Вуди Дорси - Анатомия биржевого рынка
История рынков — это история человеческих ошибок
Рынок — это социальная структура, насчитывающая столько же лет, сколько и вся история человечества. Рынок - это место, где происходит обмен. Это может быть обмен продуктами питания, товарами и даже идеями. Древнегреческая Агора была не только местом торговли, но и местом, где люди расслаблялись, философствовали, смотрели па других и показывали себя. А первый рынок, надо полагать, возник у общинного костра или у источника, а возможно, у вади* или около пещеры. Впоследствии он превратился в базар, в рыночную площадь, в ярмарку, в городской торговый! центр, в загородный торговый комплекс и, наконец, во Всемирную паутину. Рынок — это место, где находит свое публичное выражение человеческая психология обмена. В чем разница между рыночной площадью древней Спарты и торговой площадкой американской фондовой биржи? В сущности, это одно и то же. В том, каким образом осуществляется обмен между человеческими существами, за прошедшие тысячелетия ничего не изменилось. Экономисты все так же пытаются сформулировать правила и законы, описывающие происходящее на рынке. Трейдеры и инвесторы делают деньги, основываясь на своем понимании поведения рынка. Ничего не меняется.
’ Сухое или пересыхающее русло реки. — Примем, перев.
Предисловие к русскому изданию
Если мы проведем опрос среди всех трейдеров и финансовых аналитиков, то обнаружим, что буквально все хотели бы говорить с рынком на одном языке Для любого из них возможность понимать намерения рынка «с полуслова» — и золотое дно. и золотая вершина одновременно. Но право стать «избранным» дается не при рождении - его нужно либо выкупить за деньги, перенимая опыт гуру, либо заработать, попробовав расшифровать язык рынка самостоятельно.
Многие из действующих ныне трейдеров без оглядки на реальность продолжают поиск краткого ответа на великий вопрос о том, как делать деньги, ничего не делая вообще. Но торговые системы — не вариации вечного двигателя, и редкая система сможет обходиться доста-точнодолгобез человеческого внимания и ласки. В итоге «алхимики» приходят к выводу, что путь к изобилию труден и тернист, а конца ему не видно.
Другие следуют простому правилу: работу на рынках целесообразнее всего основывать на идеях, предложенных тем или иным биржевым специалистом, пусть даже придется приложить свое умение думать. Этот путь имеет гораздо больше перспектив с точки
зрения получения дохода и выглядит как рациональное решение конкретной задачи — научиться зарабатывать. Если некая новая теория имеет в себе хоть какой-то здравый смысл, то она неизбежно привлекает в сферу исследования ее самой десятки и сотни новых специалистов В итоге продолжительной работы из-под коллективного пера и под именем инициатора или наиболее вдумчивого участника исследовательского процесса выходит действительно полезный и эффективный «продукт», который может быть взят на вооружение многими коллегами-пользователями, а в идеале и усовершенствован ими.
Третья группа людей, присутствующих на рынке, — это как раз те, кто сам работает над созданием или глубоким исследованием принципиально новых методов анализа финансовых рынков. Делая свое дело увлеченно, они в итоге в корне меняют взгляды финансового сообщества на старые и новые технологии работы с деньгами. Их личные или совместно с кем-то созданные экономические теории, подкрепленные исследованиями и опытом, приходят па смену устаревающим Новые методы торговли становятся достойными альтернативами всему, что было создано ранее. Их труды превращаются в полигоны для новых и новых разработок и исследований. А сами авторы при этом оказываются почитаемыми людьми и, при хорошем стечении обстоятельств, владельцами преуспевающих компаний, управляющих крупным капиталом.
К пассионариям биржевых рынков можно, например, с уверенностью отнести и Эллиотта, давшего жизнь волновой теории, и До у, сформулировавшего теорию циклов, и Уайлдера с Хосодой, создавшего такие признанные технические индикаторы как RSI и Ишимоку, и Ди Наполи с Фишером, много сделавших для популяризации уровней Фибоначчи в сфере оценки перспектив ценовых движений. В этом ряду известных люден, вероятно, уже можно видеть п господина Вуди Дорси, сформулировавшего теорию триединства. Именно его работу вы и держите в руках. Фактически, она посвящена новому слову в анализе финансовых рынков - поведенческому трейдингу, основанному на изучении ожиданий, инвестиционных тем и трендов.
