоциональными», мы не можем не выражать чувства, коих может быть огромное количество Кто-то, увидев па улице бездомную кошку, может проникнуться такой симпатией к несчастному созданию, что возьмет и подберет ее. А кто-то при виде той же кошки в страхе отскочит, подумав, чго бродячее животное может быть опасным или больным. Мы можем и не знать, почему мы чувствуем то, что чувствуем В целом, мы склонны к бурной реакции или к бурным поступкам, к переигрыванию Переигрывание - это манера, известная как игра па публику. В каком-то смысле мы все этому подвержены. Для того чтобы понять свою эмоциональную жизнь, нужно вести себя спокойнее. Мы должны быть тише. Вспомните, как тихо в библиотеке или в монастыре. Если мы хотим научиться «читать» рынок и самих себя, мы должны приглушить актеров внутри нас.
Молчите, сирены
Когда хитроумному Одиссею предстояло пройти мимо острова сирен, он знал, что ни он сам, ни его команда не сможет сопротивляться колдовству их песен. Однако
151
услышать их ему очень хотелось. Поэтому он приказал матросам залить уніи воском, а себя самого привязать к мачте. Есть вещи, которым не может сопротивляться никто из нас. Пропаганда в средствах информации и таинственные махинации «мистера Рынка» всегда отвлекали и будут отвлекать наше внимание. Абсолютной защиты от этого нс существует'. Мы как актеры театра жизни обычно не принимаем наилучшие решения. Да, мы должны их выбирать, но мы рассчитываем ошибиться в той же мере, в какой рассчитываем сделать правильный выбор. Эмоции правят нами в большей мере, чем мы знаем. Нас приучили их отрицать. В особенности нас приучили отрицать эмоции применительно к рынкам. Однако именно «психология» составляегсуть поведенческого финансового менеджмента. Чтобы лучше понимать рынок, мы должны принять их, попять их, подружиться с ними. Повторю: именно паши агрегированные чувства определяют настроение инвесторских масс. В конце концов, именно по воле масс рынки бросает из одной крайности в другую.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПУНКТЫ
О Инвесторы по природе своей эмоциональны.
О Сущность поведенческого финансового менеджмента состоит в признании иррациональных аспектов инвестиционной деятельности
О Трейдеры принимают рынки слишком близко к сердцу. Популярные эмоции рынка, такие как страх и жадность, нельзя преодолеть, но можно понять. Кроме того, это не единственные эмоции, присутствующие на рынке.
О Поведенческие трейдеры не должны позволять дурачить себя тем, кто предлагает им подходить к трейдингу без эмоций
О Ііонедепчсскип ірепдіші связал с пониманием наших сои і іпенных )мощш, а также масшыба и коіпекста амошш, существующих на рынке, в соответствии с імоцконлліінымн с іалиями рыночной амшшосш (см таблицу)
Эмоцио
нальная
стадия
|
Рыночная
деятельность
|
Период
времени
|
Проявления
|
Эмст
эмоты
|
Мелкая спекуляция («скальпирование»)
|
Часы и дни
|
Всплески конъюнкту ры экстренные ново сти
|
На
строение
|
Тактика
|
От нескольких дней до нескольких недель
|
Рыночные коммента рии, новостные era
тьи
|
Состояние
|
Портфель
|
От нескольких не
дель до нескольких к?аріалоБ
|
Главные темы анали тических обзоров, «тренды»
|
Срода
|
Стратегия
|
От нескольких кварталов до нескольких лет
|
Рыночные стили, годовые показатели доходности
|
Эра
|
Долгооремен-ные изменения
|
От нескольких лет до нескольких десятилетий
|
Экономические пара дигмы, предвзятость поколения
|
Содержание раздела