d9e5a92d

Разумный контроль над процессом дыхания


3) нужно добиться, чтобы дыхание совершалось полно, ровно и свободно, т. е. дыхание должно быть очень плавным и равномерным, струя воздуха должна идти без напряжения, без насилия.
Разумный контроль над процессом дыхания дает телу большой запас жизненной энергии, в то время как небрежное дыхание уменьшает жизненную энергию и открывает доступ к болезням. Правильное дыхание определяет здоровье и душевное спокойствие человека.
Почти все упражнения в пранаяме совершаются через одну ноздрю. Обычно ноздри чередуются: вдох и выдох совершаются через разные ноздри.
Все в физическом мире находится в бесконечной вибрации от крошечного атома до величайшего небесного светила,все движется. Движение есть проявление законов ритма.
Наше тело настолько же подвержено ритмическим законам, насколько и планеты в своем вращении вокруг солнца. Значительная часть науки о дыхании, принадлежащей йогам, основана на знании этих принципов природы.

Сознательно используя ритмы своего тела, йоги могут поглощать огромное количество праны (энергии), с помощью которой они и достигают желаемых результатов. В нашем случае желаемый результатэто освоение сверхбыстрого чтения в режиме "Ультра-рапид".
При выполнении комплекса упражнений "Пранаяма" ритм движений легких распространяется на все тело и вся энергетическая система человека приходит в состояние гармонии с окружающим миром, со всей Вселенной.
Йоги основывают счет своего ритма на единице, соответствующей биению сердца, т. е. на числе ударов пульса за одну фазу дыхания. Сердце бьется с различной частотой у разных людей, но биение сердца, взятое как единица ритмического счета, есть мера для дыхания именно этого человека.
Итак, биение пульса принимается за меру длительности фаз дыхания. Считается, что у каждого человека число ударов пульса за одну фазу дыхания связано со знаком Зодиака, т. е. датой рождения человека, так как каждый знак Зодиака имеет свою планету-покровителя, в свою очередь планета имеет свое число.

На рисунке 9 приведены диаграмма циклов дыхания и таблица, с помощью которой можно определить число П в зависимости от даты рождения.
Пример. Если человек родился под знаком Зодиака "Козерог", т. е. в интервале от 22 декабря до 20 января, то число ритма 8, следовательно, считается, что число ударов пульса на одну фазу дыхания у такого человека будет 8 (П=8).
В течение вдоха у такого человека произойдет 8 ударов пульса, в течение выдоха8 ударов пульса, если дыхание осуществляется по схеме П = П, т. е. продолжительность вдоха и выдоха одинакова. Если продолжительность выдоха будет в 2 раза больше продолжительности вдоха, то дыхание будет осуществляться по схеме П == 2 П, т. е. в течение вдоха у человека произойдет 8 биений пульса, а в течение выдоха 16 биений пульса. Если дыхание будет осуществляться с задержкой, то йогами рекомендуется схема
вдох задержка выдох
П - П/2 - П (8-4-8),
т. е. для Козерога
вдох (8 биений пульса) задержка (4 биения пульса) выдох (8 биений пульса).
Может быть применена и другая схема дыхания:
П- П/2-2П(8-4-16)
т. е. для Козерога
вдох (8 биений пульса) задержка (4 биения пульса) выдох (16 биений пульса).
Итак, в пранаяме "Ультра-рапид" может быть применено четыре схемы дыхания:
вдох задержка выдох
1. П П
2. П 2 П
3. П П/2 П
4. П П/2 2 П
В соответствии с данными рекомендациями каждый слушатель программы "Ультра-рапид" подбирает опытным путем удобный для себя ритм дыхания, согласованный с его "числом ритма дыхания", т. е. пульсом, и в соответствии со схемой дыхания, которая ему больше всего подходит.
Пранаяма (практика)
Сесть в удобную для вас медитативную позу, это может быть поза ваджрасана или любая привычная вам медитативная поза (допускается выполнять пранаяму, сидя в кресле или на стуле) лицом на север или восток. Голова, шея и спина должны находиться на одной линии, а позвоночник сохранять прямое положение. Расслабиться.

Глаза закрыты.
Как можно мягче и спокойнее положите правую руку на нос следующим образом: большой палец руки лежит на правой ноздре, мизинец и безымянный палецна левой ноздре, указательный и средний пальцы поджаты (или указательный палецна точке между бровями, средний палецв основании большого пальца).


Сделать обязательный, возможно полный выдох перед пранаямой.


