d9e5a92d

Наши мысли далеки от окружающего нас мира


гипнотизированию, давало ему производящее впечатление достоверного алиби. Немодные теории типа Свенгали, согласно которым гипнотизер действует на человека, как удав на кролика, превращая его в лишенное собственной воли, послушное орудие, это фантастика на уровне прошлого века. “В единичных случаях, пишет Дж.
Кон, антиобщественные поступки совершали пациенты, с которыми неправильно работали некомпетентные гипнотизеры, или подвергаемые гипнозу индивиды с латентными (скрытыми) симптомами психоза”.
Факты говорят сами за себя. Тысячи людей были обследованы на протяжении ряда лет в лабораториях клиник и университетов.
Результаты исследования, проведенного доктором Хилгардом и его сотрудниками, заставляют усомниться в правильности утверждения, согласно которому загипнотизированного человека можно склонить к нанесению ран самому себе и даже к самоубийству. Соображения такого рода не соответствуют действительности, но ими изобилуют и романы, и сценические произведения.
Если испытуемый полностью доверяет гипнотизеру, может случиться, что он поступит в соответствии с тем, что тот ему внушает и что приводит к плохим последствиям, поскольку считает, что ситуации, создаваемые гипнотизером, носят фиктивный характер.
Так, например, если гипнотизер даст пациенту стакан с прозрачной жидкостью и скажет: “Выпей это”, доверяющий ему пациент так и сделает. Если бы в стакане был яд, пациент мог бы умереть.
Но это мы с полным основанием можем не принимать в расчет. Ведь
когда мы соглашаемся лечь на операцию, то абсолютно уверены в том, что хирург не вырежет у нас сердце.
Известно, что только одной силой внушения можно исцелить и вызвать болезнь. Но любое внушение трансформируется в активный процесс самовнушения.
Помню известный опыт, проводившийся в дореволюционное время.
Преступнику, приговоренному к смерти убийце, которому так или иначе было суждено умереть насильственной смертью, сообщили, что он будет казнен посредством вскрытия вены. Его привели к месту казни и, показав ее орудия, завязали глаза.
Далее был имитирован надрез скальпелем, и на обнаженную руку полилась теплая вода “кровь”.
Через несколько минут началась агония, и приговоренный скончался.
Вскрытие показало смерть от паралича сердца. Опыт этот достоверно показал возможность внушенной смерти, а вместе с этим и огромную, близкую к безграничности силу внушения, не сдерживаемого барьера критики.
Сознание вины и имитация казни заставили жертву ожидать немедленного наступления смерти с высочайшей, абсолютной внутренней достоверностью.
Безраздельно овладевшая мозгом “модель” смерти последовательное нагнетание веры в ее неотвратимость вызвала саму смерть.
Мозг способен превращать свои иллюзии в реальность. И как возможна внушенная смерть, так возможна и внушенная жизнь.
В одном из своих экспериментов я внушил испытуемому, что он попал в руки кровожадных злодеев. Один из злодеев ножом вскрыл ему вены на руках. Эту роль спокойно исполнил один из
коллег: он подошел и указательным пальцем провел по руке испытуемого. Испытуемый вскрикнул, уставился на руку, его глаза наполнились ужасом.
Далее наблюдалась следующая симптоматика: его лицо стало белеть, глаза закатились под лоб, тело обмякло, ритм сердца почти не прослушивался.
Еще 1015 секунд, и можно было бы получить летальный исход.
Была дана положительная индукция, и испытуемый вышел из транса в хорошем настроении и в прекрасном самочувствии.
Этот эксперимент показал, что отрицательным внушением можно умертвить индивида.
В реальной жизни, без гипнотического транса, люди сознательно или несознательно наносят друг другу тяжелые болезненные и даже смертельные душевные раны клеветой, шантажом, оскорблениями, ложью и т. п.
В человеческом организме нет ничего, что не зависело бы так или иначе от психики. Внутри-мозговая связь всего со всем плюс огромная избыточность информационно-эмоциональной энергии, накопленная человеческим мозгом в сумме, и образуют тот мощнейший аппарат, скрытые возможности которого проявляются в гипнотическом трансе и в процессе внушения.


