В зеркале бесконечного сознания видны бессчетные отражения, которые составляют видимость мира. Это и есть индивидуальные сознания. Индивидуальное сознание - это как бы небольшое волнение на поверхности океана Брахмана, или небольшое движение пламени свечи в безветренной комнате.
Когда в этом слабеньком волнении бесконечность бесконечного сознания затуманивается, проявляются кажущиеся ограничения сознания. Это тоже свойственно бесконечному сознанию.
И это ограничение сознания называется индивидуальным сознанием.
Когда эгоизм начинает поддерживать свои собственные понятия, возникают разум, концепции независимого и отдельного сознания, разума, Майи или космической иллюзии, космической сущности и т.д.
Интеллект, поддерживающий эти понятия, создает в воображении природные элементы (земля, вода, огонь, воздух и пространство). Вместе с ними тот же интеллект становится искрой света, хотя на самом деле является самим космическим светом.
Потом он уплотняется, создавая разнообразные бесчисленные формы - где-то он становится деревом или еще чем, где-то птицей или кем-то еще, где-то - привидением, где-то - полубогом и т.д. Первое из таких изменений становится создателем Брахмой, и он создает остальное мыслью и желанием.
Так, индивидуальное сознание, карма, бог - это только вибрация в сознании, из которых следует все остальное.
Создание (разума) - это только волнение в сознании, и мир существует в разуме! Он кажется существующим из-за неточности видения, недопонимания. На самом деле это не более, чем долгий сон.
Если это понятно, тогда вся двойственность прекращается, и Брахман, индивидуальное сознание, разум, Майя, деятель, действие и мир - все видится как синонимы единого недвойственного бесконечного сознания.
Вашишта продолжил:
Одно никогда не становится множеством, О Рама. Когда множество свечей зажигаются одна от другой, во всех них горит одно и то же пламя; также единый Брахман кажется множественным.
Когда рассматриваешь нереальность этого многообразия, освобождаешься от страданий.
Ограниченное сознание - это только ограничение сознания; когда уходит ограничение, остается спокойствие - как для носящего башмаки весь мир выстлан замшей. Что есть этот мир? Ничто, только видимость, как ствол банана - ничто иное, как листья (ствол бананового дерева состоит из листьев, обернутых вокруг друг друга, в нем нет ствола как такового - или по крайней мере так считается - прим. Ана.).
Как под воздействием алкоголя можно увидеть любые иллюзии на пустом месте, так разум заставляет видеть разнообразие в единстве. Как для пьяного дерево не стоит на месте, так глупец видит движение в этом мире.
Когда разум ощущает двойственность, есть и двойственность, и ее обратная сторона - единство. Когда разум отказывается от восприятия двойственности, нет ни двойственности, ни единства.
Когда упрочился в единстве бесконечного сознания, будь ты спокоен или вовлечен в работу, ты будешь в мире с собой. Это состояние также называется состоянием не-себя или состояние знания пустоты или ничего.
Из-за волнений разума кажется, что сознание становится объектом знания! Тогда в разуме возникают всякие неверные понятия, - я рожден и т.д. Такое знание не отлично от разума.
Поэтому оно известно как глупость и заблуждение.
Чтобы избавиться от болезни этой самсары или кажущегося мира, нет другого лекарства, кроме мудрости и само-познания. Только знание лечит неверное восприятие змеи вместо веревки. Когда есть такое знание, в разуме нет стремления к чувственным удовольствиям, которые только усиливают непонимание.
Поэтому, если возникает желание, не исполняй его - разве это трудно?
Когда в разуме поддерживаются понятия об объектах, разум беспокоен и взволнован; когда в нем нет объектов или идей, мысли в нем не шевелятся. Когда есть движение мысли, мир кажется существующим; когда это движение прекращается, прекращается и восприятие мира. Само движение мысли называется ограниченным сознанием, причиной и действием, это и есть то семя, из которого вырастает проявление мира.
Затем следует создание тела.
Вашишта продолжил:
По разным причинам, это движение мысли существует; кто-то освобождается от этого за одну жизнь, а кто-то - за тысячи жизней. Когда шевелятся мысли, невозможно увидеть истину, и тогда есть чувство я, это мое и т.д.
Проявление мира - пробужденное состояние сознания, эгоизм - состояние сновидения, разум - состояние глубокого сна; а чистое сознание - четвертое состояние или непротиворечивая истина. За этим четвертым состоянием - обсолютная чистота сознания.
