d9e5a92d

Практическое применение гипноза и внушени


того или иного события, которое оказалось подавленным и вытесненным из памяти. В подобных случаях определенные гипноаналитические процедуры такие, как регрессия и оживление мнестических энграмм или же автоматическое письмо, требуют достижения очень глубокого гипнотического транса.
Он бывает необходим и тогда, когда преследуются определенные диагностические цели, а именно дифференциация симптомов органического и психогенного происхождения, избавление больного от опасных симптомов невроза в острых случаях или же для снятия боли органического происхождения.
Однако в лечебной практике подобные случаи, требующие достижения глубокого транса, довольно редки.
10. Практическое применение гипноза и внушени
О практической роли гипноза можно говорить много и долго. В этой главе дан обзор использования гипноза и внушения в различных сферах человеческой деятельности.
Многолетний опыт использования гипноза в лечебных целях способствовал выделению из общей массы заболеваний тех, при которых гипнотерапия дает наиболее хорошие результаты. Заболевания, при которых показана гипнотерапия, широко известны.
Это в первую очередь неврозы и наркомания.
Особенно благоприятные результаты наблюдаются при применении гипнотерапии для устранения невротических симптомов.
Хорошие результаты дает применение гипноза при наличии у больных различных навязчивых страхов и состояний, характерных для психостении, при бессоннице, при депрессивных состояниях, при сексуальных неврозах.
В клинике внутренних болезней гипноз применяется для лечения больных, страдающих гипертонией, язвенной болезнью, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Гипнотерапия полезна при лечении кардиальных неврозов с нарушением сердечного ритма, у больных со стенокардией или перенесших инфаркт миокарда.
Известно, что эмоциональный компонент очень сильно влияет на развитие аллергических заболеваний и астмы. Многие авторы указывают на то, что гипноз может вызывать улучшение состояния и оказать срочную помощь во время приступа астмы, избавлять от аллергии.
Гипнотерапия дает прекрасные результаты при лечении больных, страдающих ожирением. После курса гипнотерапии у больных снижается аппетит, улучшаются обменные процессы, что и
приводит к снижению веса. Язва двенадцатиперстной кишки успешно лечится длительными сеансами гипноза.
Внушением можно повлиять также на запоры и поносы, на спазмы пищевода.
В урологии и гинекологии гипноз применяется довольно широко. Известно, что гипноз сыграл первостепенную роль в возникновении психопрофилактического метода обезболивания родов.
В течение ста лет экспериментально доказано благоприятное влияние гипноза на боли при родах и даже на маточные сокращения.
Гипноз применяется или при подготовке к родам и во время самих родов, или только в подготовительный период.
Отмечено, что гипнотерапия имеет благоприятное действие на физиологию беременности и родов.
Среди работ зарубежных и наших авторов широко представлены методы гипнотерапии при лечении кожных заболеваний. Приводятся положительные результаты в лечении экземы, псориаза, плоского лишая, крапивницы, нейродермита и облысения.
Зубные врачи во многих странах используют гипноз при болезненных вмешательствах, а также для снятия тревоги у пациентов, плохо переносящих лечение зубов.
Гипнологи берутся за снятие боли у онкологических больных, за болезнь Паркинсона и за рассеянный склероз. Многие авторы приводят положительные результаты, которые они получили при использовании гипнотерапии.
Многолетняя практика применения гипноза при хирургических операциях показала, что воздействие гипноза на боль настолько эффективно, что можно проводить операции различной
сложности. Кроме того, гипноз может уменьшить предоперационную тревогу и ослабить послеоперационные симптомы.
Эффективность гипнотерапии общеизвестна при любых заболеваниях и как метод психопрофилактики.
В настоящее время гипноз, методы внушения применяют в спорте. Сообщают, что с помощью внушенного сна-отдыха происходит восстановление работоспособности значительно быстрее, чем с помощью отдыха в состоянии бодрствования.


