d9e5a92d

Возник спазм голосовой щели.


Двенадцатая сессия
Мы вплотную приблизились к обнадеживающим изменениям, а вместе с этим и к большим опасностям. Пациентка пришла на сеанс в состоянии сильнейшей тревоги и возбуждения. Она без конца задавала вопросы и долго и ожесточенно боролась с моими попытками снять горловой блок, который в этот раз был особенно жестким.

Ее дыхание было совсем поверхностным, а лицо бледным до голубизны.
Она просила нож. Я сказал, что мог бы дать его, если бы она сначала рассказала, для чего он ей нужен. "Я хочу вскрыть ваш живот..." Говоря это, она указала на собственный живот. Я спросил, почему она хочет вскрыть и свой, и мой живот. "Так будет больно... вы вчера плохо спустили пар..." Она чувствует там сильное напряжение? "Да... да... это ужасно... и в горле тоже..."
Я вдруг совершенно ясно понял, почему и в каких эмоциональных ситуациях шизофреник и "социально опасный" шизоидный тип совершает убийство: когда напряжение в органах, особенно в области диафрагмы и горла становится невыносимым, возникает желание вскрыть собственный живот или горло. Японский обычай харакири представляет собой нечто подобное, замаскированное идеологической рационализацией; это крайнее проявление именно такого биоэнергетического состояния. Убийство происходит, когда импульс направлен от себя к кому-то еще.

Так же, как у ребенка легко сжимается горло, когда у него возникает импульс сдавить горло матери или отца, так шизоидный убийца вскрывает чье-то горло, когда его собственное ощущение удушья становится нестерпимыми.
Мне успешно удалось заставить пациентку сделать три или четыре глубоких вдоха и выдоха. После этого возник спазм голосовой щели. Ее лицо посинело, все тело затряслось, но в конце концов спазм прошел и появились автономные движения груди и ног.

Она отчаянно, но безуспешно боролась с этими движениями. Тогда выявилась тесная связь между автономными движениями и развитием ее бреда: она закатила глаза и с отчаянием спросила: "Как вы думаете, я больше никогда не смогу войти с ними ["силами"] в контакт? Вы действительно сделали это со мной?.. "
Она потеряла контакт с "силами", установив другой контакт, который ее самовосприятие связало с автономным телесным функционированием.
Я ответил: "Я не связан с вашими "силами". Я ничего о них не знаю. Я лишь пытаюсь привести вас в контакт с вашим собственным телом".

Если бы я стал возражать против ее идеи о "силах" или высказывать свое личное мнение о них, она отреагировала бы враждебно, поскольку ощущала свою принадлежность к ним. Поэтому я избрал следующую тактику: оставить "силы" в покое и работать только с блоками организма, которые вызывали бред о "силах".
Через некоторое время она сказала: "Я хочу обратиться в Белльвью [психиатрическая клиника в Нью-Йорке], чтобы вернуть "силы"... Я должна их где-то найти... Они пытаются сделать меня лучше, не такой грубой, чтобы я была лучше всех..."
Здесь мы сталкиваемся с целой идеологической системой homo normalis, направленной против естественного телесного функционирования. "Силы" при психозе выполняют двойную роль: они отражают, во-первых, первичные телесные функции, особенно оргоноти-ческие, биосексуальный поток ощущений; а во-вторых презрение к телу, "превосходство" над такими "земными" и "примитивными" вещами, как телесные побуждения. Бред сводит вместе две диаметрально противоположные функции homo normalis. Но если взглянуть на мир homo normalis извне, со стороны, это объединение имеет большой смысл: оно представляет функциональное единство добродетели, богоподобия и базовых естественных телесных потребностей. Это функциональное единство проецировалось в форме бреда преследования (персекутивного бреда.

Прим. перев.} "силами". Теперь, когда впервые возник контакт с телесными ощущениями, это единство расщепилось на идею "морального превосходства", противопоставленного "брутальности телесных потребностей".
При простой невротической биопатии эти связи и взаимодействия редко видны столь отчетливо. Здесь "дьявольское" четко отделено от "божественного", и такое разделение прочно и продолжительно.


Все это время пациентка сильно дрожала. Она то начинала чувствовать какие-то телесные ощущения и движения, то снова деревенела. Ее борьба впечатляла. Лицо пациентки покрылось пятнами, как при шоке. Глаза то прояснялись, то блекли. "Я не хочу быть обыкновенным человеческим существом".

Я спросил, что это значит. "Человеческим существом с грубыми эмоциями". Я объяснил ей различие между первичными и вторичными антисоциальными влечениями и сказал о том, как первые оборачиваются последними. Она прекрасно поняла это. В конце концов она сдалась и расслабилась. Сильное напряжение брюшной мускулатуры спало.