В состоянии гипнотического транса можно внушить моделирование и воспроизведение различных неврозов, психосоматических расстройств и галлюцинаций, и тем не менее при этом гипнотическое состояние не будет формой этих расстройств. В глубоком гипнотическом трансе можно внушить субъекту, что он находится на борту космического корабля, но пока еще никто не
утверждал, что гипноз является формой космического полета.
В гипнозе можно внушить человеку способность упорнее бороться с трудностями, укрепить его психическое и соматическое здоровье или избавить от многих заболеваний.
За рубежом, и особенно в США и Японии, используют внушение и гипноз не только узко в медицинских целях, но и в промышленности, педагогике, спорте, искусстве, лингвистике и других сферах человеческой деятельности. Можно сказать, что все области человеческой деятельности вправе ожидать от использования внушения и гипноза очень существенных результатов.
5. Множественные реакции в гипнотическом трансе
На первую гипнотическую индукцию люди реагируют по-разному. Одни описывают ощущения, напоминающие “свободное взмывание на облаке”, “погружение в теплую воду” или “чувство, что ты накрыт теплым пуховым одеялом”.
На других гипнотический транс действует не так успокоительно. “Я боялся, говорят одни.
Мне казалось, что мое тело раздувается и заполняет всю комнату”.
Индивид может испытывать и неприятные физические ощущения. “Дышать было тяжело! Мышцы моей грудной клетки стали плотными и тяжелыми.
Боязнь сердечного приступа подталкивала меня к выходу из гипнотического транса, в особенности, когда вы говорили мне, что я должен в еще большей степени расслабиться”.
Для некоторых испытуемых гипнотическое состояние является экзотическим, необычным чувством.
Но независимо от того, сколь различны эти описания, частой и довольно распространенной реакцией на гипнотическую индукцию является возникновение чувства разочарования или унижения. Обычно субъект рассчитывает на какие-то необычные впечатления, не отдавая себе отчета в том, что первые стадии гипноза весьма схожи и подобны с некоторыми другими состояния-ми, которые известны каждому из нас.
Так, например, все мы по своему собственному опыту знаем состояние рассеянности, о котором можно сказать, что наше внимание концентрируется на какой-то неизменяющейся, влекущей к себе точке.
Наши мысли далеки от окружающего нас мира.
Аналогично этому, засыпая, мы часто погружаемся в грезоподобное сонное состояние частичного бодрствования. Если в этот момент
зазвонит телефон, мы не знаем, снится нам этот звонок или же так оно и есть в действительности. Это нормальное “гипноидное” состояние, нечто вроде промежуточной станции на пути к глубокому сну.
Транс, который достигается с помощью той или иной традиционной методики, является чем-то похожим на это.
В этом состоянии человек может воспринимать различные сенсорные раздражители, например, слуховые, кожные, обонятельные, и, кроме того, понимать, что ему говорят, делать умозаключения, пользоваться собственным воображением и активно запоминать причем все это столь же легко и эффективно, как в состоянии полного бодрствования. Индивид отдает себе отчет в том, что происходит вокруг него.
У него может сформироваться установка критическая и выражающая сопротивление либо же принятия и сотрудничества; кроме того, он может выйти из гипнотического состояния, если не намерен продолжать оставаться в нем.
Для субъекта это может казаться даже странным, поскольку обычно он убежден в том, что в гипнотическом состоянии превращается в автомат, полностью зависящий от гипнотизера. Такой человек убежден, что ему попросту приходится выполнять распоряжения гипнотизера.
Он считает также, что при этом как бы ничего не сознает.
Необходимо помнить, что подобные представления о гипнозе ошибочны. В гипнотическом трансе человек не лишен разума, его разум всегда остается бодрствующим.
Во время гипнотического транса пациент испытывает психические и физиологические
ощущения, свойственные, с одной стороны, состоянию бодрствования, и с другой состоянию сна. Количественные взаимоотношения ощущений зависят от глубины транса.
На одном конце гипнотического транса индивид оказывается близким состоянию бодрствования, а его поведение по качественным характеристикам и кругу мыслей и физиологических проявлений напоминает состояние бодрствования.
Это неглубокий транс.
По мере того, как человек погружается в более глубокий транс, мыслительные процессы и физиологические проявления приобретают определенные свойства, присущие состоянию сна. Вместе с тем, они никогда не становятся такими, как во сне, поскольку гипноз не является сном.
Таким образом, тот или иной индивид может находиться в состоянии весьма неглубокого гипнотического транса или глубокого.
Вопрос, какова причина того, что один индивид погружается в неглубокое состояние транса, а другой в глубокое, по-прежнему остается открытым. Но, думаю, что это зависит от уровня установки на внушаемость (доминирования правого полушария).



Содержание раздела