d9e5a92d

Марина Долинина - Фактор времени при построении и тестировании торговых систем

Открывая любую книгу или пособие по трейдингу, мы всегда сталкиваемся с рекомендациями по построению и тестированию механических торговых систем (МТС). Большинство начинающих трейдеров читают эти рекомендации, как очередную главу в учебнике по алгебре, так как считают, поначалу, построение МТС неприятным, но необходимым аспектом трейдинга, а оно - это самое построение - к себе такого отношения не приемлет. Попробуем разобраться почему.

Думаю, что не погрешу против истины, отметив, что люди, пытающиеся найти себя в трейдинге, достаточно самоуверенны и обладают высоким самомнением. А иначе, откуда бы взяться таким неуемным амбициям?! Отрицательная сторона этого явления - недооценка противника или перманентное ощущение себя умнее других. Новички свято верят в то, что построение и тестирование МТС, а также money management - занятие для средних умов. Как же печально потом с высоты полученного опыта и после прощания с несколькими депозитами осознавать, насколько наши амбиции отодвинули во времени рост equity - кривой доходности.

Каждый волен относиться к рынку по-разному. Кто-то считает его врагом, кто-то, приняв близко к сердцу произведения Билла Вильямса, старается с ним дружить. А кто-то рассматривает рынок как рутинную работу, ремесло. Было бы правильным считать, что трейдер проходит, как минимум через эти три фазы отношения к рынку. При этом последняя стадия - самая стабильная в отношении прибыли. Почему? Давайте задумаемся. Что мы умеем делать лучше всего? Наверняка это такие действия, которые мы делаем автоматически. В этом плане обучение вождению автомобиля очень показательно, оно в чем-то сродни пути

становления трейдера. Сначала вам страшно, ладони потеют, и вы с ужасом думаете о том, что 5 передач и три педали - это слишком! А ведь надо еще и за дорогой следить! Потом нажимание педалей и переключение передач переходит в автоматическую стадию, но процесс вождения вас все еще одновременно страшит и манит. Потом вам просто нравится ездить и ощущать, как машина делает то, что вы хотите, она слушается вас, вы нашли с ней общий язык. И вот, наконец, накатав энное количество тысяч километров, вам это надоедает, то есть вождение превратилось в ремесло. Вот теперь можно сказать, что у вас появился стаж вождения.

При написании этой статьи перед автором стояла задача указать трейдеру возможные пути уменьшения этой аллегорической цифры пробега на спидометре.

Первое и главное - то, о чем уже упоминалось выше -самоуверенность и амбиции новичков. С одной стороны, без этих качеств, среднестатистический трейдер навряд ли подался бы на эту жесткую и опасную стезю, а с другой -эти качества ему вредят в процессе работы. И вот что на эту тему отметил Виктор Нидерхоффер: "Как и большинство преуспевающих людей, занимающих прочные позиции в бизнесе и обществе, я склонен преувеличивать свои неудачи. В первую очередь это предохраняет меня от чрезмерной самоуверенности - прямого пути к провалу в любом роде деятельности, где один неверный шаг может привести к непоправимой катастрофе". Как же быть? Ответ - никак. От этого своими силами не избавиться, если, конечно, вы не йог, и не владеете медитацией. И в данном случае умные книги вряд ли помогут. Общепринятым считается то, что в среде трейдеров не принято делиться опытом. Однако опыт может быть разным. Что касается торговых систем, то да,

здесь каждый сам творец своего святого Грааля, но относительно психологических аспектов - любой форум даст вам много интересной информации к размышлению. Главное -уметь читать между строк. Думающему человеку аналитического склада ума будет довольно легко сделать некоторые выводы из тех или иных тем и обсуждений. Никто не говорит, что ответ лежит на поверхности, но ведь и мы не в средней школе.

