d9e5a92d

Как сделать, чтобы он захотел спать?


Если я правильно понял, вас интересует полезное применение любого полученного вами навыка прямо сейчас. Ладно, давайте отвлечемся. Как уложить спать маленького ребенка? Как сделать, чтобы он захотел спать?

Правильно, надо сначала подстроиться к его дыханию, а потом замедлить свое дыхание, сделав его сонным. Когда у меня родился сын, то уложить его спать было для меня проблемой, я просто не знал, что с ним делать.

А когда родилась дочь, я уже имел навыки эриксонианского гипноза, и все стало очень просто: я устраивался рядом с ней, подстраивался к ее дыханию, потом замедлял свое - и через 10 минут она засыпала (даже жена удивлялась такой скорости). Это, конечно, действует не только на детей. При наведении транса у взрослых, вам тоже придется замедлять свое дыхание, давая партнеру своеобразный пример того, каким должно быть его дыхание.

И бывают ситуации, когда для достижения цели вам нужно после подстройки ускорять свое дыхание.
Вопрос из зала: Какие это ситуации?
С. Горин: Я, пожалуй, не буду объяснять, мы сейчас это сделаем. Так, Виталий у нас опоздал, на нем и покажем. Твоя задача, Виталий, выйти сюда и постоять около меня, а рядом с тобой будет стоять Наташа, у нее будет свое задание (шепотом дает задание Наташе). Просьба к остальным участникам - наблюдать. (Примерно две минуты Виталий и Наташа стоят рядом. Затем Виталий слегка обнимает Наташу).

Как по-вашему, какую инструкцию получила Наташа? Конечно - подстроиться к дыханию Виталия, и затем ускорить свое.

Она стала вести, но ускорение своего дыхания Виталий приписал появлению специфического интереса к партнерше (смех в зале).
Наташа: Я уже замечала, что в комнате, где кто-то спит, трудно оставаться бодрствующей; самой хочется спать.
Игорь: Я замечал, когда я прихожу домой с ночного дежурства и ложусь спать, то мой сын, если он играет в этой же комнате, тоже скоро укладывается спать, а если играет в другой - это не происходит.
С. Горин: Это случаи самопроизвольной подстройки. Дети, вообще - то, всегда настроены на родителей, это подтверждено записью электрической активности головного мозга. Примерно до двух с половиной лет ребенок реагирует увеличением этой активности только на появление матери, а в более старшем возрасте - на отца, потом на других людей.

Не знаю, случайно ли то, что примерно с этого возраста ребенка начинается пора отцовской любви; к совсем маленьким детям отцы относятся, м - м - м... по-разному.
Еще одна тонкость, касающаяся подстройки к дыханию. Допустим, что ваш партнер - ребенок с очень частым дыханием, или спортсмен с очень редким. Вы так дышать не можете, и у вас есть, по меньшей мере, две возможности для подстройки.

Во - первых, вы можете применить непрямую подстройку, то есть говорить с той же частотой, с какой дышит партнер, говорить на его выдохе. Это очень важный момент - человек всегда говорит на выдохе, и если вы говорите на его выдохе, ему это легко воспринимать как иллюзию своей внутренней речи, это легче принять и понять.

Во - вторых, при очень большой разнице в ритме и глубине дыхания у вас и у партнера, вы можете отслеживать его дыхание через раз (например, при частом дыхании вы копируете вдох, пропускаете выдох и второй вдох, копируете второй выдох). Может быть, это легче понять через метафору: когда вы идете по часто расположенным шпалам, вы не наступаете на каждую - вы наступаете через одну, но ритм в их расположении вы все равно учитываете и подстраиваетесь к нему.

Здесь для вас этот навык избыточен, вы все примерно одного возраста и телосложения, поэтому просто запомните его для применения там, где это понадобится. Хорошо, подведем предварительные итоги. Для создания раппорта (подсознательного доверия) вы отражаете собой поведение вашего партнера, собеседника. Это называется еще подстройкой или присоединением, другие названия вам тоже известны. Когда вы присоединились к какой - то части наблюдаемого поведения партнера, вы меняете эту часть поведения у себя (при прямой подстройке), и партнер следует за вами - с этого момента вы им управляете, ведете его.



В идеале подстройка должна стать вашим рефлексом на нового человека - просто так, на всякий случай. Привыкайте общаться не только и не столько с сознанием партнера, сколько с его подсознанием. Я хотел бы уже на этом этапе оговорить несколько условий, соблюдение которых сделает вас более эффективными в воздействии на людей. Первое условие: ваша цель должна всякий раз быть конкретной, иначе вы не сможете добиться конкретного результата. Второе: от вас потребуется нечто похожее на скромность - вы должны знать, чего вы хотите, но ваш партнер знать это вовсе не обязан.