Тот, кто утвердился в этом состоянии, находится вне страданий.
Как утверждают, что кажущийся мир имеет своей причиной абсолютного Брахмана, точно в таком же смысле небо (пространство) является причиной роста дерева (т.к. небо не препятствует росту, оно способствует или является причиной роста). На самом деле, Брахман не является активным причинным фактором, и это понимается в процессе познания.
Как человек, роющий яму в твердой земле, обнаруживает по мере рытья пустое пространство, так и ты, по мере продвижения в познании, найдешь истину, что все это есть ничто иное, как бесконечное сознание.
Рама спросил:
Молю тебя, расскажи мне как это творение стало столь обширным.
Вашишта продолжил:
Вибрация в бесконечном сознании не отлична от самого этого сознания. Как из этой вибрации проявляется индивидуальное сознание, так из индивидуального сознания проявляется разум, потому что индивидуальное сознание думает. Сам разум увлекается понятиями о пяти элементах и сам становится пятью элементами. О чем ни думает этот разум, только то он и видит.
Затем индивидуальное сознание обзаводится органами чувств, одним за другим - язык, глаза, нос, тактильные ощущения и т.д. В этом нет причинно-следственной связи между разумом и чувствами, но есть совпадение мысли с проявлениями органов чувств - как ворона садится на пальму и случайно с пальмы падает плод, а кажется, что ворона его сбила!
Так первое космическое индивидуальное сознание начинает свое существование.
Рама спросил:
О святой, если непонимание на самом деле не существует, почему вообще надо беспокоиться о просветлении или понимании?
Вашишта ответил:
Рама, эта мысль должна возникнуть в свое время, вовсе не сейчас! Цветы распускаются и плоды созревают в положенное им время.
Космическое индивидуальное сознание издает ОМ и чисто желанием создает разнообразные объекты. Как создатель Брахма возник из-за желания, так и червяк возник из-за желания: так как последний застрял в нечистотах, его действия мелки. Разница - чистая иллюзия.
Воистину, нет создания, а потому нет и разделения в нем.
3.2. Сказка о Каркати
Вашишта продолжил:
В этой связи, О Рама, есть древняя легенда, которую я тебе сейчас расскажу.
Однажды на севере Гималаев жила ужасная демонша Каркати. Она была огромного размера, черная и страшная на вид, как смертный грех.
Она никогда не могла наесться и была все время голодна.
Она подумала: Если бы только я могла съесть сразу всех людей на континенте Джамбудвипа, тогда бы мой голод пропал, как мираж пропадает после сильного дождя. И ничего плохого в этом нет - ведь заботиться о собственной жизни - это нормально. Однако люди Джамбудвипы весьма благочестивы, щедры, скромны и знают толк в лекарственных растениях, поэтому вроде таких мирных обижать нехорошо.
Ну, тогда я буду, не щадя себя, молить богов, ибо молитвой и унижением тела можно добиться того, что обычно добыть трудно.
Потом Каркати влезла на одну из заснеженных вершин и начала свою епитимью, стоя на одной ноге. Она была неподвижна, как мраморная статуя и даже не замечала проходящих дней и месяцев.
Через некоторое время она так исхудала, что стала похожей на скелет, обтянутый прозрачной кожей. Так она стояла тысячу лет.
Через тысячу лет перед ней возник создатель Брахма, удовлетворенный ее самоотречением и настойчивостью, - этим можно достичь чего угодно, даже обезвредить ядовитые испарения. В уме она ему поклонилась и начала раздумывать о чем бы его попросить. Ага, - подумала она, - надо попросить сделать меня живой стальной иголкой (Сусика), воплощением болезни (современный аналог - болезнетворная бактерия или вирус - прим. Ана.). Так я смогу одновременно входить в сердца разных существ и выполню свое желание наконец-то перестать голодать.
И когда Брахма спросил ее, что она желает за свои страдания, она высказала ему свое желание.
Брахма сказал:
Пусть будет по-твоему. Будучи такой мелкой, ты будешь входить в сердца и мучить тех, кто ест неправильную пищу и вообще живет неправильно. Однако от этой напасти можно будет освободиться использованием заклинания.
Повторив эту мантру, ее надо носить на левой руке и думая о луне, провести этой рукой над больным, который сразу же выздоровеет. (Тут Брахма сказал лечащую мантру).