Задумайтесь о настоящих, глубоких причинах слива депозитов. Невнимательность? Незнание простейших правил работы ордерами? Невладение законами технического или фундаментального анализа? Может быть и так, но эти недостатки исправляются быстро, а депозит все равно тает. А вот самоуверенность - да. Другими словами, это: отсутствие механической торговой системы или, если вас пугает слово "механическая" - набора правил для входа в рынок и выхода из него. И еще дисциплина. Самоуверенность - то самое качество, из-за которого в начале теряются депозиты. Сейчас, конечно же, возмутятся противники механических торговых систем - трейдеры, считающие, что МТС не для них. В принципе, можно обходиться и без МТС. Но! Для этого надо быть профессионалом и иметь колоссальный стаж, уметь легко и правильно читать паттерны (считаем, что инсайдеров нет). Как пишут в книгах по трейдингу - везде должна присутствовать причинно-следственная связь, то есть: если произошло А, то с вероятностью такой-то произойдет Б. Хватит ли вашей квалификации, чтобы определить вероятность наступления этого самого Б? Где искать подсказки? На что опираться при принятии решений? Интуиция? Эмоции? Помните, рынок никому и ничего не должен - живет он сам по себе, независимо от вас и ваших желаний. Ощущать систему "я и рынок" иначе - то же самое, что пытаться остановить локомотив в одиночку. И вот здесь мы подходим к главному. К обоснованию построения механической торговой системы. Так как нашей квалификации не хватает, а накинуть на рынок уздечку и седло не представляется возможным, нам придется его изучать. Как изучать? Долго и трудно строить системы и считать вероятности наступления пресловутого Б. Ничего умнее никто еще не придумал.

Как отметил Эдвин Лефевр в своих "Воспоминаниях биржевого спекулянта": "Мне понадобилось примерно пять лет, чтобы научиться играть достаточно разумно, чтобы делать достаточно большие деньги в случаях, когда я оказывался прав". Обратите внимание на последнюю фразу

- делать большие деньги, когда я прав. Определенно это звучит странно. Однако то, о чем пишет Лефевр, распространенная ошибка: маленькие профиты при больших стоп-лоссах. Трейдеры считают, исходя из жизненных законов, что лучше синица в натруженных руках, чем.... Дальше продолжите сами. Конечно, вероятность маленького хода при пробое значительно выше, чем хода на всю фигуру. Как показывают некоторые статистические исследования автора, на 40 среднестатистических случаев пробоев, четверть фигуры бывает пройдена в 37, половина фигуры в 24 случаях. Но ведь стоп-лоссы при пробое и фиксации четверти фигуры в разы больше, поэтому в 3 среднестатистических случаях потерь на кривой доходности появляются очень глубокие экстремумы. Правда, те же исследования автора показывают, что за всю доступную историю (5 лет) подряд такие лоссы случались лишь 2 раза, но никто не гарантирует подобного развития событий в будущем. Кроме того, чем меньше количество фиксируемых пунктов, тем большее влияние на кривую доходности оказывает спрэд или комиссия.

Однако вернемся к трейдерам: так вот - они почему-то не хотят думать о том, что в следующий раз они могут получить лосс, в два или больше раз превышающий профит. Воспоминания о профите греют усталую душу трейдера, и как это часто бывает, после фиксации "синицы в руках" цена доходит до намеченного уровня, но уже без нас. Без системы или правил входа и выхода - жестко соблюдаемых - вам никак не сократить этот срок - 5 лет. Подумайте, пять лет на осознание простых вещей - это очень много, даже с простой, житейской точки зрения.

Создание механической торговой системы переведет ваши отношения "вы - рынок" в режим автопилота. Без нее

- вы играете на удачу, с использованием МТС - только следуете ее указаниям - отрабатывая положительное математическое ожидание системы. Приведем еще одну цитату Эдвина Лефевра: "Мало-помалу я понял важнейшую разницу между тем, чтобы ставить на колебания цен, и тем, чтобы предвидеть закономерные подъемы и падения курсов, а это и есть разница между азартной биржевой игрой и биржевой спекуляцией". Проще говоря - ваша работа стала ремеслом.