Вступая в общение, воздействие, вы стараетесь добиться результата, который нужен вам или вашему партнеру, но всегда ли нужно связывать сознательно достижение результата с вашим влиянием? Разумеется, если ко мне на сеанс гипноза пациент приходит для того, чтобы как - то измениться, то он платит именUо за то, чтобы я вызвал эти изменения; если он не осознает, что перемены связаны со мной, он не будет платить. В деловом общении, напротив, гораздо лучше, чтобы принятое решение или возникшую в себе перемену партнер считал чем - то своим, а не привнесенным извне. Если вы тщеславны и хотите, чтобы изменения своего поведения люди обязательно связывали с вашим воздействием - займитесь рэкетом, а не гипнозом. Подстройка к позе и дыханию - главные и сравнительно простые способы создания раппорта.

Есть некоторые другие, более сложные виды подстройки, которые имеет смысл знать и применять.
Подстройка к движениям.
Став для вас партнером при беседе, человек обычно не сидит как истукан - он позволяет себе жестикуляцию, меняет позу, кивает или качает головой, мигает, и все это может быть предметом для подстройки. Подстройка к движениям более сложна, чем предыдущие виды подстройки, потому что и поза, и дыхание - это нечто относительно неизменное и постоянное, это можно рассмотреть и приступить к копированию постепенно. Движение - относительно быстрый процесс, в этой связи от вас потребуется, во - первых, наблюдательность, и во - вторых, вам нужно заранее подумать о том, чтобы партнер не смог осознать ваши действия. Давайте сейчас подумаем о том, какие движения легче отразить так, чтобы партнер этого не понял...

Да, любые движения; причем мы можем разделить их на большие, макродвиження (походка, жесты, движения головы, ног) и малые, микродвижения (мимика, мигание, мелкие жесты, подрагивание).
Ответы из зала: Крупные движения легче заметить, чем мелкие. Мигание, наверное, никто не заметит.
С. Горин: Да, в основном вы правы, но я бы сказал, что походка относится к крупным движениям, но подстройку к походке партнер вряд ли заметит. А мимика - мелкое движение, но партнеру заметить подстройку к его мимике легко.

Правы вы в том, что легче всего осознать подстройку к жестикуляции руками, пантомимике, поэтому начнем с тонкостей этого процесса.
Лучше всего подстраиваться к жестам рук партнера с помощью движений своих пальцев - отслеживайте пальцами примерное направление движений рук партнера, делайте какую - то разницу в амплитуде. Для этого вам даже не понадобится фантастическая скорость реакции.

И еще одна возможность - не копируйте движения рук партнера зеркально, намечайте их, не заканчивая. Ну, вот Юра сейчас почесал правой рукой лоб.

Для подстройки мне важно отразить направление, и мне н обязательно завершать свое движение на лбу, достаточно погладить подбородок (трогает свой подбородок, Юра тоже начинает гладить подбородок). Да, отсоединиться бывает не так - то просто (смех в зале).

Из мелких движений хорошо выбрать для подстройки мигание, этого никто не осознает. Мигайте с той же частотой, что и ваш партнер, а потом вы можете прекратить мигать, чтобы у партнера прекратилось мигание, или можете закрыть глаза, чтобы партнер сделал то же самое. И то, и другое способствует наступлению гипнотического транса. Вы все это будете усваивать в упражнениях, но на будущее я вам хочу подсказать, что тренировать подстройку вы можете на лекциях, совещаниях, в любой компании, где вам стало скучно. В свое время я много выступал как нарколог на различных женсоветах, обществах борьбы за трезвость...

Это было и развлечением и тренировкой, когда я ставил перед собой такое, например, задание: Пусть все сидят и кивают головами. Этого добиваешься и прямой подстройкой, одобряя своим киванием чье - то уже имеющееся, и непрямой подстройкой, организуя ритм своей речи так, чтобы стимулировать чье - то намерение кивнуть. Как - то раз я тренировался, читая лекцию о вреде алкоголя...

Тренировка удалась как никогда, и после лекции я услышал лестный отзыв от одной слушательницы: Я знаю все, что он говорит, я уже слышала это тысячу раз, но почему - то воспринимаю это как откровение!
Реплика из зала: В борьбе с пьянством вы, тем не менее, немногого добились...
C. Горин: Я в принципе ничего не мог там добиться. Если правительство решило, что народ должен пьянствовать, то у правительства больше возможностей манипулировать сознанием народа, чем у меня. Против государства не попрешь...

Но вернемся к подстройке к движениям. Фильм моего детства Колдунья с молодой Мариной Влади был снят по мотивам рассказа Ивана Куприна Олеся. В этом рассказе есть интересный фрагмент:



Содержание раздела