d9e5a92d

Разум является командиром, а чувства - солдатами.


Когда истина осознана, эта объективная вселенная перестает волновать тебя, даже если ты продолжаешь ее видеть и даже если она полна беспокойств.
Рама спросил:
Невежество не прекращается без полного контроля над чувствами - молю, скажи мне, как можно контролировать чувства?
Вашишта сказал:
Я опишу тебе, как легко можно контролировать чувства собственными усилиями. Индивидуум (персона) есть только чистое сознание - из-за осознания чистым сознанием самого себя оно становится (его называют) индивидуальным сознанием.

Что это индивидуальное сознание думает, оно мгновенно этим и становится. Поэтому, попытка контролировать себя или чувства должна быть направлена на это понимание себя.

Разум является командиром, а чувства - солдатами. Поэтому контроль над разумом (победа) является и контролем над чувствами.

Если на твои ноги одеты кожаные башмаки, для тебя вся земля покрыта кожей!
Когда осознавание себя растет в сердце и укрепляется в чистом сознании, тогда разум естественно и без усилий становится спокойным. Он не может стать спокойным другими методами - истязанием тела, путешествиям к святыням и ритуалами. Когда осознавание себя осознает ощущение, тогда это ощущение не оставляет памяти в сознании и сразу же как бы забывается (не становится скрытой тенденцией - прим. Ана.).

Даже попытка сделать это приближает человека к высшему состоянию само-осознания.
Утвердись в спокойном состоянии, которое станет твоим только когда достигнуто выполнением собственных должных действий. Тот победил себя, кто остается в спокойствии и удовлетворенности, выполняя то, что должно быть выполнено и избегая того, чего следует избегать. Его разум находится в спокойствии, наслаждается наблюдением себя и не заинтересован во внешних событиях и наблюдениях.

Когда самонаблюдение становится нормальным состоянием, разум оставляет свою обычную непоседливость и разворачивается к мудрости. Мудрый человек достигает победы над чувствами и не тонет в волнах скрытых тенденций или умственных ограничений. Он видит мир таким, каков он есть.

Тогда иллюзия самсары или кажущегося мира прекращается, и с ней прекращаются все страдания.
Когда человек осознает, что это только чистое сознание (которое вне мыслей и которое потому никогда не становится объектом восприятия или ощущения) проявляется как этот мир, что такое несвобода и что такое освобождение? Сухая вода не течет, ощущение без причины не создает психологического разделения. Ощущение подобно пространству, одевающему разные формы я и ты и т.д., и которое кажется создающим многообразие там, где ничего подобного не может возникнуть.

Чистое сознание наполняет пространство и вне его не существует ничего.
Вашишта продолжил:
Когда есть непосредственное переживание истины, что я не являюсь ни деятелем, ни действием, ни инструментом, но я есть чистое сознание, и мир не поддается определению, это называется само-осознанием. Мир кажется тем, чем он не является, - поэтому само-осознание, показывающее мир как он есть, является высшей истиной.
Как существо со множеством конечностей едино с ними и составляет с ними единое существо, так и Брахман един с бесчисленными своими частями, называемые индивидуальным сознанием и т.д. Объект - это только видимость, сознание есть безграничное спокойствие, существующее вечно и неизменно. Бесполезно исследовать их как что-то отдельное.

В бесконечном существуют бесконечные понятия; они зовутся невежеством, и нет тут другого невежества.
Индивидуальное сознание попеременно переходит от бодрствования к сновидению и от сновидения к бодрствованию, но оно постоянно, будь оно спящим или бодрствующим. Два состояния - глубокого сна и турии (четвертое состояние) - являются реальностью, стоящей за пробужденным состоянием и сновидением, и два последних на самом деле являются одним и тем же, и на самом деле турия знает все остальные состояния. Для просветленного, пробужденное состояние, сновидение и глубокий сон являются только турией, потому что в турии нет невежества.

Потому оно не двойственно, хоть и кажется, что в нем существует многообразие. Люди, говорящие о двойственности и недвойственности, глупы и невежественны как дети, просветленные посмеиваются над всем этим.



Однако, без такой дискуссии, основанной на двойственности и недвойственности, невозможно очистить чье-то сознание от невежества. Только в этом духе я возился со всем этим, потому что я твой близкий друг.
Мудрые постоянно говорят об этой истине, просветляя друг друга. Когда они таким образом постоянно медитируют и наблюдают истину, они достигают просветления, которым они достигают высшего состояния. (Эти две строфы напоминают Гиту, но во второй присутствуют значительные изменения, которые дают понять, что когда ученик готов, просветление случается. - прим.

