СИСТЕМА ВЫВОДА: ПЛЯЖ
Давайте ненадолго вернемся на пляж. Если вы спросите человека с "визуальной" системой, что ему нравится на пляже, он может отозваться следующим образом: "Мне нравится смотреть на волны и чудесное голубое небо. Я вижу, что люди хорошо проводят время и, кроме того, с загаром я выгляжу куда лучше".
Если мы зададим тот же вопрос "кинестетику", он может сказать: "Я очень люблю, когда тепло. Я чувствую, как напряжение пропадает. Это помогает мне расслабиться". Человек с "аудиальной системой" может откликнуться:
"Мне очень нравится слушать шум волн. Это очень успокаивает, и я могу слышать собственные мысли". С другой стороны "визуальный" человек может сказать:
"Мне нравится смотреть на пляж и голубую воду. От этого я чувствую себя лучше". Хотя он кончает "кинестетической" фразой, он приходит к ней визуальным путем. "Кинестетик" может сказать: "Я понастоящему расслабляюсь, когда прихожу на пляж.
Я чувствую себя спокойно и могу посмотреть, что происходит". Он заканчивает визуальным предложением, но движется к нему твердо через "кинестетику". "Аудиал" может сказать: "На пляже так тихо. У меня есть время сформулировать новые идеи.
Я смотрю на людей и успокаиваюсь". В этом месте многие из вас могут засомневаться. Вы можете подумать: "Я использую все системы". Это правда… но и неправда в то же время. Правша может использовать левую руку, но больше и чаще склонен полагаться на правую.
Люди с высоко развитой визуальной системой используют также кинестетические и аудиальные фразы. Однако, если вы обратите внимание, вы ясно увидите, что они рисуют устные картины. Они показывают вам то, что они хотят, чтобы вы увидели.
Человек с высоко развитой "кинестетикой" будет употреблять и визуальные и аудиальные фразы. Когда вы соприкоснетесь с тем, что он делает, вы обнаружите, что он пытается передать вам свои чувства к вещам. Он хочет, чтобы вы действительно ухватили суть того, что он вам передает.
Люди с аудиальной системой могут ввести вас в заблуждение. На своем опыте я убедился, что у них очень развита вторая система. Она может быть как визуальной, так и кинестетической. Но, если вы прислушаетесь, то услышите, какую систему они предпочитают.
Они будут использовать очень много слов, чтобы описать свои чувства (кинестетика) или чтобы создать картину. В любом случае, если вы избавитесь от такого лишнего багажа, как "замкнутый ум", я уверен, вам предстоит восхитительное путешествие. "Обращая внимание", "касаясь мимоходом", "схватывая суть вещей", вы обнаружите, какую систему предпочитает человек. Вы можете даже получить удовольствие, определяя, какая система вывода у вас.
В этом месте я хотел бы сделать небольшое предостережение. Многие эксперты по "системам" утверждают, что "визуальный" человек всегда в основном "визуальный", "кинестетик" остается "кинестетиком", а "ау.диал" "аудиалом". Я не согласен с этим выводом.
Мой опыт убедил меня, что человек может быть в основном кинестетиком при одних переживаниях и обстоятельствах, но визуальным при других и аудиальным при третьих. Я также верю, что пока организм человека функционирует нормально, он использует все системы в более или менее равной степени, при этом одно из них чуть больше. Но совсем другую картину мы имеем в случаях дисфункции. В этих случаях, как правило, мы видим, что человека в большей или меньшей степени "заклинивает" на одной системе. Теперь подумайте о типичном пациенте "в депрессии".
Почти во всех случаях таких людей заклинивает не просто на кинестетической, но на болезненной кинестетической системе. Вы, читатель, можете удивиться, какое отношение "это" все имеет к гипнозу и терапии. Расслабьтесь, почувствуйте себя уютно, начните видеть картины и слушать.
Сейчас мы вступаем в эти области.
СЛЫШАТЬ ЧУВСТВО КАРТИНЫ
Способ, которым мы воспринимаем чтолибо визуальное полностью отличается от того, как мы чувствуем "это", и также отличается от того, как мы воспринимаем это на слух. Подумайте о каждой сознательной системе вывода информации как о "человеке" внутри нас. Когда эти "люди" работают в согласии, мы имеем более чем достаточно возможностей выбора, доступных для нас. Но когда мы используем только одного из "партнеров", например, аудиальную систему, для решения какойлибо проблемы, а у этого "партнера" нет решения, мы начинаем волноваться. Мы можем продолжать хождение по своим следам по кругу.
Так как проще описать телефон, держа его в руках, чем никогда не видев, я хотел бы нарисовать картину для тех, кому необходимо видеть. Для тех, кто пытается уловить суть, я хочу дать нечто такое, что можно твердо усвоить. И конечно, те, кому необходимо слышать, могут прочитать слова Если вам нужно описать визуально то, что мы переживаем летом, мы можем сказать: "Мне нравится видеть голубое небо, прекрасные зеленые деревья и яркие краски цветов". Если бы нам понадобилось описать наши летние чувства, мы могли бы говорить о "теплом солнце, легком летнем ветерке, чувстве мира и покоя". Это будет описание совершенно отличное от первого.
