d9e5a92d

10 Благодеяний, оказываемых человеком самому себе


2. Вести совершенно безнравственную жизнь и не почитать религию значит причинять страдания самому себе, как это делает сумасшедший, прыгая через пропасть.
3. Быть лицемерным, значит причинять страдания самому себе, как это делает тот, кто добавляет в свою пищу яд.
4. Пытаться действовать в роли настоятеля монастыря, не имея твердого характера, значит приносить страдания самому себе, как это делает дряхлая старуха, пытаясь пасти скот.
5. Целиком посвятить себя достижению своих эгоистичных целей и не заботиться о благе других значит причинять страдания самому себе, как это делает слепой, заблудившийся в пустыне.
6. Возложить на себя трудные задачи и не иметь сил выполнить их, значит причинять страдания самому себе, как это делает слабосильный человек, пытающийся нести тяжелую ношу.
7. Преступать заповеди Будды или святого гуру под влиянием гордыни и самомнения значит причинять страдания самому себе, как это делает правитель, неспособный управлять страной.
8. Слоняться без дела по городам и селениям вместо того, чтобы посвятить это время медитации, значит причинять страдания самому себе, как это делает олень, который спустился в долину вместо того, чтобы жить на неприступной высоте.
9. Быть поглощенным мирскими заботами вместо того, чтобы взращивать в себе Божественную Мудрость, значит причинять страдания самому себе, как это делает орел, сломавший крыло.
10. Присваивать, не стыдясь, приношения, посвященные гуру или Трем Прибежищам, значит причинять страдания самому себе, как это делает ребенок, глотаягорящие угольки.
Это десять видов страданий, причиняемых человеком самому себе. XIX. ДЕСЯТЬ БЛАГОДЕЯНИЙ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ЧЕЛОВЕКОМ САМОМУ СЕБЕ
1. Приносит себе благо тот, кто оставил земные дела и посвятил себя Святой Дхарме.
2. Приносит себе благо тот, кто оставил дом и семью и встретил святого гуру.
3. Приносит себе благо тот, кто прекратил заниматься мирскими делами и посвятил себя трем благочестивым деяниям - слушанию, размышлению и медитации [на избранных учениях].
4. Приносит себе благо тот, кто избегает общаться с людьми и живет в уединении.
5. Приносит себе благо тот, кто переносит лишения, отказавшись от роскоши и довольства.
6. Приносит себе благо тот, кто удовлетворяется малым и освободился от жажды приобретать земные богатства.
7. Приносит себе благо тот, кто принял решение не улучшать свое благосостояние за счет других и не отступает от него.
8. Приносит себе благо тот, кто освободился от жажды преходящих радостей и посвятил себя достижению вечного блаженства нирваны.
9. Приносит себе благо тот, кто оставил привязанность к видимым материальным вещам [которые преходящи и нереальны] и достиг познания Реальности.
10. Приносит себе благо тот, кто привел в дисциплинированное состояние трое врат знания [тело, речь и ум] и приобрел благодаря правильному их использованию Двойную Заслугу.
Это десять благодеяний, которые человек оказывает самому себе.
XX. ДЕСЯТЬ НАИЛУЧШИХ ВЕЩЕЙ
1. Для человека со слабо развитым умом иметь веру в причинно-следственный закон - наилучшая вещь.
2. Для человека со средним умом распознавать действия закона противоположностей в самом себе и в окружающем мире -- наилучшая вещь.
3. Для человека с высокоразвитым умом полностью проникнуться знанием нераздельности познающего,
познаваемого и процесса познания - наилучшая вещь.
4. Для человека со слабо развитым умом наилучшая медитация - полное сосредоточение ума на одном объекте.
5. Для человека со средним умом наилучшая медитация - непрерывное сосредоточение ума на двух дуалистических парах [феноменов и ноуменов, сознания и ума].
6. Для человека с развитым умом наилучшая медитация - сохранять ум в бездеятельном спокойном состоянии, когда благодаря знанию о том, что медитирующий, объект медитации и процесс медитации нераздельны, в уме не возникает никаких мыслей.
7. Для человека со слабо развитым умом наилучшая религиозная практика - жить, строго следуя закону причин и следствий.
8. Для человека со средним умом наилучшая религиозная практика - относиться ко всему окружающему как к сновидению или как явлениям, создаваемым магическим способом.


