d9e5a92d

Учение о переносе сознания


Если же умирающий достиг мастерства в йоге при , жизни, он путем высшего напряжения воли перед смертью входит в транс, который есть высшая ступень самадхи и, находясь в трансцендентном единении с Ясным Светом, умирает, сохраняя непрерывность сознания. Таким образом, в отличие от непросветленных, он не впадает в обморочное бессознательное состояние, которое обычно сопутствует отделению принципа сознания от земного тела в момент смерти. Адепт йоги не умирает так, как остальные люди, кроме, возможно, случая внезапной насильственной смерти. Он просто оставляет свою земную форму, зная, что она не более как одежда, надеваемая и сбрасываемая по мере надобности, и он находится все время в полном сознании, в состоянии экстаза, в котором сияет Ясный Свет.

Бодхисаттва сознательно вступает на Путь Перевоплощения в нужное время и как принадлежащий к Четвертому Ордену Посвященных, он, как учит Будда1, входит в утробу матери зная, пребывает в ней зная и рождается зная".
Это великое странствие через все области иллюзорного существования, совершаемое добровольно с непрерывающимся сознанием в гармонии и божественном слиянии микрокосмического ума с Макро-космическим Умом, есть Цель Дхармы. Победитель Майи становится властелином жизни и смерти, Светом во Тьме, Путеводителем для Заблудших, Освободителем Закабаленных. На оккультном языке Великого Пути, Махаяны, это означает, что для него не существует больше различий между сансарой и нирваной1.

Он проходит через сансару как лев, свободно бродящий в горах. Он проходит через существование добровольно.
Тибетские гуру уподобляют процесс смерти угасанию светильника, в котором израсходовано все масло. С помощью подобной эзотерической символики они объясняют различные галлюцинаторные явления -света, звуки и образы, возникающие в момент смерти и после смерти.
Как учит "Тибетская книга мертвых", с умозрительной точки зрения все галлюцинаторные явления, которые видит умерший, являются чисто иллюзорными. Они есть не что иное, как галлюцинаторная объективация мыслеформ, порождаемых содержанием сознания их зрителя, как прямое следствие воздействия акта смерти на психику. Таким образом, в посмертном состоянии, которое похоже на сон, происходит вызванная смертью персонификация импульсов ума.

Также во время возрождения, которое есть обратная сторона смерти, возникают такие же явления в обратной последовательности. На тибетском языке существует обширная литература, к которой относится данный трактат, об оставлении и обретении человеческого тела, а также большое число описаний состояния, предшествующего рождению, когда сознание охраняет и направляет развитие эмбриона. VII. УЧЕНИЕ О ПЕРЕНОСЕ СОЗНАНИЯ
Последнее из Шести Учений, в котором излагается способ переноса сознания (тиб. rnampar-shes-pa, про-изн. нампар-ше-па; санскр. виджняна-скандха), называется по-тибетски Пхо-ва. В Тибете, как и в Индии, это одно из самых охраняемых, сугубо тайных учений, в особенности его практическая часть, которую йог применяет при жизни. Объяснение этому дано ниже, во введении к Книге IV.
В нашем тексте описание этого способа рассчитано в основном на йога. Вторая половина более подробной версии о Пхо-ва в Книге IV содержит описание ритуала, который исполняется священнослужителем для умирающего или недавно умершего. Поэтому желательно изучать эти два текста о Пхо-ва вместе.
Успешное осуществление переноса принципа сознания невозможно без овладения Кундалини-йогой. В "Джецюн Кахбуме" оно уподобляется птице, вылетающей из открытого слухового окна1. Слуховое окно -это отверстие Брахмы, находящееся на макушке головы на линии стреловидного шва, соединяющего две теменные кости.

Оно открывается с помощью йогичес-кой практики Пхо-ва. Птица, вылетающая из него,- принцип сознания, покидающий тело навсегда в момент смерти или временно при совершении йогом Пхо-ва. Великий йог, овладев Пхо-ва, не подчиняется обычным законам.

Он добровольно оставляет свое старое изношенное тело и находит новое, неизменно сохраняя непрерывность сознания. В эзотерической аллегории христианского посвященного Апостола Павла могила лишается своего жала, а смерть победы. Так Великий йог одерживает победу над Жизнью и Смертью.


