Чрезвычайно популярны в последние годы в экономической статистике индикаторы, основанные на методике построения так называемых диффузионных индексов. Подобного рода индексы, по своей природе являющиеся показателями делового оптимизма участников бизнеса, регулярно публикуются (под названиями PMI) в США, Англии и Германии, где они создаются соответствующими ассоциациями бизнесменов; применяются они как для оценивания направленности общественного мнения так и для измерения динамики объективных показателей.
В Японии же аналогичный индекс TANKAN взят на вооружение самим Центральным банком (BOJ) как инструмент анализа динамики экономических процессов для принятия решений в области денежной политики.
Диффузионные индексы, в отличие от многих других индикаторов социально-экономической статистики, являются чисто субъективными показателями. Они не измеряют объем выпуска, количество заказов, доходы и т.д., но является лишь отражением того, как участники экономических процессов воспринимают происходящие изменения - к лучшему они (по их мнению) или же ведут к ухудшению.
Несмотря на такую субъективность, а точнее - именно благодаря ей - эти индексы обладают чрезвычайно сильными предсказывающими свойствами, они являются опережающими индикаторами, сильно коррелирующими с основными параметрами экономических циклов.
Диффузионный индекс строится по результатам опроса большого числа участников, каждый из которых отвечает на вопрос типа улучшились ли условия
Вашего бизнеса в плане: новых заказов, цен, рынка труда, сроков выполнения заказов, новых экспортных заказов и т.д.; при этом он выбирает один из трех вариантов ответа: да, нет, без изменения. Значение диффузионного индекса (diffusion index) вычисляется для конкретного вопроса как сумма:
DI = {% ответивших да} + 0,5 * { % ответивших без изменения}
вычислив такие диффузионные индексы для каждого вопроса, их затем усредняют, получая составные средние индексы типа PMI или TANKAN. Они весьма эффективно отслеживают динамику экономического цикла, являясь опережающими показателями: начало падения индекса после периода роста предсказывает переход бизнес-цикла из стадии роста (expansion) в спад (recessionn), а разворот кверху после падения предсказывает начало восстановления (recovery).
Тесная корреляция диффузионных индексов с экономической динамикой, оцененная по многолетним статистическим данным, позволяет использовать их даже для предсказания значений ВВП на квартал вперед.
Такие индексы публикуют сегодня почти все страны Большой семерки, например в Англии они строятся с 1991 года (UK PMI или CBI-Corporation of British Industry). Германский PMI начал выходить с 1998 года, он включает обзор 350 компаний по следующим пяти вопросам: выпуск (output), новые заказы (new orders), занятость (employment), время поставки заказов (supplier's delivery times), закупки товарных запасов (stocks of goods purchases).
С 1999 года выходит и объединенный PMI по евро-региону, охватывающему 11 государств с единой валютой евро (EU PMI). Наиболее мощный охват статистики бизнеса (по 34 000 участникам) осуществляется американским индексом PMI национальной ассоциации NAPM (National Association of Purchasing Managers), который ведется с 1931 года; только штат сотрудников, обеспечивающих статистику, составлял до 300 человек.
Индексы типа PMI являются ежемесячными и публикуются в первый рабочий день месяца. Исключение -японский TANKAN, ежеквартальный.
Японский индекс является исключением также и в том отношении, что он создается не профессиональной ассоциацией бизнеса, как в других странах, а государственным органом - Центральным Банком, и является официально объявленным ориентиром в принятии решений, касающихся денежной политики.
Подробно структуру и свойства индексов делового оптимизма мы рассмотрим на примере американского индекса.
Purchasing Managers’ Index (PMI), NAPM Обзор американской ассоциации NAPN лежащий в основе ее индекса PMI, включает вопросы, на которые участнику анкетирования предлагается ответить - изменились ли условия его бинеса за прошедший месяц к лучшему (ответ 'higher), к худшему (lower), или остались без изменения (unchanged) в отношении следующих факторов:
занятость (employment),
цены (commodity prices),
время доставки (vendor deliveries), производство (production), запасы (inventories), новые заказы клиентов (new orders from customers),
новые экспортные и импортные заказы (new export and import orders), накопившиеся неисполненные заказы (order backlogs), этот пункт введен в 1993 году по предложению нынешнего председателя Федеральной Резервной Системы А.Гринспана.
В целом, PMI надежно предсказывает поворотные точки циклов роста (то есть циклических изменений на стадиях роста экономики), но с его помощью сложно отличить цикл роста от общего гло -бального экономического цикла (по статистике США после Второй Мировой Войны, 82% всех пиков делового цикла сопровождались рецессией, то есть циклы роста - явление достаточно редкое).
В исследованиях статистиков доказана очень сильная корреляционная связь PMI с такими параметрами экономики как промышленное производство и ВВП в целом. Например, с высокой степенью точности на основе данных за 1980-1992 г.г. была выведена формула, связывающая значение PMI с показателем промышленного производства (IP -industrial production) через два месяца:
IP = 0,52 x PMI[-2] - 23,4
из нее, в частности видно, что значение PMI = 45,9 соответствует стабильному промышленному производству (IP=0). Аналогичная формула показывает связь PMI с показателем ВВП через квартал:
GDP = 0,317 x PMI[-1] - 13,9
Отмечается также, что диффузионные индексы цен DI(prices) являются опережающими индикаторами поворотных пунктов в инфляционном цикле.
Следует заметить, что при чтении индексов делового оптимизма, Вы можете встретить отрицательные значения, хотя определенные выше индексы заведомо ограничены диапазоном [0,100]. Это связано с тем, что некоторые статистические организации пользуются несколько иным определением индекса, а именно, они берут NPR (net percentage rising), равный проценту ответивших 'higher минус процент ответивших lower, который связан с DI очевидным соотношением:
NPR = 2 x (DI - 50)
Свойства индексов делового оптимизма объясняют, почему рынки с таким вниманием ждут момента их публикации, а также показывают, что сбор и анализ статистики индексов PMI может дать очень много полезной информации для трейдера, особенно в такой ситуации, которая имеет место на неделе 28 июня - 2 июля, когда очень хочется предугадать решения центральных банков, от которых будут зависеть валютные ходы в достаточно длительной перспективе.