d9e5a92d

Черт побери, когда это случилось?


Я не собирался идти дальше. Но у инструктора группы была другая цель. Без моего ведома он взял стерильную иглу от шприца. Пока я продолжал делать жесты над полотенцем, "как будто" собираюсь вырвать его, инструктор воткнул иглу в правую руку дантиста в мягкую часть между большим и указательным пальцами. (Когда я увидел, что он сделал, то был настолько удивлен, что думал сам войду в "это состояние").

Дантист не пошевелил ни одним мускулом, не осознавая, что произошло. Он явно абсолютно не осознавал "свое состояние". Все мы, и слушатели, и инструкторы, стояли, наблюдая, как дантист продолжает смотреть на полотенце без единого движения и звука.

Через три или четыре минуты он оглянулся и сказал: "Ну, ничего не происходит. Когда же вы собираетесь начать?" Все вокруг начали смеяться. "Что тут смешного?",- возмутился дантист и начал оглядывать группу, как вдруг внезапно наткнулся на иглу в своей руке и воскликнул:
"Черт побери, когда это случилось? Я даже не почувствовал ее!"
Пример 3: обсуждение.
Своими первоначальными высказываниями дантист показал, что он не только считает для себя контроль главным в жизни, но и гордится своим "контролем". Использование этого требовало просто дать ему контролировать... полотенце, а затем "помочь" ему побеспокоиться о своем контроле (моя угроза отобрать у него полотенце). Как уже отмечалось, люди часто сами входят в гипнотическое состояние, чтобы избежать быть введенными в него кем-то другим.

Основываясь на этом, я мог быть уверенным, что он погрузится в гипноз, чтобы избежать моего "контроля". Можно было также наверняка сказать, что пока я не укажу ему на этот факт, он будет мне содействовать, "контролируя" все подряд. Что касается его спонтанного обезболивания, то это не было чем-то необычным.

У многих людей при погружении в гипнотическое состояние развивается частичное или полное обезболивание (Эриксон М. и Росси Е., 1979; Крюгер, 1963).
Пример 4.
Меня попросили провести лекцию/демонстрацию по "утилизации" как методе гипнотической индукции. Во время вопросов и ответов меня попросили привести пример утилизации в отношении человека, который боится "потери контроля", и я начал рассказывать группе случай из Примера 3. Чтобы объяснить, как все происходило, я вытянул правую руку в Сторону параллельно полу, как будто держу полотенце, и на самом деле "показывал" группе, что происходило. Когда я продолжил, то заметил, что с мужчиной в переднем ряду происходит нечто интересное. Он сидел неподвижно и, не отрываясь и не мигая, смотрел на мою правую руку. Я продолжал объяснять и одновременно сошел со сцены, держа руку в том же положении.

Я медленно подошел к мужчине и сказал ему: "А какого цвета полотенце, которое вы... ВИДИТЕ СЕЙЧАС?" Он ответил: "Белое... Это белое полотенце для посуды". Я сказал: "Правильно!

Теперь... я хочу, чтобы вы его подержали для меня". С этим я вложил "полотенце" в его левую руку. Затем я мягко вытянул его Руку прямо перед ним.

После этого я сказал: "Когда вы закроете глаза, я хочу, чтобы вы продолжали видеть полотенце (его глаза закрылись), а затем пошли туда, куда вам нужно... ТЕПЕРЬ... пойти, чтобы вспомнить что-нибудь приятное и полезное для вас... ТЕПЕРЬ". Рука мужчины оставалась каталептической, и он сидел неподвижно с закрытыми глазами почти десять минут. За это время я продолжил объяснение того, что случилось на встрече с зубными врачами (Пример 3).

Затем мужчина медленно открыл глаза, опустил руку и сказал: "Вы загипнотизировали меня! Я не могу поверить, но я знаю, что это случилось".
Когда лекция закончилась, мужчина подошел ко мне и спросил, не может ли он прийти ко мне на прием. Прежде чем я успел ответить, вмешался один пожилой джентльмен и сказал: "Если бы я не присутствовал при этом, я не поверил бы! Джо (имя вымышленное) побывал у десятков гипнотизеров за последние десять лет, и ни один не смог загипнотизировать его!" "Вы ошибаетесь,- ответил я,- мне не надо было ничего делать. Он проделал это сам с собой.

Может быть, если бы я знал, какой он неподдающийся, у меня бы тоже ничего не получилось". Затем Джо привел впечатляющий список известных гипнотизеров, у которых с ним "не получилось". Я ответил: "Не хотите ли вы сказать, что вам удалось пойти не туда, куда хотели они, а туда куда хотели вы?" Он энергично кивнул головой и сказал: "Да... Мне кажется, это так".



Я улыбнулся и сказал: "Вы, должно быть, индеец-скаут, не так ли?" Он уставился на меня и спросил: "Что бы это могло значить?" Я ответил: "Мне кажется, вы очень гордитесь скальпами, которые собрали".
Пример 4: обсуждение.
Я могу только высказать несколько догадок о том, у стольких замечательных, известных гипнотизеров "не получилось" с Джо. Во-первых, я не думаю, что у них не получалось. Джо был "естественным" гипнотическим субъектом. Однако он также был типичным примером человека, который составил себе четкое представление, как это должно быть сделано. (Позднее это подтвердилось, когда мы встретились у меня в кабинете). Поэтому можно было наверняка сказать, что Джо должен входить в гипноз своим собственным уникальным способом, и что он будет сопротивляться прямым приказам или внушениям.