Она почувствовала освобождение и спокойно отдыхала.
Мы увидели, как приятные "размягчающие" ощущения, наиболее желаемые для организма, пугают и вызывают сопротивление homo normalis как против "грубой плоти", а психотиков как против "сил" зла или "дьявола",
Я бы хотел остановиться на этом структурном функционировании закованного в панцирь человеческого существа. Для биопсихиатра с достаточно большим опытом оргонной терапии подобная дихотомия и амбивалентность отношения к собственному организму по сути означает страдание животного в человеке. Это ядро всякого животного функционирования, отклоняющегося от естественных законов живой материи. Это основа преступного поведения, психотических процессов, невротической омертвелости, иррационального мышления и глубинная суть расщепления человеческого разума на мир божественного и мир дьявольского.

То, что называется "Богом", оборачивается "дьяволом" как раз из-за этих отклонений функционирования живого, то есть из-за "отрицания Бога". У шизофреников и естественное функционирование, и возникшие нарушения практически незамаскированы. Надо только научиться читать их язык.
"Высокое" представляется "низменным", и наоборот. Из-за расщепления структуры инстинкты обретают "низменность". Исходно "высокое" и "божественное" становится недостижимым и оборачивается в "дьявольском" виде. "Бог" справедлив внутри homo normalis, но он превращает "божественное" в "дьявольское"; "божественное" становится чем-то недостижимым, тем, что напрасно ищут.

Какая трагедия! Ведь не кто-нибудь, а сам человек, как животное существо, создавало свои жизненные философии и религии, так значит правда и то, что любая дихотомия в идеологиях и мыслях возникает из этого структурного расщепления с его неразрешимыми противоречиями.
Болезненная дилемма между Богом и Дьяволом разрешается без страданий и ужаса, если человек смотрит на нее, оставив рамки механистично-мистического образа мыслей, если он придерживается точки зрения естественного биофизического функционирования, что было ясно продемонстрировано. Однако необходимы дальнейшие исследования.
А теперь снова вернемся к нашей клиентке.
За последние несколько сессий у меня сложилось впечатление, что когда пациентка выходила из болезненного состояния, она сталкивалась с одним из двух возможных последствий: она могла либо впасть в ступор, внезапно полностью восстановив панцирь против плазматических потоков, либо стать невротичной, перед тем как достичь удовлетворительного состояния здоровья. В реальности процесс стал развиваться в обоих направлениях, но совершенно неожиданным образом.
Тринадцатая сессия
В этот день на встречу со мной пациентка пришла с неохотой. Ей хотелось лишь поговорить. Накануне, после сеанса, все казалось "нереальным, будто все вещи и всех людей оградила стена... эмоций вообще не осталось... Как это я могла в таком состоянии так четко все воспринимать, несмотря на эту стену?"
Я объяснил ей, что она разрядила огромное количество энергии, поэтому самые плохие симптомы временно исчезли; но ее внутренняя бесконтактность оказалось o6i гаженной. Она хорошо поняла мое объяснение, что отсутствие реального контакта в определенном слое структуры заставляет ее чувствовать все окружающее "как бы сквозь стену". "Да, сказала она, я не могу свободно двигаться, все движения даются мне с трудом, я не могу переставлять ноги или идти побыстрее...".
Такие отклонения нельзя понять, если не знать об аноргоноти-ческих приступах, которые очень часто сопровождаются сильнейшими эмоциональными потрясениями, это случается и при простой невротической биопатии. По-видимому, организм не привык к сильным эмоциям и поэтому отчасти лишается подвижности.
Оргастический рефлекс пациентки в этот день стал полнее и сильнее. Ее лицо заметно зарумянилось, синюшность не проявлялась, судороги не сдерживались и не сопровождались сильной тревогой.
Через некоторое время она сказала: "У Вас греческие глаза... Вы имеете какое-то отношение к греческим богам?.. О, Вы похожи на Иисуса...".
Я ничего не ответил, предлагая ей, таким образом, продолжать говорить. "О, мне надо многое обдумать... есть так много эмоций, противоречий... Что такое расщепление личности?"
Я объяснил ей, и она поняла, что человек чувствует себя так, будто он расколот надвое, и что он действительно расщеплен, когда воспринимает происходящее вокруг, но в-то же время чувствует, что огорожен стеной. Ближе к концу сессии она забеспокоилась; несколько раз по всему ее телу пробежали конвульсии. Она спросила меня, что я подразумеваю под словами "застой энергии".

А затем сразу спросила, почему я заинтересовался ее "силами".



Содержание раздела