Когда мы говорим о методах анализа рынка, то традиционно подразумеваем, что основных методов всего два — технический и фундаментальный. Технический анализ — это изучение уровней, линий, трендов, графических моделей, математических индикаторов, свечей, графиков каги и прочее-прочее. Под фундаментальным анализом мы понимаем как работу с экономическими и биржевыми показателями, так и работу с новостями, выход которых отражается на ценах акций и курсах валют (или сразу, или в перспективе). Да, мы много говорим о цифрах и фактах. По...
...Мы редко на деле признаем, что все движения цены в качестве своей глубинной причины имеют человеческую психологию.
Влияние на цену человеческого фактора (то есть и человеческого ожидания, и отношения человека к существующим на рынке инвестиционным идеям) проявля-
ется именно в реакции трейдеров на происходящие в мире события. Причем реально реакция возникает не на само событие, а на его «тень» — па экономические и политические слоганы и рыночные тезисы, касающиеся данных событий и появляющиеся в поле зрения трейдера. Как говорят психологи, «карта — не территория». На финансовых рынках кто-то рисует карты, а кто-то ими вынужденно или неосознанно пользуется.
Интересно то, что сами слоганы и тезисы формируются и выпускаются в свет тоже людьми, но другими. Эти люди — представители СМИ, имевшие опыт общения с достаточно узким кругом рыночных гуру (например, с представителями Уолл-Стрит). А гуру — тоже люди (правда, чуть более информированные). И они обладают от природы полным комплексом человеческих грехов (могут делать ошибки в своих прогнозах, могут переоценивать перспективы, излучать уверенность перед крахом рынка, а иногда и осознанно вводить «толпу» в заблуждение, и гак далее). Как говорится, «все мы люди, все мы человеки». И за пониманием важности человеческого фактора, я думаю, будущее — столь же большое, как и за негласно доминирующими сейчас и техническом анализе статистическими методами.
Конечно, торговля на основе текущей формы теории триединства — дело более хлопотное, чем торговля с использованием трех простейших индикаторов MACD, RSi и Stochastics. Анализ «лежащих на поверхности СМИ» слоганов и рыночных тезисов, определяющих и ожидания «толпы», и ее отношение к инвестици-
онным идеям, вынуждает ловеденческого трейдера прибегнуть к изучению большого объема специализированных и популярных печатных и сетевых информационных ресурсов. Как следствие того факта, что для сбора и анализа столь большого количества информации нужно время, использование поведенческого трейдинга, наверное, эффективно исключительно для отслеживания как минимум на дневных графиках достаточно продолжительных трендов длиной от нескольких недель и выше.
Используемые в теории триединства рыночные ожидания нуждаются и в количественной оценке. Сбор информации об ожиданиях специалистов валютных и фондовых рынков является задачей ряда исследовательских организации, продающих данную информацию по подписке. Соответственно, важным условием для того, чтобы работать на основе теории триединства является доступность по цене и качество поступающей об ожиданиях информации.
Ясно, что эта книга не может вместить в себя все, что известно господину Дорси и его коллегам из исследовательской компании Market Semiotics, Inc. о поведенческом трейдинге, о применяемых инструментах и информационных источниках, о трактовке ситуаций и так далее. И это можно понять, ведь компания делает на продаже аналитической информации деньги, а книга — это фактически форма распространения рекламы о Market Semiotics. Тем не менее, внимательное изучение этого труда позволит вам прикоснуться к той реальности, которую не очень отчетливо видят классические
«фундаментальные» трейдеры и вообще не замечают те, кто работает на основе классического технического анализа. Гарантий того, что столь краткое знакомство с теорией триединства резко увеличит ваш счет, господин Дорси, думаю, не дал бы, но знание — сила, а сила в какой-то момент может оказаться очень полезной.