ПУТЬ ЗНАНИЯ. ЙОГА ШЕСТИ УЧЕНИЙ
[ВЫРАЖЕНИЕ ПОЧТЕНИЯ]
1. Выражаем почтение у ног Святых, Достославных Гуру!
[ПРЕДИСЛОВИЕ]
2. Содержание этого руководства по применению замечательного метода, который делает совершенно понятным самопроизвольное раскрытие Мудрости Одновременно Рожденного с помощью контроля ума и дыхания, которому сопутствует идеальное человеческое тело.
3. Из этих двух первая соответствует Молитве Иерархии.
4. Вторая часть - учения, переданные этой Иерархией, состоит из двух разделов: системного учения, соответствующего тантрам, и учения, передаваемого шепотом, которыми владеют гуру, телепатически передающие свои наставления
5. Здесь разъясняются учения, сообщаемые шепотом, которыми владеют Гуру Ордена, передающие свои наставления телепатически.
6. Эти учения состоят из двух частей: подготовительные учения и учения, составляющие этот трактат.
7. Первые, подготовительные, встречаются в других источниках.
8. В этом трактате содержатся учения, составляющие второй раздел: о выработке психического тепла, об иллюзорном теле, о сновидениях, о Ясном Свете и переносе сознания.

Глава I. УЧЕНИЕ О ВЫРАБОТКЕ ПСИХИЧЕСКОГО ТЕПЛА

9. Учение о выработке психического тепла состоит из трех частей: предварительные упражнения, главные упражнения и практическое применение.
[ЧАСТЬ I. ПЯТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ]
10. Первая часть, предварительные упражнения, содержит описание пяти упражнений: визуализация физического [внешнего] тела как пустого; визуализация психической [внутренней] нервной системы как пустой; визуализация защитного ограждения; тренировка психических нервных путей и воздействие на психические нервные центры даруемых психических волн.
[ПЕРВОЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ:
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА КАК ПУСТОГО]
И. Первое предварительное упражнение, визуализация физического тела как пустого, состоит из следующих действий.
12. Вначале прочитай молитву, приводящую к общению с Божественным Гуру.
13. Затем представь, что ты Божественная Подвижница Ваджрайогини, красного цвета, сверкающая, как рубин. У нее одно лицо, две руки и три глаза В поднятой правой руке она держит блестящий серповидный нож и размахивает им высоко над головой, полностью пресекая все беспокоящие ум мысли.

В левой руке у груди она держит наполненный кровью человеческий череп и щедро делится своим неиссякаемым блаженством. На голове у нее тиара из пяти высушенных человеческих черепов. В виде ожерелья она носит пятьдесят кровоточащих голов. Символических украшений на ней пять.

Отсутствует шестое - мазь из кладбищенского праха. Согнутой в локте рукой она держит длинный посох - символ Божественного Отца - Херуки. Она без одеяний, в полном расцвете девичьей юности, шестнадцатилетняя. Она танцует, подняв согнутую правую ногу, а левой попирает грудь распростертого человеческого тела.

Вокруг нее языки Пламени Мудрости.
14. [Представляй себя ею], имеющей внешнюю форму божества, внутри совершенно полую, как пустые
ножны, прозрачную и излучающую незатеняемый свет.
Она вся пустая до самых кончиков пальцев, как пустой шатер из красного шелка, как надуваемая трубкообразная пленка.
15. Визуализируемый образ должен приблизительно быть такого же размера, как твое тело, затем стать, как дом, затем, как гора, и постепенно достичь размера Вселенной. Тогда сосредоточь ум на нем.
16. Затем постепенно уменьшай его до размера семени сезама, а затем до сильно уменьшенного семени сезама, но со всеми четко различимыми членами. На нем также сосредочь свой ум.
[ВТОРОЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
КАК ПУСТОЙ ВНУТРИ]
17. Второе предварительное упражнение, визуализация психической нервной системы как пустой внутри, осуществляется следующим образом.
18. Визуализируя свое тело как тело Божественной Йогини, представь, что проходящий в центре его [от промежности до отверстия Брахмы на темени] срединный нерв такой же красный, как раствор шеллака, такой же яркий, как пламя светильника, заправленного сезамовым маслом, такой же прямой, как внутренний стебель пизанга3, такой же полый, как полая трубка из бумаги. Визуализируемый нерв должен быть приблизительно похож на стреловидный тростник среднего размера.
19. После этого увеличь визуализируемый нерв до размера посоха, затем до размера столба, дома, горы и напоследок сделай его вмещающим Вселенную.
20. Медитируй на срединном нерве как проникающем во все части визуализируемого тела до самых кончиков пальцев.
21. Когда визуализируемое тело имеет размер сезамова семени, медитируй на срединном нерве, как проходящем сквозь него и имеющем размер в одну сотую толщины волоса [и пустом внутри].
22. Сказано:
Создай [или визуализируй] пустоту там, где нет четкости [из-за очень маленькой величины]. Создай пустоту в том объекте, который нельзя заметить [потому что он невидим].
Создай пустоту в том объекте, который не остается [является преходящим].



Содержание раздела