Гипноз и аутогенные тренировки являются эффективным средством для ликвидации неблагоприятных предстартовых состояний.
Внушенный сон-отдых рекомендуется как действенное средство психопрофилактики нервно-психического напряжения при целом ряде психических состояний спортсменов.
Еще одним интересным прикладным направлением гипноза и внушения является театрально-сценическая деятельность. Гипноз используется в качестве средства управляемого овладения необходимыми эмоциями и артистическим вдохновением.
Гипноз может поставить эмоции и артистическое вдохновение в независимость от колебаний настроения и иных случайных вещей, из-за которых даже великие актеры играют на сцене иногда не только хуже себя, но и хуже самых посредственных исполнителей, а знаменитые певцы поют так, что никто не узнает их голоса.
Все больше проявляется интерес к исследованию роли и возможностей гипноза в образовании.
Исследования Бауэрса (1967) доказали, что гипнотическое состояние может способствовать
повышению уровня творческих возможностей человека. При этом мотивация, создаваемая в гипнозе, оказывается значительно более действенной, чем мотивация, формируемая в бодрствующем состоянии.
Исследование возможностей активизации творческих способностей в гипнозе проведено В. Л. Райковым. Показано, что активизация творчества в гипнозе зависит и от того образа личности, который испытуемому внушается.
При внушении образа талантливой личности повышался уровень притязаний испытуемого, улучшалась возможность внутренней мобилизации в процессе выполнения поставленных перед ним задач.
Наоборот, внушение образа малограмотного человека приводило к снижению активности внимания, памяти, ассоциативных функций и ухудшало результаты выполнения творческих задач.
Основной факт, полученный в серии экспериментов, заключался в следующем. В группе высо-когипнабельных испытуемых, у которых процесс обучения рисованию в гипнозе сопровождался внушением образа великого художника (“Рафаэля”, “Репина”), наблюдалось значительное улучшение изобразительной деятельности.
Достигнутый в гипнозе уровень развития навыков рисования закреплялся и затем проявлялся в бодрствующем состоянии.
Аналогичные результаты были получены в таких же экспериментах на студентах-музыкантах Московской консерватории, а также шахматистах.
Для доказательства этого положения сошлемся на некоторые эксперименты. Одному из высо-когипнабельных испытуемых внушалось, что он
известный американский шахматист начала века Поль Морфи. В состоянии такого внушения, а затем в состоянии неизмененного сознания испытуемый играл с гроссмейстером М. Талем.
По заключению М. Таля, его игра в состоянии гипноза была выше на два разряда.
Более того, разительно отличалось его поведение: вне гипноза он был скован, держался смущенно и робко, а “в образе” вел себя непосредственно, был решителен и агрессивен, немедленно потребовал высоких гонораров, и, когда таковые (в виде пачки нарезанной белой бумаги) были ему вручены, была зарегистрирована необычно высокая кожно-гальваническая реакция.
В. Л. Райков совместно с О. К. Тихомировым и Н. М. Березанской исследовали гипнотическую регрессию возраста, когда взрослым здоровым испытуемым внушалось, что они дети четырех-пяти лет, а затем проводилось их психологическое исследование. Чтобы решить, идет ли речь об игре в детский возраст или о подлинном переживании регрессии, были приглашены в качестве контрольной группы опытные актеры детского театра, которым предложили сыграть роль детей соответствующего возраста.
Между поведением актера и поведением испытуемого в гипнозе было на первый взгляд большое сходство, но результаты психологических исследований показали существенное различие.
Так, испытуемому внушалось: “Тебе 5 лет, у тебя есть сестра Оля, и два брата Коля и Миша. Сколько у тебя братьев и сестер?” Ребенок этого возраста умеет считать до трех, и как актеры, так и испытуемые давали правильный ответ. Затем вопрос менялся: “Сколько братьев и сестер у твоего брата Коли?” И тут следовал
неожиданный ответ испытуемого “два”. Актер же детского театра, хорошо зная, что герой умеет считать в таких пределах, по-прежнему отвечал “три”.
Ни актер, ни сам испытуемый в состоянии неизмененного сознания не знали, что в таком возрасте ребенок еще не вполне выделяет себя как личность, не способен воспринимать себя как бы со стороны и потому не считает самого себя при перечислении сестер и братьев своего брата.
Таким образом, в состоянии гипнотической регрессии испытуемый приобретает (или, вернее, восстанавливает) знания, которые отсутствовали у него на осознаваемом уровне.
Те же исследователи показали, что при внушении “творческой личности” испытуемые принципиально иначе выполняют тест Гилфорда (на творческие способности), чем в состоянии бодрствующего сознания. Они не только называют в гипнозе гораздо больше способов использования того или иного предмета, но и не повторяют те способы, которые были перечислены до гипноза.



Содержание раздела