С уважением, Алексей Кияница, Международная Академия Биржевой Торговли «ФОРЕКСКЛУБ»
Предисловие научного редактора
Рынки, будь то развивающийся российский или давно устоявшийся американский, делают люди — наверное, в мире инвестиций трудно подыскать более непреложную истину. При этом имеется в виду не столько то, что именно люди устанавливают правила биржевой игры и своим личным финансовым участием определяют уровни цен, сколько то, что люди привносят на рынок свои настроения, эмоции — самих себя. Даже Бог, создавая человека, не придумал ничего лучшего, чем слепить нас по своему образу и подобию, так стоит ли ожидать от нас грешных каких-то более креативных решений?
Согласившись с первым тезисом» мы приходим к выводу, что наиболее точный научный диагноз текущего состояния рынка или прогноз его поведения в будущем логично было бы формировать, используя методы той науки, что занимается изучением поведения человека, т. е. психологии. Тем не менее, долгое время свое безраздельное влияние в этой области демонстрировала другая наука — математика. Ставшие модными на западных рынках в середине XX в. математические методы легко прижились на российской биржевой целине, возможно
потому, что советско-российской школе математика всегда была ближе, нежели психология, а возможно и по иной, опять же, чисто психологической причине — в гаком заковыристом деле, как предсказание поведения рынка, многоэтажные математические формулы в качестве подручного инструмента внушают более трепетное уважение и доверие. В итоге, большая часть переведенных па русский язык книг, посвященных трейдингу, так или иначе, отдает свою многостраничную дань теме технического анализа рынков.
Однако еще Исаак Ныотоп, потерявший немалые деньги во время одной из биржевых паипк, вынужден был признать, что его математические способности, позволяющие предсказывать движение светил, никак не помогли ему в предсказан ии движений рынка/ Да и сам российский рынок далеко не в полной мере отвечает критериям применения тех математических моделей, которые мы с русской пытливостью пытаемся к нему прикрутить. Перефразируя классика, — узок рынок российских бумаг, страшно далек он от парода. А высочайший уровень корреляции российских финансовых инструментов между собой, а также между рынком в целом и действиями властен приводят к одинаковой эффективности средств технического анализа в предсказаниях как цеп российского рынка, так и интенсивности трафика Кутузовского проспекта.
Как бы то ни было, но западные «синоптики рынка» в своих исследованиях все чаще прибегают к психологи-
* См.. Ильин В В., Титов В. Биржа на кончиках пальцев. СПб.: Питер, 2004.
ческим методам, уже оформившимся в направление, получившее название «Поведенческий (психологический) трейдинг». Несмотря на свои корни, уходящие в глубину веков, эта наука настолько молода, что автор представляемой вам книги является не последователем данного учения в энном поколении, а скорее уж его пророком и во многом — первопроходцем. Если вы считаете, что психологический подход к препарации рынка по своей глубинности и научности даже рядом не стоял с подходом математическим, могу лишь посоветовать вам прочесть хотя бы несколько первых страниц данной книги. Для тех, кого психологические нюансы, напротив, пугают своей сложностью, лучшим советом будет: не разочаровывайтесь раньше времени — перескочите через непонятные куски, но не откладывайте книгу вовсе. Стиль изложения, использованный в этой книге, напоминает мне нечто среднее между телевизионной передачей Гордона «Антропология» и хорошим (опять же — психологическим) детективом, сюжет которого постепенно закручивается в тугой узел, а затем приятно расплетается в мозгу ближе к последним страницам. Благодаря качественному переводу, текст не утратил своего оригинального остроумного блеска и, несмотря на сложность тематики, читается па одном дыхании.
С автором книги можно и нужно спорить. Лично я не разделяю идею ярко выраженного антагонизма между психологическим и техническим анализом рынка. В конце концов, фигуры теханализа потому и повторяются, что рыночная толпа демонстрирует одинаковую реакцию на одни и те же информационные или ситуациои-
ныс раздражители. Так что, скорее уж следовало бы считать теханализ графически-математическим доказательством психологичности рынка.., Выходит, что Дорси заставляет нас думать, что, несомненно, повышает котировки сто книги.
«Психотрейдинг», «антитеханалнз», или «гештальт-терапия рынка»... можно по-разному характеризовать книгу Вуди Дорси «Behavioral Trading», но самым точным определением будет то, что это НЕ еще одна книга, посвященная модной теме трейдинга. Это свежий и нестандартный взгляд, пробивающийся сквозь панцирь академической закостенелости, которым постепенно начинает обрастать идея наличия самой возможности постижения таких непостижимых явлений, как Человек и одно из удивительных его творений — фондовый рынок.
