После того как йог-отшельник научится сохранять и направлять физическую, умственную и психическую энергию своего организма, он постепенно начинает создавать психофизическое тепло. С помощью невидимой огненной энергии создается приятное тепло, проникающее в каждый атом организма, и мало-помалу йог приобретает способность чувствовать себя комфортно в самые сильный мороз, имея на себе только одно хлопковое одеяние или даже не имея никакой одежды. Об этой способности упоминается в книге "Великий йог Тибета Миларепа".
Согревающее дыхание ангелов носи, Как твое одеяние, чистое и мягкое.
Когда обучение заканчивается и ученик чувствует себя подготовленным, гуру нередко устраивает ему испытание. О таком проверочном испытании пишет мадам Давид-Неэль, которая провела интересные исследования на Востоке, уделив особое внимание тибетским мистикам. Ее исследования во многом сходны с моими:
"Тех, кто считает себя способным выдержать испытание, приводят в зимнюю морозную ночь на берег реки или озера. Если все близлежащие водоемы покрылись льдом, делают во льду прорубь. Ночь выбирается лунная с сильным ветром.
Зимой такие ночи не редкость в Тибете.
Испытуемые садятся голыми на землю, скрестив ноги. В ледяную воду опускают простыни. Каждый обертывается в одну из простынь, которую должен высушить своим телом. Как только простыня станет сухой, ее снова опускают в воду, и снова таким же способом испытуемый должен высушить мокрую простыню. Процедура продолжается до рассвета.
Победителем становится тот, кто высушил наибольшее количество простынь".
Простыни бывают разных размеров. Некоторые совсем маленькие, немного больше обычного личного полотенца. Другие размером с шаль.
Йог должен высушить не менее трех простынь, чтобы получить право носить знак своего мастерства в Туммо - рубашку или платье из цельного куска белой хлопковой ткани, в связи с чем ему присваивается звание "репа", что в переводе с тибетского означает "одетый в хлопковое одеяние". Великий тибетский йог Миларе-па, что означает "Мила, одетый в хлопковую ткань", овладел Туммо под руководством своего гуру Марпы. Восемь лучших учеников Миларепы, как сообщается в первой главе его "Жития", также получили право носить это звание.
Имена других репа приводятся в Приложении к "Житию".
Помимо высушивания своим телом мокрых простынь, для оценки количества тепла, которое йог может выработать, он, в доказательство своего мастерства, должен, сидя голым в снегу, растопить снег под собой и вокруг себя. В Тибете в своих отшельнических обителях и сейчас живут мастера Туммо, многие из которых, являясь последователями Миларепы, принадлежат к Ордену Носящих Хлопковое Одеяние, и этот факт не подлежит сомнению. Таких аскетов случайно и мельком видел не один европеец, и достоверные рассказы об их невосприимчивости к арктической зимней стуже можно услышать в высокогорных гималайских странах.
Являясь частью Хатха-йоги, Туммо, по-видимому, известен также и индийцам. Вспоминаю, как летом 1918 г. я шел в продолжении нескольких недель с группой полуобнаженных индусских аскетов, пришедших, как и я, со знойных равнин Индии в Сринагар, где я с ними встретился. Из Сринагара мы вместе с тысячными толпами паломников со всей Индии, мужчин и женщин различных каст, стали подниматься на покрытые ледниками высоты в Кашмирских Гималаях, чтобы достичь освященной веками цели паломничества - пещеры Амар-Натх с ее святая святых - созданным природой лингамом (фаллосом) из льда, посвященным Владыке мира Шиве.
Некоторые аскеты ничего на себе не имели, кроме набедренной повязки, даже когда мы поднялись на высоту десять тысяч футов над уровнем моря, где по ночам температура падала ниже нуля, а ледники и снежные вершины дышали на нас своим ледяным дыханием. Несколько аскетов из этой группы так и не надели ничего, даже когда мы шли через глетчеры, и в течение всего паломничества ничем не укрывались. Другие на подходе к пещере или, уже достигнув ее, накрылись тонкой хлопковой накидкой.
Только очень немногие воспользовались одеялами, в которых они несли свой скудный запас пищи.
Хотя ученые классифицируют различные виды материи, органической и неорганической, и придумывают им претенциозные латинские и греческие названия, сама материя фактически не существует. Цвет и звук, все видимое зрением и воспринимаемое органами чувств, так же как пространство и его измерения, в такой же мере нереальны.
Майя - это магическое, скрывающее Реальность покрывало, извечно носимое Природой, Великой Матерью Изидой. Только с помощью йоги можно разорвать это покрывало и, достигнув самопознания и победы над собой, уйти таким путем от Иллюзии. Под влиянием Иллюзии Высшую Истину всегда воспринимают искаженно. Но йог, владеющий духовной алхимией, отделяет шлак, который есть Незнание, от золота, которое есть Правильное Знание.
Таким образом, восторжествовав над Природой, он освобождается от рабской привязанности к миру явлений.
В своем научном исследовании учения о майе профессор Шастри показал, что зачатки этого учения уже существовали в поздний ведический период и что в течение длительного периода формирования этого учения само слово "майя" в различных грамматических формах означало различные, но, в сущности, взаимосвязанные понятия.
Вначале слово "майя" означало способ познания, энергию, силу (шакти) и обман. Его главным значением была таинственная волевая сила Брахмана, с помощью которой Брахман осуществляет свою волю и возникает форма как майя. Как означающее "видимость", "обман" майя есть образованное магическим способом множество явлений, которые заставляют воспринимающего их непросветленного человека считать многообразие и двойственность реальностью.
Как высочайший Маг, Майя создает великую космическую иллюзию, мир явлений.
Основное значение слова "майя", происходящего от корня "ма",- "измерять". Следовательно, майя есть иллюзорная проекция Космоса, из-за которой бесконечный Брахман представляется измеряемым. Из того же корня возникло затем значение "строить", и это приводит к концепции феноменальной вселенной как магического творения, созданного Брахманом, или, по учению Махаяны,- Умом.
Имеющее корни в раннем ведическом периоде, учение о майе прослеживается в брахманах и упани-шадах, где майя в основном означает "иллюзию", и это значение окончательно утвердилось во времена Шанкары. В историческом плане майя обычно рассматривается в двух главных аспектах: 1) как принцип творения (майя как причина) она соответствует шакти (магическая энергия) или 2) как сам сотворенный мир явлений (майя как следствие) она означает "иллюзию", "видимость" и т. д.
То, что микрокосмический ум не отличается и фактически неотделим от Ума Макрокосма, индийские мыслители доказывают с помощью наглядной аналогии. Воздух в закрытом сосуде, объясняют они, не отличается от наружного воздуха, окружающего сосуд, и если разбить сосуд, тотчас же заключенный в нем воздух соединится с окружающим воздухом. Таким же образом, если разбить Сосуд Майи, микрокосмический ум станет тем, чем он всегда был и всегда будет - макрокосмическим.
Изначальный Ум, из которого рождается майя, не рожден и ничем не обусловлен. Он трансцендентен своим творением. Господь Кришна в "Бхагавадгите" говорит, что одной частью Своей сущности Он создал видимую вселенную, и, однако, Он всегда стоит в стороне от нее.