9. Для человека с высокоразвитым умом наилучшая религиозная практика - отрешиться от всех мирских желаний и мирских забот [считая все относящееся к сансаре в действительности несуществующим].
10. Для всех людей, независимо от их умственного развития, наилучшее свидетельство духовного роста - постепенное освобождение от затемняющих ум страстей и эгоизма.
Это десять наилучших вещей.
XXI. ДЕСЯТЬ ДОСТОЙНЫХ СОЖАЛЕНИЯ ОШИБОК
1. Достойную сожаления ошибку совершает верующий человек, если он слушает лицемерного шарлатана, а не гуру, искренне преданного Учению.
2. Достойную сожаления ошибку совершает верующий человек, если он занимается изучением наук, служащих преходящим мирским целям, и не ищет избранных тайных учений Великих Мудрецов.
3. Достойную сожаления ошибку совершает верующий человек, если он строит долгосрочные планы, как если бы он собирался обосноваться [в этом мире] навечно, а не живет так, как если бы каждый день был для него последним.
4. Достойную сожаления ошибку совершает верующий человек, если он проповедует Учение толпе [прежде чем самому убедиться в его истинности], а не медитирует на нем [чтобы убедиться в этом] в уединении.
5. Достойную сожаления ошибку совершает верующий человек, если он живет, как скупец, и копит богатство вместо того, чтобы пожертвовать его на служение религии и благотворительность.
6. Достойную сожаления ошибку совершает верующий человек, если он, не стыдясь, совершает грехи телом, речью и в мыслях вместо того, чтобы строго соблюдать обеты [чистоты и целомудрия].
7. Достойную сожаления ошибку совершает верующий человек, если он проводит свою жизнь между мирскими надеждами и страхами и не стремится к познанию Реальности.
8. Достойную сожаления ошибку совершает верующий человек, если он пытается переделывать других, а не себя.
9. Достойную сожаления ошибку совершает верующий человек, если он стремится к мирской власти вместо того, чтобы обрести духовную власть над самим собой.
10. Достойную сожаления ошибку совершает верующий человек, если он ведет бесполезную пустую жизнь и не трудится усердно, хотя у него есть все условия совершенствоваться духовно.
Это десять достойных сожаления ошибок.
XXII. ДЕСЯТЬ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ
1. С самого начвала [религиозного пути] нужно иметь такое сильное отвращение к непрерывному круговороту смертей и рождений [которому подчинена жизнь всех тех, кто не достиг Просветления], чтобы возникло сильнейшее желание вырваться из него, подобно оленю, стремящемуся избежать плена.
2. Следующим необходимым условием является настойчивость, столь сильная, когда не жаль собственной жизни [ради того, чтобы достичь Просветления], подобно тому, как домохозяин обрабатывает свои поля, не жалея об этом, даже если завтра ему суждено будет умереть.
3. Третьим необходимым условием является радостное расположение духа, подобное которому испытывает человек, совершивший какое-нибудь великое дело, оставившее глубокий след.
4. Также необходимо знать, что нельзя терять время, как знает об этом человек, тяжело раненный стрелой.
5. Также необходимо обладать способностью сосредоточиваться на одном, подобно матери, потерявшей единственного сына.
6. Другим необходимым условием является осознание ненужности каких-либо действий, подобно тому, как пастух, у которого враг угнал стадо, сознает, что никакими действиями он не может вернуть его.
7. Особенно важно стремиться овладеть Учением, подобно тому, как голодный стремится утолить свой голод питательной пищей.
8. Нужно быть уверенным в своих умственных способностях, как силач уверен в своей физической силе, благодаря которой он может удержать у себя найденный им драгоценный камень.
9. Нужно разоблачать ошибочность дуалистического мировоззрения, как разоблачают ложь лжеца.
10. Нужно иметь уверенность в том, что Таковость приносит спасение [как Единственное Прибежище] , подобно тому, как усталая ворона, оказавшаяся вдали от берега, уверена в надежности мачты корабля, на которой она сидит.
Это десять необходимых условий.
XXIII. ДЕСЯТЬ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ
1. Если осознана пустота ума, не нужно больше слушать религиозные учения и медитировать на них.
2. Если осознана незапятнанность ума, больше не требуется очищаться от грехов.
3. Очищаться от грехов не нужно тому, у кого ум приведен в спокойное состояние.
4. Тому, кто достиг безупречной чистоты, нет необходимости размышлять о Пути и способах прохождения его [так как Цель уже достигнута].
5. Если осознана нереальность [иллюзорность] познания объектов, нет нужды медитировать на состоянии прекращения процессов познания.
6. Если осознается нереальность [иллюзорность] затемняющих ум страстей, нет необходимости искать им противоядие.
7. Если все явления воспринимаются как иллюзорные, нет необходимости что-то искать или отвергать.
8. Если осознаете, что беды и страдания являются
благом, нет необходимости искать счастья.
9. Если познана нерожденная [несозданная] природа сознания, нет необходимости осуществлять перенос сознания.



Содержание раздела