В общем случае "пробег" включает в себя следующие временные отрезки: время, необходимое на изучение основных правил торговли - фундаментального и технического анализа, работы с ордерами; далее - на осознание необходимости построения торговой системы или выработки стратегии поведения в том или ином случае. После этого время расходуется на создание торговой системы и тестирование ее в реальном времени на демо счетах.

Теперь, после того, как мы, надеюсь, осознали необходимость построения механической торговой системы, приступим к ее обсуждению. Вот здесь, в процессе создания собственной техники, метода, способа - назовите как угодно - каждый трейдер - сам творец своего финансового счастья. Вот он - простор для творческой мысли - реальный плацдарм, полигон для проверки ваших умственных способностей, и, как это не печально, - основной способ потери большей части самомнения и апломба, сопровождавшего вас вначале. Но это не главное, главное - это потеря времени, хотя, если подойти к этому вопросу философски, затраченное время затем окупится сторицей. Другое дело, что для каждого человека это время различно. И здесь выступает в полную силу воздействие основного недостатка людей, обладающих аналитическим складом ума. Такие люди часто зацикливаются на мелочах и, что называется, "за деревьями не видят леса" - умейте видеть картину целиком. Для этого надо просто отвлечься на что-то другое -предоставьте вашему подсознанию полную свободу - оно вполне может работать самостоятельно. Чем быстрее вы признаете, что были неправы, и отбросите неподходящую идею - тем быстрее ваша механическая торговая система примет законченный вид - то есть начнет приносить стабильную прибыль. Как отмечал Виктор Нидерхоффер: "Человек, который не делает ошибок - завладел бы миром за один месяц. Но человек, который не учится на своих ошибках - не владеет ничем".

Остановимся подробнее на тестировании. Опять же, способ тестирования каждый выбирает сам, но, надеюсь, никто не будет спорить, что самый качественный - вручную. И здесь возникает следующий момент. Понятно, что для достоверной статистической картины необходимо собрать как можно большее количество статистических данных для обработки. А количество этих данных напрямую зависит от выбранного таймфрейма. Чем выше порядок

таймфрейма, тем достовернее сигналы - это аксиома - но тем реже они появляются. В связи с этим было решено найти из исторических данных зависимость отношения "отработанные сигналы/генерируемые сигналы" от размера таймфрейма.

Рассмотрим в этой связи следующую ситуацию. Возьмем доступную историю. Так как максимальный период одной свечки примем равным дню, то такой истории получается 4 года. Тогда, для упрощения статистических расчетов возьмем 1200 дней или 1200 периодов, далее рассмотрим 1200 свечей периодом в 1 час - и это будет составлять 50 дней, и, наконец - 1200 свечей, периодом в 10 минут, что, соответственно составляет примерно 17 дней. И протестируем на этих периодах самую простую системку. Пусть она будет основана на дивергенциях индекса относительной силы, периодом в 14 и сглаженного по 8 и цены плюс пробой уровня. Рассмотрим частоту возникновения ситуации в каждом таймфрейме за один и тот же период, и, что главное, рассмотрим достоверность возникающего сигнала. Посчитаем отношение частоты отработанных сигналов к частоте возникающих сигналов. Так как систем-ка основана на осцилляторе - постараемся уменьшить влияние трендового фактора (на трендах система не дает сигналов)- для этого в таймфреймах ниже дневных будем брать три разных участка графика по 1200 периодов каждый. В результате получены следующие данные: на часовом таймфрейме - отношение "отработанный сигнал/генерируемый сигнал" составило: для дневных графиков 1, за 1200 периодов ситуация возникла 11 раз, на часовых графиках 0,76, частота возникновения сигнала 9,6, на 10 минутных графиках 0,63, частота возникновения сигнала 5,3.

Показанное маленькое исследование не претендует на фундаментальность, однако оно может вам помочь оценить тот самый временной фактор при тестировании торговой системы в режиме он-лайн, и выбрать предварительно тот таймфрейм, который будет удовлетворятъ вашим потребностям.

Марина Долинина "Чужие Деньги"





Содержание раздела