Виктор Ильин ()
Посвящается Мими
Предисловие и благодарности
Поведенческая экономика — ото новое направление экономической мысли, незаметно формировавшееся в течение десятилетий. Становление этого едва оперившегося синтеза психологии и экономики происходило медленно, но уверенно, охватывая все большую и большую аудиторию. Поведенческий финансовый менеджмент постепенно привлекает к себе внимание Уолл-Стрит. Поведенческий трейдинг заключается в применении этих идей к зарабатыванию денег на финансовых рынках. Все эти поведенческие подходы основаны на доказуемых фактах человеческого поведения. Психология рынка гораздо более похожа на психологию людей, чем это представлялось раньше. И действительно, ведь это мы, люди, создаем экономические среды. Это мы образуем рынки. Это наш выбор, в сущности, «финансирует» пашу финансовую культуру. По сути, главное па рынке — это умение понимать человеческое поведение. Даже традиционные экономисты, и те начинают отвергать парадигму рационального рынка. «Освободившись» от бремени представлений о человеке как о неком рациональном роботе, мы можем изучать новую, поведенческую территорию, и ставить на ней свои вехи.
Главная тема этой новой идеи управления финансами основывается на осознании того, что инвесторы часто ведут себя не рациональным, а эмоциональным образом. Ратификацией этого объяснения поведения финансовых рынков с психологической точки зрения служит общественное принятие «иррационального изобилия», как нельзя лучше описывающего состояние рынков цепных бум<ігХХ1 в. Иррациональность — реальный экономический атрибут, причем это не только центральная часть поведенческого финансового менеджмента, по и новая грань всех рыночных исследований.
Рациональный подход, при котором человек рассматривается как идеально рациональный, максимизирующий полезность «субъект», дискредитирует себя. Некоторые экономисты теперь используют термин «ограниченная рациональность», показывая тем самым, что хотя человек обычно рационален, он не определяется и не ограничивается исключительно рациональными интересами. Некоторые поведенческие экономисты предпочитают оперировать понятием «квазирациональность»: признавая рационалистическую основу, но все же оставляя место для многообразных иррациональных аномалий. Другие предлагают просто смотреть правде в глаза и «при пять иррациональность». Однако есть и другая точка зрения, которая одновременно обходит и заменяет собой все эти ссылки на классический рационализм. Почему бы не признать, что единственным образующим рынки и создающим экономическую активность «фактором» является человечество? Надлежащее исследование рынков — это исследование человеческого поведения. Л человеческая натура определенно не рациональна, хотя, безусловно, ей свойственна рациональная черта. Люди и рынки объединяют в себе эмоциональное, рациональное и физическое функционирование. Поведенческий трейдинг как раз и заключается в постижении того, как эти три аспекта человеческого поведения проявляются на финансовых рынках. Описание взаимодействий между ними составляет новую теорию управления финансами, названную теорией триединства, разработанную мною и представленную в этой книге. Я начал работать па финансовых рынках почти двадцать лет назад, когда создал Market Semiotics, Inc., институциональную исследовательскую службу. В 2001 г. мы с моим партнером Андреасом Калкаиосом образовали Semiotics Capital Management — организацию, призванную применить мои теории поведенческого финансового менеджмента в трейдинге на финансовых рынках. Наш первый хеджевый фонд, использующий поведенческую стратегию торговли, получил название Semiotics Fund I. В том же 2001 г. к нашей команде присоединился Дэвид Ричмэн.