Если же мы продолжим описание звуков лета, то можем сказать: "Мне нравится шум океана, пение птиц и шорох деревьев от летнего ветерка". Это третий способ описания лета. Каждое из этих описаний, взятое отдельно от других, незаконченно и обедненно.
Ни одно из этих описаний не будет таким полным как то, которое включает все три: "Я так люблю лето. Я чувствую себя тепло и расслабленно. Я вижу яркие краски цветов и небо так прекрасно. Я люблю слушать пение птиц, а на пляже шум океана действует так успокаивающе".
Вот теперь имеем мультисенсорное описание лета.
ПРОВАЛ СИСТЕМЫ: УПРАЖНЕНИЕ
Недавно, обедая в ресторане, я услышал разговор между известной актрисой и двумя ее спутниками, один из которых, очевидно, был ее продюсером. Она описывала свои последние несколько дней как "очень тяжелые". Она утверждала следующее: "У меня нервы завязаны в узел. Наше расписание выжимает из меня все соки.
Только сегодня я наконецто хорошо выспалась. Я как будто плавала во сне и утром почувствовала себя лучше. Я решила остаться отдохнуть". Продюсер вежливо слушал, а потом сказал: "Это все пустяки. Вы выглядите великолепно.
Мы сделали хороший фильм, все будут потрясены, когда его увидят". Пока продюсер говорил, актриса выглядела сначала раздраженной, затем скучающей и, наконец, безразличной. Когда про дюсер закончил, она повернулась к своему второму спутнику и начала оживленно беседовать с ним. С этого момента она обмолвилась с продюсером едва ли двумя словами.
Это был прекрасный пример, как не надо общаться. Если бы я не знал предмета их беседы, это прозвучало бы как два отрезанных друг от друга отдельных разговора.
Знакомство с системами вывода у людей вокруг нас может стать началом очень интересного приключения. Чтобы помочь вам в этом путешествии, я хотел бы предложить вам несколько упражнений, из которых вы можете выбрать одно и пользоваться им или сначала попробовать все и выбрать одно из них. Вы можете даже не выбирать его. Это также ваше право.
В общественных местах, например, в ресторане, наблюдайте и слушайте людей вокруг вас. Обратите внимание на то, что некоторые люди рисуют словами зримые картины. Если они описывают путешествие в горы, они используют слова, описывающие как эти горы выглядят. Когда они говорят, они могут рисовать картины даже жестами. Другие люди могут описывать тот же предмет ощущениями от пережитого. "В горах я чувствую себя спокойно и расслабленно, а мягкий горный ветерок так приятен".
Во время разговора они руками как будто чтото "трогают", прикасаются то к своему телу в области фуди, то к собеседнику. Человек с аудиальной системой вывода расскажет, как горы звучат для него. Они могут использовать очень много слов для детального описания своих переживаний. Даже когда они описывают чтото визуальное или свои чувства, они склонны к многословию. Некоторые люди поначалу могут ввести вас в заблуждение.
Когда вы действительно настроитесь, вам уже будет легче распознавать системы, и вы яснее увидите насколько они различны. Помните, что важна каждая система, и что ни одна из них не лучше, чем другая, и что все эти системы существуют внутри нас.
После того, как вы попробуете прислушиваться к людям вокруг вас и научитесь определять их системы вывода, вы готовы к следующему шагу. Теперь вы можете начать более активно участвовать в выявлении предпочитаемой системы вывода. В общих разговорах вы можете задавать нейтральные вопросы типа: "Что значит для вас чувствовать себя комфортно?" "Что больше всего вам понравилось во время отпуска?" На вопросы, заданные в такой манере, кинестетик может ответить: "Я чувствую себя свободно, расслабленно, на меня ничто не давит" или "Так хорошо уехать куданибудь. Я мог бы почувствовать, что избавляюсь от ежедневных стрессов".
Визуальный человек, отвечая на вопрос о комфорте, может ответить следующее: "Я вижу себя в красивом месте, где небо голубое, и все выглядит таким мирным". На вопрос об отпуске он может ответить: "О! Пейзаж был великолепен. Можно было столько всего увидеть". Во всяком случае вы будете приятно удивлены, обнаружив различия.
Однако, задавая эти вопросы, будьте внимательны. Если вы когонибудь спросите: "Можете ли вы описать, как выглядят для вас горы?", вы без сомнения в большинстве случаев получите визуальный ответ. Через "заданные характеристики" вы просите человека включить его визуальную систему.
Вопрос: "Как вы себя чувствовали во время отпуска?" требует кинестетического ответа. Большинство людей, если у них нет стресса, оказываются достаточно гибкими, чтобы "включить" нужную систему.