Свами Венкатесананды).
Высшее состояние не достигается без усилий. Поэтому, чтобы помочь тебе ясно понять истину, я объяснил ее множество раз, используя разные иллюстрации.

Если даже невежественный человек попробует эту истину, объясненную снова и снова, он достигнет просветления. Несомненно, дурак тот, кто думает после прочтения этого: Я знаю это и мне нечему больше учиться. Знание, обретенное изучением этого писания, не обретается изучением никакого другого писания.

Это писание дает тебе и эффективность действий, и совершенство мудрости.
Вашишта продолжил:
В бесконечном сознании (которое можно сравнить с орбитой солнца) есть бесчисленные частицы пыли, называемые индивидуальными сознаниями. Когда ты говоришь, что они в этом, они считаются его частями, хотя на самом деле нет никаких частей сознания. Множество оставляет свое многообразие, обретая просветление. Однако, когда это (множество) описывается как единое, оно не становится чем-то отличным от того, чем оно было ранее. Оно одинаково во всех условиях и состояниях.

Это есть содержание сознания или осознание мудрых. Только это существует, ничто более никогда не существовало.

Только с помощью этого глупец ощущает объект собственной глупости. Мы не знаем ни я, ни ты, ни даже объект, который глупец воспринимает по глупости. Чувства я просветлен и он глуп и это - истина не возникают в просветленном. То, что называется созданием, никогда не было создано и никогда не появлялось. Этот мир есть Брахман, который есть, как он есть.

Поэтому здесь не существует никаких невежественных людей или существ. Есть только бесконечное пространство, в котором плавают такие понятия, как это создатель Брахма и т.д.
Сознание, которое существует в состоянии пробуждения, входит в состояние сновидения и становится сном. Сонное сознание, пробуждаясь во сне, достигает пробуждения во сне. Сонное состояние переходит в состояние бодрствования, и состояние бодрствования оставляет сновидение и пробуждается. Когда состояние бодрствования переходит в состояние сна, спящий как бы просыпается. Спящий считает пробужденное состояние сном, для него сознание во сне есть реальное пробужденное состояние.

Несомненно, для спящего истинное пробужденное состояние есть сон, а не другое пробужденное состояние.
По отношению к состоянию пробуждения, сон кажется коротким. Также спящий считает пробужденное состояние коротким.

Между этими двумя нет никакой разницы, и ни одно из этих состояний не является реальным. Когда осознанность пропадает, прекращаются и бодрствование, и сон.

Остается пустота. Живущий человек не ощущает другой мир ни во сне, ни при бодрствовании до тех пор, пока не возникает осознание смерти.

Как сны возникают в сознании и создают три мира, так мир появляется в состоянии пробуждения. Как творение во сне есть чистейшая пустота, так и мир пробужденного состояния есть только пустота, или бесконечное сознание, в котором только возникают видимости. Мир есть иллюзия, появляющаяся в сознании благодаря присущей ему силе.

Только сознание сияет как вода, земля, пространство и стены. Нет ничего в нем, что можно схватить и удержать.
Вашишта продолжил:
Высшее Я или бесконечное сознание есть наиболее очевидная истина, которая не нуждается в словах и независима от слов, как высшее Я или знание. Прямо с начала изначального творения, существует только это бесконечное сознание с понятием создания. Мудрые люди и ученые провозгласили, что само-осознание лишено понятий и знания материальных объектов.

Но все это есть только сознание. Никакого знания (категории), называемого незнанием, не было тут известно.

Знание и незнание (невежество) являются двумя концепциями, которые не подразумевают под собой никакой реальности. Что здесь знать или не знать? Знание того, что есть, знание того, что это есть это, и знание того, что нереально - все это возникает в сознании.

Знание себя, знание нереального, отсутствие знания, знание, что истина отличается от видимости - все это только игры бесконечного сознания и они являются проявлениями или продолжением само-осознания.
Факт само-осознания существует даже когда термин само-осознание отбрасывается. Существует только само-сознание. Я сейчас приведу пример. Есть такой могучий камень, огромный, и чьи стороны есть синее небо. В нем нет никаких привязанностей, потому что нет разделения.

Он совершенно тверд и неделим. Он неразрушим, несравним и уникален.

Его происхождение неизвестно. Его содержание - твердый не-материал.

Внутри него есть бесчисленные отпечатки или образы, известные себе как индивидуальные сознания. Он сознателен и бессознателен.



Содержание раздела