Как и любой другой человек, я являюсь всего лишь частью того мира, в котором живу. История моей жизни, в том числе и эта книга, есть результат бесчисленных воздействий. Нам не под силу отметить заслуги всех, кому мы должны быть благодарны, но считаем необходимым приложить к этому максимум усилий. Работа над «Поведенческим трейдингом» фактически началась 19 лет назад, когда я описал основные идеи, легшие в основу книги под названием «Stock Market Semiotics» («Семиотика фондового рынка»). Несмотря на то, что на какое-то время идея книги была забыта, «Поведенческий трейдинг» является прямым результатом того раннего импульса. Дальнейшее влияние на мои мысли, на мою способность видеть и интерпретировать оказали идеи Джорджа, Билла н Пегги. Данная конкретная работа родилась в процессе дискуссий с Ричардом и Памелой, а ее формальную реализацию осуществили Майлз Томпсон и Виктория Ларсон из издательства TEXERE, Виктория, мой редактор и друг, проделала большую работу и превратила-таки мою рукопись в ту законченную и лаконичную книгу, что выдержите в своих руках. Также я должен поблагодарить своих партнеров по Semiotics Capital Management за их воодушевление и внимательное чтение моих черновиков. В частности, Хант Тейлор из Hartz Investments потратил на изучение рукописи много времени и внес много полезных предложений. Другим читателем, внесшим свой вклад в редактуру книги, стала Меган Брэдли. Двое наших давних клиентов и крупных инвесторов, Феликс Зулауф из Zulauf Asset Management и Джон Портер из Barclays Global Capital, за годы работы дали мне множество прекрасных поводов для выработки и развития моих идеи. Они для меня как братья по рынку, с которыми я прошел через множество различных рыночных перепетий. Этан Митчелл безукоризненно поработал над литературными источниками, выискивая сведения, подкрепляющие исторические и экономические исследования этой книги. Тейлор Браун оказала неоценимую помощь в подготовке и переделывании всех графиков, Маделейн Дорси
помогала на ранних стадиях работы, а Тиффани Лоуренс помогла мне тщательным изучением и постоянной поддержкой всех начинаний Market Semiotics. Наконец, я хочу выразить глубочайшую благодарность моей прекрасной жене Б. Amore
.
Вуди Дорси Каслтоп, штат. Вермонт Январь 2003 г.
Введение
История любого класса активов насчитывав! 300 лет документально подтвержденных рыночных взлетов и падений
1. Как же могло случиться, чго в 2000 г., когда фондовый рынок в очередной раз достиг своего пика, инвесторы не смогли понять, что данный «мыльный пузырь» был просто еще одним инвестиционным искушением, таким же, как и все предшествовавшие? Эта книга раскрывает суть этого вопроса и представляет новый подход к инвестированию, основанный па поведенческом финансовом менеджменте и трейдинге. Поведенческий финансовый менеджмент, являющийся подвидом поведенческой экономики, рассматривается здесь как более реалистичная инвестиционная парадигма, так как позволяет нам понять самих себя как нендеальных существ. Поведенческий трейдинг позволяет нам успешнее и последовательнее управлять своими инвестиционными портфелями.
Знакомьтесь, революция
Поведенческие, или нетрадиционные, перцепции всегда наводняли финансовые рынки. Первич-
ность психологии на рынках признают даже величайшие финансовые фигуры нашего времени. В то же время, очевидно, что существующие теории, описывающие экономику и рыночный процесс, содержат существенные недостатки, так как с ними мы не достигаем желаемых результатов Мы не достигаем желаемых результатов потому, что в существующих теориях не признается первичность роли иррационального и эмоционального поведения людей на рынках в топ степени, в какой эта роль проявляется во всех остальных составляющих нашей жизни. Революция, которую производит поведенческая экономика, включает в себя признание и принятие того факта, что рынки и экономика никогда не находятся в равновесии, и причиной тому служит присутствие человеческого, нетрадиционного фактора. Собственно, идентификация объема дисбаланса между рыночными ценами и предвзятостью участников есть лучший способ предсказания последующего поведения рынка. Деньги можно заработать именно на выявлении ошибок, совершаемых другими рыночными игроками.