9. Пранаяма "Ультра-рапид"

Выдох и вдох производятся через разные ноздри. Вдыхают через правую ноздрю, проводя прану (энергию) через правый пограничный ствол, называемый "пингалой" (солнечный ток), и выдыхают через левую ноздрю, левый пограничный ствол "иду" (лунный ток) Функции пограничных стволов нетождественны: левый связан с рефлексами артериальной системы, а правый - с рефлексами венозной системы. Сначала выполняйте пранаяму без задержки дыхания по схеме: вдох - выдох (П-П или П-2П);
Затем следует усложнить пранаяму и выполнять ее с задержкой
дыхания по схеме: вдох задержка выдох (П-П/2-П или П - П/2-2П где П число биений пульса за одну фазу дыхания).
Продолжительность упражнения не более 5 мин. Регулярное выполнение пранаямы по схеме: вдохвыдох (П- -П или П- -2П) укрепляет и оздоравливает систему дыхания, очень успокаивает и укрепляет нервную систему, улучшает деятельность желудка и всего желудочно-кишечного тракта.
Регулярное выполнение пранаямы с задержкой дыхания по схеме: вдох-задержка-выдох
(П-П/2-П или П-П/2-2П) - позволяет устанавливать равновесие между оживляющими тело положительными и отрицательными токами.
При задержке дыхания человек объединяет обе энергии (отсюда равновесие душевное и физическое), оздоравливает нервную систему, очищает все легочные пузырьки, это стимулирует их к повышению активности. Изгоняет продукты распада из крови.
Рекомендуем при гипертонии выдох делать ступенчато; при гипотонии вдох делать ступенчато, производя как бы поднакачку праны.
Как и медитация, пранаяма "Ультра-рапид" помогает сосредоточению и концентрации внимания.
Итак мы разобрали с вами еще несколько теоретических положений, определяющих особенности человеческого поведения и психики при организации внимания и чтении текста. А теперь предлагаем вам практические задания.
Упражнение 3-1. Определение коэффициента внимания.

Прочитайте тест № 3 за 1 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4). Если правильно сможете ответить на все три вопроса, то коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, на два0,8, на один0,6.
Упражнение 3-2. Развитие внимания.
1. В этом упражнении могут принимать участие несколько человек ваши друзья, знакомые. Поставьте на стол семь различных предметов. Накройте их платком. Снимите платок и сосчитайте медленно до десяти, потом опять накройте их платком и попросите всех присутствующих как можно лучше описать предметы на бумаге.

Можно делать это упражнение в присутствии только одного лица, которому предлагают удалиться в другую комнату, чтобы записать свои впечатления. Число предметов на столе может быть постепенно увеличено до пятнадцати. Удивительная степень восприятия достигается этим способом некоторыми из играющих!

Такие упражнения совершенно обыденная вещь в Индии. Нечто подобное практикуется и в некоторых школах йогов.

Обученные таким образом могут видеть в повседневной жизни много вещей, которых другие не замечают.
К тому же разряду упражнений принадлежит и опыт Гудэна, который проходил мимо окон магазинов и запоминал выставленные в них предметы. Этим упражнением можно заниматься в любое время.

Оно разнообразит работу и развивает способность наблюдать и сосредоточиваться в то время, когда человек окружен шумной сутолокой жизни.
2. Это упражнение-игра отличается от вышеприведенного тем, что предметы находятся в движении и внимание должно очень быстро сосредоточиться на них. Игра состоит в том, что одно лицо стоит за занавесью или гардиной и бросает в воздух какой-нибудь предмет так, что стоящие перед занавесью видят его секунду-две, пока он взлетает и опускается. Достигшие умения быстро воспринимать опишут предмет с необыкновенной ясностью и точностью.

Может быть брошено вверх и несколько предметов сразу после того, как участники игры приобрели уже некоторый навык фикса ции на лету.
3. В следующем упражнении-игре вам показывают доминош ную кость, предлагая сразу, не считая, назвать общую сумму очков. Затем попробуйте потренироваться с двумя костями, далее с тремя, четырьмя... При некотором навыке можно почти моментально называть общую сумму очков на всех костях. Вариации этого упражнения можно проводить с игорными картами, когда предлагается назвать масть и число знаков.

Вначале это надо делать медленно, затем с возрастающей скоростью до тех пор, пока вы сможете бросить только самый быстрый взгляд на промелькнувшую карту и точно угадать ее.
4. Полезно упражнение на запоминание интерьера незнакомой комнаты. Войдя в нее, быстро осмотрите обстановку и попытайтесь сфотографировать в уме возможно большее число предметов:величину комнаты, высоту потолка, цвет обоев, число окон и дверей, стульев, картин и т. д. Затем выйдите из этой комнаты и по памяти запишите все, что вы видели. Потом сравните записанное с оригиналом. Благодаря этому упражнению вы сможете без труда и правильно описывать всякое место, какое посетите. Это будет происходить автоматически.

Вы станете профессионально внимательны.


10. Практическое задание
Упражнение 3-3. Практические занятия.
На рисунке 10 закодировано древнее изречение, попробуйте его прочитать.
Возраст этого поучения многие и многие века. А прочесть его вам, несомненно, будет легче, чем тому, кто его переводил с языка древних египтян.
Решение задачи смотрите в приложении 5.
Упражнение 3-4. Чтение в режиме "Ультра-рапид".

Подберите, пожалуйста, книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги 80100 страниц, или 200000 знаков. Ориентировочное время на чтение книги 15 мин.

Прочитайте книгу в режиме "Ультра-рапид". Как это делается, вы усвоили в беседе 1 (см. упражнение 1-4).



Содержание раздела