Во-вторых, Джо 6мл тем, кого я называю визуальным визуалом, т.е. он прекрасно галлюцинирует с широко открытыми глазами. Он пристально смотрит прямо перед собой и создает для себя картины. Так как в большинстве традиционных методов гипнотической индукции пытаются "заставить" закрыть глаза, Джо, возможно, реагировал тем, что смотрел прямо перед собой. Когда ему помогли сделать "картину", он почти автоматически вошел в гипнотическое состояние. Во время лекции Джо "видел" полотенце и создавал свой персональный "фильм" об этом.

Спрашивая его, какого цвета полотенце, я на самом деле принял его способ реагирования, вместо того, чтобы пытаться навязать ему свой. Прося его подержать полотенце, я использовал его "фильм" и направил к своей цели. В данном случае целью было вызвать формальное альтернативное состояние. Так как он был очень визуальным, то можно было с уверенностью сказать, что он в большей или меньшей степени был "отсоединен" от своих кинестетических переживаний.

Поэтому он не почувствовал, как взял его за руку, что сделало вызывание каталепсии руки совсем простым делом.
Пример 5.
Этот пример представляет собой компиляцию нескольких случаев, объединенных негативистской позицией и парадоксальностью со стороны пациента. Люди такого рода не только склонны действовать и реагировать прямо противоположно тому, что вы от них хотите, но и часто доводят терапевтов до "ЛЕГКОГО БЕЗУМИЯ"!
Жалобы пациента заключались в том, что он все делает "не как у людей" и злится, когда ему говорят, что нужно делать. Пациент пытался обратиться к гипнозу, но не мог "позволить себе отреагировать".
Я: Мне кажется ваше умение твердо решать для себя будет полезно. Проблема, как я ее вижу, состоит в том, что вы потеряли способность быть гибким или выбирать, когда быть неподатливым.
П: Вы хотите сказать, что быть неподатливым не так уж плохо, и я не должен от этого избавляться?
Я: Правильно. Однако один пациент однажды сказал мне, что быть взрослым включает в себя способность делать то, что в ваших интересах, даже если кто-то предлагает вам сделать это.
П: Я не согласен. Я...
Я: (прерывая) Это хорошо. Я рад, что вы не согласны. Теперь я хотел бы, чтобы вы продолжали помогать мне, отказываясь сделать то, что я говорю.
Я: Вы имеете ввиду, что хотите, чтобы я вам сопротивлялся?
Я: Да! Вы мне очень поможете, если будете продолжать "не содействовать".
П: 0'кей. Это просто. Я: Подождите минуту. Вы только что согласились со мной. Так не годится.

Это содействие.
Я: Что? Я растерян.
Я: Хорошо! Это лучше. Теперь я хочу, чтобы вы подняли правую руку.
Я: (рука остается неподвижной) Нет!
Я Хорошо! Теперь вы поняли. Продолжайте в том же духе.

Теперь я не хочу, чтобы вы подняли левую РУКУ.
Я: (Медленно поднимает левую руку и выглядит растерянным.)
Я: Не держите руку таким образом.
Я: (Рука вытянута, неподвижна.)
Я: Отлично. Теперь я хочу, чтобы ваша правая рука стала очень легкой.
Я: (Правая рука заметно надавливает вниз.)
Я: Благодарю вас. Вы действительно хорошо помогаете мне, не помогая.
Я: (взгляд становится "стеклянным") Я действительно растерян. Я не знаю, что делать дальше.
Я: Хорошо. Опустите левую руку.
Я: (Реагирует, опуская левую руку.)
Я: Нет! Нет! Теперь вы содействуете, делая то, что я прошу.

Я хочу, чтобы вы содействовали, не делая то, что я прошу.
Я: У меня голова идет кругом. Я не знаю, что делать дальше.
Я: Хорошо, не погружайтесь в гипноз... ТЕПЕРЬ... ПРОДОЛЖАЙТЕ смотреть на меня.
Я: Что? (Смотрит мгновение, глаза закрываются, выражение облегчения проходит по лицу.) Я: Теперь перестаньте расслабляться так глубоко, так быстро.
Я: (Пациент деревенеет, затем заметно расслабляется.) Я: Чтобы вы ни делали, погружайтесь так глубоко, как вы сами решите... ТЕПЕРЬ... и не позволяйте вашей руке стать легкой и подняться (не уточняя, какой руке, чтобы он мог и подчиниться, и сопротивляться).
Пример 5: обсуждение.
Мне кажется, что этот пример сам все объясняет. Используя негативистскую натуру пациента, я построил двойную связку (или, может быть, несколько). Пациент мог содействовать, не делая то, что я просил, или содействовать, делая то, что я просил.

Не важно, какой метод он выбрал. На своем опыте я убедился, что после двух или трех сеансов такого безумия, пациент перестает быть в оппозиции к терапии. И что более важно, он перестает быть в оппозиции к реальному миру.



Содержание раздела