Человек — мерило рынка
Концепция гуманизма Платона состояла в том, что человек как триадическая структура состоит из эмоций, мыслей и действий. Сходные триады также присутствуют в древнегреческих категориях, обозначавших акты речетворчества, логос, этос и пафос, а также у более современных писателей, включая Т. Гоббса,
Г. Гегеля и 3. Фрейда. Очевидно, что рынки создают люди. Следовательно, движущие рынками мотивации присутствуют в самом человеке. Центральное место в новом понимании поведенческого финансового менеджмента занимает гермесова доктрина — «то, что находится вверху, подобно находящемуся внизу», она же доктрина макрокосма и микрокосма, заимствованная, в том числе, и экономистами. Другими словами, между функционированием человека и функционированием рынка можно провести прямые аналогии. В масштабе человека основными функциями являются эмоции, мысли и действия. В масштабе рынка мы называем те же самые эмоции рыночным настроением, сознанием и телом. В масштабе человека данные функции являются результатом работы трех отделов мозга, а именно — эмоционального, рационального, и лримального. В масштабе рынка этим отделам соответствуют психология, инвестиционные идеи и техника.
Три, три, три мозга в одном
В объемном исследовании Пола Маклина под названием «The Triune Brain» («Триединый мозг») показано, что наш мозг в буквальном смысле состоит из трех разных уровней развития: рептилиевого, млекопитающего и собственно человеческого. Эти три отдельные функции мозга отвечают за эмоции, мысли и действия. Таким образом, современная наука сходится с Платоном и его предшественниками во мнении о том, что мы являемся триадическими существами. И действительно, наш мозг состоит из трех отделов, уникально, но сложно взаимосвязанных друг с другом: лимбического, или эмоционального, иеокортекса и инстинктивного комплекса. Неокортекс — это то, что мы обычно называем мышлением, или рациональным сознанием. Лимбический, или эмоциональный мозг составляет наши эмоции. Инстинктивный, также известный как примальпый мозг, связан с нашими рептилиевыми корнями, или с инстинктивным функционированием. В результате эволюционного процесса эти три отдела наложились друг на друга. В нашем исследовании мы будем называть их эмоциональным, рациональным и инстинктивным отделами. Многие наши с вами современники считают, что но сравнению со своими предками мы значительно продвинулись вперед. Ученые, однако, говорят, что за сотни тысяч лет наш мозг изменился очень незначительно. Достаточно взять последнюю тысячу лет: исчезли ли войны, нищета, жестокость, стремление к власти? Факты нашей когнитивной архитектуры показывают, что у человека действительно есть эмоциональный мозг. Исследование именно этого предмета лежит в основе поведенческого финансового менеджмента. Тем не менее, для понимания всего спектра рыночного поведения мы должны учитывать все разновидности нашего мозга и взаимосвязи между ними. Всестороннее понимание этих когнитивных связей и роли эмоций, в частности, иррациональности, как раз и обеспечивает недостающее звено между человеком и рынком (табл. 1.1).
Таблица 1. /
Отделы человеческого мозга, их выражения, рыночные наименования и метрики теории триединства
|
Компонента триединства I
|
Отдел
чело
вече
ского
мозга
|
Выра
жение
|
Рыночное наименование
|
Исследова
тельская
метрика
|
Поведен
ческая
метрика
|
На
строе
ние
|
Лимби
ческий
|
Чувст
вование
|
Психоло
гия
|
Семиотическое ожидание
|
Слушание
|
Созна
ние
|
Неокор-
т?кс
|
Мышле
ние
|
Фундамен
тальные
основы
|
Инвести
ционные
идеи
|
Чтение
|
Тело
|
Инстинк-
тный
|
Дейст
вие
|
Техника
|
Длитель
ность
трендов
|
Наблю
дение
|
|
Теория триединства: настроение (психология), сознание (основы/преходящие инвестиционные идеи) и тело (техника/ценовые тренды)
То, что мы называем теорией триединства, составляет вечная диалектика между тремя отделами мозга и тремя функциями рынка: настроением, сознанием и телом. Каждая из этих функций влияет на другие. Они представляют собой психологическое состояние (настроение), концептуальную среду (сознание) и цены на рынке (тело). Как человек постоянно проявляет эмоции, мыслит и действует, так и рынок как явление никогда не прекращает свою активность. Рынок работает всегда. Когда торги фактически не проводятся, эта активность приобретает спящий характер, однако мышление и чувствование в отношении рынка не прекращаются.
Психология — настроение рынка
Психология, или уверенность, - неотъемлемый атрибут рынков. Благодаря действиям участников рынка цены колеблются от оптимистичных до пессимистичных пределов. Этот извечный процесс совершения ошибок, или врожденная предвзятость участников, представляет собой одновременно центральный симптом и наименее изученную область рынка. Разве нс логично попытаться измерить эту предвзятость или настроение? Market: Semiotics оценивает, отслеживает и изучает настроение рынка, или рыночные ожидания, посредством собственного аналитического метода, который! будет рассмотрен в части II.
Фундаменталии — преходящие инвестиционные идеи, составляющие сознание рынка
Любое предельное состояние рынка сопровождается неодолимыми рыночными идеями, которые мы называем фундамеиталиями, В отличие от традиционного определения фундаментальных основ как информации о рынке или о компании, таких как бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках фирмы, используемых для предсказания будущего, в теории триединства в качестве фундаменталии рассматриваются просто преходящие инвестиционные идеи финансовых рынков.
Техника — ценовые паттерны, составляющие тело рынка
Согласно теории триединства, техника — это вся рыночная статистика, такая как объем торгов, новые уровни цеп, рост и падение котировок, образующая паттерны и тренды. Традиционно техника определяется как бесчисленные технические ценовые системы, начиная с простых механических и заканчивая сложными нейронными сетями. Определение ценовых паттернов, прогнозирование будущих тенденций и определение нашей позиции и рамках тренда - задачи таких элементов теории триединства, как анализ длительности трендов и система позиционирования трендов.
Сознание (преходящие инвестиционные идеи) влияет на тело (ценовые паттерны) и настроение (психологию)
Когда инвесторы уверены в наличии инвестиционных идей, работающих на повышение, они покупают акции, и котировки растут. Положительное умонастроение инвесторов ведет к подъему цен и создает благоприятную технику (ценовые паттерны). Из-за этого улучшается рыночное настроение. В свою очередь, в связи с этим новым оптимизмом первоначальные инвестиционные идеи могут стать еще более правдоподобными и привлекательными сточки зрения игры на повышение. Затем цепы могут «сделать паузу» и начать снижаться. Это побуждает «быков» на переосмысление ситуации. «Но-42
весть оказалась не такой уж и хорошей», — думают они. В результате настроение инвесторов снижается, вслед за чем начинают снижаться рыночные цепы и т. д. Эту крепкую цепочку взаимосвязей как раз и описывает теория триединства рынка, которая может использоваться в целях трейдинга и принятия решений о составе инвестиционных портфелей. Но, что самое главное, эта теория позволяет прогнозировать макроэкономику рынков п крупные рыночные изменения.
Теория триединства на практике
На рис. 1.1 показано, как инвестиционные идеи коррелируют с элементами психологии рынка, такими как
«Мания» Семь стадий поведения рынка «медведей» Э* Жадность,
Промышленный индекс Доу-Джонса Прогноз Market Semiotics от 28.09 2001 г
Рис. 1.1. Семь стадий поведения рынка «медведей»
«мания» и «признание», и выражаются в технике (отдельных ценовых паттернах). На данном рисунке представлен прогноз на 2002 г., составленный 28 сентября 2001 г. Market Semiotics тогда точно предсказала, какие изменения будут происходить па рынке и когда они будут происходить. Так как прогноз был сделан на основе теории триединства, можно утверждать, что опа является для инвесторов новым способом понимания рынка.
Иной взгляд на иррациональность
Номинальная посылка поведенческого финансового менеджмента состоит в оі казе от ограничений рациональности и в принятии потенциала иррациональности. До сих пор основное внимание уделялось изучению иррациональных аномалии рынка. Однако всесторонняя теория поведенческого финансового менеджмента должна учитывать все функции человеческого мозга. Большинство людей подходит к изучению рынков и практически всего остального с позиций рационального сознания. Однако когда экономисты говорят о рациональности, они имеют в виду лишь одну, левую половину одного из трех отделов нашего мозга, потому что эта часть отвечает за логику и математические представления. Эта небольшая часть мозга не только играет наибольшую роль в нашем повседневном поведении, но и удостаивается наибольшего внимания. При этом на ее долю приходится лишь одна шестая часть нашего функционирования. Другими словами, это всего 16,66% нашего потенциала.
Решение на 16,66%
Такое 16,66% представление о мозге ограничивает наш потенциал. Более того, только с позиціи! всего і рі(единого мозга можно полностью описать наше поведение на рынке. Правильнее было бы назвать данную сферу исследования когнитивным финансовым менеджментом. У пас три отдела мозга, которыми мы должны пользоваться как единым целым. Проблема в том, что левая сторона нашего нссжор'іекса, составляющая те самые 16,66%, как раз п описывает весь наш опыт. Таким образом, она действует всегда, постоянно вмешиваясь в сферы влияния других отделов мозга. Парадокс в том, что хотя за рациональным сознанием всегда может оставаться последнее слово, доминируют в конечном итоге другие части мозга: чувства оказываются сильнее логики, а действия — красноречивее слов.
В часті 11 мы покажем, что поведенческий подход к рынку существовал всегда и что такие фигуры, как Платон, Н. МакиавеллішдажеР. Рубин, являются его частью. Мы проследим истоки рационального подхода и парадигмы случайных блужданий и покажем, как «мыльный пузырь» э-компаішй, или «Э*Жадность->, как я назвал этот рыночный период, а также крах хеджевого фонда Long Tern Capital сигнализировали о конце «эффективного рынка». Мы рассмотрим первые шаги, или, опять же, истоки поведенческого финансового менеджмента и представим идею о том, что иррациональные особенности инвесторов неисчислимы и оказывают прямое влияние на их решения.
Часть II посвящена такой компоненте теории триединства, как настроение, и рассказывает о том, как в Market
Semiotics дается количественная оценка эмоционального неравновесия (метрика «семиотические ожидания») — фактически, это демонстрация использования эмоций в трейдинге. Мы сравним оценку ожидании, используемую в Market Semiotics, с другими индексами и покажем, как она может применяться в теории триединства в целях успешного трейдинга по методу «от противного».
Часть III рассказывает о том, что фундаментальные основы в теории триедина ва — это фактически преходящие инвестиционные идеи, составляющие компоненту сознание. Я утверждаю, что обычное определение фундаментальных основ, которого придерживаются на Уолл-Стриг, ошибочно. В Market Semiotics основы определяются просто как преходящие инвестиционные идеи, постоянно находящиеся в процессе развития или умирания и влияющие на то, что инвесторы думают о рынке. «Мифы, метафоры и мемы», «Концепт-кафе» и «Слоган-суаре» — эти три главы посвящены углубленному изучению сознания инвесторов и, в то же самое время, сознания рынка.
Часть IV посвящена третьему элементу теории триединства, технике, или ценовым паттернам рынка, составляющим его тело. Техника, согласно теории триединства, объединяет в себе всю ценовую статистику. В последних трех главах книги, «Восприятие цеповых паттернов, их длительность и что из этого следует», «Следование тенденциям» и «Позиционирование трендов и профили высокой вероятности», мы обратимся к насущным проблемам иняесторского восприятия, занимающего центральное место в таком понятии поведенческого финансового менеджмента, как «определение границ». Мы 4Б
также представим фрактальный анализ рынка — идею, стоящую за такими моими методами, как система позиционирования трендов и анализ длительности трендов. Я покажу, как использование всех трех метрик теории триединства приводит к определению профилей высокой вероятности.
В заключение мы поговорим о том, как на основе теории триединства может быть построена новая интерпретация человеческих существ как экономических агентов. Эту теорию можно рассматривать и как возвращение к гуманистическому подходу, от которого отошли современные экономисты. Данное пересечение понятий позволяет судить о теории триединства как о новой разработке в рамках школы поведенческого финансового менеджмента. Таким образом, поведенческая экономика впервые приведена к виду, применимому для практического использования в качестве конкретной стратегии трейдинга.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПУНКТЫ
О Человек — мерило рынка
О Рынок состоит из трех главных компонент, каждая из которых отражает работу трех отделов человеческого мозга.
О Теория триединства гласит, что тремя главными компонентами, из которых состоит рынок, являются настроение, сознание и тело.
О Существуют конкретные метрики — семиотическое ожидание, преходящие инвестиционные идеи и анализ длительности трендов, — совместное применение которых позволяет прогнозировать финансовые рынки.
О Поведенческий трейдинг — новый способ зарабаты вания денег на рынке.
Содержание раздела